Федеральный закон «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 n 294-фз (ред. от 01.04.2020)

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процедуру внесения изменений в его текущий регламент. Данные меры необходимы для поддержания актуальности документа в стремительно меняющейся социально-политической обстановке.

Последние изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены 30 октября 2017 года. Изменяющим документом стал ФЗ-308 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

В соответствии с привнесёнными поправками в статью 27 Федерального закона о защите интересов юридических лиц и частных бизнесменов добавлен пункт 7. Данный пункт устанавливает, что вплоть до 2022 года положения, указанные в части 1.1 ст. 15, не распространяются на соблюдение трудового законодательства в районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В целях ознакомления, рекомендуется изучить представленные ниже статьи Федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и внесённые в них ранее поправки:

  • Статья 8, последние поправки введены 5 декабря 2016 года. Введённый посредством дополнения подпункт 40 пункта 2 гласит, что в числе иных видов предпринимательской деятельности, в начале которой юридическое лицо обязуется предоставить проверяющим органам соответствующее уведомление, является предоставление услуг по ремонту газового оборудования;
  • Статья 9, изменения от 3 июля 2016 года. Поправками введена часть 11.1, гласящая, что в процессе государственной или муниципальной проверки юридических лиц в целях защиты их интересов допустимо использование списка контрольных вопросов (проверочного листа);
  • Статья 10, изменения от 3 июля 2016 года. Определяется порядок и организационные нюансы внеплановой проверки. Предметом подобной ревизии является выяснение факта соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем положений региональных нормативных актов;
  • Статья 11, поправки внесены 3 июля 2016. Пункт 10 в новой редакции гласит, что проводящее проверку корпоративной документации должностное лицо обязано рассмотреть все доказательные документы, предоставленные главой предприятия или индивидуальным предпринимателем. В случае обнаружения недостоверных сведений, проверяющий вправе назначить выездную ревизию;
  • Статья 12, поправки от 13 июля 2015. Введена часть 3.1, согласно которой выездные ревизии не проводятся в тех случаях, когда деятельность юридического лица связана с определёнными рисками;
  • Статья 15, от 1 июля 2017 года. Устанавливается порядок проведения ревизии в рамках защиты интересов юридического лица или частного предпринимателя и соответствующие ограничения;
  • Статья 16, от 13 июля 2015 года. Согласно внесённым поправкам, лицо, не согласное с результатами ревизии и изложенными в отчёте фактами, имеет право направить возражение в орган госконтроля. Данное возражение оформляется в письменной форме;
  • Статья 20, от 9 июня 2014 года. В перечень грубых нарушений, на основании которых результаты ревизии признаются недействительными, добавлено игнорирование аттестации сотрудников того или иного юридического лица.

Внесение следующих изменений в актуальный текст 294 ФЗ о защите прав юридических лиц намечено на декабрь 2017 года.

Основные изменения в законе с января 2017, 2018

С января 2017 года в формулировки основных понятий, используемых в законе, были добавлены тезисы о профилактической функции контроля на различных уровнях его проведения. Включены статьи о проведении совместных проверок:

  • органы прокуратуры рекомендуют проведение таких проверок контрольным органам;
  • для совместной проверки разрабатываются сводные проверочные листы.

Если в предыдущих версиях закона уведомить о проведении плановой проверки было необходимо в течение трёх рабочих дней, то теперь этот срок чётко регламентирован – за три рабочих дня до даты выезда контролёров. При этом подробно разъяснён порядок уведомления через электронную почту проверяемого субъекта. Поводом для проведения внеплановой проверки может стать и мотивированное представление сотрудника надзорных органов. Выезд по жалобе потребителя возможен только в том случае, если жалобщик предварительно пытался решить дело с предпринимателем или представителями компании, но не получил ответа либо результат его не удовлетворил.

Изменения 2018 года коснулись статей 10 (о внеплановой проверке) и 16.1 (о проведении контрольной закупки), основные нововведения отражены в таблице.

Изменяемая статья Предыдущая редакция Новая версия
п.2 ч.2 ст.10 было три подпункта добавлен четвёртый подпункт «г» о нарушении правил маркировки товаров
ч.5 ст.10 основанием служили подпункта «а» и «б» п.2 ч.2 ст.10 к возможным основаниям добавился подпункт «г» п.2 ч.2 ст.10
ч. 4 ст.16.1 был сплошной текст
  • статья структурирована и содержит пункты:
  • 4.1. об извещении органов прокуратуры по проведению контрольной закупки;
  • 4.2. о действиях должностного лица при выявлении нарушений в ходе закупки;
  • 4.3. о недопустимости проведения внеплановой проверки, если закупка не выявила нарушений.
ч.8 ст.16.1 дополнена формулировкой о порядке внесения сведений в единый реестр в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ
ч.9 ст.16.1 организация, проведение и учёт контрольных закупок регламентирован Правительством РФ дополнена формулировкой о необходимости при принятии решения о проведении контрольной закупки или внеплановой проверки отталкиваться от требований Правительства РФ

Таким образом, №294-ФЗ регламентирует порядок проведения проверок различного типа в отношении предпринимателей и юридических лиц. Его статьи разграничивают полномочия ревизионных структур разного уровня, защищают права проверяемых субъектов, потребителей их товаров и услуг, а также обычных граждан. Закон регулярно обновляется и дополняется с учётом введения электронного документооборота, появления новых рисков осуществления деятельности и пр.

По какой процедуре осуществляется аудит

Если проверка производится в документальной форме, надзорный орган просто запросит у предприятия все необходимые ему бумаги.

После получения запроса проверяемое лицо должно направить всю документацию по нужному адресу в течение пяти рабочих дней. Все документы, которые отправляются по электронной почте, должны сопровождаться цифровой подписью уполномоченного лица, а все копии бумажных документов – обычной подписью.

Если потребуется, надзорный орган имеет право потребовать письменное объяснение любых предоставленных данных.

Выездные проверки обычно назначаются в тех случаях, когда в ходе документального контроля не получилось выяснить все обстоятельства, которые интересуют уполномоченный орган. Достаточно часто в качестве сторонних наблюдателей при таких проверках присутствуют представители других юридических лиц, не имеющих никакого отношения к деятельности проверяемого.

Специалисты, которые занимаются осуществлением аудита непосредственно, ограничены рядом правил. В частности, речь идет о запретах на следующее:

  • проверку юридического лица по вопросам, которые не входят в юрисдикцию проверяющего;
  • изъятие оригинальных версий документов, которые отношения к предмету проверки не имеют;
  • отбор примеров продукции без написания протокола про истребование;
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • осуществление проверки не в присутствии уполномоченного представителя юридического лица;
  • требование о компенсации затрат на проведение контроля.

Исходя из результатов аудита, создается специальный акт, один из экземпляров которого остается в компании, а другой перемещается в архив надзорного органа.

Если в ходе проверки были выявлены административные правонарушения, то в течение двух месяцев с момента осуществления аудита по адресу компании придет постановление о наложении штрафа.

Если предприниматель согласен с санкциями, ему необходимо погасить задолженность в течение 30 дней. Если несогласен – у него есть 10 суток для обжалования решения надзорного органа в судебной инстанции.

Мораторий на проверки, или «надзорные каникулы»

Одно из существенных положений ФЗ №294 — организация проведения плановых проверок не чаще, чем раз в три года на основании ежегодных планов, подготовленных государственными и муниципальными контролирующими органами. Налоговый контроль сюда не относится.

Также «каникулы» не распространяются на организации, работающие в социальной сфере — аптеки, образовательные и медицинские учреждения и пр.

«Надзорные каникулы» предусмотрены только для субъектов малого бизнеса. Следовательно, чтобы попасть в эту группу, штат работников не должен превышать более ста человек, оборот фирмы — не более 800 млн руб. в год. Также большая часть уставного капитала ООО должна принадлежать гражданам или организациям, являющимися СМП. Подробнее о критериях отнесения организации к категории субъектов малого и среднего предпринимательства можно узнать в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Федеральный закон №294

Содержание этого нормативного акта регламентирует процедуру проверочных мероприятий разного типа:

  • плановых;
  • внеплановых;
  • документарных;
  • выездных и пр.

Подробно изложен порядок взаимодействия структур различного уровня при организации ревизионных процедур. Разграничены права и обязанности проверяющих должностных лиц и представителей компании, в отношении которой ведётся проверка.

Положения этого федерального закона не применяются в следующих случаях:

  • оперативно-следственные мероприятия;
  • прокурорский надзор;
  • соблюдение антимонопольного законодательства;
  • расследование причин аварии и иных чрезвычайных ситуаций;
  • деятельность пограничников и войск национальной гвардии.

О чём говорится в 10 статье?

Статья 10 №294-ФЗ посвящена процедуре организации и проведения внеплановой проверки любой организации на территории РФ. Поводом для выезда могут послужить:

  • истечение срока исполнения предписания по результатам плановой проверки;
  • поступление информации об угрозе причинения вреда или о его совершении в отношении граждан, животных, растений, памятников архитектуры и пр.;
  • нарушение прав потребителей;
  • несоблюдение требований к маркировке продукции;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ.

Выезд согласуется с прокуратурой, а проверяемое лицо уведомляется о предстоящих мероприятиях за сутки до начала ревизии, если она проводится по результатам предыдущей проверки или по поручению Президента либо Правительства России. Во всех остальных случаях контролёры могут действовать без уведомления.

Предложения и замечания по новой системе принципов

Нельзя не учесть, что в процессе работы над новым законом о госконтроле к тексту документа поступило множество предложений и замечаний. Отдельные из них касались принципов госконтроля (надзора). Так, на стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме некоторые идеи в отношении системы принципов содержались в заключениях комитетов нижней палаты парламента

В частности, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству обратил внимание на то, что имеет декларативный характер, неоднозначную трактовку и субъективное суждение, а в излагаемых принципах не содержится приоритет риск-ориентированного подхода при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля

В свою очередь, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям отметил, что закрепленные документом в качестве принципов госконтроля (надзора), муниципального контроля положения носят декларативный характер и не содержат механизмов контроля за их соблюдением. Также он предлагал в целях имплементации указанных принципов в практическую деятельность контрольно-надзорных органов включить в положение, устанавливающее запрет на совершение контрольно-надзорными органами и их должностными лицами действий и вынесение решений, не соответствующих установленным законом принципам. Аналогичного мнения придерживались представители Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. «В целом полагаем, что глава 2 нуждается в глубокой переработке, поскольку ее положения носят чрезмерно декларативный и расплывчатый характер, допускают неоднозначное толкование, а предлагаемая система принципов и их описания вызывает огромное количество вопросов и не в полной мере соответствует как действующему законодательству, так и сложившимся в российской праве подходам к определению принципов права», – отмечалось в заключении комитета.

К числу недостатков правового регулирования также было отнесено отсутствие принципов: недопустимости взимания органами госконтроля (надзора), органами муниципального контроля с юрлиц, ИП платы за проведение мероприятий по контролю, что может породить злоупотребления со стороны должностных лиц контрольных органов; исключения избыточных и дублирующихся контрольных мероприятий как необходимого барьера для предотвращения излишнего давления на бизнес.

Вместе с тем, высказывались и предложения о дополнении системы принципов госконтроля (надзора), муниципального контроля следующими принципами: открытость и доступность нормативных (ненормативных) документов для контролируемых лиц; ответственность госорганов, муниципальных органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при проведении госконтроля (надзора), муниципального контроля; преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов контрольно-надзорных мероприятий; презумпция добросовестности юрлиц.

В списке потенциально возможных для закрепления в законе принципов упоминались и принципы: недопустимости возбуждения и рассмотрения контролирующими органами дел об административных правонарушениях в отношении неподнадзорных им лиц; стратегической направленности; ответственности органов госконтроля (надзора) за недостижение показателей общественно значимых результатов, ненадлежащее исполнение своих полномочий, необоснованное воспрепятствование законной экономической деятельности граждан и организаций; межведомственной ответственности; независимости; компетентности; превентивной направленности.

По мнению представителей бизнес-сообщества, многие из указанных принципов, которые не вошли в Закон № 248-ФЗ, представляются наиболее важными с точки зрения устранения недостатков действующего правового регулирования госконтроля (надзора) в части эффективного достижения целей профилактики нарушений обязательных требований, а также устранения неоправданного акцента на проведении проверок.

Были претензии и к содержательной части норм о принципах госконтроля. Например, по , в которой описывается принцип законности и обоснованности, отмечалось, что законность и обоснованность – различные правовые принципы, и они не могут быть объединены в рамках одной статьи. Кроме того, законными должны быть не только действия и решения, но и бездействие должностного лица контрольно-надзорного органа. Указывалось также на неясность и неоднозначность понимания отдельных терминов, на наличие оценочных категорий и т. п.

Отметим, не все замечания и предложения были учтены при доработке текста законопроекта.

Основные положения

Содержание ФЗ №294 унифицирует процедуру проведения проверок хозяйствующих субъектов:

  • риск-ориентированный подход к определению объектов проверки, её продолжительности и интенсивности;
  • периодичность включения в план проверки одного и того же субъекта;
  • сроки уведомления о проверках разного типа;
  • порядок согласования с органами прокуратуры;
  • ведение единого реестра проверок и результатов по ним;
  • исключение отдельных субъектов либо применение дополнительных нормативных документов при проведении проверки.

Защита прав юридических лиц

Проверки по плану проводятся раз в три года, при этом после создания компании или регистрации в качестве предпринимателя в течение трёх лет плановых проверок быть не может. Регламентирована процедура обжалования постановления инспектора, в том числе и обоснованность проведения внеплановой ревизии.

К защите права относят и уведомительный порядок регистрации, описанный в статье 8 настоящего закона.

Защита прав потребителей

Одно из оснований проведения внеплановой проверки – жалоба потребителя на компанию или предпринимателя, реализующего товар или оказывающего услугу. Однако в заявлении обязательно должна содержаться информация о предыстории рассмотрения дела:

  • обращение к руководству компании или её представителям;
  • результаты этого обращения;
  • отсутствие должного реагирования со стороны руководства и пр.

Если внеплановый выезд или контрольная закупка проводятся по жалобе потребителя, то организация не уведомляется о процедуре заранее. Сведения по итогам публикуются в едином реестре проверок, а также доводятся до сведения заявителя и проверяемого лица.

Защита прав граждан

В ходе осуществления предпринимательской деятельности недопустимо ухудшение состояния окружающей среды и исторических памятников, причинение вреда здоровью населения и т.д. Если о подобных случаях становится известно из обращения граждан, публикаций средств массовой информации, представления инспектора, то это становится основанием после согласования с органами прокуратуры для проведения внепланового выезда. При этом предварительное уведомление проверяемого субъекта не осуществляется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector