Процедура проведения выездных налоговых проверок

Что такое Роспотребнадзор

На территории РФ существует специальная государственная структура, которая контролирует работу компаний с целью защиты установленных прав потребителей и здоровья окружающих. Роспотребнадзор курирует Центрами гигиены и эпидемиологии, территориальными СЭС. Комиссии должны незамедлительно реагировать на жалобы людей о несоблюдении санитарных норм. Одна часть функций санитарного контроля возложена на ЦГиЭ, а вторая – на территориальные органы.

Деятельность Роспотребнадзора достаточно обширна, она объединяет функции нескольких ведомств одновременно. Полномочия государственной структуры:

  • проверка всей документации: трудовые договора, санитарные книжки, заключения санитарных и пожарных служб;
  • наличие и ведение журналов учета по санитарным мероприятиям, сертификаты и лицензии на товар, работу ККМ на торговых предприятиях;
  • составление протоколов нарушений, выдача штрафов;
  • предписание указаний по исправлению найденных нарушений и последующий контроль их исполнения;
  • контроль над соблюдением потребительских прав;
  • при отсутствии нарушений выдают СЭЗ;
  • аттестация работников, связанных с продовольственными продуктами и водой;
  • контроль санитарно-гигиенического состояния;
  • контроль осуществления санитарных мероприятий;
  • слежение за состоянием почвы, воздуха и утилизацией отходов;
  • координация и учет работы подведомственных отделов.

Роспотребнадзор должен следить за санитарно-эпидемиологической обстановкой на следующих объектах:

  • точки общепита: столовые, рестораны, кафе;
  • производственные предприятия, работающие с продовольственными товарами: условия работы, содержание помещений;
  • разработка строительных схем во время строительства.

Роспотребнадзор вправе ознакомится со всей санитарной документацией компании, организовывать визуальный осмотр и другие необходимые обследования.

Последствия проверки

По итогам проверки организация получает акт, содержащий результаты проверки, с приложениями (итоги исследований, испытаний, экспертиз и иные документы, составленные в ходе проверки). 

Также вы можете получить протокол об административном правонарушении, если таковое будет выявлено, например, в случае следующих нарушений. 

  • Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
  • Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям закона.
  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством.
  • Неприменение контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка ее регистрации и применения.
  • Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
  • Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.
  • Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

В результате Вы можете быть подвергнуты административному штрафу или наказанию в виде приостановления деятельности на определенный срок с конфискацией товаров, не соответствующих требованиям, предъявляемым законом. Размер штрафов за подобные нарушения может достигать 500 тыс. рублей (, , , , ). 

Обжаловать привлечение к административной ответственности можно в течение 10 календарных дней с момента получения копии постановления по делу об административном правонарушении. 

Акт Роспотребнадзора обжалуется в порядке в течение трех месяцев с  момента получения копии предписаний государственного органа.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой ФНС России, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры, читайте в моей предыдущей авторской колонке.

Распространенные нарушения

Рассмотрим на примере различных организаций наиболее распространенные нарушения, которые может выявить Роспотребнадзор.

Парикмахерская, салон красоты

В салонах красоты часто встречаются:

  • несоблюдение норм по площади помещения;
  • отсутствие приборов для дезинфекции воздуха (УФ бактерицидный облучатель);
  • не ведется учет работы облучателя;
  • неправильная обработка инструментов или ее отсутствие;
  • педикюр и маникюр делают в одном помещении;
  • отсутствие помещения для сбора и хранения волос и других отходов;
  • не организовано место стирки белья;
  • неправильно хранятся люминесцентные лампы;
  • отсутствие ножной ванны в педикюрном кабинете;
  • не предусмотрено наличие тройного комплекта инструментов;
  • несоблюдение санитарных норм в помещении;
  • отсутствие педикулицидных препаратов;
  • нет маркировки на емкостях с дезинфицирующими средствами;
  • сотрудники не прошли медицинский осмотр;
  • отсутствие вывески на входе.

Медицинские учреждения

Распространенные нарушения:

  • в договорах на услуги не указан гарантийный срок и другие важные сведения;
  • на стенде отсутствует информация о квалификации медперсонала;
  • нарушение норм противоэпидемиологического режима, стерилизации расходных материалов и обработки оборудования;
  • нет дезинфекции инвентаря, неправильная концентрация дезинфицирующего средства;
  • не созданы условия для соблюдения личной гигиены сотрудников;
  • не предусмотрена в санузле независимая система вытяжки;
  • неправильная комплектация ВИЧ-аптечки;
  • отсутствие дезинфицирующих мероприятий для одноразовых средств перед вывозом или уничтожением;
  • емкости с дезсредствами не промаркированы;
  • площадь и отделка помещения не соответствует нормам для медицинских учреждений;
  • неправильное оформление ценников или их отсутствие на реализуемые сопутствующие товары;
  • не проведен инструктаж с сотрудниками по использования источников ионизирующего излучения;
  • у работников нет дозиметрической проверки, а карточки доз пусты.

Аптеки

Во время проверки аптек часто выявляют:

  • несоответствие предписаний СанПина по микроклимату в помещениях (влажность, температура);
  • неправильно проводится стирка спецодежды и белья;
  • просроченные медицинские осмотры работников;
  • неправильные условия хранения и срок реализации лекарственных изделий;
  • хранение термолабильных средств при неправильной температуре;
  • потребители не получают полный пакет информации о реализуемом товаре: стоимость, состав, побочные действия, показания.

Организации общественного питания

К торговли питания и предприятиям общепита Роспотребнадзор особенно внимателен. Вся реализуемая продукция должна быть полностью безопасна для здоровья потребителей.

Основные нарушения:

  • площадь помещения не соответствует реализуемому ассортименту;
  • отсутствие или плохая работа обслуживания вентиляционных систем;
  • нарушение потока технологического процесса: грязная посуда пересекается с чистой, готовая продукция – с сырой;
  • отсутствие медосмотра у сотрудников;
  • не промаркирован разделочный инвентарь, нет требуемого оборудования и персонала для клининга;
  • нарушена технология изготовление продукции, сроки годности полуфабрикатов и условия их хранения;
  • обработка продуктов идет с нарушениями стандартов;
  • нет своевременного бракеража пищевой продукции;
  • реализация или прием просроченных продуктов с неправильной маркировкой и без подтверждающих качество документов;
  • нет гигиенического покрытия на оборудовании;
  • неправильная организация производственного и лабораторного контроля над продукцией.

Магазины

При проверке часто выявляют:

  • несоответствие помещения санитарно-техническим требованиям;
  • отсутствие приборов для измерения влажности и температуры в складских помещениях;
  • хранение пищевых продуктов вне склада;
  • нарушение программы ППК, неправильная организация производственного контроля;
  • нет протоколов обследования;
  • кратность и объем исследований не соблюдены;
  • реализация и хранение товара без русскоязычной маркировки или с нарушением норм законодательства;
  • неправильно оформлены ценники, представлена неполная или недостоверная информация.

Веские причины

  • Организация не устранила нарушение, выявленное ранее, либо не выполнила требование, установленное специальным правовым актом;
  • В органы государственного или муниципального надзора поступило заявление с жалобой определенного характера: 1) работа компании причиняет вред здоровью и опасна для жизни окружающих, культурного наследия и безопасности страны; 2) деятельность нарушает права потребителей.
  • Издан приказ органа надзора в ответ на требование прокурора провести внеплановую проверку для контроля соблюдения законов.

Для компании появление на пороге внеплановой проверки всегда оказывается полной неожиданностью. Однако местные органы прокуратуры налоговой необходимо оповестить заранее. Бывают такое чрезвычайные ситуации, когда угроза настолько велика, что произвести проверку нужно незамедлительно. Для этого в органы прокуратуры отправляется извещение, а осмотр контрагента начинается в течение 24 часов.

***

С принятием Закона о госконтроле существенной корректировке подверглась не только система контрольных (надзорных) мероприятий, но и порядок их организации и проведения. Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.

Об усовершенствовании правового регулирования системы контрольно-надзорных мероприятий и порядка их проведения говорит и объем посвященных этому законоположений. Если в настоящее время порядок организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля закреплен всего в 16 статьях Закона № 294-ФЗ (глава 2), то в Законе о госконтроле соответствующим нормам отведен целый раздел V, состоящий из 7 глав. 6 из них непосредственно касаются контрольных (надзорных) мероприятий – порядку их проведения, правилам исчисления сроков, результатам и особенностям исполнения принятых в результате проведения мероприятий решений контрольно-надзорных органов, а еще один – специальным режимам госконтроля (надзора).

По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, одна из целей нового регулирования – ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов максимально гибким за счет внедрения новых видов контрольных мероприятий, которые будут более оперативные и менее обременительные для предпринимателей, чем традиционные проверки.

Как подготовиться к проверке Росптребнадзора

Главным образом, инспектор проверяет наличие и правильность заполнения документов

В процессе подготовки к визиту комиссии, важно проверить следующие документы для Роспотребнадзора:

  • вывеска;
  • свидетельство о регистрации и ИНН и другие учредительные документы;
  • все необходимые лицензии и сертификаты;
  • документы, отражающие процесс ценообразования на продукты или услуги;
  • документы на право собственности на помещения или договора аренды;
  • медицинские книжки сотрудников;
  • программа контроля за производством с подписью руководителя;
  • договора с организациями, выполняющими обслуживающие функции;
  • журнал учета санитарно-эпидемиологических проверок и заключение данной службы.

В зависимости от рода деятельности, проверка может коснуться различных аспектов. К примеру, в медицинских учреждениях производится исследование инструментария и расходных материалов на предмет их хранения и стерилизации. В школах проверяют, соответствует ли расписание рациональному распределению нагрузки. В детских садах проверке подлежит соблюдение режима изоляции детей разных возрастных категорий, а также, наличие индивидуальных предметов гигиены.

Перед началом процедуры, целесообразно проверить, соблюдены ли инспекторами ведомства формальности процедуры. В частности, у инспектора должны быть с собой такие документы, как копия распоряжение руководителя территориального подразделения Роспотребнадзора, заверенная печатью ведомства и служебные удостоверения.

Этапы проведения

Любая внеплановая проверка, аналогично плановой, начинается с принятия соответствующего решения начальником ФНС. Составляется документ, который и вручается проверяемой стороне по факту прибытия налоговиков. Далее сотрудники надзора отправляются на место проведения проверки, где тщательно просматривается ведение бухгалтерского и налогового учета. На месте работники контроля могут запросить нужную документацию, а также пояснения к ней.

Будьте готовы к тому, что при внеплановых проверках ИФНС могут потребовать бумаги, не относящиеся к главной причине приезда. Таким образом, проверяющие могут попросить осмотреть помещения. Не исключается возможность проведения налоговиками полной инвентаризации.

При необходимости проверяющие возьмут некоторые образцы на экспертизу для выявления нарушений. В некоторых случаях принимаются более жесткие решения. К примеру, налоговики могут изъять всю документацию либо ее часть.

Срок проведения внеплановой выездной проверки составляет от двух месяцев. НК РФ разрешает ее как продлевать, так и приостанавливать. Инспектор вправе растянуть проверку до шести месяцев, а приостанавливать – до девяти. Учитывая все законодательные нормы, максимальный срок проверки составляет один год и три месяца.

Завершение работ подтверждается документально. Составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Документ подписывается всеми участниками.

Общий срок проверки

Срок проведения документарных проверок не может превышать 20 рабочих дней. Срок проведения проверок в отношении медицинской организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней. Продление срока проведения документарной проверки не допускается. При проведении проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, контролирующий орган вправе приостановить проведение проверки для осуществления межведомственного взаимодействия на срок не более чем на 10 рабочих дней.

Послабления в части налогового контроля

Несмотря на то, что, как мы уже говорил выше, ПП РФ № 438 не распространяется на налоговый контроль, некоторые послабления в этой части также были. Речь о Постановлении от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», о котором мы писали в нашей статье про налоговые льготы.

Данным Постановлением до 31 мая 2020 года (включительно) было приостановлено (п. 4):

  • Вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • Проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • Течение сроков, касающихся оформления результатов проверки; вынесения решения по проверке; производства по делам о налоговых правонарушениях.
  • Инициирование и проведение проверок соблюдения валютного законодательства, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 г.;
  • Вынесение налоговыми органами решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств.

Кроме того, п. 7 Постановления были отменены штрафы за непредставление документов и сведений, необходимых для налогового контроля и контроля за уплатой страховых взносов, а также предоставлен ряд иных послаблений в части налогового контроля. Дополнительно с указанными послаблениями можно ознакомиться в самом Постановлении № 438 и на сайте ФНС.

Налоговая проверка понятие и виды

Налоговая проверка является одним перечисленных в НК РФ видов мероприятий налогового контроля. Они бывают двух видов: камеральные и выездные.

Первые осуществляются фискальным органом без выхода на территорию организации на основании ранее сданных деклараций и расчетов. Такие ревизии проводятся в полуавтоматическом режиме, иногда налогоплательщик может и не догадываться, что его проверяют.

Второй тип проверок проводится на основании решения начальника ИФНС или его заместителя в офисе организации. Как правило, о своем визите налоговики не сообщают заранее, однако такие проверки проводятся в отношении организаций заранее включенных в план выездных проверок на текущей период. Список организаций, в отношении которых планируется выездная налоговики предпочитают держать в секрете, полагаясь на фактор внезапности. И все же по ряду признаков фирма может с большой долей вероятности спрогнозировать встречу с представителями фискальных органов.

В исключительных случаях, выездная проверка может проводится в отношении фирмы, не включенной в заранее утвержденный план. Такая ревизия называется внеплановой. Ее назначение спрогнозировать сложнее, а значит, и времени для подготовки у организации не будет вовсе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector