Производственный экологический контроль

Содержание:

Содержание отчета о проведении программы ПЭК

В разделах формы содержится подробная информация об осуществляемых организацией природоохранных мероприятиях, позволяющих нивелировать вредное воздействие на природу, возникающее в процессе ее функционирования. 

Разделы программы производственного экологического контроля

Содержание разделов отчета удобнее всего изучить по таблице:

№ раздела\ подраздела Наименование
Титульный лист Сведения о юрлице или ИП, а также информация об объекте НВОС.
1 Общие сведения В таблице 1.1 содержится подробная информация (наименование, локации, регистрационные данные) по подателю формы и объекту НВОС.

В таблице 1.2 детализируются особенности технологий, действующих на объекте (в том числе, используются ли здесь наилучшие из доступных технологий).

Таблица 1.3 раскрывает информацию о том, есть ли в корпоративной структуре собственные центры и лаборатории, прошедшие аккредитацию (и если да, обязательно проставляются дата и номер аккредитации).

2 Итоги контроля в части охраны атмосферного воздуха В таблице 2.1 перечислены опасные химические соединения, прописанные в плане мониторинга загрязняющих атмосферу объектов.

В таблице 2.2 приводятся итоги контроля всех загрязняющих воздух источников, находящихся на балансе.

В таблице 2.3 перечисляются названия вредных для атмосферы веществ, над которыми, согласно плану, установлен контроль.

В таблице 2.4 прописываются итоги мониторинга (результаты инструментальных исследований) выбросов в атмосферу загрязнений по перечисленным в плане пунктам. 

3 Итоги контроля в части эксплуатации и охраны водных объектов В таблице 3.1 приводятся итоги контроля за забором вод и выбросом сточных вод (а также их качества).

В таблице 3.2 указываются данные по результатам мониторинга качества и морфологических особенностей вод в местах попадания в них сточных выбросов (надзор осуществляется с помощью забора и анализа воды).

Таблица 3.3 заполняется при наличии на предприятии водоочистного оборудования. Здесь отображаются итоги его проверок. 

4 Итоги контроля в части производственных отходов Заполняется собственниками структур для размещения отходов. Здесь обобщается информация обо всех изменениях в окружающей среде в непосредственной близости от мест нахождения отходов.

Отчетность ПЭК

Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях Эта таблица заполняется на основании соответствующего раздела Программы ПЭК. В таблице указываются сведения о собственных или привлекаемых аккредитованных испытательных лабораторий: полное наименование, адрес и реквизиты аттестата аккредитации. Охрана атмосферного воздуха Таблица 2.1.

Загрязняющие вещества, включенные в план-график контроля стационарных источников В таблицу с перечнем заносят только наименования веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов (см. соответствующий раздел программы ПЭК), в свою очередь, приведенных в Распоряжении Правительства РФ от 8 июля 2020 г. N 1316-р

В План-график контроля в программе ПЭК и, соответственно, в таблицу 2.1 должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения

Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора. Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.

Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко. При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей. В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.

Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.

Законодательная база ПЭК

К документам и нормативам, принятым законодательством, регламентирующим ПЭК и его программу, относятся следующие:

  1. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
  2. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  4. Приказ от 16 октября 2018 года N 522 Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью

Ведомственный и производственный экологический контроль

Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов

Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля

Различие между ними — прежде всего в сфере осуществления:

  • ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой;
  • государственный контроль носит надведомственный характер.

Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

На вопрос о том, осуществляется ли ведомственный контроль только государственными органами либо он может проводиться также негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего экономически, в поддержании экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические результаты их деятельности и прибыль.

Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов:

  1. спецификой отрасли;
  2. экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами;
  3. конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.

Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов

Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий

Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений

С учетом важности производственного экологического контроля и в целях повышения его эффективности Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль (ст. 67)

Задачи производственного экологического контроля:

  1. выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
  2. соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию;
  3. выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятия это, как правило, — руководитель.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля.

Ответственность за отсутствие

Составление и принятие документа осуществляется учредителем компании. Руководители нанимают для разработки программы сторонних специалистов, т. к. сложность учета параметров ведет к пропуску отдельных из них. Такое положение обеспечивает начисление санкций, иногда влечет остановку производства. За нарушение предусмотрена административная, имущественная и уголовная ответственность.

Предприятия, которые не разработали программу экологического контроля, сталкиваются с определенными трудностями. Для них в п. 8. 1 КоАП России предусматриваются меры наказания:

  • налагается штраф 100−250 тыс. рублей или работа на объекте останавливается на 90 суток;
  • ответственное лицо штрафуется в размере 10−30 тыс. руб.;
  • индивидуальные предприниматели платят штраф 30−50 тыс. рублей, их закрывают на 90 суток;
  • при нарушениях пищевой отрасли размер штрафа достигает 600 тыс. руб. с конфискацией произведенного товара в соответствии со статьей № 14. 43 КоАП РФ;
  • на предприятии отсутствует возможность соблюдения норм СанПиНов;
  • без разработанной и утвержденной программы СЭС не выдаст заключения на вид деятельности.

Разрешение споров и необходимость возмещения

Спорные вопросы решаются в суде согласно законам РФ. Лица, действия которых ведут к уничтожению природной среды по причине загрязнения, нерационального применения и порчи, обязуются законом к восстановлению природных ландшафтов и экологических систем в полном объеме.

Размер вреда определяется в соответствии с установленными нормами тарифами и способами исчисления объема вреда. При отсутствии аналогичных утвержденных методик исходят из фактического размера вреда и применяют санкции, требующие восстановления нарушенной природной среды с учетом реальных причиненных убытков и упущенной фактической выгоды.

Постановка на учет в государственном реестре

Форма заявки о принятии на учет с информацией для внесения в реестр предприятий, негативно воздействующих на прилегающие территории, утверждается государственными органами контроля. Разрешается подача в электронной форме с подписью руководителя.

Исполнительный орган или исполком субъекта России, уполномоченный правительством РФ, в течение 10 суток с момента получения заявления ставит на учет искомый объект. Компании с вредным воздействием на окружающую среду присваивается код, категория, и владельцу вручается свидетельство учета в государственном реестре.

Порядок выдачи кодов разрабатывается и утверждается федеральным исполнительным органом. В связи с предоставлением владельцами компаний обновленной информации, сведения в реестре подлежат обновлению. Это происходит в случае:

  • замены собственника организации, негативно воздействующей на прилегающую территорию;
  • изменения расположения объекта;
  • модернизации технологических процессов;
  • разработки ПЭК на предприятии;
  • изменения характеристик вредных выбросов и технических параметров обеззараживающих и очистительных установок на заводе.

Снятие с регистрации

Собственнику организации, снимаемой с учета, выдается свидетельство о прекращении регистрации в течение 10 дней. Постановка, снятие с учета и выдача соответствующих свидетельств выполняется бесплатно для владельцев фирм разных видов собственности.

Как разрабатывается

При разработке программы экологического контроля на предприятии необходимо учесть следующие объекты:

  • источники выброса загрязняющих веществ, как стационарные, так и передвижные;
  • системы очистки использованных водных ресурсов и отходящих газов;
  • подразделения, цеха, иные участки образования отходов производства и потребления;
  • склады, хранилища и иные объекты хранения товаров, готовой продукции, материалов и оборудования.

Можно разработать его своими силами, а можно обратиться к компании, которая занимается этим профессионально. Главное, чтобы такой пример производственного экоконтроля на предприятии включал в себя:

  • перечень уполномоченных лиц, которые несут ответственность за проведение производственного экологического контроля;
  • графики обучения работников, непосредственно связанных с отходами, источниками загрязнения и т. д.;
  • состав производственных отходов (качественный и количественный) и источники их образования;
  • состав и источники загрязняющих выбросов в атмосферу и водные объекты;
  • мероприятия по изучению источников загрязнения на предприятии;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в фирме;
  • сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и объектов их размещения, выбросов загрязнений в атмосферный воздух и источников;
  • данные об улучшении экологической ситуации и снижении вредного воздействия технологического процесса (планируемые и осуществленные).

Форма или образец программы производственного экологического контроля на законодательном уровне не утверждены. Однако в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.2018 перечислены требования к содержанию документа, которые согласуются с перечнем, приведенным выше. Программа производственного экологического контроля должна содержать и формальные реквизиты: наименование организации, место ее расположения, место утверждения документа, дата и иные сведения об утверждении и т. д.

Программа должна быть разработана отдельно для каждого из загрязняющих объектов. Кроме того, в документе обязательно должна быть определена структура экоконтроля. Выглядеть это может, например, так:

В ней должны быть перечислены все ответственные лица, определены их обязанности и меры ответственности.

Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами

Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:

осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения – составляются предписания для их устранения в скором будущем);
информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.

Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.

При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.

Срок сдачи отчетов по ПЭК

Организации и предприятия, а также индивидуальные предприниматели должны ежегодно составлять отчет об организации и результатах проведения ПЭК. Документ предоставляется в двух экземплярах, содержит в себе данные по объемам загрязнений, методиках и измерительных операциях.

Срок предоставления отчетности – 25-ое марта года, следующего за отчетным.

Документ подается в территориальные органы контроля по надзору в сфере природопользования. Предприятия, расположенные на территории Москвы и Московской области, сдают свои отчеты, как правило, в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу или в другие надзорные организации, в зависимости от территориального подчинения.

Программа ПЭК — требования ФЗ, приказа Мин.природы России от 28.02.2018 № 74

Что самое важное надо знать о составлении программы ПЭК:

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

alt:Требования к программе производственного экологического контроля.pdfТребования к программе производственного экологического контроля.pdf

Таким  образом, программу производственного экологического контроля (ПЭК) необходимо разрабатывать всем предприятиям, эксплуатирующим объекты негативного воздействия I, II, III категорий для каждого объекта негативного воздействия отдельно.

Как выяснить какую категорию имеет объект негативного воздействия? До 01.01.2017 года предприятия в массовом порядке вставали на учет, как объекты негативного воздействия, подавая заявки в региональные Министерства природных ресурсов и экологии ( если являлись объектами негативного воздействия регионального уровня) или в территориальные Управления Росприроднадзора ( если являлись объектами негативного воздействия федерального уровня) о постановке на учет как объектов НВОС.

Результатом этого процесса должно быть наличие у предприятия свидетельства о постановке на учет как объекта негативного воздействия, в котором указана категория объекта негативного воздействия и уровень надзора.

Вариант №2

Экологическая безопасность – состояние приемлемого вредного воздействия антропогенных и естественных факторов на состояние окружающей среды и здоровье человека. Данное состояние осуществляется благодаря рациональному потреблению природных ресурсов и гармоничному взаимодействию человека с природными экосистемами. Эти принципы изложены в концепции устойчивого развития.

Вред природе и населению могут наносить различные химические, биологические и шумовые загрязнения, уровень которых должен тщательно контролироваться.

Экологическая безопасность является системой, включающей в себя различные меры, позволяющие прогнозировать, предотвращать и устранять чрезвычайные ситуации, угрожающие живой природе и здоровью населения. Регуляция осуществляется на законодательном уровне. В межгосударственных отношениях контроль осуществляется международными организациями: ЮНЕСКО, ООН ЮНЕП.

Промышленные предприятия должны придерживаться экологической политики, диктуемой государством, и осуществлять контроль на местном уровне. Предприятия и производственные комплексы, нарушающие экологическое законодательство обязаны выплачивать штрафы и устранять выявленные специальной комиссией нарушения.

Главной целью политики экологической безопасности, проводимой государством, является формирование благоприятных условий для жизни населения и поддержания биологического разнообразия в природе.

Данная политика осуществляется благодаря внедрению инновационных технологий производства, характеризующихся меньшей отходностью, и разработке новых способов очистки и утилизации выбросов и стоков. Наиболее перспективным направлением являются технологии переработки вторичного сырья, в том числе биотехнологическими методами.

для 3, 8 класса окружающий мир. ОБЖ

Предоставление отчета о проведении программы ПЭК

ПЭК контролируется на государственном уровне. Это предполагает обязанность для организаций, эксплуатирующих оказывающие НВОС элементы, регулярно отчитываться по ним в надзорные структуры.

Кому представить отчет о проведении ПЭК

Адрес направления отчета зависит от категории объекта и подходящего ей уровня экологического госконтроля. Правила отнесения корпоративных структур к тому или иному типу прописаны в Постановлении правительства от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов…».

В территориальное отделение Росприроднадзора по месту функционирования юрлица предоставляются итоговые документы по всем элементам I класса, а также по производственным структурам II и III классов, контролируемых на Федеральном уровне.

В ответственный за осуществление государственного экологического надзора орган исполнительной власти субъекта РФ отчитываются по подконтрольным региональным органам объектам II и III классов. 

У руководителя остается второй экземпляр документа для организации системы внутреннего учета.

Как сдать отчет в электронной форме

Отправить государственному контролеру отчет можно и в электронном варианте. При этом документ должен быть удостоверен электронной подписью (в исполнение пунктов закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).  

Программа производственного экологического контроля 2020 – образец

Важно помнить, что разрабатывать данный документ нужно по каждому объекту. Если объектам присвоена четвертая категория, сдавать отчетность по ПЭК не требуется

Предприятиям и ИП следует стремиться к тому, чтобы снизить категорию НВОС и освободить себя от проведения экологического контроля и подачи отчетов

Если объектам присвоена четвертая категория, сдавать отчетность по ПЭК не требуется. Предприятиям и ИП следует стремиться к тому, чтобы снизить категорию НВОС и освободить себя от проведения экологического контроля и подачи отчетов.

При этом необходимо учитывать его категорию, применяемые технологии, особенности производства. Примерный перечень объектов для составления программы выглядит так:

  1. стационарные или мобильные источники ;
  2. системы очистки использованных вод, отходящих газов;
  3. цеха, участки, прочие источники образования промышленных отходов;
  4. склады, другие места хранения материалов, сырья, готовой продукции.

Попробуйте совершенно бесплатно

  1. Готовые решения по действующему законодательству
  2. Возможность в экспертную поддержку
  3. Более 3 000 заполненных шаблонов

Согласно , ППЭК подлежит пересмотру и корректировке, если в работе организации произошли перемены, приведшие к изменению перечня видов негативного воздействия на экологию, либо изменению масштабов этого воздействия.

Законодательная база производственного контроля при обращении с отходами

Основополагающими нормативными документами для разработки производственного контроля при обращении с отходами являются:

  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, ст. 26;

  • Проект административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по согласованию порядка производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами;

  • Временное положение по исполнению государственной функции по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, утвержденное приказом № 926-П от 22.04.2011 гДепартамента Росприроднадзорапо ЦФО;

  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.07.2012 г. N ВК–03–03–36/9781 «О разъяснении по согласованию порядка производственного контроля»;

  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.12.2012 г. №АА-03-03-36/17735«О разъяснении по согласованию порядка производственного контроля»;

  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17 июля 2013 г. N АА-03-03-36/10037.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector