Оценка воздействия на окружающую среду

Что еще включают в ОВОС?

В процессе работы над ОВОС попутно выполняются и другие компоненты исследовательского процесса:

  • Дают оценку альтернативным вариантам реализации хозяйственного проекта.
  • Оценивают продолжительность и величину возможного воздействия будущей деятельности.
  • Выясняют объем ресурсного потенциала исследуемой территории и существующего состояния окружающей среды.
  • Проводят мониторинг влияния реализованного проекта на состояние окружающей среды.
  • Разрабатывают мероприятия и меры по уменьшению воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды.
  • Проводят общественные слушания. Протоколы этих слушаний также включают в тело результатов ОВОС.
  • Подготавливают доклад по результатам ОВОС.

Важный момент

Выявив все вероятные воздействия, далеко не во всех случаях сразу удается оценить значимость и величину каждого из них. Это обуславливается необходимостью проведения большого объема исследовательской работы, что, в свою очередь, сопряжено с немалыми затратами. Ситуация осложняется и отсутствием четких методик выполнения ОВОС. В этой связи, необходимо осуществить отбор тех элементов окружающей среды и свойств источника воздействия, которыми определяется общий уровень влияния. Другими словами, выполняется ранжирование показателей. В результате только значимые воздействия должны стать предметом комплексной оценки. Для реализации этой задачи специалистам необходимо располагать сведениями, касающимися и природных условий, и состояния компонентов экосистемы, и характеристик источника, оказывающего на них негативное влияние. В связи с тем, что под окружающей средой в рамках оценки воздействия на нее понимают не только непосредственно саму природу, но и социально-экологически-экономическую систему в целом, то существенность изменений в большей степени определяется по последствиям общественно-экономического характера.

Перечень документов для разработки проекта ОВОС

  1. Основные данные о юридическом лице (местонахождение, наличие построек, вид деятельности и пр.).
  2. Разрешающий документ, выданный главой городского совета.
  3. Разрешение городской администрации.
  4. Документ удостоверяющий отсутствие полезных ископаемых.
  5. Документ, заверенный комиссией по выбору земельной площади.
  6. Справка с информацией, свидетельствующая, что на территории участка отсутствуют памятники культуры.
  7. Разрешающий акт, выданный Роспотребнадзором на застройку земельного участка.
  8. Разрешающий акт, выданный инспектором Гостехнадзора на выбор участка земли.
  9. Проработка на расположение предприятия/учреждения, согласованная с градостроительным управлением.
  10. Информационные данные собранные при помощи общественного мнения, согласованные с местной Администрацией.
  11. Документ, удостоверяющий регистрацию, право на аренду земельного участка для проектирования производственного здания.
  12. Заявление в Гостехнадзор о рассмотрении и согласовании переданных данных на выбор участка с гарантиями оплаты и банковскими реквизитами юридического лица.

Какие принципы действуют при построении ОВОС

Финансовое бремя по оплате всех процедур анализа лежит на заказчике. При выполнении процедуры ОВОС обычно руководствуются следующими основополагающими принципами:

  • Использование результатов ОВОС в качестве основы для принимаемых решений на начальных этапах проектирования будущей деятельности, а также доступность информации по проекту для заинтересованных групп лиц.
  • Комплексное рассмотрение взаимосвязанных между собой экономических, технических, социальных и природоохранных предложений по проекту.
  • Рассмотрение возможных альтернатив и вариантов проектных решений.
  • Заказчик (лицо, планирующее хозяйственную деятельность) несет ответственность за возможные последствия от планируемой деятельности (проекта).

Что определяется при составлении ОВОС?

В процессе выполнения проекта ОВОС определяются следующие компоненты:

  • Параметры состояния экологии в зоне расположения предполагаемого объекта.
  • Виды, интенсивность и источники уже существующего воздействия на экологию в исследуемом районе.
  • Объем, характер и интенсивность предполагаемого воздействия в случае реализации заявленного проекта как при его строительстве, так и при эксплуатации.
  • Цели предполагаемой хозяйственной деятельности и альтернативные варианты проекта.

При составлении проекта намечаемой деятельности заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

  • Исходить из того, что любая хозяйственная деятельность может нести потенциальный экологический риск.
  • Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов для достижения целей предполагаемой деятельности, в том числе вариант отказа от нее (если другие варианты будут неприемлемыми с точки зрения экологии).
  • Необходимость допустить участие общественности в обсуждении планируемой деятельности и результатов ОВОС.
  • Исходить только из научно обоснованных выводов и данных, которые должны быть включены в ОВОС.
  • Исходить из комплексного подхода с рассмотрением взаимосвязи экологических факторов, а также социальных и экономических последствий.
  • Предоставлять всю необходимую информацию без искажения фактов исполнителю ОВОС.

Кто организует общественные обсуждения?

Организаторами общественных обсуждений по отчетам об ОВОС выступают местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы административно-территориальных единиц, на территории которых планируется реализация хозяйственной и иной деятельности и территории которых затрагиваются в результате ее реализации, совместно с заказчиком планируемой хозяйственной и иной деятельности.

То есть организуют общественные обсуждения по отчету об ОВОС:

  • заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности (далее — Заказчик), то есть инициатор планируемой деятельности;
  • территориальный исполнительный комитет (исполком района размещения проектируемого объекта). Если проектируемый объект располагается на территории не одного, а нескольких районов, в общественных обсуждениях принимают участия исполкомы всех районов, на территории которых размещается объект, однако при условии, что проектируемый объект во всех районах подлежит разработке отчета об ОВОС.

Ситуация

Проект предусматривает прокладку газопровода на территории трех районов. На территории двух районов газопровод прокладывается по охранной зоне природоохранной территории, в третьем районе газопровод будет размещен на территории, не являющейся природоохранной территорией или ее охранной зоной.

Согласно п. 1.32 статьи 7 Закона № 399-З для объектов, планируемых к строительству в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, требуется разработка отчета об ОВОС. Следовательно, общественные обсуждения для проектируемого объекта необходимо проводить в двух районах, в которых проектируемый объект размещается на территории охранной зоны природоохранной территории.

Значение негативных влияний

Выявление воздействий, анализ их уровня и существенности выступают ключевыми элементами не только ОВОС. Задача аналогичного характера решается и в других случаях. Например, особое значение эти процедуры имеют при определении экологических аспектов в ходе создания систем эко-менеджмента. Несмотря на некоторое сходство, процессы имеют ряд особенностей. Они обуславливаются масштабом анализа, временными пределами, в которых он выполняется. Воздействие может характеризоваться через изменение показателей состояния окружающей среды на протяжении конкретного периода в границах определенной территории и являться результатом реальной либо предполагаемой деятельности. Его величина может устанавливаться посредством сравнения прогнозируемой или фактической ситуации с такой, которая имела (либо имела бы) место до того, как мероприятия были начаты, или если бы они не проводились вовсе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector