Оценка воздействия на окружающую среду
Содержание:
Что еще включают в ОВОС?
В процессе работы над ОВОС попутно выполняются и другие компоненты исследовательского процесса:
- Дают оценку альтернативным вариантам реализации хозяйственного проекта.
- Оценивают продолжительность и величину возможного воздействия будущей деятельности.
- Выясняют объем ресурсного потенциала исследуемой территории и существующего состояния окружающей среды.
- Проводят мониторинг влияния реализованного проекта на состояние окружающей среды.
- Разрабатывают мероприятия и меры по уменьшению воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды.
- Проводят общественные слушания. Протоколы этих слушаний также включают в тело результатов ОВОС.
- Подготавливают доклад по результатам ОВОС.
Важный момент
Выявив все вероятные воздействия, далеко не во всех случаях сразу удается оценить значимость и величину каждого из них. Это обуславливается необходимостью проведения большого объема исследовательской работы, что, в свою очередь, сопряжено с немалыми затратами. Ситуация осложняется и отсутствием четких методик выполнения ОВОС. В этой связи, необходимо осуществить отбор тех элементов окружающей среды и свойств источника воздействия, которыми определяется общий уровень влияния. Другими словами, выполняется ранжирование показателей. В результате только значимые воздействия должны стать предметом комплексной оценки. Для реализации этой задачи специалистам необходимо располагать сведениями, касающимися и природных условий, и состояния компонентов экосистемы, и характеристик источника, оказывающего на них негативное влияние. В связи с тем, что под окружающей средой в рамках оценки воздействия на нее понимают не только непосредственно саму природу, но и социально-экологически-экономическую систему в целом, то существенность изменений в большей степени определяется по последствиям общественно-экономического характера. 
Перечень документов для разработки проекта ОВОС
- Основные данные о юридическом лице (местонахождение, наличие построек, вид деятельности и пр.).
- Разрешающий документ, выданный главой городского совета.
- Разрешение городской администрации.
- Документ удостоверяющий отсутствие полезных ископаемых.
- Документ, заверенный комиссией по выбору земельной площади.
- Справка с информацией, свидетельствующая, что на территории участка отсутствуют памятники культуры.
- Разрешающий акт, выданный Роспотребнадзором на застройку земельного участка.
- Разрешающий акт, выданный инспектором Гостехнадзора на выбор участка земли.
- Проработка на расположение предприятия/учреждения, согласованная с градостроительным управлением.
- Информационные данные собранные при помощи общественного мнения, согласованные с местной Администрацией.
- Документ, удостоверяющий регистрацию, право на аренду земельного участка для проектирования производственного здания.
- Заявление в Гостехнадзор о рассмотрении и согласовании переданных данных на выбор участка с гарантиями оплаты и банковскими реквизитами юридического лица.
Какие принципы действуют при построении ОВОС
Финансовое бремя по оплате всех процедур анализа лежит на заказчике. При выполнении процедуры ОВОС обычно руководствуются следующими основополагающими принципами:
- Использование результатов ОВОС в качестве основы для принимаемых решений на начальных этапах проектирования будущей деятельности, а также доступность информации по проекту для заинтересованных групп лиц.
- Комплексное рассмотрение взаимосвязанных между собой экономических, технических, социальных и природоохранных предложений по проекту.
- Рассмотрение возможных альтернатив и вариантов проектных решений.
- Заказчик (лицо, планирующее хозяйственную деятельность) несет ответственность за возможные последствия от планируемой деятельности (проекта).

Что определяется при составлении ОВОС?
В процессе выполнения проекта ОВОС определяются следующие компоненты:
- Параметры состояния экологии в зоне расположения предполагаемого объекта.
- Виды, интенсивность и источники уже существующего воздействия на экологию в исследуемом районе.
- Объем, характер и интенсивность предполагаемого воздействия в случае реализации заявленного проекта как при его строительстве, так и при эксплуатации.
- Цели предполагаемой хозяйственной деятельности и альтернативные варианты проекта.

При составлении проекта намечаемой деятельности заказчик должен руководствоваться следующими принципами:
- Исходить из того, что любая хозяйственная деятельность может нести потенциальный экологический риск.
- Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов для достижения целей предполагаемой деятельности, в том числе вариант отказа от нее (если другие варианты будут неприемлемыми с точки зрения экологии).
- Необходимость допустить участие общественности в обсуждении планируемой деятельности и результатов ОВОС.
- Исходить только из научно обоснованных выводов и данных, которые должны быть включены в ОВОС.
- Исходить из комплексного подхода с рассмотрением взаимосвязи экологических факторов, а также социальных и экономических последствий.
- Предоставлять всю необходимую информацию без искажения фактов исполнителю ОВОС.
Кто организует общественные обсуждения?
Организаторами общественных обсуждений по отчетам об ОВОС выступают местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы административно-территориальных единиц, на территории которых планируется реализация хозяйственной и иной деятельности и территории которых затрагиваются в результате ее реализации, совместно с заказчиком планируемой хозяйственной и иной деятельности.
То есть организуют общественные обсуждения по отчету об ОВОС:
- заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности (далее — Заказчик), то есть инициатор планируемой деятельности;
- территориальный исполнительный комитет (исполком района размещения проектируемого объекта). Если проектируемый объект располагается на территории не одного, а нескольких районов, в общественных обсуждениях принимают участия исполкомы всех районов, на территории которых размещается объект, однако при условии, что проектируемый объект во всех районах подлежит разработке отчета об ОВОС.
|
Ситуация Проект предусматривает прокладку газопровода на территории трех районов. На территории двух районов газопровод прокладывается по охранной зоне природоохранной территории, в третьем районе газопровод будет размещен на территории, не являющейся природоохранной территорией или ее охранной зоной. |
Согласно п. 1.32 статьи 7 Закона № 399-З для объектов, планируемых к строительству в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, требуется разработка отчета об ОВОС. Следовательно, общественные обсуждения для проектируемого объекта необходимо проводить в двух районах, в которых проектируемый объект размещается на территории охранной зоны природоохранной территории.
Значение негативных влияний
Выявление воздействий, анализ их уровня и существенности выступают ключевыми элементами не только ОВОС. Задача аналогичного характера решается и в других случаях. Например, особое значение эти процедуры имеют при определении экологических аспектов в ходе создания систем эко-менеджмента. Несмотря на некоторое сходство, процессы имеют ряд особенностей. Они обуславливаются масштабом анализа, временными пределами, в которых он выполняется. Воздействие может характеризоваться через изменение показателей состояния окружающей среды на протяжении конкретного периода в границах определенной территории и являться результатом реальной либо предполагаемой деятельности. Его величина может устанавливаться посредством сравнения прогнозируемой или фактической ситуации с такой, которая имела (либо имела бы) место до того, как мероприятия были начаты, или если бы они не проводились вовсе.




