Аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности: процедура проведения
Содержание:
Что думают педагоги об изменениях
Поправки будут стимулировать учителей к повышению квалификации и стремлению расти как профессионал, считает депутат Мажилиса Ирина Смирнова.
«Если пять лет назад учителя не могли надеяться на надбавку к зарплате по итогам квалификационного тестирования, то теперь могут получить 30-50% от оклада в случае успешного прохождения процедуры присвоения (подтверждения) квалификационной категории. Это благотворно повлияет на профессию учителя в стране. Между специалистами будет расти конкуренция», – говорит Ирина Смирнова.
Если раньше учитель на тестировании не набирал баллов для получения квалификации «педагог-мастер», то теперь он может получить квалификационную категорию на ступень ниже.
Теперь учителя могут подавать заявление на тестирование, не уведомляя администрацию школы, то есть не зависеть от субъективного взгляда руководства.
«Мало того, о его участии или результатах тестирования никто не уведомляется, кроме него самого. Если даже он провалит тестирование, об этом никто не узнает. Раньше при недоборе баллов учитель подвергался осуждению в своей школе. Сейчас он просто стремится лучше сдать и добиться новой ступени. Он может заниматься самообразованием и не зависеть от взгляда школы», – продолжает депутат.
МОН разработало единые критерии оценивания портфолио педагога на присвоение (подтверждение) квалификационной категории.
По мнению учителя Ольги Михайловой, новые изменения улучшат статус педагогов в Казахстане.
«После распада Союза в Казахстане статус учителя несколько пошатнулся. Молодёжь неохотно шла в эту профессию. Правительство старается исправить это положение и вывести статус педагога на более высокий уровень. Считаю, что с новыми правилами аттестации повысится здоровая конкуренция между педагогами, люди захотят иметь более высокую квалификацию. Остаётся только учиться и повышать свои знания», – считает педагог алматинской школы.
Директор гимназии №60 Алматы Бакытбек Калжанов уверен, что педагоги должны регулярно сдавать аттестацию. Это заставляет человека работать над собой, повышать уровень образования, читать больше литературы и не позволяет довольствоваться имеющимися знаниями.
Но не все считают, что новые изменения в аттестации учителей значительно отличаются от того, что было раньше.
«Порядок остался фактически таким же. Как и прежде, окончательное решение зависит от портфолио учителя. А с этим всё не однозначно. Некоторые учителя с высоким уровнем знаний и навыков отдают своё время работе с детьми, поэтому у них не так много документов на руках. А есть такие, у кого кипа сертификатов, но за грудой документов нет человека. Сложно разглядеть компетенции, когда решаешь вопрос о присвоении квалификации по бумагам. Я не вижу положительных изменений в системе аттестации», – говорит педагог Алма Игликова.
Важно, что теперь на доплату могут претендовать и молодые специалисты. Выпускники вузов уже сейчас могут пройти тестирование и получить квалификацию «педагога-модератора»
Важно соблюсти одно из условий:
- получить положительную оценку за педагогическую практику;
- окончить вуз с правом преподавания предметов на английском языке;
- пройти обучение по программе «Болашак»;
- войти в президентский кадровый резерв;
- окончить зарубежный вуз, входящий в список рекомендованных для обучения по программе «Болашак».
Как получить объективные результаты аттестации работников — 3 полезных совета
Объективность — важная составляющая аттестационного освидетельствования персонала.
Избежать проблем в этом вопросе помогут наши советы.
Совет 1. Максимально расширяйте состав
Как я уже писала, количество участников аттестационной комиссии не ограничивается. Включайте в состав столько специалистов, сколько нужно для качественного проведения процедуры.
Главное условие: все члены комиссии должны пользоваться авторитетом, быть компетентными в профессиональных специализациях аттестуемых. Такой состав вызовет больше доверия и снизит риск конфликтов.
Совет 2. Проводите аттестацию только в присутствии работника
Несмотря на то, что законом предусмотрены случаи проведения аттестации при отсутствии работника (беспричинная неявка, нежелание проходить освидетельствование), лучше ее проводить в его присутствии.
Так вы снизите риск конфликта и оспаривания итога со стороны оцениваемого работника.
Совет 3. Доверяйте проведение аттестации сторонним компаниям
Если вы хотите получить действительно качественные результаты аттестации и избавиться от головной боли по этому поводу, рекомендую заказывать проведение этого мероприятия в специализированных компаниях.
Таким компаниям можно доверить не только аттестацию персонала, но и, например, спецоценку условий труда (СОУТ).
Нужна дополнительная информация по теме? Посмотрите видеоролик!
Проведение аттестации сторонними компаниями
Если вы, как работодатель, желаете получить четкие и объективные данные оценки, то самым рациональным способом станет привлечение сторонних организаций. В данном случае будут полностью исключены договорные взаимоотношения между комиссией и работниками. А значит, полученные результаты в действительности будут четкими, точными, грамотными и объективными. Кроме всего прочего, специалисты таких компаний имеют проработанные методики, которые позволяют произвести процесс аттестации на высшем уровне.
Сегодня компаний, которые предоставляют свои услуги в данной области деятельности появилось достаточно много. А значит, вы можете быть уверенными в том, что сможете найти предложения, которые в действительности станут основой доступной аттестации ваших работников.
При выборе такой компании старайтесь оценивать следующие критерии:
- Срок работы. Чем дольше работает компания, тем больше ей доверяют;
- Наличие квалифицированных экспертов;
- Наличие положительных отзывов;
- Высокие оценки рейтинговых, независимых агентств.
Естественно, стоимость услуг у таких компаний будет не слишком дешевой. Но, процесс аттестации в действительности будет произведен качественно и квалифицированно.
Вам нужно произвести сравнение разных компаний, после чего получить консультационные услуги, на основании которых вы уже сможете определиться с окончательным выбором. Все условия сотрудничества с такой компанией должны быть прописаны в договоре.
2019-2020 учебный год
Приказ Министерства образования и науки Пермского края о 23.06.2020 № СЭД-26-01-06-92 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Пермского края от 21 января 2020 года № СЭД-26-01-06-30 «Об аттестации педагогических работников Пермского края на первую квалификационную категорию в декабре 2019 года»(pdf, 160.74 Кб)
Приказ Министерства образования и науки Пермского края о 23.06.2020 № СЭД-26-01-06-91 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Пермского края от 14 мая 2020 г. № СЭД-26-01-06-416 «Об аттестации педагогических работников Пермского края в апреле 2020 года»(pdf, 2.02 Мб)
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 20.01.2020 № СЭД-26-01-06-28 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства образования и науки Пермского края по аттестации педагогических работников»(pdf, 19.36 Мб)
Дата публикации 24 января 2020Дата изменения 24 января 2020
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 16.12.2019 № СЭД-26-01-06-1256 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства образования и науки Пермского края по аттестации педагогических работников»(pdf, 1.59 Мб)
Дата публикации 19 декабря 2019Дата изменения 19 декабря 2019
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 11.11.2019 № СЭД-26-01-06-1100 «О внесении изменений в составы территориальных аттестационных комиссий»(pdf, 167.49 Кб)
Дата публикации 20 ноября 2019Дата изменения 20 ноября 2019
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 24.10.2019 № СЭД-26-01-06-1038 «О внесении изменений в списки педагогических работников, аттестуемых в декабре 2019 года»(pdf, 2.26 Мб)
Дата публикации 28 октября 2019Дата изменения 28 октября 2019
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 24.10.2019 № СЭД-26-01-06-1037 «О внесении изменений в отдельные приказы МОН ПК_янв.-апр.2020″(pdf, 310.78 Кб)
Дата публикации 25 октября 2019Дата изменения 25 октября 2019
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 17.10.2019 № СЭД-26-01-06-996 «О внесении изменений в составы территориальных аттестационных комиссий»(pdf, 190.72 Кб)
Дата публикации 25 октября 2019Дата изменения 25 октября 2019
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 09.10.2019 № СЭД-26-01-06-963 «О внесении изменений в состав экспертных групп для проведения экспертизы материалов педагогических работников, аттестующихся с целью установления первой (высшей) квалификационной категории в 2019-2020 учебном году, утвержденные приказом Министерства образования и науки Пермского края от 13.09.2019 г. № СЭД-26-01-06-860″(pdf, 122.83 Кб)
Дата публикации 14 октября 2019Дата изменения 14 октября 2019
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 27.09.2019 № СЭД-26-01-06-923 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства образования и науки Пермского края по аттестации педагогических работников»(pdf, 241.5 Кб)
Дата публикации 01 октября 2019Дата изменения 01 октября 2019
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 24.09.2019 № СЭД-26-01-06-897 «Об утверждении состава и аттестационной комиссии Министерства образования и науки Пермского края на 2019-2020 учебный год»(pdf, 1.63 Мб)
Дата публикации 25 сентября 2019Дата изменения 25 сентября 2019
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 13.09.2019 № СЭД-26-01-06-860 «Об утверждении составов экспертных групп для проведения экспертизы материалов педагогических работников, аттестующихся с целью установления первой (высшей) квалификационной категории в 2019-2020 учебном году»(pdf, 945.84 Кб)
Дата публикации 25 сентября 2019Дата изменения 25 сентября 2019
Общий раздел
Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации
Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.
Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.
Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников
Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:
- беременных;
- проработавших в должности менее года;
- находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
- пенсионеров по старости;
- несовершеннолетних;
- сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.
Остальной персонал можно аттестовывать.
Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации
Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.
Шаг 4. Указать основания для проведения внеочередной аттестации
Лучше предусмотреть (на случай расставания) и зафиксировать, что внеочередную аттестацию можно провести:
- по соглашению сторон;
- в случае изменения условий труда по технологическим причинам;
- в случае неоднократного ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.
Тогда работодатель будет иметь право направить работника на внеочередную аттестацию, по итогам которой принять соответствующее решение, в том числе предусмотренное пунктом 3 статьи 81 ТК РФ.