Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: образец заявления, структура и содержание документа

Обеспечение исполнение контракта может быть внесено денежными средствами и банковской гарантией. В первом случае подрядчику может потребоваться вернуть деньги, чтобы обеспечить свое участие в другой закупочной процедуре. Возврат обеспечения по 44-ФЗ в обязательном порядке включается заказчиком в подписываемый договор.

Когда нужно вернуть обеспечение

Возврат обеспечения может потребоваться поставщику в следующих случаях:

  1. После окончательного исполнения обязательств.
  2. После исполнения части обязательств (закрытия отдельного этапа контракта).

44-ФЗ закрепляет за поставщиком право постепенного возврата денежных средств, внесенных в качестве поручительства. Это право гарантировано ему ст. 96 44-ФЗ. Здесь сказано, что поставщик вправе уменьшить размер обеспечения пропорционально исполненным обязательствам по договору до момента полного исполнения контракта.

Также поставщик имеет право заменить денежное исполнение контракта на банковскую гарантию.

Если размер обеспечения был уменьшен, то деньги возвращают частично. Возврат обеспечения должен быть предусмотрен условиями договора или в иных соглашениях.

Что необходимо сделать: алгоритм действий

Обычно порядок возврата обеспечения государственного контракта и алгоритм действий поставщика прописан в государственном контракте.

В первую очередь, исполнителю следует направить в адрес заказчика письменную просьбу о возврате обеспечения. Если государственный заказчик просрочил установленные законом сроки возврата, то поставщик также вправе предъявить требования об уплате штрафных санкций.

В установленные сроки заказчик рассматривает поступившее обращение и оформляет возврат обеспечения. Если он этого не сделает, то поставщик вправе обратиться в суд за защитой своих интересов.

В случае если в государственном контракте не предусмотрен срок для возврата обеспечения, то деньги нужно вернуть в течение 7 дней после поступления требования от поставщика. Если указанное требование не поступило, то возврат оформляется в разумные сроки с учетом п. 2 ст. 314 ГК.

Например, если поставщик не исполнил взятые обязательства по контракту, то заказчик инициирует расторжение договора, и обеспечение удерживается в качестве компенсации. В случае если недобросовестный поставщик предъявлял в качестве обеспечения банковскую гарантию, то первоначально банк компенсирует заказчику его издержки, а затем приступает к взысканию гарантии с поставщика.

За возврат обеспечения по контракту отвечает контрактная служба или управляющий. Они передают сведения о завершении исполнения договора в бухгалтерию, а та осуществляет возврат обеспечения.

14 Приказа №631 от 2013 года, для управляющего такая обязанность закреплена по должностной инструкции или иному нормативно-правовому акту.

Заказчик вправе удержать из возвращаемого обеспечения сумму начисленных неустоек в виде пени, штрафов и иных сумм. В этом случае обеспечение вернут частично.

Но перед тем как сделать удержание, заказчик должен перечислить нарушенные поставщиком обязательства и указать сумму неустойки в претензии, направленной в адрес поставщика.

В случае если поставщик добровольно погасил начисленные штрафные санкции, то обеспечение ему возвращают в полном объеме.

Как составить заявление на возврат

Законодательных требований к заявлению на возврат обеспечения исполнения контракта не предусмотрено. Оно составляется в свободной форме на бланке организации с указанием всех реквизитов и контактов поставщика.

Письмо о возврате обеспечения должно содержать следующие сведения:

  1. Наименование, адрес расположения, ИНН и КПП заказчика и исполнителя.
  2. Дата подготовки заявления.
  3. Просьба вернуть денежные средства, перечисленные в виде обеспечения.
  4. Реквизиты для перечисления обеспечения.
  5. Подпись лица, уполномоченного представлять интересы поставщика.

Необходимость подачи такого заявления может быть связана с изменением реквизитов поставщика. Тогда бухгалтерия перечислит ему обеспечение по измененным реквизитам, указанным в заявлении. Образец заявления на возврат обеспечения исполнения контракта можно скачать здесь.

Таким образом, возврат обеспечения по контракту представляет процедуру по перечислению денежных средств поставщику, который исполнил свои обязательства по контракту. Деньги могут быть возвращены в полном объеме или частично.

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Антикризисные меры с 24.04.2020

14.04.2020 Минфин на официальном сайте анонсировал изменения в контрактном законодательстве. А уже 24.04.2020 опубликовали федеральный закон №124 от 24.04.2020 об изменении отдельных законов по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением инфекции.

Вот изменения в госзакупах из-за коронавируса, которые вступили в силу согласно ФЗ-124.

Суть изменений Что это значит
Новые правила для заключения прямых контрактов в результате малых закупок

Контрактуются с единственным поставщиком из-за коронавируса по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на сумму до 600 000 руб., а не до 300 000 руб., как раньше.

Увеличили и процентный годовой лимит таких закупок: он составляет 10% вместо 5% от СГОЗ. В деньгах лимит не изменили — 50 млн руб.

Новые правила в обеспечении исполнения контракта

Требование обеспечить гарантийные обязательства — право заказчика, а не обязанность, как раньше.

Нижний предел размера обеспечения исполнения контракта снизили из-за коронавируса до 0,5%, а верхний не изменился, он так и составляет до 30% от НМЦК. Раньше допустимый минимум составлял 5% НМЦК.

При казначейском сопровождении расчетов по контракту обеспечения исполнения контракта заказчики вправе не требовать. Если его необходимо предусмотреть, его размер составляет до 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для субъектов малого предпринимательства по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ его установят от цены контракта.

При казначейском сопровождении аванса размер обеспечения исполнения контракта считают от НМЦК, которая уменьшена на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для СМП по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены контракта, которая уменьшена на размер аванса.

Новые правила для изменения условий контракта из-за коронавируса

До 31.12.2020 изменить существенные условия контракта из-за коронавируса вправе в части авансирования, если его предусмотрели в контракте.

Для такого изменения не требуется согласия органа местного самоуправления, правительства или региональных властей.

Новые правила для проверки участников Комиссия заказчика проверяет юрлица, которые участвуют в закупке, на предмет привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение двух лет до подачи заявки. Сейчас это ее право.
Новые правила вступления в силу «летних» новаций в контрактное законодательство

Из-за коронавируса до 01.10.2020 перенесли срок вступления в силу изменений, которые планировалось запустить с 01.07.2020. С новой даты заработает, в частности, новый порядок:

  • проведения электронного запроса котировок;
  • начала работы электронных малых закупок.
Новый порядок вступления в силу поправок в 44-ФЗ в зависимости от даты их принятия

Участники закупок получили гарантированный срок, чтобы подготовиться к изменениям в тех случаях, когда правят порядок:

  • планирования;
  • проведения закупок, в т. ч. введения новых способов определения поставщика;
  • контроля, мониторинга и аудита закупок.

Если акт принимают до 01 октября текущего года, он вступает в силу 1 января очередного года. Если после — 1 января года, следующего за очередным.

А вот какие изменения внесли в закупки в связи с коронавирусом для отдельных видов юридических лиц по 223-ФЗ:

  1. Определили, как считать сроки для проведения закупок по 223-ФЗ, в дни, которые объявлены в 2020 году нерабочими в связи с коронавирусом. По этим правилам:
    • сроки, которые по 223-ФЗ и подзаконным актам считаются только в рабочих днях, исчисляйте в календарных; в таких расчетах не учитывайте субботу и воскресенье;
    • последний день срока, который приходится на этот период, переносят, только если он попадает на субботу, воскресенье или праздничный день.

Раньше такие правила правительство установило из-за коронавируса для проведения госзакупок в период с 4 по 30 апреля 2020 года.

  1. Ввели новое основание для закрытой конкурентной закупки — закупка в рамках гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. Сведения о них не размещаются в ЕИС.

ВАЖНО!

Большинство положений заработало с даты опубликования. Новые правила обеспечения обязательств по контракту вступят в силу с 01.07.2020. С согласия обеих сторон их будут распространять на закупки, которые объявлены до этой даты. С 01.01.2021 начнут действовать единые правила вступления в силу поправок к 44-ФЗ и положение об обязанности комиссии дополнительно проверять юрлиц.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ

Многие поставщики задаются вопросом: существуют ли требования к обеспечению заявок при участии в закупках по 223-ФЗ?

Согласно ч. 25 ст. 3.2 223-ФЗ заказчик ВПРАВЕ предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен Положением о закупке заказчика в соответствии с 223-ФЗ).

Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ, за исключением проведения закупки в соответствии со ст. 3.4 223-ФЗ (закупки в электронной форме на ЭТП среди СМСП).

Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки самостоятельно.

Статья 66. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе

Статья 66 описывает требования и условия к содержанию и процедуре подачи заявки, требуемой для участия на электронном аукционе. Документ требуется, чтобы размещать свое окончательное предложение на ЭТП и заключать сделки с заказчиками. Статья состоит из 16 частей, которые следует проанализировать:

В ч.1 ст.66 оговаривается, что заявка на электронный аукцион подается лицами, получившие аккредитацию на электронной площадке.

Написанная грамотно заявка, чтобы участвовать в электронном аукционе, состоит из 2-х частей описывается в ч.2 ст.66.

В ч.3 ст.66 уже подробно описывается, что должно описываться в этих двух частях. В 1-ой части заявки на участие в электронном аукционе содержатся следующие данные:

  • согласие на поставку продукции, или осуществление работ, или предоставление услуг;
  • если речь идет о поставке товара, то требуется указание конкретных показателей, торговой марки, знака обслуживания, название марки, патенты, полезные модели, промышленные образцы и указывается страна изготовления товара. Вся эта информация указывается, если она есть в наличии.

Ст.66 ч.4 разрешает содержание в первой части изображения товара. Это может быть, например, рисунок, фото и т. д.

Информация, которая должна присутствовать во второй части описана в ч.5 ст.66. Заявка на электронный аукцион должна содержать во второй части следующую информацию:

  • об участниках закупки. Для физлиц — ФИО, паспортные данные, место проживания и т. д. Для юрлиц — название фирмы, почтовый адрес, место нахождения и т. д. Также контактный номер, ИНН, в том числе и для иностранных граждан;
  • документальное подтверждение (оригинал или копии) и декларация, что участник отвечает требованиям (если они существуют), прописанным в ст.31 ФЗ-44;
  • копии бумаг о соответствии товара/услуги/работы требованиям о стандарте. Запрещено требовать указанную документацию, если она была передана вместе с товаром;
  • постановление об одобрении или о заключении крупной сделки;
  • указание документов в оригинале или копии данных бумаг, где подтверждается право на получение преимущества на участие в электронной аукционной продаже, согласно ст. 28-29 ФЗ-44;
  • копии или оригиналы документов о соответствии предоставляемых товаров/услуг/работ запретам и ограничениям по ст.14 ФЗ-44;
  • декларация о принадлежании участника к субъектам малого бизнеса/некоммерческой организации, если заказчик установил ограничение по ч.3 ст.30 ФЗ-44.

В ч.6 ст.66 оговорено, что с участника электронного аукциона запрещено требовать другие документы, кроме тех, что указаны в ч.3 и 5 ст.66.

Если комиссия обнаружит, что информация в документах недостоверная, то заявка участника снимается с электронного аукциона вне зависимости от этапа по ч.6.1 ст.66.  

Согласно ч.7 ст.66, участник электронного аукциона имеет возможность подать заявку в любой момент, после объявления об его старте — до даты окончания срока подачи.

По ч.8 ст.66 заявка, состоящая из 2-х частей подается участником электронного аукциона оператору ЭТП.

Оператор присваивает порядковый номер заявке на участие в электронном аукционе в течение 1 часа и уведомляет участника об этой процедуре, согласно ч.9 ст.66.

Участник по ч.10 ст.66 вправе подать только 1 обращение.

В ч.11 ст.66 описаны ситуации при которых документ возвращается обратно участнику. В течение 1 часа оператор может вернуть заявку участнику электронного аукциона, если:

  • обращение было подано с нарушением требований ч.2 ст.60;
  • было подано больше 1-го обращения;
  • закончился срок принятия заявок;
  • была нарушена ч.14 ст.61;
  • отсутствие на бухгалтерском счете денег для оплаты обеспечения.

Согласно ч.12 ст.66, применять другие основания для возврата заявки не разрешено. Оператор уведомляет о возврате участника электронного аукциона и указывает причину.

Первая часть обращения направляется оператором к заказчику не позднее окончания срока подачи заявок, согласно ч.13 ст.66.

Желающий, по ч.14 ст.66, может отозвать заявку на участие в электронном аукционе, пока действует срок подачи. Уведомлять оператора следует в обязательном порядке.

При подаче заявки на участие в электронном аукционе оператором сохраняется засекреченность данных документа и сведений об участниках до размещения протокола (ч.15 ст.66).

Согласно ч.16 ст.66, если была поданна только одна заявка или вообще ни одной на участие, то такой аукцион признается несостоявшимся.

Документация

Для того чтобы провести конкурентную закупку, заказчик обязан разработать и разместить в ЕИС документацию о закупке (кроме тех случаев, когда проводится запрос котировок в электронном виде).

Стоит отметить, что закупки до 100 тыс. р. (или до 500 тыс. р. для крупных заказчиков) не подлежат размещению на ЕИС. Но данные о предстоящих закупках на небольшую сумму чаще всего размещаются на сайте заказчика.

Требования к документации содержатся в ст. 4 ФЗ-223. В частности, в ЕИС размещается извещение о закупке. В документации о конкурентной закупке по ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 должны быть указаны:

  1. Требования к безопасности, качеству товаров, их техническим и функциональным характеристикам и пр. важные параметры, которые относятся к предмету закупки.
  2. Требования к форме, содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
  3. Требования к описанию участниками поставляемого товара, который является предметом закупки.
  4. Место, условия и сроки поставки товаров или выполнения работ.
  5. Сведения о цене договора (лота) или формула цены, которая устанавливает порядок расчета суммы, подлежащей к уплате заказчиком.
  6. Форма, сроки и порядок оплаты товара и услуги.
  7. Порядок формирования цены договора с учетом расходов на транспортировку, страховку, уплату налогов и пр.
  8. Порядок начала и окончания сроков подачи заявок на участие в закупке.
  9. Требования к участникам, субподрядчикам, соисполнителям и пр.
  10. Формы и порядок предоставления разъяснений о положениях закупки.
  11. Критерии для оценки и сопоставления заявок на участие в закупках.
  12. Описание предмета закупки.
  13. Иные сведения, которые определены Положением о закупке.

В извещении по проводимой конкурентной закупке, которая также размещается в ЕИС прописываются:

  1. Способы осуществления закупок.
  2. Наименование, местонахождение, контактные сведения заказчика.
  3. Предмет предполагаемого к заключению контракта: объема товара, выполняемых работ и оказываемых услуг, описание предмета закупки.
  4. Место поставки товара, выполнения работы и оказания услуги.
  5. Сведения о цене договора.
  6. Сроки, место и порядок предоставления документации о закупке, а также размер и порядок внесения платы за передачу такой документации (если такие условия утверждены заказчиком).
  7. Сроки подачи заявок на участие в закупках.
  8. Адрес площадки в сети Интернет.
  9. Иные сведения.

Протокол осуществления конкурентной закупки должен содержать такие сведения, как:

  1. Дата подписания протокола.
  2. Количество поданных на участие в конкурсе заявок.
  3. Дата и время регистрации заявок.
  4. Результаты рассмотрения заявок на участие в закупках.
  5. Результаты их оценки.
  6. Прочие сведения.

По результатам закупки составляется итоговый протокол. Итоговый протокол по результатам закупочных мероприятий содержит указание на дату подписания протокола, количество поступивших заявок, порядковые номера заявок для участия в закупках, результаты рассмотрения и оценки поступивших заявок на участие в закупке, причины признания закупки несостоявшейся и иные сведения.

Несмотря на главенствующее место Положения о закупках, порядок проведения конкурентной закупки, регламентированный заказчиком, не должен противоречить 223-ФЗ.

Так, например, 223-ФЗ четко указывает на сроки проведения конкурентной закупки: с момента публикации сведений о ней на сайте заказчика до окончания подачи заявок должно пройти как минимум 20 дней.

Срок размещения извещений для конкурса или аукциона составляет не менее 15 дней до окончания подачи заявок, запроса котировок – не менее 5 рабочих дней, запроса предложений – не менее 7 рабочих дней.

Организация имеет возможность отменить проведение конкурентной закупки до окончания срока подачи заявок. Такое решение подлежит размещению в ЕИС непосредственно в день принятия.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ, заказчик должен провести закупку исключительно в электронной форме на одной из площадок, если в ней будут участвовать субъекты малого бизнеса. По результатам закупок заключается договор на основании размещенного проекта договора (по ч. 29 ст. 3.4 223-ФЗ).

Законодательство допускает возможность внесения изменений в закупочную документацию по ч. 11 ст. 3 223-ФЗ. Так, изменения в извещение должны быть опубликованы в ЕИС в течение 3 дней после их принятия. Также заказчику следует учесть, что при внесении изменений в закупочную документацию необходимо, чтобы на участие в такой закупке оставалось не менее половины от срока подачи заявок.

Участники имеют право запрашивать разъяснения по конкурсной документации. В обязанности заказчика входит передача разъяснений по поступившим запросам в течение трех дней.

Протоколы по конкурентной закупке и прочие документы по проведенным торгам должны храниться не менее 3 лет.

Заключение контракта с победителем электронного аукциона

Заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта с включенными условиями его исполнения, предложенными победителем электронного аукциона в течение 5 календарных дней с даты размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

В случае, если победитель электронного аукциона разместит в ЕИС протокол разногласий, заказчик обязан рассмотреть и учесть замечания победителя (или отказаться учесть эти замечания) в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола разногласий.

Если победитель направит протокол разногласий по истечении 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, то согласовывать разногласия не требуется. В этом случае победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

После размещения в ЕИС (на электронной площадке) подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Проверить предоставленное обеспечение целесообразно сразу после предоставления обеспечения победителем электронного аукциона. Если в качестве обеспечения представлена банковская гарантия, то рассмотреть её заказчик должен в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона.

При признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, заказчик обязан направить проект контракта второму участнику в срок не позднее 10 календарных дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся, а также в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником направить сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта.

Для того, чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем пользоваться таблицей:

№ п/п Этап аукциона Контрольные сроки Статья в Законе
№ 44-ФЗ
  Размещение в ЕИС извещения и документации При НМЦК, ≤ 3 млн руб., – не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 63
При НМЦК > 3 млн руб. – не менее чем за 15 дней Часть 3 статьи 63
2. Размещение в ЕИС разъяснений положений документации В течение 2 дней с даты поступления запроса участника Часть 4 статьи 65
3. Внесение изменений в извещение и документацию Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок Часть 6 статьи 65
4. Отказ от проведения аукциона Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 1 статьи 36
5. Рассмотрение первых частей заявок Не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 67
6. Проведение электронного аукциона Рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе Части 2, 3 статьи 68
Подача ценовых предложений – 10 минут (автоматически продлевается после очередного предложения) Часть 11 статьи 68
По истечении основного времени в течение еще 10 минут участник может улучшить своё ценовое предложение Часть 12 статьи 68
7. Рассмотрение вторых частей заявок Не более 3 рабочих дней с даты размещения протокола проведения электронного аукциона Часть 5 статьи 69
8. Заключение контракта с победителем Проект контракта размещается в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона Часть 2 статьи 70
Рассмотрение замечаний победителя — в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола разногласий Часть 5 статьи 70
Проверка обеспечения при предоставлении банковской гарантии – не более 3 рабочих дней со дня поступления Часть 5 статьи 45
Подписание контракта Заказчиком — в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона Части 7, 9 статьи 70
Победитель признан уклонившимся — в срок не позднее 10 дней заказчик направляет проект контракта второму участнику Часть 14 статьи 70
Подача сведений для включения в РНП — не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником Часть 4 статьи 103
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector