Статья 218 тк рф. комитеты (комиссии) по охране труда

Порядок формирования службы охраны труда

Правильное устройство системы ОТ на предприятии выступает залогом стабильного роста производительности труда и устранения фактов травматизма и профзаболеваемости на производстве.

Ответственность за разработку структуры отдела поОТ и корректное оформление его деятельности лежит на руководстве организации. В рамках выделенных полномочий оно должно:

  1. Обеспечить разработку и утверждение внутреннего нормативного акта, направленного на регулирование деятельности службы ОТ, например, соответствующего положения.
  2. Включить в штат дополнительные должностные единицы в соответствии с избранной структурой отдела. Для этого издаётся соответствующее распоряжение, подтверждающее факт корректировки штатного расписания.
  3. Разработать и утвердить должностные инструкции для новых сотрудников отдела ОТ.
  4. Подписать приказ о принятии на должности и организовать подписание трудовых договоров с вновь принятыми сотрудниками.

В рамках квалификационных требований, предъявляемых к инспекторам поОТ, предусматривается принятие на эти должности граждан, закончивших обучение по техническим специальностям в высшем или среднем специальном учебном заведении и получивших спецподготовку в области охраны труда.

Преимущество данного способа в том, что финансовые затраты ограничиваются оплатой выполненных работ по договору на оказание услуг, не вызывая у работодателя обязанности дополнительно производить социальные платежи с фонда оплаты труда штатных сотрудников или специалистов, нанятых по гражданскому договору.

Работодатели, из-за особенностей процесса производства вынужденные перемещать сотрудников на удалённые объекты для осуществления ими своих трудовых функций, обустраивают мобильные кабинеты по ОТ, внутри которых размещается информация, характеризующая уровень производственной безопасности в подразделениях. Также там вывешиваются утверждённые нормативы и внутренние документы по охране труда, принятые на промышленном объекте. Помимо исполнения информативной роли, кабинеты ОТ пропагандируют безопасные трудовые приёмы и методы, а также наглядно демонстрируют приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим от травм и несчастных случаев на производстве.

Права и обязанности сотрудников службы

Полный список их прав достаточно длинный, поэтому приведем некоторые, главные из них:

  • ведение статистики травматизма, исследование его условий на предприятии;
  • проведение проверок состояния зданий, оборудования;
  • участие в согласовании проектной, строительной и иной документации, коллективного договора;
  • участие в комиссии по приемке зданий в эксплуатацию;
  • участие в расследовании несчастных случаев, принятии решений о выплате возмещений сотрудникам;
  • организация инструктажа, проведение обучения сотрудников;
  • контроль за прохождением сотрудниками обязательного медицинского осмотра, когда это предусмотрено законодательством;
  • издание предписаний, обязательных для выполнения всеми сотрудниками предприятия и его руководством.

Последнее немаловажно, ведь данные задачи требуют значительных денежных средств. К сожалению, не все в должной мере понимают, что высокий уровень организации труда избавит от травматизма и, как следствие, обязанности выплачивать огромные суммы пострадавшим работникам или их близким

Комментарий к статье 276 ТК РФ:

1. Руководитель организации — это лицо, которому доверено руководство текущей деятельностью организации, т.е. ежедневное решение вопросов, возникающих в ходе ее хозяйственной и иной не запрещенной уставом деятельности. Добросовестное и разумное управление, взвешенный подход при принятии решения зависят от личных качеств руководителя, его профессиональной квалификации и отсутствия у него личной заинтересованности, которая может вступить в конфликт с интересами управляемой им организации.

Однако доверительное управление предполагает повышенную ответственность. Собственник (работодатель) вправе ожидать, что руководитель проявит свои личные качества и профессиональную квалификацию в ежедневном руководстве организацией. Очевидно, что этому может препятствовать занятость руководителя на других должностях, а также осуществление им иной деятельности, которая будет отнимать у него значительное время и тем самым препятствовать выполнению им своих обязанностей.

В этой связи ТК предусматривает, что руководитель организации может занимать оплачиваемые должности и заключать трудовые договоры с другими работодателями только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Если в уставе организации предусмотрено, что руководитель не имеет права осуществлять никакую иную деятельность, помимо руководства текущей деятельностью организации, это правило должно выполняться и его нарушение может быть расценено как однократное грубое нарушение трудовых обязанностей и повлечь увольнение такого руководителя по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК.

Положение, запрещающее руководителю работу по совместительству или занятие предпринимательской деятельностью, которая может вступить в противоречие с интересами организации, должно быть закреплено в трудовом договоре, заключаемом с руководителем.

Исключением из этого правила является участие руководителя с согласия организации в советах директоров иных юридических лиц, если это необходимо для обеспечения интересов организации, например в органах управления дочерних организаций.

В любом случае руководитель должен иметь достаточно времени для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по руководству организацией.

Трудовой кодекс закрепляет положение о том, что руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации. Такая норма принята для того, чтобы исключить сокрытие ненадлежащего исполнения обязанностей руководителем организации.

2. Законодатель может принять решение о запрещении руководителю работы по совместительству.

Так, в соответствии со ст. 21 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Какие факторы оказывают влияние на структуру службы охраны труда

Основополагающим фактором при формировании службы ОТ является штатная численность работников. Трудовой кодекс, в частности его статья 217, законодательно закрепил за работодателем обязанность организовать вышеназванную структуру, если штатная численность на предприятии больше пятидесяти человек. Причём до этого уровня данный норматив снижен в ходе последних изменений, внесённых в документ. Ранее действующий показатель в размере ста штатных единиц позволял руководителям более мелких организаций игнорировать эту сферу производства. Формирование системы охраны труда и расчёт численности её сотрудников производится руководителем предприятия с учётом рекомендаций Минтруда и соцразвития. Причём комментарии к закону позволяют сделать однозначный вывод о том, что изложенные в них принципы носят не столько рекомендательный, сколько обязательный характер.

Принимая решение относительно создания комиссии по охране труда на предприятии, руководитель отталкивается от факторов, свойственных не только определённому предприятию, но и всей профильной отрасли:

  • от производственных условий, качество которых продиктовано режимом технологических операций и организацией производства;
  • от отраслевого уровня травматизма и количества фактов профессиональной заболеваемости;
  • от списочного числа работников;
  • от показателя отсутствия на рабочих местах по причине заболеваний или травм персонала предприятия.

С учётом этих факторов руководством юридического лица устанавливается состав и подчинённость службы, в обязанности которой вменяется контроль безопасности производственного пространства.

Что такое аттестация рабочих мест, ее цели и сроки действия

Назначение и порядок составления инструкций по охране труда

Роль нормативного документа, определяющего условия безопасного исполнения служебных обязанностей и осуществления технологических операций на территориях промышленных цехов, стройплощадок и других объектов производственного предназначения, выполняет инструкция по ОТ. Она создаётся на основании положений отраслевых и межотраслевых правил безопасности производства.

Помимо типовых регламентов, устанавливающих порядок соблюдения безопасности в рамках профильной отрасли, каждая организация может внедрить свои инструкции по отношению к конкретному участку. Основанием для их создания служит приказ руководителя и утверждённый им перечень рабочих мест, аттестованных с точки зрения наличия вредных и опасных производственных факторов.

Регламент составления инструкций содержит в себе несколько основных требований, предъявляемых к тексту этого документа:

  1. Нельзя допускать ссылок на любые нормативные акты, кроме других инструкций, действующих в рамках этого предприятия.
  2. В тексте нельзя применять эпитеты, призванные подчеркнуть особенную роль тех или иных требований (к примеру, «обязательно», «особо», «строго» и др.), поскольку все условия инструкций должны исполняться персоналом в равной мере.
  3. Любые сокращения и аббревиатуры должны расшифровываться.
  4. Излагаемая информация должна носить объективный характер. В случае использования для характеристики безопасных работ конкретных нормативов, необходимо указывать их номинальное значение (расстояние до глаз, максимальный или минимальный зазор и пр.).

Реализация методического руководства возложена на подразделение охраны труда организации, которое также контролирует своевременность запланированных корректировок и организует изменение действующих нормативов.

Каждые пять лет инструкции по ОТ на предприятии подлежат проверке на предмет их соответствия актуальным государственным стандартам, санитарным нормам и правилам. Периодичность аналогичных проверок предписаний для профессий или операций со значительным уровнем опасности ограничивается тремя годами.

Отраслевые инструкции вывешиваются внутри подразделений в зоне свободного доступа для всех работающих, персональные инструкции выдаются работникам на руки после прохождения ими первичного инструктирования на рабочем месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector