Положение о порядке проведения аттестации работников организации (пример)
Содержание:
- Виды аттестации, периодичность, сроки
- 4 Ответственность за процесс аттестации и оценке персонала
- Решение аттестационной комиссии
- Какие бывают формы аттестации работников — 3 формы проведения
- 1 Общие принципы аттестации и оценки персонала
- Порядок подготовки аттестации персонала
- Проведение аттестации
- Заключение
Виды аттестации, периодичность, сроки
2.1. На Предприятии проводятся очередная и внеочередная аттестации.
2.1.1. Очередная аттестация сотрудников является обязательным плановым мероприятием и проводится периодически по категориям работников:
— На аттестационной комиссии ХХХ:
· руководителей аппарата управления ХХХ и руководство обособленных структурных подразделений – 1 раз в один год;
· специалистов аппарата управления ХХХ – 1 раз в два года.
— На аттестационной комиссии служб (подразделений) Главного инженера:
· специалистов служб (подразделений) и основного персонала.
— На аттестационной комиссии обособленного структурного подразделения:
· руководителей аппарата управления обособленных структурных подразделений — 1 раз в один год;
· специалистов аппарата управления обособленных структурных подразделений — 1 раз в два года;
· основной персонал — 1 раз в три года.
Очередной аттестации не подлежат:
· руководители, проработавшие в занимаемой должности менее одного года;
· беременные женщины;
· руководители, проработавшие менее одного года после выхода из отпуска по уходу за ребенком.
2.1.2. Внеочередная аттестация руководителей не является обязательным плановым мероприятием. Она может проводиться в следующих случаях:
· по истечению испытательного срока, установленного для руководителя при приеме на работу;
· при назначении руководителя на вышестоящую (нижестоящую) должность;
· при переводе руководителя в другое подразделение Предприятия;
· для выявления причин неудовлетворительной работы филиала или руководителя;
· по личному письменному заявлению руководителя в комиссию с соответствующим предложением и указанием конкретных причин, побудивших его к данной просьбе;
· по обоснованному обращению руководителя Предприятия в комиссию с предложением провести аттестацию конкретного руководителя.
4 Ответственность за процесс аттестации и оценке персонала
4.1. За общие результаты деятельности по аттестации персонала перед Президентом Компании несет ответственность Директор по управлению персоналом.
4.2. За организацию деятельности по аттестации и оценке персонала несет ответственность Менеджер по внутрикорпоративному обучению и развитию персонала.
4.3. За организацию рабочего процесса в период проведения аттестации и оценки, а также за подготовку оценочных процедур в части профессиональной деятельности несет профильный Вице-президент или назначенный им Линейный руководитель (не ниже Начальника отдела).
4.4. За своевременное рассмотрение и утверждение результатов аттестации несет ответственность Председатель Аттестационной комиссии
4.5. За определение сроков аттестации директоров Компании несет ответственность Правление.
Приложение 1
Решение аттестационной комиссии
1. Фамилия, имя, отчество_____________________________
2. Дата рождения ________________
3. Сведения об образовании и повышении квалификации ( что окончил и когда, специальность и квалификация )_________________ (_____)
4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность – _________________________________________________
5. Общий трудовой стаж ______________
6. Стаж работы в ООО «***» _________________________________
7. Вопросы к аттестуемому и ответы на них:
Вопр.
Ответ:
Вопр.
Ответ:.
Вопр.
Ответ:
Вопр.
Ответ:
Вопр.
Ответ:
8. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии:
_______________________________________________________________________________
9. Оценка деятельности работника по результатам голосования:
— соответствие должности________________
— отнесение к разряду оплаты____________
Количество голосов «за»_ __ «против»_________-
10. Рекомендации аттестационной комиссии:
— _____________________________________________________________________________
Председатель аттестационной комиссии ___________________
Члены аттестационной комиссии ______________________
______________________
Секретарь аттестационной комиссии ______________________
Дата «_____» ______________200___г.
С аттестационным листом ознакомился_____________________ «____» ____________2002 г.
( личная подпись аттестуемого )
Приложение 8
к Положению об аттестации
Сотрудников ООО “Р-С”
От 01.06.2004
Протокол
Аттестационной комиссии № 1
«___» __________ 2004 года
В соответствии с приказом № _________ от «___» _______ 2004 года аттестационная комиссия провела аттестацию работников ООО «***».
Рассмотрев результаты аттестации работников комиссия постановила:
1. Аттестовать:
1. _____________ в должности ____________________.
2. ______________ в должности
3. и т.д.
Председатель аттестационной комиссии _____________________ /__________/
Члены Аттестационной комиссии: ____________________ / ____________/
____________________ / _____________ /
____________________ / ______________/
Секретарь аттестационной комиссии: ____________________ / _____________ /
«____» ___________ 2004 г.
Приложение 8
к Положению об аттестации
Сотрудников ООО “Р-С”
От 01.06.2004
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
Показателей для оценки квалификации руководителей подразделений
Оценка служебной квалификации аттестуемого сотрудника основывается на заключении об его соответствии положениям должностной инструкции, определении доли его участия в решении поставленных задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности:
— образование;
— Стаж работы по специальности;
— Профессиональная компетентность;
— Знание необходимых в работе нормативных правовых актов;
— Знакомство с отечественным и зарубежным опытом в данной области;
— Умение оперативно принимать решения для достижения поставленных целей;
— Качество законченной работы;
— Способность адаптироваться к новой ситуации и находить новые подходы к решению возникающих проблем;
— Своевременность выполнения должностных обязанностей;
— Ответственность за результаты работы;
— Интенсивность труда (способность в ограниченные сроки справляться со значительным объемом работы);
— Умение работать с документами;
— Способность прогнозировать и планировать, организовывать, прогнозировать и анализировать свою работу или работу подчиненных;
— Способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы;
— Производственная этика и стиль общения;
— Способность к творчеству, предприимчивость;
— Участие в коммерческой деятельности;
— Самостоятельность;
— Способность к самооценке;
Какие бывают формы аттестации работников — 3 формы проведения
В зависимости от целей подбирается и способ проведения аттестации. Наиболее известны 3 формы этой процедуры. На практике их гораздо больше, ведь часто происходит смешение и в итоге получается комбинированный формат.
В рамках этой публикации я предлагаю рассмотреть лишь основные из них: две устные (индивидуальное и коллегиальное собеседование) и письменное тестирование.
Форма 1. Устная в виде индивидуального собеседования
Индивидуальное собеседование проводит, как правило, руководитель подразделения, в котором работает сотрудник. Результаты служат основой для составления отзыва-характеристики.
В процессе выясняется отношение аттестуемого к работе. Определяются проблемы, возникающие у сотрудника при исполнении трудовых обязанностей.
Форма 2. Устная в виде коллегиального собеседования
Коллегиальное собеседование проводится утвержденной для этих целей комиссией. Сначала выслушивают отчет самого испытуемого о его обязанностях в рамках должности, положительных и отрицательных моментах работы. При необходимости задаются уточняющие вопросы.
В процессе беседы определяется уровень профподготовленности специалиста и его соответствие должности.
Форма 3. Письменная в виде тестов
Наиболее объективной формой считается тестирование. Аттестационное тестирование требует серьёзной подготовки.
Во-первых, необходимо сформировать и утвердить тестовые вопросы. Они должны в полной мере соответствовать специальности и квалификации аттестуемых сотрудников.
Во-вторых, заранее следует определить % правильных ответов для определения успешного прохождения испытания.
Аттестация персонала с помощью тестирования значительно снижает конфликтные ситуации в процессе ее проведения, так как все ответы фиксируются и в любой момент могут быть представлены на экспертизу.
Однако при явных достоинствах письменной аттестации у неё есть и ряд недостатков, к примеру, требуются:
- подготовка тестов для аттестации,
- обработка большого количества анкет,
- анализ полученных результатов,
- сведение отчётности и статистики в разрезе организации и по отдельному сотруднику.
Но сейчас на рынке появились сервисы, помогающие автоматизировать аттестацию, оценку, тестирование персонала. Это программы, которые позволяют создать тесты и опросы, назначить их сотрудникам и свести все результаты в настраиваемых отчетах. Кроме того, для проведения тестирования не нужны компьютеры или аудитории, сотрудники могут пройти тестирование со смартфонов в любое время. Подробное описание наиболее популярных сервисов вы можете найти в обзорной статье.
1 Общие принципы аттестации и оценки персонала
1.1. Аттестация является обязательной плановой процедурой для каждого сотрудника Компании Сотрудник имеет право отказаться от аттестации, но в этом случаи компании не рассматривает его кандидатура при изменения з/п , система поощрения , развитие карьеры , обучении персонала.
1.2. Периодичность проведения плановой аттестации – 1 раз в 6 месяцев. В случае перевода сотрудника из подразделения в подразделение, минимальный срок между аттестациями составляет полгода (Год).
1.3. Решением профильного Вице-президента или руководителя подразделения (не ниже Начальника отдела), для сотрудников может быть проведена внеплановая процедура оценки, цели которой определяются каждый раз на основании запроса.
1.4. Аттестация является основанием для принятия решений о занесении сотрудников в кадровый резерв, кадровых перемещениях, изменения категории сотрудника, изменения базовой тарифной ставки.
1.5. Аттестация является основанием для формирования программ развития и обучения сотрудников.
1.6. Результаты аттестации утверждаются Аттестационной комиссией.
1.7. Аттестация директоров Компании проводится раз в год по решению Правления.
2
Порядок подготовки аттестации персонала
2.1. График проведения аттестации сотрудников утверждается приказом _________ по представлению _______________________________________________________________________________
2.2. В графике проведения аттестации указываются фамилия, имя, отчество, должность аттестуемого, наименование подразделения, в котором он работает, дата и место проведения аттестации.
2.3. Информация о предстоящей аттестации доводится до сведения аттестуемого сотрудника под подпись не позднее чем за _____месяц до даты проведения аттестации.
2.4. Приказом __________создается аттестационная комиссия численностью не менее _____членов.
2.5. В состав аттестационной комиссии включаются: председатель – _______________________, _________ – ___________________ и члены комиссии – представитель профсоюзного комитета, начальники или сотрудники отделов кадров и профессионального развития персонала, непосредственный руководитель аттестуемого сотрудника, а также высококвалифицированные специалисты Организации.
2.6. Аттестационная комиссия имеет право привлекать к своей работе квалифицированных экспертов в различных областях знаний, в том числе со стороны, на платной основе, для компетентной оценки пригодности отдельных специалистов занимаемой должности (выполняемой работе).
2.7. Секретарь аттестационной комиссии не позднее чем за ___ _______до даты проведения аттестации представляет в комиссию материалы на каждого аттестуемого сотрудника.
2.8. В состав материалов входят копии документов об образовании, повышении квалификации, стаже работы, должностная инструкция сотрудника, характеристика непосредственного руководителя, данные опроса общественного мнения (групповой оценки личности аттестуемого), отзывы об аттестуемом сотруднике со стороны других сотрудников и клиентов Организации, с которыми он соприкасается в своей профессиональной деятельности.
2.9. При повторной аттестации к документам прилагается аттестационный лист.
2.10. Опрос общественного мнения проводится отделом кадров или привлеченными специалистами по запросу руководителя структурного подразделения или самого аттестуемого сотрудника среди персонала Организации, с которым он непосредственно контактирует в процессе профессиональной деятельности, в том числе вышестоящего руководства, подчиненных сотрудников, коллег аттестуемого, находящихся с ним на равной ступени управленческой иерархии. Целью опроса является групповая оценка и самооценка профессиональных, личностных качеств анкетируемого, его способности к коммуникациям, установлению эффективного делового общения в коллективе.
2.11. Данные опроса представляются в комиссию в обобщенном виде; анкеты, используемые при проведении опроса, носят анонимный характер.
2.12. Сотрудник, подлежащий аттестации, должен быть заранее, не менее чем за __________ до даты проведения аттестации, ознакомлен с представленными в комиссию материалами. Он имеет право представить в комиссию недостающие материалы, которые, по его мнению, могут повлиять на результаты аттестации.
Не менее чем за __________ до даты проведения аттестации аттестуемому сотруднику предоставляется право ознакомиться с тематикой предстоящего на аттестации собеседования. Примерную тематику собеседования для различных категорий сотрудников составляет секретарь комиссии по согласованию с соответствующими профильными специалистами и утверждает председатель аттестационной комиссии. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Проведение аттестации
Модель проведения аттестации в каждом регионе Российской Федерации разрабатывается индивидуально.
В качестве возможных форм проведения аттестации выступают:
- рабочая программа, тестирование, билеты, конспекты уроков;
- исследовательская или творческая работа;
- образовательный проект;
- модель деятельности по направлению развития образовательного процесса.
Формы предоставления результатов работы могут быть следующие:
- аналитический отчет;
- презентация программы, методического пособия;
- конференция;
- публичная защита своих разработок экспериментального характера.
Любая деятельность на основе своих разработок должна быть отработана на личном примере и зафиксирована. Данные должны быть на любом образовательном портале, желательно портале своего учебного заведения.
Прежде чем они будут распространены, он должны быть одобрены и зафиксированы участниками образовательного процесса.
Все разработки должны быть дополнены отзывами специалистов – других учителей, логопеда, дефектолога и других в зависимости от решаемых задач.
В числе членов экспертной комиссии должны быть – председатель, его заместитель, члены и секретарь. Если на базе учреждения сформирован профсоюз, то его представитель обязан входить в состав комиссии.
Если при принятии решения произошли разногласия, то в протокол вносятся мнения каждого члена.
В случае, если педагог не согласен с решением аттестационной комиссии, он может подать апелляцию и обжаловать вынесенное решение.
Аттестацию могут не проходит следующие категории педагогических кадров:
- те сотрудники, кто занимает должность менее 2 лет;
- те сотрудники, кто провел на больничном больше 4 месяцев;
- беременные женщины;
- педагоги, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Однако, в случае, если кто-то из этих специалистов изъявил желание пройти аттестацию, ему не могут отказать.
Если сотрудник переходит в другое образовательное учреждение, даже за пределами текущего региона, его категория сохраняется до окончания срока.
Все педагоги должны понимать важность проведения аттестации. Без такого рода проверок невозможно проведение эффективной работы образовательных учреждений
При присвоении какой-либо категории педагог может получить не только повышение заработной планы, но и уважение среди своих коллег и возможность дальнейшего карьерного роста не только в школе, но и в системе образования в целом.
Качественные кадры всегда будут иметь ценность. Комиссия при оценке должна увидеть качественную подготовку педагогического работника. Учителю нужно показать все свои знания, умения и таланты.
Но важно, чтобы педагоги показывали отличную работу не только на аттестации, но и в ежедневной постоянно работе с учениками. Ведь от работы педагога зависит, какое образование получит каждый ученик, кем он станет в дальнейшей жизни
Ведь от работы педагога зависит, какое образование получит каждый ученик, кем он станет в дальнейшей жизни.
Все знания, получаемые ими нужны не только для сдачи выпускных экзаменов, но и для дальнейшего саморазвития и самореализации в жизни.
Заключение
Аттестация работников — полезная и нужная процедура для всех компаний независимо от масштабов и видов деятельности.
Качественно проведенная оценка позволит компании решить многие проблемы: повысить заинтересованность работников, оптимизировать производство, создать кадровый резерв и т.д.
Я рассказала об основных моментах этого процесса. Если вам интересна тема аттестации, читайте другие статьи из этой серии на сайте проекта.
Всего вам наилучшего! Пишите отзывы на статью, комментируйте, задавайте вопросы!
Автор статьи: Виталий Цыганок
Разработчик сайтов, фрилансер. Учился в МГУПИ города Ставрополя по специальности “Прикладная информатика в экономике”, но бросил институт на третьем курсе. Имеет опыт работы официантом, почтальоном, грузчиком.
Рассматривает сайты как источник постоянного пассивного дохода. С партнером запустил с нуля более 25 интернет-ресурсов.
Сооснователь и редактор ХитёрБобёр.ru до 2019 года, на сайте отвечал за семантическое ядро и SEO-продвижение.