Федеральный закон от 13 июля 2015 г. n 218-фз «о государственной регистрации недвижимости»
Содержание:
- О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости
- Глава 3. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
- Глава 4. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия
- Глава 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке
- Глава 6. Особенности осуществления государственного кадастрового учета отдельных видов недвижимого имущества и государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество
- Глава 7. Исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
- Глава 8. Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
- Глава 9. Государственный регистратор прав
- Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из единого государственного реестра недвижимости
- Глава 10.1. Компенсация добросовестному приобретателю за утрату им жилого помещения
- Глава 11. Заключительные и переходные положения
- Судебная практика
- Последние изменения, внесенные в закон о государственной регистрации недвижимости
- Другие важные нюансы
- Что регламентирует федеральный закон №218
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ
Принят
Государственной Думой
3 июля 2015 года
Одобрен
Советом Федерации
8 июля 2015 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положенияСтатья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации правСтатья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию правСтатья 4. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации правСтатья 5. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимостиСтатья 6. Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости
Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости
Статья 7. Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимостиСтатья 8. Кадастр недвижимостиСтатья 9. Реестр прав на недвижимостьСтатья 10. Реестр границСтатья 11. Реестровые делаСтатья 12. Кадастровые картыСтатья 13. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости
Глава 3. Государственный кадастровый учет недвижимого
имущества и государственная регистрация прав
на недвижимое имущество
Глава 4. Внесение сведений в Единый государственный реестр
недвижимости в порядке межведомственного
информационного взаимодействия
Глава 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр
недвижимости в уведомительном порядке
Глава 6. Особенности осуществления государственного
кадастрового учета отдельных видов недвижимого имущества и
государственной регистрации отдельных видов прав
на недвижимое имущество
Глава 7. Исправление ошибок, содержащихся в Едином
государственном реестре недвижимости
Глава 8. Предоставление сведений, содержащихся в Едином
государственном реестре недвижимости
Глава 9. Государственный регистратор прав
Статья 64. Государственный регистратор прав и гарантии при осуществлении им должностных обязанностейСтатья 65. Права и обязанности государственного регистратора прав
Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного
кадастрового учета недвижимого имущества и государственной
регистрации прав на недвижимое имущество, ведении единого
государственного реестра недвижимости, предоставлении
сведений из единого государственного реестра недвижимости
Глава 10.1. Компенсация добросовестному приобретателю
за утрату им жилого помещения
Глава 11. Заключительные и переходные положения
Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимостиСтатья 70. Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаяхСтатья 71. Особенности подготовки технического плана здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительстваСтатья 71.1. Особенности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводовСтатья 72. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
13 июля 2015 года
N 218-ФЗ
Судебная практика
Обновление закона произошло недавно, но сам проект существует уже как несколько лет. Насколько он удобен для применения в разрешении многочисленных споров, касающихся недвижимости?
Законодательство, разрабатывая нормативные акты, старается учитывать права собственников и подчеркнуть, что у них также имеются обязательства. ФЗ 218 содержит еще требования, относящиеся к Росреестру и системе госрегистрации.
Зачастую споры, возникающие между гражданами, касаются факта принадлежности недвижимости или определения ее границ. Например, когда два землевладельца разбираются, кто именно перешел незримую (порой весьма осязаемую) границу и устроился на чужой территории.
Осуществление регистрации приобретенного земельного участка обязует нового землевладельца проводить межевание. Таким образом, надел приобретает индивидуальный кадастровый номер, межевой план. и там устанавливаются специальные межевые знаки. Права нового землевладельца отражаются в системе Росреестра, это упрочняет его позицию в споре с ближайшими соседями.
ФЗ 218 частично отражается и на риэлторской деятельности. Изменился порядок предоставления госуслуг, регистрации недвижимости. Более того, покупатели смогут выяснить больше о понравившемся им объекте недвижимости через систему Росреестра. Для этого достаточно отправить специальный письменный запрос.
Последние изменения, внесенные в закон о государственной регистрации недвижимости
Насколько масштабными стало обновление действующего законопроекта? Чтобы понять, как выглядит новый закон, нужно подробно изучить нововведения отдельно.
Изменения | Подробности |
---|---|
Формирование новой структуры | Создан ЕГРН, он стал объединением двух ранних структур – ЕГРП плюс ГКН |
Стало обязательным ведение и контроль кадастрового учета | Росреестр продолжает регистрировать новых собственников и все происходящие с имуществом сделки. Однако, наряду с ведением системы, специалисты Росреестра обязаны вести еще кадастровый учет. Проверка их деятельности указана в содержании 14 статьи данного закона |
Используется теперь экстерриториальный принцип | Это касается предоставления гражданам услуг Росреестра. Людям облегчили процедуру получения госуслуг. Теперь можно спокойно обращаться в ближайший МФЦ, чтобы зарегистрировать имущество. Как известно, МФЦ – специальные многофункциональные центры, они считаются посредниками между простыми людьми и системой Росреестра. Сдача бумаг и получение выписки осуществляется там в стандартом установленном порядке |
Теперь юридические лица при обращении в Росреестр не обязаны показывать учредительные документы | Федеральный орган сможет самостоятельно получать все комментарии и необходимые сведения, отправляя запросы |
Изменились установленные сроки осуществления регистрации | Теперь они составляют: ● 3 дня (рабочих) + 2 дня (также рабочих) – на логистику в МФЦ. Актуально подавать бумаги, заверенные нотариусом, когда граждане осуществляют оформление своих прав собственника, также регистрация прав на полученное наследство или разделение долей (совместное имущество, между супругами); ● 5 дней (рабочих) + 2 дня – идет логистика МФЦ. Действует, если подается документация на осуществление регистрации ипотеки или регистрация собственника после решения суда; ● 7 дней (рабочих) + 2 дня – идет логистика МФЦ, действует, если осуществляется переход прав (дарение, передача недвижимости); ● 10 дней + 2 дня – идет логистика МФЦ, действует, если осуществляется подача документов на проведение регистрации и одновременно постановкой указанного объекта на общий кадастровый учет |
Можно увеличить период (по необходимости) приостановки процесса регистрации прав | ● 3 месяца (календарные) – когда есть инициатива регистратора (раньше был месяц); ● 6 месяцев (календарные) – когда есть инициатива обращающегося заявителя (раньше было 3 месяца) |
Данные ЕГРН теперь можно менять без личного присутствия заявителя | Касается основных характеристик недвижимости и других сведений |
Обязательства нотариусов | Когда они осуществляют выдачу наследникам свидетельства, дающие им возможность оформления недвижимости, ставшего частью общей наследственной массы, специалисты сами обязаны направлять сведения в систему Росреестра |
Регистрирование машины обновлено | Теперь процедура напоминает регистрацию недвижимости |
Государственные пошлины | Утверждены официально Налоговым Кодексом. Физическим лицам расценки следующие: ● за процедуру госрегистрации прав, также обременение прав – 2000 рублей; ● за процедуру госрегистрации прав землевладельца – 350 рублей; ● при осуществлении изменений в данные ЕГРП – 350 рублей; ● госрегистрация ипотеки, согласно 61 статье в НК РФ – 1000 рублей; ● за госрегистрацию нового договора дарения (дарственной) — 350 рублей; ● электронная выписка (она же выписка ЕГРН) – 300 рублей, бумажная выписка – 750 рублей |
Другие важные нюансы
Обязательно ли межевание при осуществлении регистрации приобретенного участка? Считается, что сложнее регистрировать землю, чем другое имущество. Почему? Многие владельцы наделов пользовались ими десятилетия, не задумываясь об оформлении дополнительных бумаг или проведении каких-то процедур. Межевание казалось им дорогостоящим и лишним. Ведь границы и так видны, зачем волноваться? Достаточно установить забор.
Однако проблемы появляются, когда такой собственник решает продать надел. Согласно ФЗ 218, стороны обязаны провести сделку и отметить ее проведение в Росреестре. Однако реализовать можно лишь зарегистрированную недвижимость. Известно, что измерительные работы проводят приглашенные специалисты. Их услуги обходятся в определенную сумму, цены назначаются индивидуально. Конечно, существуют категории граждан и разновидности участков, для которых межевание обойдется бесплатно. Но это скорее исключительный случай. Что делать обычному собственнику?
Если ранее межевание им не проводилось, но участок зарегистрирован, возможно, измерительные работы проведет позднее сам покупатель. Эта процедура выгоднее ему, ведь стоит выяснить конкретную площадь участка, который он собрался приобрести.
Можно как-то зарегистрировать несколько владельцев, если имущество планируют разделить? Да, долевая собственность — понятие давно известное, и ФЗ 218 не умаляет его значимости. Бывают случаи, когда единый объект недвижимости достается группе лиц, и они решают разделить поровну, чтобы каждый стал долевым полноправным владельцем. Законопроект требует обязательной регистрации изменений прав владения на указанный объект. Собственникам нужно посетить Росреестр, составить там заявление и провести госрегистрацию разделенного объекта недвижимости.
Кадастровый учет как-то отражается на обязательствах собственника как налогоплательщика? Да, ведь налоговая ориентируется по указанной кадастровой стоимости. Когда недвижимость получает свой кадастровый паспорт, там специалисты, кроме основных характеристик, указывают еще цену объекта. Ее налоговая и берет для расчета выплат. Кстати, если гражданин – хозяин имущества, против указанной стоимости, он вправе оспаривать ее, обратившись с соответствующим заявлением в суд.
В системе Росреестра хранится актуальная информация? Да, она будет обновляться своевременно, ведь собственники обязаны регистрировать все проводимые сделки.
Что регламентирует федеральный закон №218
Закон регулирует те отношения, которые неизбежно возникают после создания в РФ системы госреестра и процедуры обязательной регистрации всего приобретенного имущества. Граждане, осуществляющие сделки, предметом которых является недвижимость, теперь обязаны каждую фиксировать в базе Росреестра.
Федеральный закон облегчает государству контроль за движением объектов недвижимости на рынке. При этом права граждан иметь собственность и распоряжаться ею не будут никак ущемлены. Наоборот, система регистрации закрепляет их, мешая мошенникам осуществлять незаконные операции. Вдобавок покупатели, решившие приобрести какую-нибудь недвижимость, смогут проверить через систему Росреестра факт принадлежности объекта продавцу. Ведь зачастую недобросовестные продавцы стараются реализовать то, что в реальности не принадлежит им.
В едином Росреестре будут содержаться основные сведения, касающиеся объектов недвижимости. Регистрация для собственников – юридический акт, суть которого — подтвердить документально их права. Взамен граждане получают выписку, где содержится вся необходимая информация, касающаяся объекта недвижимости, и сведения о его владельце.