Реестр недобросовестных поставщиков

Как попасть в перечень

Для того чтобы попасть в РКОПП, вам в первую очередь необходимо зарегистрироваться в ЕИС. После этого вы сможете подать заявку на прохождение отбора.

В соответствии с 615 ПП, поставщик должен подтвердить:

  • отсутствие в РНП, а также расторгнутых за последние три года контрактов с аналогичным предметом исполнения;
  • наличие хотя бы трёх успешно исполненных контрактов с аналогичным предметом за последние три года;
  • квалифицированный штат
  • членство в СРО;
  • неприсутствие в офшорных зонах;
  • наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению культурного наследия;
  • отсутствие уголовных санкций к руководящему составу организации;
  • наличие аккредитации на работу с лифтами и сопутствующим оборудованием;
  • отсутствие ликвидации или приостановки деятельности на момент участия, а также задолженностей по уплате налогов;
  • отсутствие конфликта интересов.

После этого участнику необходимо составить заявку на включение, где он указывает свои регистрационные данные, данные организации с указанием всех реквизитов, а также прилагает документы, подтверждающие его соответствие предъявляемым требованиям. А также понадобится приложить актуальную (полученную не более, чем за 30 дней до подачи) выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Внесение субъекта в Реестр

Получив одобрительное решение от органа сертификации, компания-заявитель получает соответствующий документ, который свидетельствует о результатах проверки – Сертификат соответствия. Помимо этого, субъект предпринимательства получает разрешение на использование знака соответствия и оценочные результаты проверки. Данные о компании-заявителе вносятся в единый электронный реестр, расположенный на официальном интернет-ресурсе.

Получить доступ к данным из электронного Реестра могут все заинтересованные стороны, которые желают проверить актуальные данные о поставщике. Мониторинг предприятий, внесенных в реестр, осуществляется через определенные промежутки времени.

Если при инспекционной проверке Орган сертификации обнаружит несоответствие нормам, то проверяющие составляют решение, которым приостанавливают действие сертификата соответствия, либо полностью прекращают его действие и исключают из электронного реестра нашей компании.

Какие правила соблюдать, чтобы не попасть в РНП?

Однако, если придерживаться простых правил, то попадания в реестр можно избежать.

Правило № 1. Перед подачей заявки тщательно изучайте закупочную документацию

Если в документации о закупке что-то неясно или в чем-то сомневаетесь, то попросите заказчика разъяснить непонятные моменты. На это у вас есть 3 или 5 дней для аукциона или конкурса, соответственно. Воспользуйтесь функционалом электронной площадки.

Ответить заказчик должен в 2-дневный срок и разместить свой ответ в ЕИС.

На что обращать внимание? 

  1. Предмет контракта. Нужно понимать, что от вас хочет заказчик. К тому же заказчик может допустить ошибки или неточности, которые вы не должны упустить из виду.
  2. Срок исполнения контракта. Именно этот пункт может стать чашей раздора для вас и заказчика. Например, в контракте прописана поставка товара в течение 3-х дней, а от вас до заказчика тысячи километров. Задумайтесь, нужна ли вам эта работа.

Правило № 2. Подписывая контракт, вы подтверждаете наличие всех необходимых ресурсов для его исполнения

В спорной ситуации суд будет придерживаться того мнения, что вы изначально прочитали все пункты контракта и, если подписали документ, то полностью были готовы соблюсти все требования.

Любое отступление от установленных требований (даже если вы считаете, что они улучшат результат) даст повод заказчику расторгнуть в одностороннем порядке обязательства и внести вас в реестр.

Если вы считаете, что есть возможность выполнить лучше, но для этого придется отступить от требований, сообщите об этом заказчику письменно, а он пусть принимает решение. Так вы снимите с себя всю ответственность. В противном случае между вами возникнет недопонимание, которое приведет к разбирательствам.

Помните, что контракт вы заключаете по своему усмотрению. Если вы промолчали после изучения документации, значит, вас все устроило. Поэтому вы готовы взять на себя исполнение обязательств и все вытекающие из этого риски. 

Правило № 3. С заказчиком – только официальная переписка

Закон не предусматривает телефонных разговоров или бесед с заказчиком при встрече. Если в контракте указана эл. почта заказчика, то не стесняйтесь писать на нее. Так будет быстрее, но в качестве подстраховки отправьте документы обычной почтой или курьером. Так вы обезопасите себя, если возникнут споры, и они дойдут до ФАС и суда.

Если вам нужно приостановить работы по независящим от вас причинам (действия третьих лиц, ненастная погода и т.д.), или когда на выполнение работ влияют действия заказчика, статьи 328, 716, 719 ГК РФ, то обязательно поставьте в известность заказчика. А когда возобновите работы, не забудьте снова уведомить вторую сторону.

Уведомляйте письменно способом, указанным в контракте, и сохраните подтверждение своего письма.

Если вы правильно приостановите работы, то сроки исполнения нарушены не будут. Заказчик не сможет направить информацию о вас в РНП. 

Правило № 4. До начала работ поинтересуйтесь у заказчика о его предпочтениях и пожеланиях по поводу контракта

Если не обговорить заранее, может возникнуть ситуация, когда вы по-разному с заказчиком смотрите на итог работы. Вы без задней мысли исполните контракт, не ожидая претензий со стороны заказчика, а он, оказывается, ждал от вас совсем другого.

Верным решением будет договориться «на берегу». Задайте заказчику интересующие вопросы, и увидите, как ситуация изменится. Вы поймете, чего ждет от вас вторая сторона, а вторая сторона – увидит в вас профессионала в своем деле.

Соблюсти эти правила совсем несложно. Но некоторые поставщики не делают этого и попадают в РНП.

Не обязательно быть недобросовестным поставщиком, чтобы сведения о вас попали в РНП. Угодить в реестр можно по формальным или техническим причинам. Что делать в этом случае? Рассказываю ниже.

Реестр недобросовестных поставщиков

В блоке размещена информация о включении предприятия в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам за счет собственных средств, а также о включении в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок. Вы можете узнать дату включения и исключения из реестра, а также основания, по которым компания была включена в реестр.

Справочно: Реестр недобросовестных поставщиков Республики Беларусь представляет собой интегрированный список организаций, временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, а также закупках, осуществляемых организациями за счет собственных средств.

Правом формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, наделен, согласно статье 9 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон), уполномоченный государственный орган по государственным закупкам — Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, включаются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели:
— отказавшиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями, если это не связано с изменением условий процедуры государственной закупки, а также в случае, если такими юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не предоставлялось конкурсное или аукционное обеспечение
— с которыми расторгнуты договоры в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими этих договоров, за исключением договоров, расторгнутых в связи с обстоятельствами, вызванными непреодолимой силой
— работники (работник) которых совершили установленные вступившим в законную силу приговором суда виновные действия, связанные с проведением процедуры государственной закупки, в том числе дачу взятки, в отношении членов комиссии и (или) ответственных лиц заказчика
(организатора), на которых возлагалось проведение процедуры государственной закупки, а также физические лица, которые совершили такие виновные действия.

Включение в список не производится в случае, если сведения поступили в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам по истечении одного года со дня расторжения договора, вступления в законную силу приговора суда или со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого лицо отказалось.

Поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список, не может участвовать в процедурах государственных закупок в течение двенадцати месяцев со дня включения в этот список.

Решение о включении в список может быть обжаловано Поставщиком в судебном порядке.

Формирование и ведение реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, осуществляемым за счет собственных средств, обеспечивает Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В соответствии с п. 2.5. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных
средств» в реестр на один год включаются:
— участники процедур закупок, определенные в качестве их победителей и уклонившиеся от заключения договоров на закупки
— юридические лица и индивидуальные предприниматели по факту невыполнения либо выполнения ненадлежащим образом обязательств по договорам на закупки, подтвержденному соответствующим судебным (арбитражным) решением, за исключением договоров на закупки, обязательства по которым не выполнены в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, невозможностью исполнения либо на основании акта государственного органа

— юридические лица и индивидуальные предприниматели, работник(и) которых совершил(и) установленное вступившим в силу приговором суда преступление против интересов службы, в том числе дачу взятки члену(ам) комиссии и (или) ответственному лицу (лицам) организации, на которых в соответствии с должностными обязанностями возлагалось обеспечение закупок.

Источник данных: реестр недобросовестных поставщиков и поставщиков, временно не допускаемых к закупкам, осуществляемым за счет собственных средств.Периодичность обновления: по мере обновления в исходном реестре.

Дополнительные проверки

После проверок по вышеуказанным сервисам заказчику следует удостовериться, что исполнитель обладает реальной возможностью поставить нужный товар или оказать требуемую услугу. Для этого следует запросить у исполнителя штатную численность сотрудников, чтобы оценить масштабы и возможности его предприятия. Отказ предоставлять такие сведения является признаком недобросовестности за исключением случаев, когда исполнитель имеет доступ к гостайне.

Запрос годовой бухгалтерской отчетности поставщика позволит оценить реальную картину экономики его предприятия, наличия активов и финансовой динамики и сделать вывод о способности исполнить сложный госконтракт. Заказчик, как заинтересованное лицо, имеет право на получение доступа к бухгалтерской отчетности потенциального исполнителя, согласно .

Также следует запросить в территориальном отделении налоговой службы сведения о наличии налоговых задолженностей поставщика. Ряд налоговых органов отказывает в предоставлении информации такого рода, ссылаясь на наличие налоговой тайны

Заказчику важно отправить такой запрос заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы при необходимости доказать попытку получения подобной информации, так как арбитражный суд нередко признает виновным в недобросовестной сделке заказчика, аргументируя отсутствие попыток последнего проверить добросовестность поставщика

Порядок проведения сертификации

Чтобы пройти экспертную оценку деловой репутации организация, которая хочет пройти сертификацию, направляет заявку и анкету в центральный орган сертификации.

При проведении сертификации субъекта предпринимательской деятельности оценка проводится по следующему алгоритму:

  1. Подача документов на прохождение сертификации.
  2. Изучение и анализ запроса.
  3. Отправка извещения о результате рассмотрения запроса.
  4. Составление и подписание договора о проведении сертификации.
  5. Исследование учредительных и других документов, предоставленных компанией-заявителем.
  6. Подготовка и утверждение программы сертификации.
  7. Фиксирование результатов проверки в протоколе регистрации несоответствий (если таковые будут обнаружены).
  8. Составление акта по результатам проверки.
  9. Рассмотрение результатов руководством органа сертификации и принятие решения о выдаче или невыдаче соответствующего сертификата.

Если по факту проверки были обнаружены несоответствия, то выдача сертификата возможна только в том случае, если компания-заявитель устранит все несоответствия, а также причины, которые их спровоцировали. Если же после корректировки комиссия признает проблему нерешенной, то в выдаче сертификата будет отказано.

Внесение и исключение

В течение четырнадцати рабочих дней комиссия рассматривает заявки, проверяет приложенные документы и при соответствии участника всем требованиям выносит решение о его включении в РКОПП, а также указывает предельную сумму сделок для такого поставщика.

А также возможно исключение из РКОПП по следующим основаниям:

  • обнаружение факта предоставления недостоверных сведений во время отбора;
  • срыв контракта;
  • осуждение исполнительных лиц за преступления в сфере экономической деятельности;
  • включение в РНП;
  • ликвидация или приостановление деятельности организации;
  • отзыв или окончание срока лицензии/аккредитации;
  • организация перестала являться СРО.

Таким образом, поставщик исключается из реестра в случае, если он перестаёт по тем или иным причинам соответствовать предъявляемым 615 ПП требованиям.

Порядок исключения организации из РНП

В случае включения в Реестр недобросовестных поставщиков действующее законодательство дает право такому юридическому или физическому лицу оспорить свое нахождение в данном реестре. Оспариванию в данном случае подлежит решение Федеральной антимонопольной службы, так как ведением этого реестра занимается именно она. При этом оспаривание в данном случае возможно по следующим причинам:

  • решение суда, согласно которому был расторгнут договор или контракт, заключенный на основании положений о закупочных процедурах, отраженных в 223-ФЗ, было оспорено либо отменено ввиду его противоречия действующим нормам законодательства, а сам договор или контракт восстановлен и продолжил исполняться обеими сторонами, участвующими в нем;
  • от подписания контракта или договора юридическое или физическое лицо уклонялось не по своей воле, а в силу возникновения таких обстоятельств, которые негативным образом оказали влияние на возможность подписания договора или контракта в установленные законом сроки. О наступлении таких обстоятельств заказчик был уведомлен;
  • в Федеральную антимонопольную службу были направлены сведения для включения в реестр юридического или физического лица, хотя такое включение не является обоснованным в силу того, что сами направленные сведения являются недостоверными.

Однако каждое из перечисленных оснований должно быть подтверждено с юридической точки зрения в виде специального пакета документов, который будет сопровождать поданное заявление.

Общий порядок действий для исключения организации из РНП или оспаривания вынесенного ФАС решения выглядит следующим образом:

  • подача заявления в территориальное подразделение Федеральной антимонопольной службы, которое будет оспаривать вынесенное решение данной службы о включении конкретной организации или физического лица в Реестр недобросовестных поставщиков;
  • к заявлению, как уже говорилось выше, необходимо приложить все те документы, которые, по мнению заявителя, могут выступить в качестве основы для вынесения положительного решения. Чаще всего такие документы необходимо приложить в виде оригиналов или заверенных нотариально копий (какие документы в каком виде следует подавать, необходимо уточнить в территориальном подразделении ФАС, куда будет происходить обращение). При этом следует помнить, что если в качестве заявления об исключении из РНП лежит решение суда о восстановлении ранее расторгнутого контракта, то такое решение должно быть не только вступившим в силу, но и не находиться на стадии обжалования в вышестоящих инстанциях;
  • последним этапом в исключении организации или физического лица из РНП является получение документов, подтверждающих данное решение Федеральной антимонопольной службы. Если вынесенное решение отказывает в исключении информации из данного реестра, то заявитель вправе обратиться в суд для разрешения возникшей ситуации.

При этом следует помнить, что повторная подача заявления в ФАС для исключения из РНП является невозможной. Оспорить его возможно только путем обращения в судебные органы.

Таким образом, порядок действий, которые должны быть осуществлены юридическими или физическими лицами для того, чтобы быть исключенным из РНП, является стандартным как в случаях, когда речь идет о реестре, который ведется для соблюдения требований Федерального закона №223-ФЗ, так и для реестров, которые могут оформляться для соблюдения требований других нормативных актов.

Для того чтобы все заключенные контракты и договоры, подписание которых происходит в рамках осуществления закупок на основании Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», получившего номер 223-ФЗ, полностью исполнялись и не было нарушений при исполнении таких контрактов действующего законодательства, в настоящее время активно функционирует Реестр недобросовестных поставщиков, который оформляется на основании положений данного закона.

Однако с точки зрения жесткости данного реестра для потенциальных и действующих исполнителей контрактов и договоров, можно сказать, что правила включения в него значительно мягче и что из данного реестра возможно легче исключить организацию или физическое лицо, нежели сделать аналогичные действия в отношении реестра, который ведется по 44-ФЗ. Тем не менее нахождение в данном реестре может быть чревато для потенциального участника закупочной процедуры невозможностью участия в таковой, так как заказчик имеет все возможности проверить, есть ли тот или иной участник в данном реестре или нет и в случае его наличия в нем (если установлены ограничения на участие) отклонить поданную заявку.

Как информация о поставщике доходит до РНП?

Алгоритм прост:

  1. Заказчик направляет информацию о поставщике.
  2. ФАС оценивает документы и принимает соответствующее решение.
  3. Поставщик (при несогласии с решением) отправляет жалобу на действия ФАС в суд.

Заказчик передает сведения. Не нужно винить заказчика, если он отправил информацию о вас в РНП, закон обязывает его это сделать. Заказчик должен выполнить эту меру в 3-дневный срок, иначе ему будет грозить административная ответственность. 

ФАС рассматривает дело. На это у ведомства есть 5 дней. Вы можете участвовать в процессе рассмотрения и отстаивать свою позицию. Для этого нужно серьезно подготовиться:

  1. Доказать, что нарушение вы допустили несознательно. В качестве доказательной базы подойдут, например, скрины обращения в техслужбу ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу сбоев в сети.
  2. Доказать, что вы не собирались уклоняться от подписания контракта (например, обращение в банк за гарантией) или выполнения работ.
  3. Подтвердить в ФАС свою готовность исполнения контракта и свою добросовестность.
  4. Подготовить возражение на жалобус указанием всех названных выше обстоятельств.

Антимонопольный орган оценит все полученные документы и примет соответствующее решение, на основании которого вас либо внесут, либо не внесут в реестр.

Важный момент! Решение каждого территориального ведомства условно. На практике один орган включает поставщика в РНП, а другой (в аналогичной ситуации) – нет. Лучше ориентироваться на решения УФАС по месту нахождения заказчика. 

Опираясь на опыт ФАС, назову некоторые уважительные и неуважительные причины:

Уважительные причины:

  • письмо, отправленное победителю, попало в папку «Спам»;
  • поломка компьютера, с которого должен был быть подписан контракт;
  • неполадки на ЭТП.

А это не уважительные причины: 

  • госпитализация победителя;
  • смена руководства у поставщика;
  • отсутствие Wi-Fi в офисе.

Важный момент! Поставщик должен быть в курсе, что в отношении него будет рассматриваться дело о внесении в РНП. В противном случае процесс рассмотрения должен быть перенесен. Принимать участие или нет – дело каждого поставщика. Если поставщик не явится в зал заседания, это не будет поводом для нерассмотрения его дела.

Если ФАС примет сторону поставщика, то контракт будет заключен. Если нет – то информация попадет в реестр в 3-дневный срок. 

Обжалование в суде. Поставщик сам решает необходимость обжалования. Нужно понимать, насколько вески причины. Если они формальны, то шансы победить велики. Что такое формальные причины? Это, например, несвоевременное перечисление обеспечения из-за долгих праздничных дней, в течение которых банк не работал.

При самом плохом раскладе, участник закупки попадает в РНП на 2 года. Участвовать в торгах он не сможет на протяжении всего срока.

Операция «Унификация»

С предложением внедрить рейтинг деловой репутации поставщиков выступила ФАС России. Его следует рассчитывать автоматически, основываясь на количестве и качестве реализованных контрактов. «Белым списком» можно будет пользоваться, к примеру, при оценке заявок участников на конкурсах или при установлении размера обеспечения контракта. Эти и другие поправки в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок» представители ФАС России, Минфина, Федерального казначейства, законодатели и эксперты обсудят во время грядущей осенней сессии.

В эксклаве заброшенные памятники будут изымать в досудебном порядке

Как отмечает руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец, внедрение рейтинга станет еще одним шагом к унификации закупочных процедур с участием бюджета. Сейчас государственные и муниципальные заказчики могут произвольно устанавливать критерии отбора подрядчиков. Кто-то требует, чтобы у компании площадь офисных помещений была не менее ста квадратных метров. Кто-то — чтобы уставный капитал был не меньше определенной суммы. И таких примеров, порой нелепых, масса.

Принцип работы федерального реестра

Деятельность нашей организации осуществляется строго в рамках, которые утверждены Росстандартом Правил Функционирования. Согласно тексту этих правил, необходимо соблюдать следующие положения:

  • не принимаются любые формы дискриминации;
  • все участники должны получить равный доступ к процедуре сертификации и включения в Реестр;
  • все данные о субъектах предпринимательской деятельности в ходе оценки и включения в Реестр – строго конфиденциальная информация;
  • оценка организаций должна быть беспристрастной;
  • при проведении проверки и работе Реестра должны быть соблюдены все нормы действующего федерального законодательства.

При оценке и внесении в Реестр защищаются интересы компаний-заявителей и соблюдается коммерческая тайна в отношении данных, полученных для проведения или в ходе проверки.

Наша организация работает по всей территории Российской Федерации, обеспечивая оценку деловой репутации для субъектов предпринимательской деятельности. Информация из нашего реестра помогает предприятиям найти наиболее подходящего и добросовестного поставщика с высоким уровнем репутации, даже если компания-заказчик ищет поставщиков, которые находятся в других регионах России.

Как подтвердить отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

В реестр недобросовестных поставщиков (РНП) попадает информация по п. 2 ч. 3 ст. 140 ФЗ-44. Попасть в реестр недобросовестных поставщиков при работе с государственными заказчиками можно по нескольким причинам. В частности:

  • из-за уклонения подрядчика от заключения контракта;
  • из-за расторжения контракта по решению суда (при наличии существенных нарушений в работе поставщика);
  • при расторжении контракта в одностороннем порядке заказчиком из-за существенного нарушения его условий поставщиком (если такая возможность предусмотрена).

Ведением такого реестра, включением и исключением данных из него занимается Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по оборонному заказу.

ФЗ-44 не содержит указание на то, что компании, включенной в реестр, запрещено участвовать в государственных закупках. Но заказчики вправе включить в состав требований к поставщику по закупочной документации условие о том, что о нем не должно содержаться сведений в реестре (согласно п. 1.1 ст. 31 ФЗ-44).

Именно поэтому многие заказчики просят своих потенциальных исполнителей приложить документ, который бы подтвердил отсутствие данных о нем в реестре. Запросить такой документ в уполномоченных инстанциях нельзя. Так, Федеральная антимонопольная служба не выдает подобного рода справок или деклараций об отсутствии данных о поставщике в реестре.

Законодательство не предусмотрело специальной формы для подтверждения факта отсутствия информации о компании в реестре.

Сведения из реестра находятся в открытом доступе и любой желающий может уточнить данные о наличии или отсутствии в нем определенной компании. Информация из реестра размещается на специальном сайте и доступна на бесплатной основе. Подраздел «Реестр недобросовестных поставщиков» находится на сайте zakupki.gov.ru.

Таким образом, любой госзаказчик может без предъявления специальной декларации или справки проверить потенциальных партнеров на предмет соответствия требованиям закупки. Но если заказчик все же требует такой документ, компания может без особого труда его составить.

При необходимости участник государственной закупки может подтвердить факт отсутствия в реестре данных следующими способами:

  1. Прописать отсутствие данных о поставщике в реестре в составе декларации о соответствии участника требованиям закупки.
  2. Сделать скриншот страницы с запросом о компании с официального сайта РНП и приложить его.

Требования к форме декларации в законодательстве отсутствуют, поэтому формат представления сведений и содержание документа поставщики вправе определять по своему усмотрению. Декларацию стоит составить на фирменном бланке организации и прописать там такие сведения:

  • место и дата оформления документа;
  • наименование документа: декларация;
  • сведения об адресате (государственном заказчике, разместившем закупку);
  • наименование компании, сведения об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, юрлице;
  • реквизиты (ИНН/КПП), контактные сведения (юридический и фактический адреса), если декларация готовится не на фирменном бланке;
  • указание на то, что сведения о компании и перечисленных лицах отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков по ФЗ-44;
  • должность составителя документа (директор или генеральный директор), его ФИО и подпись;
  • печать компании (если такая имеется).

Могут ли отклонить участника из-за отсутствия в составе представленной документации декларации? Данный вопрос является спорным. Закон указывает лишь на возможность прописать требование об отсутствии сведений о поставщике в РНП для заключения контракта, но не вправе ограничивать доступ к госзакупкам лицам, не оформившим соответствующую декларацию или справку.

Если организацию отстранили от участия в торгах по той лишь причине, что она не оформила декларацию, при этом упоминание о ней в РНП отсутствует, то поставщик вправе пожаловаться на заказчика. В этой ситуации суд или ФАС с большей долей вероятности примет сторону поставщика, так как заказчик не ограничен в доступе к РНП.

Участники электронных аукционов не должны подтверждать факт отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков.

Так, в ч. 5 ст. 66 44-ФЗ приводится исчерпывающий перечень документов, которые требуются при формировании заявки на участие в электронном аукционе. Среди таких документов не указано про подтверждение участниками аукциона своего соответствия ч. 1.1 ст. 31 ФЗ-44. Факт отсутствия сведений о поставщике в реестре проверяют организаторы аукциона.

Кто признается недобросовестным поставщиком

По закону существуют три ситуации, в которых компания-подрядчик должна быть признана недобросовестной. Следует уточнить, что сообщить о таком поставщике заказчик не просто может, но обязан по закону. То есть, если он скроет сведения о проштрафившейся компании, то сам может быть наказан со стороны ФАС.

1. Уклонение победителя торгов от заключения контракта.

Если торги прошли по всем правилам, а победитель отказался заключить договор, то заказчик обязан подписать его с так называемым «вторым победителем». После этого в течение 3 рабочих дней он должен собрать и отправить в ФАС документы и информацию об уклонившемся подрядчике, чтобы это стало основанием заключения подряда со вторым победителем.

2. Уклонение единственного участника торгов от заключения контракта.

Ситуация схожа с первой. В ней заказчик тоже собирает документы и отправляет их в ФАС, только времени у него несколько больше – 5 дней с даты завершения срока предполагаемого заключения договора.

3. Расторжение заказчиком контракта.

Заказчик имеет право расторгнуть контракт, если поставщик не выполняет его после подписания или выполняет, но недобросовестно. При этом он может сослаться на условия контракта или решить дело в суде. Тогда у заказчика также есть 3 рабочих дня, чтобы собрать всю информацию и направить ее в ФАС,

Причины включения в реестр

В ст. 104 44-ФЗ предусмотрено три основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Такими основаниями являются:

  1. Уклонение от подписания контракта победителем закупки.
  2. Расторжение контракта в одностороннем порядке из-за существенного нарушения условий договора.
  3. Расторжение контракта по судебному решению.

Если контракт был расторгнут по соглашению сторон или без существенного нарушения условий его реализации, то сведения в реестр не передаются.

Причинами уклонения от подписания контракта не всегда бывает злой умысел. Например, участника могут признать уклонистом, если:

  1. Он своевременно не предоставил протокол разногласий или допустил ошибки при его оформлении.
  2. Он предоставил банковскую гарантию, которая не отвечает требованиям.
  3. Поставщик не успел оформить банковскую гарантию, и у него отсутствуют денежные средства для внесения обеспечения (данная причина актуальна при реализации контракта на крупную сумму).
  4. Не предъявил заказчику документы, подтверждающие внесение обеспечения.
  5. Не перечислил обеспечение исполнения контракта в полном объеме. Такая ситуация может возникнуть, например, при применении антидемпинговых мер к поставщику (когда начальная цена контракта снизилась на 25% и более). В указанном случае поставщик должен перечислить обеспечение исполнения контракта в 1,5-м размере от стандартного.
  6. Контракт не был подписан из-за человеческого фактора. Например, сотрудник не успел подписать контракт на электронной площадке из-за того, что перепутал сроки, или заболел ответственный за подписание контракта сотрудник.
  7. Контракт не был подписан по техническим причинам. Например, при подписании контракта у поставщика возникли сбои с программным обеспечением или проблемы с доступом в интернет.
  8. Истек срок действия ЭЦП, которая необходима для подписания контракта в электронном формате.

Некоторых проблем при подписании контракта поставщику можно избежать. Если поставщик не успевает оформить банковскую гарантию к нужному сроку, то он может продлить временные рамки на подписание контракта через оформление протокола разногласий. Но право на оформление такого протокола ему принадлежит только единожды.

В некоторых случаях победитель закупки может отказаться от подписания контракта на законных основаниях, и тогда у него есть возможность оспорить включение в реестр в антимонопольной службе. Например, победитель может отказаться от подписания контракта, если его предлагается заключить на условиях, отличающихся от условий документации, заявки на участие и проекта контракта.

Другое основание для внесения сведений о поставщике в реестр – это односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика в связи с существенным нарушением договорных условий. На основании п. 9 ст. 95 44-ФЗ заказчик вправе принять такое решение, если подобная возможность была прописана в тексте контракта. Случаи, когда контракт допускается расторгнуть в одностороннем порядке, прописаны в Гражданском кодексе. Это, например, выполнение работ с ненадлежащим уровнем качества, если такие недостатки не могут быть устранены в разумные сроки, или поставщик отказался от устранения недостатков.

Также к существенному нарушению условий исполнения контракта относят:

  1. Неоднократное нарушение сроков и объема выполнения работ, которые предусмотрены контрактом, включая график (календарный план).
  2. Подрядчик не приступает к исполнению контракта в установленные сроки или выполняет работы настолько медленно, что их своевременное завершение недопустимо.
  3. При отступлении в выполнении работ от условий контракта.
  4. В случае если по результатам экспертизы были выявлены существенные нарушения условий исполнения контракта.
  5. Если поставщик предоставил недостоверные сведения о себе в процессе закупки.

Если в контракте не предусмотрена возможность для одностороннего расторжения, то договор допускается расторгнуть в судебном порядке. Наличие судебного решения о расторжении контракта является основанием для включения сведений в реестр.

Основания для включения поставщика в реестр появляются после вступления решения суда в законную силу (на основании п. 3 ст. 453 Гражданского кодекса).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector