Федеральный закон «о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 n 171-фз ст 2 (ред. от 08.06.2020)

В неиспользуемых помещениях школ, курсов, больниц и театров можно открывать кафе…

Изменениями в 171 ФЗ уточняется норма закона, устанавливающая, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции, указанный в подпункте 1 пункта 2 статьи 16 ФЗ № 171-ФЗ, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности, распространяя её также и на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Что имеется в виду простым языком:

  • У образовательных организаций (школ);
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение (курсов);
  • медицинских организаций (больниц, государственных и частных клиник);
  • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры (театры).

Могут в собственности или аренде быть помещения, которые они не используют.

Например, у больницы была столовая. В какой-то момент еду начали разносить прямо в палаты пациентам, а столовая осталась пустовать. Такие же неиспользуемые помещения и здания могут быть у курсов или театров.

Раньше по букве закона в таких помещения можно было открыть магазин, продающий алкогольную продукцию, но не кафе или ресторан. А теперь у общепита на такие помещения те же права, что и у магазинов.

Лицензирование деятельности

Следует отметить, что деятельность, связанная с производством алкогольной продукции, а также ее оборотом, подлежит обязательному лицензированию. Однако законодатель предусматривает некоторые исключения — те сферы, в которых необходимость получения специального разрешения попросту не предусмотрена. К числу таковых закон о торговле алкоголем относит сферу производства спирта, содержащего этил, или иных лекарственных препаратов. Розничная торговля продукцией, в составе которой имеется спирт, и производство виноградного сусла также не подлежат лицензированию.

Следует отметить, что в соответствии с рассматриваемым законодательством лицензия может быть выдана только на определенные виды деятельности. К ряду таковых относятся: действия, связанные с производством спирта, его хранением и совершением поставок, а также закупкой. Законодатель определяет то, что лицензирование необходимо при совершении действий в отношении как пищевой, так и непищевой продукции. Обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с розничной продажей алкогольных напитков.

Следует также понимать и то, что на действия, связанные с оборотом пищевой и непищевой продукции, должны быть выданы отдельные типы лицензий.

Закон о продаже алкогольной продукции устанавливает то, что приобретение специального разрешения для осуществления розничной торговли алкогольными напитками осуществляется в органах исполнительной власти, уполномоченных на их выдачу. В некоторых регионах страны данная функция возлагается на органы местного самоуправления. Законодатель также предусматривает действительность лицензии, выданной на территории одного субъекта государства на территории другого, но только при том условии, если между ними действует специальное соглашение.

Состав и ответственность

Данное деяние может быть в двух формах: административное правонарушение и уголовное преступление.

КоАП РФ

В КоАП Российской Федерации предусмотрена статья под номером 14.16, которая устанавливает ответственность за нарушение существующих правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В этом законе «чёрным по белому» прописано, что продажа всех разновидностей алкогольной продукции не допускается несовершеннолетним лицам. Лицо, которое осуществляет розничную продажу, имеет полное право при отпуске этой продукции запросить у покупателя документ, удостоверяющий личность, для проверки действительности соответствия требуемого возраста.

По сути любая продажи рассматриваемых в этой статье веществ возможна только с предъявления соответствующего документа, так как в силу физиологических особенностей подросток может выглядеть как сформировавшийся взрослый человек. Поэтому, несмотря на то, что в статье 16 ФЗ № 171 говорится о праве продавца на запрос документа, подтверждающего возраст, в случае если у него имеются подозрения, правильнее было бы рассматривать это право как обязанность. Ранее анонсированная статья 14.16 в рамках данной темы не интересует нас полностью, а для разбора следует выделить только её часть, а именно часть 2.1:

Сразу следует сказать, что уголовно наказуемым деяние становится при неоднократном нарушении действующих правил, при этом должно иметься уже активное административное наказание (срок действует в течение одного года) за аналогичное правонарушение. К примеру:

В этом примере виновного ждёт штраф в размере от 30000 до 50000 рублей. Плюс, конечно же, определённые личные санкции со стороны администрации магазина, так как если будет доказано, что руководство этого магазина не выполняло действующих норм по работе с персоналом и «закрывало глаза» на нарушение закона, то штраф будет налагаться и на администрацию, но уже в сумме от 300000 до 500000 рублей. По сути, это всё, что требуется знать об этом административном правонарушении.

Уголовный кодекс

Выше уже было сказано, что если наплевательское отношение к действующему законодательству носит не единичный характер, то виновное лицо будет отвечать перед законом уже по Уголовному кодексу, по статье 151.1, положения которой выглядят следующим образом:

Субъектом преступления является любое физическое лицо, которое осуществляло продажу спиртных напитков. Юридические или должностные лица как таковые фактического участия в таких преступлениях не принимают, но также несут ответственность, если халатно относились к выполнению и соблюдению законных норм или каким-либо образом поощряли или направляли продавца на нарушение закона.

В зависимости от этих обстоятельств для юридических и должностных лиц квалификация может выглядеть с учётом статьи 33 УК РФ как соучастие. Следует отметить, что законом предусмотрена возможность продажи алкоголя лицу, которое фактически не достигло совершеннолетия. Это возможно при условии, что подросток прошёл процедуру эмансипации, то есть досрочного признания его полностью дееспособным гражданином.

Процедура это устанавливается в рамках Гражданского кодекса, но если вкратце, то для этого требуется разрешение родителей и органа опеки, а также необходимо наличие постоянного официального места работы с заключённым трудовым договором или контрактом. Но при всём при этом продавец имеет право у представителей такой категории граждан запросить вместе с документом, удостоверяющим личность, и документы, подтверждающие получение эмансипации.

ФЗ о продаже алкогольной продукции

ФЗ был принят по причине масштабного неконтролируемого распространения

спиртного, что явилось катализатором множества правонарушений и других действий, которые опасны для жизни общества. Федеральный акт разработан для контроля и у

меньшения распития, продажи, изготовления спиртных, алкогольных жидкостей производственными структурами.

Основные положения закона о продаже алкоголя

Подразумевает закон об алкоголе (продажа, хранение, изготовление) и содействие экономической безопасности Федерации. Это вправе быть достигнуто регуляцией объема, процесса производства и циркуляции алкогольных, спиртных жидкостей. Не обошло действие закона и потребителей, использующих упомянутые продукты.

Своеобразный капитулярий об алкоголе насчитывает 28 рубрик, 4 главы нижеследующего значения:

Скачать закон №171-ФЗ «О гос. регулировании продажи, производства и потребления (распития) алкопродукции» от 22/11/1995 г. с последними поправками и дополнениями на 2020 год

Последняя глава предусматривает методы контроля по исполнению данного законодательства, степень ответственности при его игнорировании.

  1. Изготовление этанола частным образом, который не предназначен для реализации.
  2. Оборот спиртных лекарств, находящихся в перечне медикаментов, кроме этанола, идущего фармацевтическим предприятиям для хозяйственных нужд.
  3. Продажа, производство аптеками средств с C2H5OH (спирт).
  4. Оборот товара в металлизированных аэрозольных емкостях менее чем 450 мл и непредназначенных для питья.
  5. Импортно-экспортные операции с алкогольными напитками, которые поставляют для дипломатических, различных консульских нужд.
  6. Эти процедуры предназначены для экспозиции в форме образцов и прохождения сертификации. Продукция для показа ограничивается 5 единицами потребительской емкости по каждому названию.
  7. Движение спиртных медикаментов, которые находятся в государственном формуляре, производится специализированными структурами.

Посмотрите видео: «Что «бухали» в СССР в сухой закон.»

Продажа парфюмерии, косметики, изделий бытовой химии, индивидуальной гигиены, содержащие  этанол, и не перечисленные упоминаемым законодательством, корректируются другими постановлениями Правительства.

Последние обновления закона о продаже алкоголя в 2020 г.

Закон о продаже алкоголя с 1 января 2020 года приводит в действие следующие механизмы:

  1. Запрещены рекламные акции крепких напитков через интернет.
  2. Проходит обязательная регистрация оборудования и установок, производящих спиртное.
  3. Частным лицам запрещено транспортировать больше 10 л. алкогольной жидкости без указания на ней акцизных бандеролей.
  4. Повышаются штрафные санкции за нарушение антиалкогольных законов, предусматривающих не только денежное взыскание.

Скачать ПП РФ №1459 (вместе с «Правилами») «О функционировании ЕГАИС, учете производства и торговле алкопродукцией» от 29/12/2015 года с последними изменениями и дополнениями 2020 г.Последний пункт нашел отражение в кодифицированном акте об административной ответственности — КоАП, а именно:

  • Статья 14.16. Нарушение правил продажи спиртного;
  • Статья 14.17. Нарушение требований к производству или алкопродукции;
  • Статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа спиртного физическими лицами;
  • Статья 14.17.2. Незаконное перемещение физическими лицами алкоголя;
  • Статья 14.18. Использование этанола для производства спиртосодержащей продукции;
  • Статья 14.19. Нарушение государственного учета (ЕГАИС) производства и оборота алкопродукции.

Скачать «Кодекс об админ. нарушениях РФ (КоАП)» №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года в актуальной версии 2020 г.

Рассматривая местное, региональное законодательство, можно сделать вывод, что здесь так же приняты дополнительные меры по продаже алкоголя.

В каких случаях продукция может быть изъята из оборота

  • Сбыт крепких алкогольных продуктов, осуществляемый без соответствующего разрешения.
  • Изготовление и реализация без маркировки, предусмотренной нашим законодателем.
  • Производство и сбыт алкогольных напитков без соблюдения госстандартов и утвержденных технических условий.

Законодатель ведет активную борьбу с производством и сбытом контрафактной продукции. Все участники рынка теперь обязаны иметь не только соответствующие лицензии, но и специализированное оборудование для сканирования каждой единицы товара. Ведь в большинстве случаев несанкционированная продажа становится причиной смертельных отравлений. Внедрение системы ЕГАИС и ужесточение некоторых положений позволит вывести производство и оборот алкоголя в нашей стране на новый более регулируемый уровень.

Компания ООО «Меридиан» предлагает готовое оборудование для производителей и импортеров алкогольной продукции, которое позволит в автоматическом виде вести помарочный учет, маркируя и сканируя продукцию в соответствии с новыми требованиями N 171-ФЗ.

Описание последних изменений 171 закона о регулировании алкоголя

  1. Оформление техоборудования. В согласии с последними корректировками, специализированное оборудование для изготовления алкоголя объемом более 200 декалитров (2000 л) должно пройти обязательную регистрацию с занесением данных в специальный реестр. К техоборудованию относятся перегонные системы, агрегаты для фильтрации этилового спирта, комплексные системы для производства спиртосодержащего продукта.
    Исходя из представленных корректировок, оформлять необходимо оборудование, способное производить алкоголь больше 5,5 л в сутки. Для прохождения госрегистрации агрегата потребуется направить заявление, паспорт и правоустанавливающие материалы в Росалкогольрегулирование. Игнорирование требований грозит большими штрафными санкциями до 150 тысяч для организаций.
  1. Ограничения розничной торговли. В согласии с 171-ФЗ об алкоголе с последними изменениями, не допускается реализация спиртосодержащих продуктов без предоставления потребителю соответствующего кода на бутылке. В законе также указано, что нельзя реализовывать алкогольные продукты на территории образовательных и медицинских подразделений, на оптово-розничных объектах, вокзалах и аэропортах. Запрещена продажа спиртосодержащих напитков дистанционно, а также сбыт спиртовых не пищевых продуктов с применением торговых автоматов.
  2. Маркировка. За исключением сидра, пива и медовухи все алкогольные продукты должны в обязательном порядке маркироваться специальными акцизами. Маркировочная документация будет иметь специальный код с прописанным в нем специальным идентификатором в кодированном виде.
  3. Оформление Формы №11. Исходя из положений 171 ФЗ и 278 ФЗ об алкогольной продукции с последними изменениями, фискальную декларацию направляют при розничной продаже слабоалкогольных продуктов, пива и пивных напитков и при приобретении продуктов для применения алкоголя в качестве основного сырья.
    Получается, что если ваша фирма занимается сбытом крепкого алкоголя в розницу и при этом вы подключены к базе ЕГАИС, а также не оказываете услуги общепита, то фискальный документ по Форме №11 можно не заполнять.
  1. Регистрация Формы №12. Руководствуясь положениями 171 ФЗ с изменениями, фискальные декларации по Форме 12 придется по-прежнему сдавать, как закреплено это в законе по алкоголю. Предприниматели и бизнесмены, которые реализуют пивную продукцию на розлив, обязаны оформлять данную декларацию, так как в единую базу будут направляться сведения только о сбыте крепких алкогольных напитков.
  2. Особенности рекламы спиртосодержащих продуктов. Рекламировать спиртосодержащую продукцию в интернете запрещено. В этом случае предусмотрена ответственность для физлиц до 5 000, а для организаций до 300 000. Продажа алкоголя через собственные веб-ресурсы будет разрешена только в рамках ЕГАИС.
  3. Транспортировка этилового спирта. Исходя из корректировок, напитки с содержанием алкоголя более 20% допускаются к транспортировке только в тех объектах, которые имеют специальное оборудование, позволяющее передавать информацию в АСКПЭС (автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта).

Дополнительно в законе прописано, что запрещена перевозка гражданином более 10 литров не маркированного спиртосодержащего продукта. Если физлицо будет перевозить больше 10 литров алкоголя на одного человека, ему будет грозить штраф до 5 т. р.

Запрет на продажу алкоголя в праздники

Помимо строго отведенного времени на реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции, также предусмотрены определенные даты, в которые продажа должна быть запрещена в принципе в течение всего дня вне зависимости от времени. Запрет устанавливается локальными законодательными актами. К общегосударственным дням полного отказа от продажи спиртного относятся:

  • день защиты детей. В связи с тем, что согласно исследованиям социологов огромное количество детей по всему миру страдает из-за того, что их родители или просто старшие товарищи употребляют алкоголь, 1 июня вы не сможете купить ни пиво ни вино. Стоит отметить, что о многом это сделано для того, чтобы и сами дети также не смогли купить спиртное;
  • день знаний. Запрет о продаже алкоголя 1 сентября является особенно актуальным. У современной молодежи вошло в моду отмечать этот праздник по-взрослому. Многие даже просят своих родственников или старших товарищей приобрести им спиртное, так как те имеют документы, однако сейчас и такие попытки надежно пресекаются законом;
  • последний звонок. 25 мая во многом напоминает 1 сентября, и даже хуже. Многие старшеклассники стремятся отметить окончание учебы и начало летних каникул, или же вообще окончание школы, а потому лишение магазинов возможности реализации алкоголя является вполне уместным;
  • дни, когда в конкретном регионе проходят выпускные балы. Этот пункт идентичен предыдущему и также направлен на то, чтобы ограничить рвение вчерашних школьников. В связи с тем, что в различных субъектах Российской Федерации дата проведения выпускных варьируется, руководство области решает этот вопрос самостоятельно;
  • день молодежи. В связи с тем, что алкоголизм является одной из главных проблем современной российской молодежи, вполне логичным является запрет на любую продажу алкоголя 27 июня;
  • день трезвости. Закон о продаже алкоголя в день трезвости действует как нельзя эффективно. Даже абсурдной будет смотреться попытка человека купить алкоголь, когда ему сообщают о том, что сегодня 11 сентября, и вся страна должна вспомнить о проблеме алкоголизма.

Некоторые области пошли дальше, и расширили список дней, в которых никто не сможет приобрести алкогольную продукцию в магазинах. К примеру, власти Ульяновской области добавили к списку следующие даты:

  • все без исключения выходные дни (+104 дня в году);
  • день Российской Федерации, отмечаемый 12 июня;
  • день семейного общения, отмечаемый 12 сентября.

Также Республика Коми расширила список, прибавив к уже имеющемуся пункту про день молодежи все выходные дни, которые с ним соседствуют (совершенно логично, что желающие отпраздновать это событие станут делать это не в саму дату, а в ближайший выходной).

Стоит отметить, что на все перечисленные выше ограничения по датам распространяется правило о том, что в любых заведениях общественного питания алкоголь может подаваться в любое время и в любом количестве (если клиент, конечно, достиг совершеннолетнего возраста). В связи с тем, что все дни, когда нельзя продавать алкоголь, указаны в том же законе, который предписывает часы его реализации, штраф за нарушение предусмотрен тот же – до сотни тысяч рублей с конфискацией продукции. В той же форме должна проводиться и проверка того, как магазин следует установленным нормам.

Особенности оборота спирта

Федеральным законом «О продаже алкоголя» устанавливаются определенные правила, в соответствии с которыми должен осуществляться оборот продукции, содержащей в своем составе спирт. В них указываются определенные особенности, которые следует учитывать в процессе закупки, продажи, поставки, а также перевозки продукции рассматриваемого типа.

Так, на основании положений, представленных в законе об алкоголе, закупку спирта в больших объемах следует производить исключительно на основании специального уведомления. Важным моментом здесь является то, какой объем спирта законодательство считает большим — это 200 декалитров в год. Более того, в трактовке данной нормы закона следует учитывать и то, что приобретение продукции по уведомлению возможно лишь в том случае, если предполагается использование готовой продукции для удовлетворения собственных нужд.

Что касается поставок спирта, то они также должны совершаться исключительно при наличии на то специального уведомления. Это касается тех случаев, когда перевозятся продукты, содержащие в своем составе более 25 % спирта, а также если они представлены в нефасованном виде. Что касается договора поставки, который стороны могут заключить для осуществления перевозки продукции, то в ряде своих основных условий он обязательно должен содержать пункт о том, что с момента сдачи продукции покупателю все права собственности передаются ему. Следует отметить, что поставками данного типа продукции могут заниматься исключительно те перевозчики, которые имеют на то специальную лицензию, позволяющую осуществлять абсолютно все действия в отношении рассматриваемой продукции (хранение, перевозку, производство).

Что касается особенностей закупки спирта, то она может производиться исключительно по тем ценам, которые не являются ниже тех, что установлены Правительством страны. Все закупки и поставки спиртосодержащих продуктов могут быть осуществлены исключительно при наличии извещения, свидетельствующего об уплате авансового акциза, или документа, который говорит об отсутствии необходимости его уплаты.

Ответственность

Организация или частный предприниматель могут быть привлечены к ответственности за нарушение закона о продаже алкоголя после 23:00. Этот момент регламентируется 14 статьей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (раздел о нарушении правил реализации этанола, а также алкогольной и содержащей спирт продукции). Законы субъектов Российской Федерации также могут предусматривать меру пресечения для подобных случаев. Стоит отметить, что в некоторых случаях объем или наименование продаваемого алкоголя не играют никакой роли – даже за бутылку пива организацию можно оштрафовать на сто тысяч рублей, а также подвергнуть принудительной конфискации алкогольной продукции.

Стоит отметить, что закон об ограничении продажи алкоголя также выделяет целый перечень локаций, в которых реализация спиртосодержащей продукции не может производиться никогда и ни в каких формах, согласно ст.16 171-ФЗ . К таковым относятся:

детские образовательные учреждения, а также медицинские объекты, объекты, чей собственник оспаривается, а также все территории, которые прилегают к ним непосредственно;
культурные объекты

Исключение составляют те случаи, когда организация уже окончила предоставлять услуги общественного питания;
военные объекты, стратегические военные объекты и объекты государственной важности, а также вся территория в непосредственной от них близости;
любые виды общественного транспорта;
вокзалы, аэропорты и прочие места, в которых часто происходят массовые скопления людей, что делает их потенциально опасными.. За размещение пунктов реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в этих локациях согласно Федеральному Закону N 171-ФЗ предусмотрен штраф в размере 10-15 тысяч рублей для физических лиц, и 200-300 тысяч рублей для юридических лиц ()

Также могут конфисковать всю алкогольную продукцию

За размещение пунктов реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в этих локациях согласно Федеральному Закону N 171-ФЗ предусмотрен штраф в размере 10-15 тысяч рублей для физических лиц, и 200-300 тысяч рублей для юридических лиц (). Также могут конфисковать всю алкогольную продукцию.

За тем, чтобы закон о ночной продаже алкоголя соблюдался, должны следить представители прокуратуры и полиции. Оба эти ведомства имеют полное право проводить проверки в любых местах, в которых считают нужными. Как правило, подобного рода мониторинг проводится в точках реализации, на которых жаловались граждане. Продажу алкоголя в ночное время выявить довольно просто в тех случаях, когда проводится так называемая проверочная закупка. Ее могут проводить любые лица, уполномоченные вести следственно-оперативную деятельность в рамках компетенции указанных выше государственных структур и органов.

Довольно интересным моментом в данной ситуации являются полномочия участкового или же сотрудника прокуратуры. У многих возникает вопрос: могут ли они самостоятельно проверять факт нарушения запрета продажи алкоголя ночью и проводить соответствующую закупку. Согласно соответствующим нормативным актам, количество подразделений и лиц, которые имеют право вести оперативно-розыскную деятельность (а закупка алкоголя в целях проверки, безусловно, относится к этой категории) весьма ограничено, и участковых сотрудников полиции в ней нет. Как и сотрудников прокуратуры. Именно на этом основании можно смело считать все постановления, основанные на данных закупки, проведенной участковым, недействительными. Тем не менее, суды придерживаются на этот счет различных точек зрения, и, стоит отметить, обычно решающую роль в разбирательстве этот пункт не играет.

Полномочия органов власти в сфере действия закона

Следует отметить, что органы государственной власти имеют некоторые полномочия в той сфере действия, на которую распространяется рассматриваемый нормативный акт. Ими обладают как органы государственной власти страны, так и лица, занимающие аналогичные должности в отдельных субъектах.

К числу полномочий рассматриваемой группы лиц в сфере оборота этилового спирта, на основании рассматриваемого закона об алкоголе, относится прежде всего возможность регулирования стоимости указанной продукции, ее импорта, экспорта, а также ведение различных форм контроля над сбытом таковых продуктов и его организацией. Указанные субъекты имеют право заниматься осуществлением непосредственной маркировки особенными марками и акцизами. Однако такие полномочия действительны и могут быть осуществлены исключительно в отношении той продукции, которая производится на территории РФ или ее отдельных субъектов.

Указанные лица имеют возможность устанавливать стандарты государственного вида, а также утверждать технические условия производства продукции, содержащей этиловый спирт.

К числу полномочий государственных органов власти закон об алкоголе относит разработку, а также применение на практике конкретного комплекса мер, направленных на осуществление защиты не только здоровья потребителей спиртного, но и их прав. Ими также могут быть разработаны и внедрены в практику некоторые программы, направленные на улучшение производства продукции, содержащей спирт, а также на ликвидацию конкуренции, обладающей недоброкачественными свойствами.

На рассматриваемые органы возлагается осуществление деятельности по ведению государственного реестра и единой системы информационного характера, содержащей в себе данные относительно объема производства спирта, а также его сбыта. Более того, отдельно ими должны разрабатываться и вводиться в действие некоторые другие реестры: по учету виноградных насаждений, производственной мощности и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector