Статья 301 тк рф. режимы труда и отдыха при работе вахтовым методом

Оплата работы вахтовым методом ТК РФ

Схема оплаты зависит от практикуемой системы. Для сдельщиков — за выполненный объем, исходя из комплексных норм, для повременщиков — за фактически отработанные часы.

Повышающие коэффициенты за особые условия труда устанавливаются в соответствии с тем, в каком регионе осуществляется непосредственная деятельность. Даже если головной офис расположен в центре Москвы, это не повод для их отмены.

Дополнительно вахтерам полагаются такие гарантии (в соответствии со ):

  • надбавка за время в пути к месту несения вахты;
  • компенсация в размере дневной ставки за каждый день задержки в дороге;
  • обеспечение питанием и бытовым обслуживанием;
  • лишние дни отпуска при работе в условиях Крайнего Севера или приравненных к нему областей.

Прежде чем уйти в отпуск, сотрудник должен отгулять все заработанные отгулы, которые он получил путем экономии времени отдыха между сменами. Если он уволится раньше, чем использует их, то получит денежный эквивалент.

Нормативная база

Права и обязанности работника и работодателя регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, а также приказом Министерства транспорта России № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей».

Таблица 1. Нормативная база режима труда и отдыха водителей

Нормативный акт Комментарий
ТК РФ

Раздел 4 часть 3 разъясняет нормативные установки, права и обязанности водителя в условиях положенного периода труда и отдыха;

Раздел 5 часть 3 предусматривает период отдыха для водителей и перевозчиков;

Раздел 12 часть 4 устанавливает, что данный режим утверждается в специальном порядке министерствами, которые несут ответственность за перевозки (Минтранс);

Приказ Министерства транспорта России

Основные положения о должном режиме труда и отдыха;

Подтверждение пунктов Положения об особенностях режима рабочего времени.

Эти официальные акты защищают права водителей и перевозчиков всех категорий, что не зависит от рода занятости расписания. Поэтому с положениями нормативных актов должен ознакомиться каждый водитель и предприниматель.

Виды режимов

В соответствии с законодательством о труде различают несколько видов режимов:

  • внутрисменный;
  • суточный;
  • недельный;
  • годовой.

Внутрисменный

Работа в таком формате определяется, учитывая колебания общей работоспособности в течение суток, периоды спадов и подъемов. Он определяет продолжительность смены, обеда, время начала и окончания трудовой деятельности, перерыва на обед, длительность и регулярность перерывов регламентированного характера.

Параметры данного варианта находятся в зависимости от множества факторов, к примеру:

  • нормы, установленные законодателем;
  • отрасль, к которой относится организация;
  • трудовые функции;
  • объем нагрузки;
  • транспортная инфраструктура;
  • величина населенного пункта и др.

Таким образом, при разработке правил труда в сменном формате следует учитывать принципы экономической и социальной разумности.

Суточный

Работа в суточном формате состоит из определенного числа смен в сутки (до шести).

Целесообразность определяется:

  • особенностями в процессах технологий при производстве непрерывного характера;
  • потребностями клиентов (например, круглосуточное дежурство больниц);
  • необходимостью повышения эффективности используемых производственных средств;
  • повышением спроса на выпускаемую продукцию или услуги и т.д.

Недельный (месячный)

Рассматриваемый вариант организации рабочего процесса предусматривает наличие разных графиков и варианты длительности недели:

  • пять дней с двумя выходными;
  • шесть дней с одним выходным;
  • неполная рабочая неделя;
  • неделя в соответствии со скользящими выходными.

Всем сотрудникам даются выходные, то есть еженедельный непрерывный отдых, длительность которого составляет не меньше 42 часов.

Различные категории сотрудников могут трудиться по отличающимся друг от друга графикам.

Годовой

Этот формат устанавливает число дней работы в трудовом периоде, их чередование, длительность, то есть определяет сменяемость рабочих периодов и периодов длительного отдыха.

В случаях невозможности установить продолжительность работы в ежедневном или еженедельном формате вводится суммированный учет труда. Периодом учета станет в таком случае месяц, квартал, иной срок длительностью не больше года в соответствии со . При условии занятости сотрудников во вредных или опасных условиях период учета должен быть не более 3 месяцев. Если определенная длительность работы в течение 3 месяцев не может соблюдаться из-за сезонных или технологических причин, период учета можно увеличивать до года. Внутри периода допустимо увеличение длительности времени работы на протяжении недели, но предельную норму отработки в течение учетного срока превышать нельзя.

Временные нормативы, закрепленные в ТК

  1. Рабочая смена или день – ежедневная трудовая занятость. В законе его продолжительность однозначно не закреплена. Разрешено делить его на части. Установлены лимиты, ограничивающие этот промежуток:

    • 2,5 часами – для школьников или студентов до 16 лет, одновременно учащихся и работающих;
    • 3,5 часами – для аналогичной категории с 16 до 18 лет;
    • 5 часами – для юных работников до 16-летнего возраста;
    • 7 часами – до 18-летия сотрудников;
    • 6 часами – для сотрудников вредных производств при неделе продолжительностью 30 часов;
    • 8 часами – для них же, если неделя 36-часовая;
    • так, как указано в медицинском заключении – для инвалидов.
  2. Рабочая неделя – самый общепринятый промежуток, используемый для расчетов. За основу берется длительность работы с понедельника по воскресенье (с одним либо двумя выходными). Ст. 91 устанавливает «нормальную» рабочую неделю, которая составляет 40 часов. Регламентированы и другие недельные нормы:

    • неполная неделя – вводится по согласованию между сторонами, когда оплату считают пропорционально отработанным часам, такой график может устанавливаться отдельным категориям сотрудников (беременным, ухаживающим за детьми или инвалидами, родителям детей до 14 лет);
    • сокращенная неделя – предусмотрена регламентом ТК и внутренней документации, когда нормальная продолжительность уменьшается в связи со спецификой работающего контингента (минус 4 часа и более в неделю для трудящихся на вредных производствах, а также юных работников до 18 лет; до минус 5 часов – для инвалидов; минус 16 часов – для первой работы 14-16-летних сотрудников).
  3. Учетный период – временной промежуток, выбранный для учета количества отработанных рабочих часов и соотнесения их с нормами. Это определенная форма контроля, отражающая меру этой категории. В учетном периоде выявляется недоработка или переработка по рабочим часам. Этот промежуток закреплен в нормативных документах фирмы и может представлять собой:

    • месяц;
    • квартал;
    • любой другой промежуток, не превышающий года.
  4. Лимит занятости – тот предел, выше которого работодатель не вправе загружать наемного сотрудника. Иногда сотрудники сами выражают желание (согласие) трудиться сверх установленных норм (сверхурочно) за соответствующую плату. Но закон не разрешает злоупотреблять этим, для чего и установлены предельные нормы:

    • при рабочем дне в 8 часов переработка не может быть долее 4 часов;
    • при труде по совместительству нельзя быть занятым дольше половины рабочего дня (кроме дней, свободных на основном месте);
    • в любой учетный период по совместительству запрещено перерабатывать более 50% нормы.

Трудовое законодательство устанавливает норму рабочего времени, которая представляет собой количество часов в определенном календарном отрезке времени, потраченных на работу по трудовому договору. Эта норма определяется, исходя из следующих параметров:

  • достаточна для исключения переутомлений людей;
  • способствует охране здоровья сотрудников, улучшению работоспособности и производительности труда;
  • позволяет повышать квалификацию без отрыва от производства.
Категория работников Предельная продолжительность рабочей недели в часах
Основная масса работников, исключая категории ниже 40
Совместители по трудовому договору 20
Студенты, работающие во время каникул в возрасте:
до 15 летот 15 до 16 летот 16 до 18 лет 242435
Студенты, работающие в течение учебного года в возрасте:
от 14 до 16 летот 16 до 18 лет 1217,5
Инвалиды 1 и 2 группы 35
Работники, трудящиеся на вредном и опасном производстве 36
Медицинские работники 24-36 (в зависимости от категории в соответствии с Постановлением от 14.02.2003 № 101)
Педагогические работники 36 либо ниже в зависимости от категорий, определенных Приказом Минобрнауки от 24.12.2010 № 2075
Женщины, трудящиеся в местах Крайнего Севера и приравненных к ним 36
Женщины, трудящиеся в сельской местности 36

Таким образом, рабочая неделя может иметь строго установленные дни труда и выходные, либо посменный график с предоставлением выходных. Увеличение нормативной продолжительности рабочего времени не допускается.

Учет рабочего времени

Рабочее время водителя складывается из многих особенностей. Иными словами, оно представляет собой совокупность обстоятельств и факторов, на которые была затрачена определенная единица времени. Согласно Федеральному закону № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», каждый работодатель обязан вести подсчет проведенного на работе времени.

Что должен делать работодатель:

  1. Придерживаться режима труда и отдыха, регламентированный Трудовым кодексом Российской Федерации;
  2. Оснащать автомобили техническими средствами фиксирования рабочего времени перевозчика, ведущие постоянный подсчет скорости и периоде движения ТС.

Такие приборы называются тахографами. В их функции входит фиксация и регистрация информации о режиме труда и отдыха работников. Все данные тахограф незамедлительно передает работодателю, который все заносит в специальный табель.

При отсутствии данного прибора в автомобиле компании перевозчика грозит административная ответственность. В соответствии КоАП РФ, недобросовестные работодатели могут понести наказание за следующие нарушения:

  • перевозка пассажиров или грузов без установленного тахографа;
  • тахограф используется не по назначению самим водителем или не используется вовсе;
  • нахождение за рулем транспортного средства, в котором находится неисправный тахограф.

За все вышеперечисленные правонарушения предусмотрен штраф в размере от 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей для физических лиц, от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей для должностных.

Ответственность за нарушение режима труда и отдыха

За нарушение режима труда и отдыха работодателем или самим водителем полагается административная ответственность. Она предусматривает штраф, размеры которого определяются степенью совершенного правонарушения.

Для водителя, который не смог соблюсти норму, прописанную в трудовом договоре, обязательно предусмотрено взимание суммы размером от 1 500 рублей до 2 000 рублей. Безусловно, недобросовестный работник скорее всего не задержится на должности и впоследствии будет уволен по статье.

Если же права перевозчика были нарушены должностным лицом или индивидуальным предпринимателем, то им грозит взыскание от 7 тыс. рублей до 10 тыс. рублей, либо же от 15 тыс. рублей до 25 тыс. рублей, зависит от лица, нарушившего закон. В новой редакции КоАП РФ такое наказание, как предупреждение, утратило свою силу.

Для юридических лиц штраф будет самый большой. Им необходимо будет выплатить от 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей за совершенное правонарушение по отношению к водителю.

Рассказ дальнобойщика о режиме труда и отдыха:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Другой комментарий к статье 329 ТК РФ

§ 1. Запрещение работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени по профессии или должности, связанной с движением транспортных средств, а также работы, связанной с вредными и опасными условиями труда, касается как случаев привлечения работников к сверхурочным работам, так и работы по совместительству. Такие ограничения вызваны заботой государства о безопасности движения транспорта.

§ 2. Новая редакция комментируемой статьи указывает, что Перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движения транспортных средств, утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

§ 3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. закрепляет новый порядок законодательного установления особенностей режима рабочего времени указанных категорий работников. Теперь они устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующего общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей.

§ 4. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. N 7 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов. Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, для локомотивных и кондукторских бригад, сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на части, работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав, локомотивы и пассажирские вагоны и т.п.

Так, продолжительность рабочего времени для таких работников при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) для них не допускается.

Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается лишь в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия и с письменного согласия работника.

§ 5. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации, см. Приказ Минтранса РФ от 30 января 2004 г. N 10.

Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением и занимающих должности руководителя полетов, диспетчера-инструктора службы движения (включая старшего), диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов (включая старшего) (далее — диспетчер УВД), заключивших трудовой договор с работодателем.

Так, при суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время 9 часов, в ночное время — 12 часов.

Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Понятие и виды времени отдыха

Время отдыха — это то время, в течение которого работник свободен от исполнения своих трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).

Можно выделить следующие виды времени отдыха (ст. 107 ТК РФ):

  • перерывы в течение рабочего дня/смены. По общему правилу в течение рабочего дня/смены работодатель должен предоставить работнику перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (ст. 108 ТК РФ). Кроме перерыва на обед, в силу специфики работы работникам должны предоставляться специальные перерывы – перерывы для обогревания и отдыха (ст. 109 ТК РФ). Такие перерывы включаются в рабочее время;
  • ежедневный/междусменный отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). Еженедельный непрерывный отдых не может быть менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

Другой комментарий к статье 301 Трудового Кодекса РФ

Режим труда и отдыха определяется графиком работы на вахте на весь учетный период. График работы на вахте утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 ТК (см. коммент. к ней). Несмотря на то что ТК требует от работодателя при установлении порядка применения вахтового метода учитывать только мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, при наличии в организации иного представительного органа работников на основании ст. 8 ТК работодатель также должен учитывать мнение иного представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК. Если же первичная профсоюзная организация или иной представительный орган работников не создан, то график работы на вахте утверждается работодателем самостоятельно (ч. 2 ст. 8 ТК).

Работодатель обязан довести до сведения работников график работы на вахте не позднее чем за два месяца до введения его в действие. В случае нарушения работодателем указанного срока работник не вправе отказаться от выполнения работы по графику, поскольку это не предусмотрено ТК (ст. 379 ТК). В случае выявления такого правонарушения государственным инспектором труда работодатель и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП.

Графиком работы на вахте должно быть предусмотрено время, необходимое для доставки работников на вахту и обратно. При этом такое время не включается в рабочее время, а следовательно, оно может приходиться на дни междувахтового отдыха.

Переработка в пределах графика работы на вахте не считается сверхурочной работой, поскольку отражает специфику данного метода организации работы. Именно поэтому такая переработка компенсируется в особом порядке: при наличии у работника переработки в пределах графика работы на вахте в учетном периоде ему предоставляются дни междувахтового отдыха — дополнительные дни отдыха, которые чаще называют отгулами. Как правило, такой отдых предоставляется несколько раз в год. Эти дни отдыха должны оплачиваться в зависимости от установленной работодателем системы оплаты труда не менее чем в размере дневной тарифной ставки, дневной ставки, части оклада (должностного оклада) за день работы. Более высокая оплата за такие дни может быть установлена коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Если количество часов переработки сверх нормального числа рабочих часов для данной категории работников за учетный период на вахте составляет меньше целого рабочего дня, то они могут накапливаться в течение календарного года, даже если применяется учетный период меньшей продолжительности. Затем они суммируются до целых рабочих дней с последующим предоставлением дополнительных дней междувахтового отдыха. Оплата таких дней должна производиться по правилам, установленным для оплаты дней междувахтового отдыха.

Законодательная база

В соответствии со , если невозможно обеспечить возвращение персонала домой каждый день, им предлагают нести вахту. В этом случае работодатель обязан организовать особый поселок, где трудящиеся будут проживать до завершения исполнения своих функций.

Вахтовый метод работы ТК РФ рекомендует практиковать в следующих ситуациях:

  1. Деятельность ведется на территории, достаточно удаленной от места жительства персонала.
  2. Объект находится далеко от основного места расположения работодателя.
  3. Трудиться предстоит в необжитых или осложненных условиях.
  4. Необходимо уменьшить сроки до завершения проекта (чаще всего строительного или реконструкционного).

Допускает законодательство и иные причины. В любом случае, как предписывает ТК, вахтовый метод и порядок его применения необходимо согласовать с профсоюзом (если он есть). Решение следует оформить приказом и зафиксировать в локальном акте организации.

Виды и частота перерывов

Отдых является важной и неотъемлемой частью рабочего дня каждого гражданина. Нельзя забирать данное право и у водителей

Существует строго установленная частота перерывов для перевозчиков любых категорий. Водители могут непрерывно вести транспортное средство не более четырех часов. Сам же отдых необходимо разделять на две части – по пол часа в каждый период.

Но следует учитывать и виды отдыха, на которые законом отводятся отдельные часы:

  1. Предусмотренные выходные дни. Существуют обязательные дни, в которые водитель не должен выходить на работу. По закону они должны составлять минимум 42 часа перед сменой и после нее. Рабочие дни для перевозчиков с нормированным графиком ни в коем случае не должны превышать число выходных.
  2. Обеденные перерывы. Официально каждый водитель может тратить на прием пищи от 30 минут до 2 часов рабочего дня. Превышать эти стандарты нельзя, но можно разбить перерывы на несколько частей, чтобы отдых был эффективнее. В этом случае перевозчик сам контролирует свою занятость во время рейса.
  3. Перерывы между рейсами. Этот вид отдыха зависит от графика водителя, установленного работодателем. Отдых между сменами составляет удвоенное время рейса, включая все необходимые перерывы, остановки, перевоз и ожидание багажа. Все это должно быть включено в рабочий день. Если смена водителя составляет 8 часов, то отдыхать между выходом в следующий рейс он должен не менее, чем 16 часов.

Все вышеперечисленные положения установлены законом и охраняются Трудовым кодексом РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector