Земли общего пользования: основные правила использования

Понятие, содержание и виды права собственности

Понятие права собственности

Право собственности может быть рассмотрено в объективном и субъективном смысле.

Право собственности (в объективном смысле): совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу присвоения и принадлежности материальных благ определенному лицу или лицам, осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения вещью своей волей и в своем интересе, независимо от других лиц.

Право собственности (в субъективном смысле) — возможность определенного поведения, дозволен­ного законом управомоченному лицу. С этой точки зрения оно пред­ставляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, ко­торое дает возможность своему обладателю — собственнику и только ему определять характер и направления использования принадлежа­щих ему вещей, осуществляя над ними полное хозяйственное господ­ство и устраняя или допуская других лиц к их использованию.

Таким образом, можно сказать, что право собственности как субъ­ективное гражданское право есть закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бре­мя и риск его содержания.

Содержание права собственности

  1. владения;
  2. пользования;
  3. распоряжения.

Правомочие владения — основанная на законе (т.е. юридически обеспеченная) возможность фактически иметь у себя данное иму­щество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.).

Правомочие пользования представ­ляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяй­ственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомо­чием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться иму­ществом, только фактически владея им.

Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судь­бы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, унич­тожение и т.д.).

Главное, что характеризует правомочия собст­венника в российском гражданском праве, — это возможность осуще­ствлять их по своему усмотрению (п. 2 ст. 209 ГК), т.е. самому решать, что делать с принадлежащим имуществом, руководствуясь исключи­тельно собственными интересами, совершая в отношении этого иму­щества любые действия, не противоречащие, однако, закону и иным правовым актам и не нарушающие прав и законных интересов других лиц. В этом-то и состоит существо юридической власти собственника над своей вещью.

Тем не менее, дйствующее законодательство, предоставив собственнику указанные выше правомочия, устанавливает и пределы их осуществления (например, собственник жилого помещения может использовать его только по назначени, и т.д.).

Пределы права собственности представляют собой установленные законом границы осуществления права собственности.

Виды права собственности

  1. В зависимости от формы собственности:

    • право государственной собственности, которое состоит из права федеральной собственности; право собственности субъектов Федерации; собственность республики; собственность автономного округа;
    • право муниципальной собственности, которое включает право собственности города и право собственности прочих муниципальных образований.
  2. В зависимости от числа правообладателей:

    • право собственности, принадлежащее одному лицу;
    • право собственности, принадлежащее двум или более лицам (включая право долевой и совместной собственности).
  3. В зависимости от вида имущества:

    • право собственности на движимое имущество;
    • право собственности на недвижимое имущество.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время

1. При проведении заочного голосования членов СНТ «Лесное», проведенного в 2009г. (Протокол заочного голосования от 01.01.2001г.) по пятому вопросу повестки дня было принято следующее решение: «Предоставление в собственность зелёных зон в соответствии с Федеральным законом о дачной амнистии №93-ф от 30.06.06 г.».

2. Данное решение противоречит действующему законодательству и не может быть реализовано.

3. «Дачная амнистия» касается только граждан — членов СНТ.

Её содержание — упрощённая процедура оформления документов для гос. регистрации земельного участка садовода и дома и получение «Свидетельства о государственной регистрации права» на садовый дом и садовый земельный участок.

При этом проведение межевания не обязательно.

4. «Дачная амнистия» не предусматривает какие-либо изменения в части ЗОП.

5. Для «предоставления в собственность зеленых зон», т. е. для оформления приватизации и регистрации выделенной части ЗОП как общего имущества членов СНТ необходимо РЕШЕНИЕ, принятое письменно поимённо единогласно ВСЕМИ членами СНТ согласно списку.

6. Возможен другой вариант – передача права собственности садоводов на ЗОП садоводству как юридическому лицу. В этом случае решение принимает общее собрание членов СНТ (собрание уполномоченных) простым большинством голосов, т. е. решение в неблагоприятном случае может быть принято всего лишь 6,25% + 1 голос от ОБЩЕГО списка членов СНТ.

7.В случае, если собственником ЗОП является СНТ как Юрлицо, для недобросовестного Председателя правления появляется возможность подобрать лояльных уполномоченных членов СНТ и провести любое решение относительно ЗОП (разделить между некоторыми членами СНТ, продать на сторону любому частному лицу и даже продать другому Юрлицу).

8. Самый неприятный случай — когда даже при добросовестном Председателе при появлении долгов у СНТ как Юрлица по суду ЗОП могут быть переданы другому Юрлицу как компенсация за долги. В этом случае другое Юрлицо получает право распоряжаться землёй под дорогами. Одновременно оно получает право взимать плату с других за пользование этими дорогами – так называемый СЕРВИТУТ. При этом размер платы ничем не ограничен.

9. ЗОП – это прежде всего подъездные дороги к участкам (земля под дорогами). Отказавшись от права собственности на ЗОП, садоводы лишаются права безвозмездного пользования дорогами.

10. Вопрос приватизации ЗОП автоматически поделил всех членов СНТ на две группы:

— первая группа членов СНТ, участки которых граничат с ЗОП.

— вторая группа членов СНТ, участки которых не граничат с ЗОП.

Если будет принято решение о разделе ЗОП, соответствующее закону, то вторая группа членов СНТ теряет право собственности на ЗОП без каких-либо компенсаций. Первая же группа приобретает право на «прирезанные» к ним участки из ЗОП, но также теряет право на остальную часть ЗОП (дороги и пр.). Вопрос компенсации даже не рассматривается. При этом и ТЕ и ДРУГИЕ будут страдать в случае наложения на дороги СЕРВИТУТА.

11. Есть группа членов СНТ, участки которых расположены вдоль границ СНТ. Между границами таких участков и границей СНТ по ген. плану в основном расстояние три метра (около 60 кв. метров ЗОП).

Уважаемые члены СНТ–владельцы пограничных участков! Подумайте, стоит ли лишиться навсегда права безвозмездного пользования общими дорогами СНТ и другой инфраструктурой, расположенной на ЗОП, ради возможности присоединения к своим участкам 60 кв. м.ЗОП.

За разъяснениями по поднятым здесь вопросам мы обратились к юристу. Его комментарии приведены ниже.

Льготы и освобождения от уплаты налога

Льготы по земельному налогу бывают трех видов:

  • Полное освобождение от уплаты земельного налога для конкретных категорий граждан;
  • Уменьшение на 10 тыс. рублей налоговой базы в отношении конкретных категорий граждан;
  • Льготы, устанавливаемые нормативно-правовыми актами городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Полностью освобождаются от выплаты земельного налога в полном объеме только физические лица коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также общины таких народов.

Налоговая база в отношении сбора на земли общего пользования в СНТ, как и на другие виды земельных налогов, уменьшается на сумму в 10000 рублей, не облагаемую земельным налогом, на одного налогоплательщика одной территории муниципалитета. То есть уменьшается не сам размер налога, а кадастровая стоимость объекта, от которой и производится расчет налоговой суммы.

Действует льгота для определенных категорий налогоплательщиков, в которые входят:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • Инвалиды I и II групп инвалидности;
  • Инвалиды с детства;
  • Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • Граждане, имеющие право получать социальную поддержку по Законам Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • Граждане, принимавшие участие в работе подразделений особого риска по испытаниям ядерного и термоядерного оружия, ликвидациям аварий ядерных установок на вооружениях и военных объектах;
  • Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами из-за испытаний, учений и других работ, касающихся любых разновидностей ядерных установок, в том числе ядерное оружие и космическую технику.
  • Уменьшить налоговую базу по вышеназванной льготе возможно на основании подтверждающих документов принадлежности к одной из перечисленных категорий.

Документы подаются в любой орган налоговой инспекции по выбору налогоплательщика. Если налоговая база после отчисления льготы становится равной сумме менее 10000 рублей, то налог признается нулевым.

Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам орденов Славы необходимо предоставить соответствующие орденские книжки и книжки Героев. Инвалиды могут уменьшить свою налоговую базу, предоставив удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение, справку врачебно-трудовой экспертной комиссии.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами признают граждан:

  • Принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества или осуществлявших обеспечение воинских частей действующей армии в местах боевых действий;
  • Проходивших военную службу либо отработавших в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. не менее полугода, не включая время работы на оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в ходе Великой Отечественной войны.

Помимо общей льготы, предусмотренной Налоговым кодексом РФ, общее собрание садоводческого некоммерческого товарищества может предоставить льготы в отношении размера членских взносов и порядка их уплаты в СНТ. В основном льготные членские платежи позволяется производить пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям.

Если подобные льготы общее собрание или устав СНТ не определили, то льготные категории граждан вносят членские взносы на общих условиях.

Налог на земли общего пользования в садоводческом некоммерческом товариществе — обязательный вид платежа в местные бюджеты. Дороги, проезды, проходы, площадки общего использования, занятые одной организацией, должны облагаться налогом.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 августа 2008 г. № Д23-152 “Об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» Письмо Федеральной налоговой службы от 24.06.2008 № 3-3-05/126”

20 октября 2008

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы от 24.06.2008 N 3-3-05/126 по вопросу об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов», и сообщает.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Земельный кодекс не раскрывает понятия «другие объекты», расположенные на земельных участках общего пользования.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) применяется термин «территории общего пользования», под которым понимается возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (пункт 12 статьи 1), в неисчерпывающий перечень которых включаются площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Градостроительный кодекс в пункте 2 части 4 статьи 36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

В связи с тем, что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные, так и застроенные территории, то на земельных участках общего пользования могут располагаться объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации.

В настоящее время пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. 13.05.2008) (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ) установлена общая норма, согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие). Согласно указанному пункту парки также входят в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования.

В то же время, пункт 3 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в аренду.

По общему правилу, владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс). Следует отметить, что данная норма применительно к земельным участкам общего пользования, переданным в аренду, на практике затрудняет реализацию положения статьи 262 Гражданского кодекса о праве граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Дополнительно информируем, что Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» не наделено правом давать разъяснения действующего законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента недвижимости А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 августа 2008 г. N Д23-152 “Об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» Письмо Федеральной налоговой службы от 24.06.2008 N 3-3-05/126”

Текст письма официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Порядок уплаты

Налог оплачивают в местный муниципальный бюджет по месту расположения

кадастровая стоимость

Юридические лица и организации самостоятельно определяют налоговую базу при уплате земельного налога, на основании открытых сведений, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).

Если участок земли находится в долевой собственности, то каждый владелец доли выплачивает пропорциональную его доле сумму по налогу.

Для участков, которые находятся в совместной собственности, оплата происходит в равномерных долях на каждого владельца.

Для расчета земельного налога используется следующая формула:

Кст х Д х Ст х Кв = земельный налог

Где Кст – это кадастровая стоимость участка земли, Д – это размер ЗУ, Ст – размер ставки на земельный налог, а Кв – соответствующих коэффициент, который вносится в том случае, если собственник участка земли владеет им менее одного года.

Земельный налог можно заплатить и онлайн через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы – https://www.nalog.ru.

Что касается организаций, то налоговые декларации подаются как лично при посещении ФНС РФ, так и в электронном виде согласно установленным правилам заполнения электронных налоговых деклараций.

Это также возможно через сайт ФНС.

Стоит учитывать также возможность уплатить задолженность по земельному налогу через банковские структуры, многие современные российские банки позволяют проводить такие платежи, онлайн не отходя от персонального компьютера.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Получить в собственность земли, относящиеся к категории земель общего пользования, невозможно.

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

Наиболее распространенным вариантом использования земель общего пользования считается аренда, которая оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на таких участках.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

безвозмездное пользование

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Таким образом, собственность на право пользования землями общего пользования остается на постоянной основе за государством в лице его субъектов или муниципальных образований, а пользователи могут распоряжаться возведенными на таких землях строениями с переуступкой права пользования на землю новому владельцу здания.

Виды разрешенного использования земельных участков (ВРИ)

Подробнее про классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

К способам использования общих территорий, не противоречащим закону, относим:

  • транспортировка по дорогам и магистралям;
  • пребывания на участках земли с целями, не противоречащими положениям закона;
  • рекреационное использование;
  • сбор природных ресурсов;
  • любые иные цели, не противоречащие правовому положению земель, доступных для общего пользования.

Россияне могут свободно передвигаться по стране. В этом процессе они вправе использовать для прохода участки земли, находящиеся в общем пользовании. Эти наделы не ограждены в соответствии с желаниями собственникам, однако, все же, есть и исключения.

Земли общего пользования – это части земельного фонда, предназначенные для всеобщего использования. Они включаются в состав различных земельных категорий:

  • область транспорта: проезды, шоссе, дороги, используемые для перемещения людей при помощи транспортных средств;
  • зоны берегового назначения, прибрежные участки земли, находящиеся вблизи по отношению объектов водного назначения;
  • лесные наделы;
  • территории всеобщего пользования в пределах населенных пунктов, предназначенные для перемещения людей на территории РФ.

Если на общую землю установлено ограничение пользования территорией другими гражданами, заинтересованные в этом вопросе лица вправе оформить сервитут. Этот правовой режим позволяет использовать эту землю для прохода без ограничений и в соответствии с законом.

Варианты использования общий территорий

Закон устанавливает запрет на передачу рассматриваемых территорий в собственность граждан и организаций. Но некоторые части земель при определенных условиях оформляются во владение временного характера. Это режим, не предполагающий наличие собственности, но устанавливающий свободное распоряжение участками. Действия по приобретению временного владения могут реализовываться при условии того, что их использование не будет ограничивать права других лиц.

Наиболее известные на практике виды использования рассматриваемых земель:

  1. Арендные отношения.
  2. Режим бессрочного пользования.

Самым распространенным режимом выступают арендные отношения. Они оформляются между владельцами сооружений и зданий, находящихся на рассматриваемой земле и государством в лице его органов. В арендных отношениях, предметом которых выступают земельные участки общего пользования, арендатор может рассчитывать на преимущественное право оформления нового договора. Но он не имеет право на выкуп земли. Если в договоре этот пункт будет указан, контракт признается недействительным. Одним из участников договора выступает юридическое лицо. Другой стороной – государство. Так как государство реализует свою компетенцию через разветвленную систему государственных органов (глава 10 ГК РФ), арендатор будет сотрудничать с одним из его органов в вопросах по временному владению землей общего пользования.

Налоги на земельные участки общего пользования

Так как земля находится во владении у государства, то налогообложение имеет особенности. Если надел предоставлен в аренду юр. лицу – гражданину, на нем не построены здания или иные сооружения, то земля облагается налогом. Если на земле возведены здания, то налог может быть заменен арендными платежами.

Если земля всеобщего пользования, например, часть дороги, предназначенная для проезда транспорта, не имеет временного владельца, то земельный налог заменяется на транспортный.

Если данные территории располагаются на садоводческих товариществах, тогда налог за использование общей земли платят участники СНТ.

Порядок предоставления

Решение о предоставлении участка выносит орган местного самоуправления, которому принадлежит данная территория, т.е. ее владелец. Собственником может являться районная или городская администрация, в организационной структуре которой обычно присутствует комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ). Именно это подразделение несет ответственность за согласование заявок и соблюдение регламента процедуры.

Поскольку земельный участок передается на безвозмездной основе, проведения торгов не требуется – решение выносится уполномоченным лицом и подтверждается соответствующим постановлением администрации.

Однако возможно и получение отказа – в некоторых случаях комитет вынужден принять отрицательное решение:

  • лицо-заявитель предоставил неполный перечень документов;
  • документы содержат недостоверную или ошибочную информацию;
  • гражданин, обратившийся с заявлением, не может представлять интересы предприятия;
  • участок, на который претендует организация, изъят из оборота, ограничен или находится вне собственности администрации;
  • кадастровый учет испрашиваемого участка осуществлен неверно;
  • по интересующему участку ведется судебное разбирательство, и уже есть вступившие в силу решения суда.

Для того чтобы исключить возможный риск отрицательного решения, рекомендуется предварительно уточнить необходимую информацию по интересующему участку и получить ответы на возникшие вопросы, обратившись в КУМИ.

Специалисты комитета в рабочем режиме осуществляют разъяснения по вопросам предоставления услуги и оформления нужных «бумаг» согласно графику приема посетителей. При необходимости можно получить ответ специалиста и в письменном виде, обратившись посредством электронной почты или официальным письмом.

Дело в том, что алгоритм процедуры оформления права бессрочного пользования участком зависит от того, есть ли в Росреестре сведения о его кадастровом учете. Проще всего, если запрашиваемый участок стоит на кадастровом учете.

Тогда для подачи заявления в комитет о предоставлении в бессрочное пользование никаких предварительных действий, кроме сбора бумаг, не потребуется. Если же участок отсутствует в системе кадастрового учета, необходимо предварительное согласование земли с администрацией и ее постановка на учет заинтересованным лицом.

В некоторых случаях может отсутствовать даже план межевания территории.

В этом случае необходимо подготовить схему расположения испрашиваемого участка на общей муниципальной территории и написать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, приложив к нему план-схему.

Если разработанная заявителем схема участка не одобряется комитетом по управлению муниципальным имуществом или иными уполномоченными лицами, с согласия первого может быть утвержден альтернативный вариант.

При вынесении положительного решения, заинтересованное юридическое лицо берет на себя организацию проведения кадастровых работ в соответствии с проектом межевания, после чего уполномоченный орган осуществляет постановку земельного участка на кадастровый учет и государственную регистрацию права публичной собственности.

Дело в том, что предварительное согласование отвечает непосредственным интересам юридического лица, претендующего на земельный надел – в случае отказа ему не придется нести бесполезные расходы в связи с кадастровыми работами.

Срок действия решения о согласовании – 2 года с момента подписания. Только по завершении вышеописанных процедур юридическое лицо может подать в КУМИ заявление о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование.

Документы, которые необходимо подготовить для оформления права бессрочного пользования участком:

  • заявление юридического лица по форме, установленной законом (образец заявления, как правило, выдается специалистами администрации вместе с рекомендациями по его заполнению);
  • документ, подтверждающий полномочия заявителя;
  • выписка из Единого государственного реестра прав на участок;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из ЕГРЮЛ, действительная на дату подачи заявления.

Последние три документа могут быть получены и без участия заявителя, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Впрочем, если «на руках» у представителя юридического лица имеются вышеупомянутые бумаги, он вправе предоставить их вместе с заявлением.

Подачу документов можно осуществить через районное подразделение МФЦ.

Порядок проведения

Порядок проведения процедуры установления границ для земель, входящих в состав СНТ, несколько отличается от того, который используется по отношению к участкам, находящихся в собственности одного лица или организации.

Общее собрание и заключение договора

Поскольку процедура межевания будет применяться к землям, входящим в состав СНТ и оплата за оказание такой услуги будет взыматься с каждого из пользователей участка, решение о необходимости установить границы участков и земель общего пользования также принимается всеми лицами, имеющими право голоса.

Для принятия такого решения необходимо инициировать проведение общего собрания, на котором путем общего голосования выносится решение как о возможности инициирования процедуры установления границ, так и о том, в какую организацию потребуется обратиться для того, чтобы провести межевание.

На собрании озвучиваются цели межевания, условия работы с определенной геодезической организацией, а также цена процедуры как в общем, так и разделенная на каждого из пользователей земли.

Решение в такой ситуации принимается на основании положения о кворуме и принятия решений (необходимого перевеса для возможности утверждения того или иного действия).

Необходимые документы

Для возможности обращения в геодезическую организацию и инициированию определения границ участка необходимо будет заранее подготовить пакет документации, положенный в таких случаев.

Так, в частности, потребуются:

  • Документы, которые свидетельствуют о праве на пользование участком или получении его в собственность;
  • Документальное подтверждение факта возникновения права собственности. В качестве него может выступать свидетельство о получении участка, выданное местной администрацией, а также договор купли-продажи или другой документ, который может служить основанием для эксплуатации земли любым лицом;
  • Общая схема товарищества, которая будет заверена правлением. Данные материалы могут быть использованы при непосредственном межевании, в частности, инженер будет руководствоваться сведениями при определении границ земли, которую потребуется включить в межевой план;
  • Протокол общего собрания товарищества, на котором был назначен действующий на данный момент председатель.

Проведение геодезических работ

Геодезические работы являются основной частью осуществления определения границ участков, входящих в состав СНТ, а также межей прохождения земли общего пользования.

Предварительно инженер должен ознакомиться с имеющимися документальными данными относительно таких территорий и принять во внимание всю информацию о координатах границ, которая имеется в наличии. Имеющиеся данные специалист может взять за основу для проведения дальнейших расчетов

После того, как этап вычислений закончен, кадастровый инженер выезжает на территорию расположения участков, занятых под СНТ, и проводит работу на местности. Такая работа заключается в непосредственном выносе границ в натуру и определении правильности вычисленных им координат.

После того, как все вехи были установлены, потребуется провести согласование установленных границ.

При этом в случае наличия споров по поводу любой из границ специалисты советуют решать такие вопросы путем мирной договоренности, поскольку в противном случае единственным вариантом решения проблемы станет обращение в судебный орган, где на основании предоставленной документации будет принято решение о том, каким именно образом будет проходить граница.

Определение и правовые признаки

В российском законодательстве нет отдельно выделенного, четкого определения земли общего пользования. Однако в статье 8 Земельного и статье 1 Градостроительного Кодекса РФ приводится перечень участков этой категории:

  • улицы, бульвары, площади;
  • парки, скверы;
  • проезды, автомобильные дороги;
  • набережные, пляжи, береговые зоны водных объектов.

Анализируя законодательство, можно выделить такие правовые признаки земель общего пользования:

  • входят в состав населенных пунктов, разных территориальных зон;
  • относятся к государственной или муниципальной собственности;
  • общедоступны для всех граждан (ГрК, ст. 1 п. 12);
  • предназначены для удовлетворения общественных интересов социально-экономического, бытового, рекреационного, культурно-оздоровительного характера;
  • в документации по планировке территории обозначены красными линиями (ГрК, ст. 1 п. 11).

При отсутствии одного из этих признаков земельный участок будет относиться к другой категории с соответствующим правовым режимом. Границы территориальных зон, правила землепользования утверждаются нормативными актами органов местного самоуправления, государственной власти субъектов РФ.

Землю общего пользования нельзя приватизировать, но согласно Земельного Кодекса такие участки можно арендовать или получить в постоянное (бессрочное) пользование. При этом должен сохраняться принцип общедоступности и удовлетворения публичных интересов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector