Стоимость оформления договора купли

Обязательно ли нужно нотариально заверять ДКП?

Законодательством установлены следующие случаи, при которых без нотариуса сделка не состоится:

  1. Продажа недвижимости по контракту пожизненного содержания с иждивением (статья 584 Гражданского кодекса РФ).
  2. Продажа доли в совместной собственности третьему лицу (статья 42 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015).
  3. Продажа квартиры, которой распоряжаются на условиях опеки или принадлежащей ребенку, не достигшему совершеннолетия, ограниченно дееспособному гражданину (пункт 2 статьи 54 федерального закона № 218).

Во всех остальных случаях отчуждения квартиры обращение к нотариусу – это право, а не обязательство продавца и покупателя. Нужно ли регистрировать сделку нотариально — решать вам. При этом на первичном рынке жилья нотариальное заверение договоров о покупке квартиры не практикуется.

Внимание! Согласно статье 5 ФЗ № 76 от 1 мая 2019 года при продаже долевой собственности всеми участниками одновременно нотариальное удостоверение сделки не требуется. Данная поправка к закону вступит в силу 1 августа 2019 года.. Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

  • Услуги нотариуса: сколько будет стоить доверенность на продажу квартиры? Виды документа и срок его действия
  • Подробный алгоритм проведения сделки по продаже долевой собственности в квартире через нотариуса
  • Купля-продажа квартиры у нотариуса: документы, расценки и другие нюансы
  • Все нюансы оформления купли-продажи квартиры через нотариуса
  • Можно ли узнать по адресу, кому принадлежит квартира и как это сделать через интернет, в МФЦ и у нотариуса?

Что такое альтернативная продажа квартиры

Альтернативная сделка — это сделка, при которой продавец направляет вырученные от продажи жилья деньги на приобретение новой недвижимости. Оба договора купли-продажи регистрируются одновременно, а передача денег в большинстве случаев происходит через банковский расчетный счет или банковскую ячейку. Альтернативная сделка с недвижимостью позволяет сразу переехать в новое жилье, а не жить в съемных квартирах в поисках подходящей.

В альтернативной продаже участвуют сразу три стороны:

покупатель — тот, который хочет приобрести квартиру;

покупатель-продавец — тот, который продает недвижимость и сразу покупает другое жилье;

продавец — тот, кто продает недвижимость покупателю-продавцу.

Если покупатель-продавец хочет продать одну квартиру и купить две, участников сделки становится больше. Чем больше квартир в цепочке — тем больше участников сделки. При этом на каждую сделку купли-продажи нужно регистрировать отдельный договор.

Законодательно понятие «альтернативная продажа» не закреплено — его используют риэлторы. В правовом поле к такой форме купли-продаже ближе всего мена с участием трех лиц, когда первый человек передает в собственность второго какой-то объект и получает от третьего другой объект. Несмотря на то, что законодательство никак не регулирует этот отдельный тип сделок, у него есть свои правовые признаки. К ним относятся:

определенное назначение денежных средств — вырученные от продажи квартиры сделки идут на приобретение другой жилой недвижимости;

возможность отмены — продавец-покупатель может в любой момент отменить продажу, если не найдет подходящего жилья;

проживание в квартире — на момент подписания предварительного соглашения в квартире покупателя-продавца проживает или прописана его семья.

Еще один распространенный признак альтернативной сделки — доплата или получение части вырученных денег на руки. Редко бывает, что продавец-покупатель продает и покупает недвижимость за одну и ту же сумму: чаще всего жилье неравноценно и имеет разную стоимость. Поэтому продавец вынужден доплачивать либо забирать часть денег, если переезжает в жилье с худшими характеристиками.

Альтернативная свободная сделка может быть стандартной, когда в ней участвует три стороны, или более сложной. Тогда ее называют «цепочкой». В ней участвуют более четырех сторон. Чем больше участников — тем сложнее сделка. Если продавец не планирует сразу покупать другое жилье и освобождает квартиру до подписания предварительного соглашения, это называется «чистой продажей».

Кто составляет договор купли-продажи квартиры: продавец или покупатель

Структура или «рыба» договора предполагает внесение ряда данных о квартире, поэтому ответственность за его заполнение возлагается на продавца. Это не значит, что покупатель остается безучастен. Он вправе потребовать предоставить готовый проект соглашения для предварительного изучения, внести коррективы, предложить пункты, обязательные к включению.

Чтобы досконально изучить документ, внести коррективы, можно заключить предварительный ДКП. Что он дает:

  • подтверждение серьезности намерения совершить сделку;
  • право на покупку квартиры в будущем;
  • возможность оформить аванс (задаток);
  • возможность взять в банке кредит, получить разрешение органов опеки на совершение сделки, если в процессе затрагиваются интересы несовершеннолетнего ребенка.

Предварительный договор — «репетиция» перед составлением Основного. Одно из его отличий — возможность корректировки некоторых пунктов.

Как происходит продажа недвижимости и передача средств?

Далее подробнее поговорим о том, как правильно происходит сделка купли-продажи недвижимости на вторичном рынке за наличный расчет, и о моменте передачи средств продавцу.

Документы

Сбор документов – первый этап пошаговой инструкции по продаже жилья за наличку. Покупателю потребуются:

  • Гражданский паспорт и его копия.
  • Заверенное нотариусом согласие супруга.
  • Договор купли-продажи.

Документов, которые понадобятся владельцу жилья при совершении сделки по продаже недвижимости за наличные, на порядок больше:

  1. Основные. Сюда входят документы, которые требуется предъявлять в Росреестр на этапе оформления регистрации сделки за наличный расчет:

    • паспорт гражданина РФ и его копия;
    • разрешение органов опеки и попечительства (если собственником является несовершеннолетний);
    • нотариально заверенное согласие супруга на сделку;
    • правоустанавливающие документы на объект недвижимости.
  2. Вспомогательные:

    • технический и кадастровый паспорта на жилье;
    • справка из УК об отсутствии долгов по услугам ЖКХ;
    • справка по форме №9;
    • выписка из ЕГРН;
    • справка из медицинского учреждения, свидетельствующая о дееспособности продавца на момент совершения сделки.

Составление ДКП

Продажа жилья за наличные оформляется посредством составления договора купли-продажи. ДКП должен включать:

  • Сведения об участниках сделки. Ф. И. О., паспортные данные сторон, а также место и дату заключения соглашения.
  • Предмет договора. Здесь указываются подробные характеристики отчуждаемой недвижимости – адрес, кадастровый номер, площадь и прочие технические характеристики. Также необходимы реквизиты правоустанавливающего документа, на основании которого у текущего владельца возникло право собственности.
  • Цена квартиры и порядок расчетов при купле-продаже. В этом разделе следует указать стоимость и отметить достигнутые договорённости относительно взаиморасчетов.

Важно! Для описания наличного расчета в договоре используется формулировка «Оплата по договору осуществляется собственными средствами покупателя». Дополнительно здесь указывается, когда и каким именно способом произойдет передача средств при продаже.

  • Скачать типовой бланк договора купли-продажи квартиры
  • Скачать образец договора купли-продажи квартиры за наличный расчет

Какую валюту лучше выбрать?

Законодательство РФ допускает проведение взаиморасчетов между продавцом и покупателем не только в национальной валюте, но и с использованием иностранных платежных средств.

Важным нюансом является отслеживание изменения курса валют. Так как сумма сделки исчисляется миллионами – любое колебание может привести к существенным финансовым потерям.

Специалисты рекомендуют выбирать для проведения расчетов ту валюту, которую приносит основной источник дохода.

Когда денежные средства передаются продавцу?

Многих интересует, когда именно нужно отдавать средства продавцу. Для того чтобы избежать рисков в процессе купли-продажи недвижимости за наличный расчет, рекомендуется осуществлять фактическую передачу средств продавцу только после того, как Росреестр оформит регистрацию сделки и право собственности перейдет к покупателю. Теперь вы знаете, в какой момент средства передаются продавцу.

Расписка

Также, чтобы продать жилье за наличный расчет, понадобится расписка. Это документ, подтверждающий факт передачи средств от покупателя продавцу. Ее должен составлять бывший собственник объекта недвижимости, который получил деньги за отчуждение своего имущества.

Форма документа не регламентирована законодательными нормами РФ. Расписка составляется с указанием:

  1. Персональные данные продавца и покупателя.
  2. Точной суммы.
  3. Даты передачи средств.
  4. Основные моменты самой сделки по купле-продаже.

Под основным текстом продавец должен поставить свою подпись и расшифровать ее.

Скачать бланк расписки о получении денег при продаже квартиры за наличный расчет
Скачать образец расписки о получении денег при продаже квартиры за наличный расчет

Процедура продажи квартиры за наличный расчет имеет множество достоинств, но при этом не является самым безопасным способом передачи средств

Для того чтобы избежать финансовых рисков следует грамотно составить основной договор купли-продажи и расписку, а также уделить особое внимание выбору места передачи средств

Куда нужно подавать документы?

Подписать договор покупки-продажи можно у нотариуса, в Регистрационной палате, в банке, а также в домашних условиях.

С точки зрения надёжности предпочтительнее сделать это в банке, предоставляющем для подобных операций отдельную переговорную комнату.

Преимущества этого варианта в том, что стороны заключают с банком договор аренды депозитной ячейки, в которую покупатель закладывает денежную стоимость приобретаемого жилья за вычетом уплаченного аванса. В соглашении аренды ячейки стороны определяют условия для доступа к ней: как правило, продавец может получить деньги тогда, когда закончится оформление сделки в Регистрационной палате и право собственности на квартиру перейдёт к покупателю.

Таким образом, все участники сделки наиболее надёжно защищены от возможных мошеннических действий контрагентов.

Также стороны могут договориться и о других способах передачи денег (например, через счет эскроу).

Затем сторонам необходимо предоставить все документы в Регистрационную палату или Многофункциональный центр и написать заявление на государственную регистрацию данной сделки.

Сколько стоит оформить, от чего зависит стоимость?

  1. В тех случаях, когда нотариальное заверение договора купли-продажи жилплощади – обязательное условие, действуют следующие расценки:

    • оформление договора купли-продажи – 2-6 тысяч рублей в зависимости от региона;
    • удостоверение договора – цена составит 0,5 % от стоимости жилплощади, но не менее 300 рублей и не более 20 тысяч рублей (пункт 5 статьи 333.24 Налогового кодекса РФ).
  2. В случае добровольного обращения к нотариусу подготовка договора отчуждения имущества обойдется в 4-10 тысяч рублей.
  3. В соответствии со ст. 22.1 «Основ законодательства РФ о нотариате» стоимость удостоверения договора зависит от степени родства.

    Для близких родственников:

    • если стоимость недвижимости меньше 10 млн рублей – 3 тысячи рублей + 0,2 % от суммы сделки;
    • если цена недвижимого объекта более 10 млн рублей – 23 тысячи рублей + 0,1 % от суммы сделки, свыше 10 млн, но в пределах 50 тысяч рублей.

    Для третьих лиц, дальних родственников:

    • если стоимость недвижимости меньше 1 млн рублей – 3 тысячи рублей + 0,4 % от суммы сделки;
    • если цена недвижимого объекта 1-10 млн рублей – 7 тысяч рублей + 0,2 % от суммы сделки, которая превышает 1 мнл;
    • если цена больше 10 мнл рублей – 25 тысяч рублей + 0,1 % от суммы сделки, превышающей лимит в 10 млн, но в пределах 100 тысяч рублей.

Какие документы нужны покупателю квартиры для покупки

Существует установленный действующим законодательством перечень документации, которую необходимо собрать непосредственно перед заключением договора. Однако следует учитывать тот факт, что в зависимости, от многих аспектов (количество участников, особых условий договора, способа приобретения жилья) может появится необходимость представления дополнительных бумаг.

Надо ли говорить о том, что абсолютно всю документацию необходимо тщательно проверить на подлинность и в случае, если хоть что-то из предоставленного перечня окажется поддельным или таким, что было получено незаконными методами, то данная сделка будет признана недействительной.

Итак, случаи, при которых осуществляется покупка жилья бывают совершенно разные, а значит требуемая документация будет иметь различия. Рассмотрим более детально эти моменты.

Документы предоставляемые продавцом квартиры покупателю при приобретении доли в квартире

К стандартному списку добавляется следующее:

  1. отказ других владельцев долей от преимущественной покупки доли;
  2. копии свидетельства от всех сособственников;
  3. разрешение органов опеки на продажу (если у продавца имеются несовершеннолетние дети);
  4. согласие второго супруга (в письменном виде).

Так, в нем должно быть предельно точно отображено следующее:

  • ФИО и другие данные лица, которое отказывается;
  • от какой части происходит отказ;
  • какая доля имеется у отказчика в данном объекте недвижимости;
  • цена за долю для третьих лиц и соответственно сам порядок оплаты.

Важно: Подобного рода письменный отказ вполне заменяем. Законом допускается предоставление подтверждения того, что все долевые участники получали предложение выкупить часть, выставленную на продажу, однако на протяжении месячного срока должной реакции ни от одного из них не последовало

В зависимости от возраста ребенка, в регистрационную службу понадобится принести:

  • согласие родителя на продажу (если возрастная категория ребенка варьируется в пределах 14-18 лет);
  • договор купли-продажи, в котором стоит подпись родителя, действующего непосредственно в интересах несовершеннолетнего;
  • свидетельство о рождении ребенка.

Для осуществления такого вида сделки, необходимо собрать два пакета документации:

  1. непосредственно в само банковское учреждение (то, которое предоставляет ипотеку);
  2. для проведения законной регистрации.

Необходимый перечень:

  • заявления банковского учреждения и самого покупателя на регистрацию ипотеки;
  • подтверждение об оплате госпошлины;
  • договор ипотеки;
  • договор займа;
  • согласие от второго супруга (в письменном формате).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector