Составляем учетную политику организации

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

1. Бухгалтерский учет в организации ведет лично руководитель организации.

2. Бухгалтерский учет в организации ведется вручную.

3. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках.

4. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период составляет не менее 5 процентов от общего итога данных.

5. Лимит основных средств устанавливается в размере 40 000 руб..

6. Для расчета сумм амортизации основных средств используется линейный способ.

7. Переоценка основных средств не производится.

8. Для расчета сумм амортизации нематериальных активов используется линейный способ.

9. Переоценка нематериальных активов не производится.

10. Нематериальные активы не проверяются на обесценение в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности.

11. За единицу учета материалов принимается номенклатурный номер.

12. Материалы учитываются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления). При этом транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением материалов, учитываются на специальном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы».

13. Материалы при отпуске в производство и ином выбытии оцениваются по себестоимости каждой единицы.

Учетная политика для малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства (СМП) вправе применять упрощенные бухгалтерские регистры и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Если организация хочет воспользоваться этим правом, это надо записать в документ.

СМП вправе отказаться от применения 6 бухгалтерских стандартов, например «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) и других.

Следует перечислить все бухгалтерские стандарты, которые не применяются субъектом, в специальном разделе «Применение положений по бухучету».

Учет операций с ценными бумагами

Далее следует блок, связанный с учетом операций по ценным бумагам.

Если операция с ценными бумагами соответствует критериям операции с финансовыми инструментами срочных сделок, то организация самостоятельно относит указанную операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами либо к операции с финансовыми инструментами срочных сделок и делает соответствующую отметку об этом в учетной политике. Вариант выбора в данном случае основывается на основании профессионального суждения должностных лиц сотрудников организации.

В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, организация должна указать в учетной политике способы определения их расчетных цен. Варианты выбора представлены в прилагаемом перечне. Организация вправе выбрать абсолютно любой вариант. При этом допускается применение разных способов определения расчетной цены в зависимости от вида ценных бумаг.

В отношении выбывающих ценных бумаг организация должна указать метод списания их стоимости: либо метод ФИФО, либо метод списания по стоимости единицы. Метод оценки по стоимости единицы целесообразно применять к неэмиссионным ценным бумагам, которые закрепляют за их обладателем индивидуальный объем прав (чек, вексель, коносамент и др.). К эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям, опционам), наоборот, больше подходит метод ФИФО. Ведь они размещаются выпусками, внутри каждого выпуска все они имеют один номинал и предоставляют один и тот же набор прав. При этом метод ФИФО предпочтительно применять, когда предполагается снижение цен на реализуемые ценные бумаги.

Если организация осуществляет сделки по реализации ценных бумаг с открытием по ним коротких позиций (то есть реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату бумаг, полученных по первой части РЕПО), то организация должна указать последовательность закрытия этих позиций (приобретение ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция). Закрытие коротких позиций делается либо методом ФИФО, либо по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции. Вариант выбора в данном случае оставляется на усмотрение самой организации.

Если у организации имеются сделки с необращающимися ценными бумагами, по которым невозможно определить место заключения сделки, то она вправе заранее закрепить в учетной политике место заключения сделки. Это может быть территория РФ, место нахождения покупателя, продавца или иное другое оговоренное место. При этом необходимо помнить, что если все-таки возможность определения места совершения сделки имеется, то право выбора организации не предоставляется.

Для чего нужна учетная политика организации

Методические указания предполагают по некоторым объектам вести учет разными способами, которые организация выбирает на основании существующей особенности работы предприятия. Чтобы сам бухгалтерский персонал и все проверяющие знали, какие методы и способы используются на данном предприятии составляется учетная политика организации.

Учетная политика — это перечень принципов осуществления бухгалтерского и налогового учета на будущий календарный период. Этот документ необходимо разработать и принять в каждом хозяйственном субъекте, который ведет бухучет в полном объеме независимо от формы собственности.

Если фирма имеет филиалы, представительства или удаленные подразделения, порядок ведения учета, закрепленный в этом документе, распространяется и на них.

Должностному лицу необходимо тщательно продумывать состав внесенных в него правил, поскольку ошибочное или неверное значение одного из раздела может, в дальнейшем, повернуться против самого предприятия.

При этом нет необходимости подробно останавливаться на тех элементах, где на уровне законодательства закреплен единственный вариант действий. В первую очередь, здесь рассматриваются те моменты учета, по которым дан выбор — к примеру, амортизация основных средств.

Кроме этого в состав учетной политики включается раздел для налогообложения. То есть в этом документе фиксируются не только правила действующие на предприятии по бухучету, но и по налогам.

Внимание! Оформление учетной политики позволяет оптимизировать бухгалтерский и налоговый учет, а это способствует своевременному получению всей необходимой информации для принятия решений руководством по эффективному применению ресурсов и выявлению их резервов.

С какими вопросами не работает ЛК

— Как мне лучше поступить;

— Какой вариант выбрать;

— Как снизить налоговые риски;

— Как избежать проблем…

  • Вопросы, затрагивающие очень большие деньги.
  • Вопросы, при ответе на которые необходима особая квалификация экспертов (например, МСФО, ВЭД, миграционное законодательство, таможенное право, банковская деятельность, сфера госзакупок, бюджетный учет).
  • Прогноз позиции контролирующих органов и органов судебной власти в случае разбирательств.
  • В рамках услуги ЛК  не проводится экспертиза договоров и других документов клиента, не берутся какие-либо первичные документы.
  • Эксперты в рамках ЛК не участвуют в переговорах с контрагентами и госорганами, не берутся за ведение споров в суде.
  • Эксперты в рамках ЛК не предоставляют: документы, содержащие конфиденциальную информацию, правовые акты, относящиеся к законодательству иностранных государств.
  • Эксперты в рамках ЛК не считают налоги, не пишут бухгалтерские проводки с конкретными цифрами.

Резерв расходов

Следующий блок данного раздела касается вопросов формирования резервов расходов. Организация вправе формировать резервы, приведенные в перечне, либо не формировать их. При выборе в пользу «формировать» в учетной политике необходимо раскрыть дополнительную информацию.

Организации, формирующие резерв на ремонт основных средств, дополнительно должны указать, осуществляют ли они накопление средств для проведения особо сложного и дорогого ремонта основных средств в течение более одного отчетного периода или нет.

Организации, формирующие резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, обязаны указать период, в течение которого они осуществляли реализацию товаров (работ) с гарантийным сроком. Размер этого срока, в зависимости от особенностей организации, может составлять либо три и более лет, либо менее трех лет. Данная информация необходима для расчета предельного процента отчисления в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Также в отношении резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание необходимо указать направление использования неизрасходованной части резерва, то есть переносится ли его остаток на следующий год или нет. Вариант выбора в данном случае остается на усмотрение организации.

Организации, формирующие резерв на отпуска, должны раскрыть методику его формирования — формируется ли он единым порядком по всей организации или осуществляется индивидуально по каждому сотруднику. Возможен свободный выбор любого из предложенных вариантов, исходя из принятой в организации схемы организации ведения учетного процесса.

Организации, формирующие резерв на выплату вознаграждения за выслугу лет, должны предусмотреть критерий для уточнения его неизрасходованного остатка, переходящего на следующий отчетный год. Таким критерием может быть сумма вознаграждения, приходящаяся на одного работника, либо какой-либо иной, обоснованный организацией, способ. Вариант выбора критерия остается на усмотрение организации.

На вопрос, касающийся критерия уточнения неизрасходованного остатка резерва, переходящего на следующий отчетный год, также должны ответить и организации, формирующие резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год. В качестве такого критерия могут выступать сумма, приходящаяся на одного работника, процент от полученной прибыли либо иной другой экономически обоснованный показатель. Вариант выбора критерия в данном случае также остается на усмотрение организации.

Изменения бухучета 2019

Чиновники внесли существенные изменения в действующую редакцию закона № 402-ФЗ. Данные коррективы учите при составлении учетной политики на 2019 год.

К тому же, если в деятельности вашей организации встречаются расчеты и операции в иностранной валюте, придется работать по новому ПБУ 3/2006. Нововведения определяют важные правила: как проводить перерасчет операции, осуществленной в иностранной валюте, в российские рубли.

Напомним, что в бухгалтерском учете все операции без исключения должны отражаться в российских рублях.

Подробнее об изменениях, которые коснутся российских организаций в части ведения БУ, — в отдельной статье: «Самые важные изменения в бухгалтерском учете в 2019 году».

А вот учреждениям государственного сектора придется переписать учетную политику полностью. Так как в действие вступил новый приказ №274н — федеральный стандарт по БУ. Как правильно это сделать, расскажем далее.

Ответственное лицо

Составляет учетную политику главный бухгалтер, а принимается она руководителем предприятия. Главный нормативно-правовой акт, регулирующий разработку, — ПБУ 1/2008.

Главный бухгалтер

Важно! УП должна быть сформирована не позднее, чем через 3 месяца после регистрации компании. При этом способы и методы, прописанные в документе, вступают в силу только с 1 января

К примеру, если учетная политика была разработана в марте 2018 года, то начнет действовать она только в начале 2019. Если организация крупная и у нее несколько отделений, то все они должны руководствоваться при составлении отчетности одними правилами.

Необязательно формировать УП заново каждый год. Как правило, документ составляется после основания фирмы, а затем изменяется или дополняется в случае необходимости. Но просто так вносить новые положения в учетную политику бухгалтер не имеет права. Сделать это можно только в следующих случаях:

  • Изменение закона о бухучете или ПБУ.
  • Изменение условий хозяйствования — реорганизация фирмы, смена профиля деятельности и т.д.
  • Составление нового способа ведения бухучета, который позволяет повысить качество информации об объекте.

При этом изменения вступают в силу только в следующем году, а применять их раньше запрещается. Более гибким методом работы с учетной политикой являются дополнения. Их можно вносить при появлении в компании новых видов деятельности, не осуществлявшихся ранее.

Сроки утверждения

Штрафных санкций за нарушение сроков составления учетной политики не предусмотрено. Однако в этом документе заинтересована прежде всего сама организация

При этом неважно, по упрощенной системе налогообложения она работает или по другой. С помощью УП проще избежать претензий со стороны налоговых органов и вести бухучет

2. Доходы по длительным договорам. Как признавать доходы и расходы?

Вопрос. Как правильно принять доходы и расходы по длительным договорам при поэтапной сдаче работ и без нее:

  • в полном объеме на момент сдачи каждого из этапов работ или их надо пересчитать по окончании полного объема работ (окончание договора), а потом распределить в соответствии с полученными доходами и сдать корректировочную отчетность?
  • какие методы установить в учетной политике для распределения доходов и расходов?

Ответ. Порядки определения доходов и расходов по длительным договорам, установленные в НК РФ, значительно различаются между собой, если предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг) и если разбивки на этапы договором не предусмотрены. Рассмотрим две эти ситуации.

Длительный технологический цикл — это цикл более одного налогового периода.

Для производства с длительным технологическим циклом без поэтапной сдачи работ, услуг налогоплательщик самостоятельно распределяет доход между налоговыми периодами исходя из принципа формирования расходов на выполнение работ, услуг (абз. 2 п. 2 ст. 271 НК РФ).

У бухгалтеров обычно возникают два вопроса:

  1. Что понимать под формулировкой «длительный» (более одного налогового периода) технологический цикл?
  2. Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы не нарушить принципы, установленные НК РФ?

Давайте разберемся и ответим на эти вопросы.

Что же все-таки понимать под длительным технологическим циклом (договором)?

Казалось бы, длительный договор — это тот, который длится больше 12 месяцев. Однако это не так. Даже если производство осуществляется всего два месяца, его можно признать длительным

Важно — когда оно начато и когда закончено

Теперь давайте разберемся, как это правильно сделать. То есть ответим на второй вопрос:

Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы принцип распределения доходов соответствовал правилам, установленным НК РФ (п. 2 ст. 271, ст. 316, п. 1 ст. 272 НК РФ)?

Правило п. 2 ст. 271 НК РФ:

«доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам)».

Правило ст. 316 Налогового кодекса:

«доход от реализации работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения».

Правило п. 1 ст. 272 Налогового кодекса:

«расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов».

Первые два правила, установленные в отношении доходов, противоречат друг другу. В ст. 271 предлагается распределять доходы пропорционально расходам, а в ст. 316 равномерно. Как же в этом случае поступить? Ответ на этот вопрос есть в Письмах Минфина от 12.07.2016 № 03-03-06/1/40699, от 13.02.2015 № 03-07-11/6421, от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17014. По мнению Минфина, при длительном производстве в целях распределения доходов можно применять любой из указанных методов:

  • равномерно; либо 
  • пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

В дополнение к этим методам Минфин России предложил еще один, по нашему мнению, экономически обоснованный метод (Письмо от 13.01.2014 № 03-03-06/1/218):

пропорционально доле прямых расходов отчетного периода в общей сумме прямых расходов, предусмотренных сметой (в этом случае в учетной политике для целей налогообложения необходимо определить перечень прямых расходов).

Уточнение: порядок распределения доходов и расходов между отчетными (налоговыми) периодами, установленный Налоговым кодексом, относится только к работам и услугам и не касается производства продукции, доходы при реализации которой определяются в общем порядке.

Ситуация 2. Поэтапная сдача работ

Совсем другой порядок определения доходов и расходов предусмотрен, если в договоре указана поэтапная сдача работ. В этом случае никакие доходы и расходы распределять не надо. Все доходы и расходы учитываются после окончания этапа.

Этот способ намного проще и понятнее.

Вывод: при заключении договора, который захватывает одновременно два налоговых периода, его лучше разбить на этапы. Ведь достаточно разбить договор на две части, чтобы избежать составления расчетов по распределению доходов и расходов между налоговыми (отчетными) периодами.

Учетная политика для бюджетных организаций

Организации бюджетной сферы также должны составлять учетную политику, при этом она должна содержать пункты согласно их специфике. Учетная политика на 2018 год для бюджетных учреждений должна составляться с учетом вступивших в действие изменений в инструкции 157н и новых стандартов.

Несмотря на которую специфику работы, учетная политика для казенных учреждений также должна оформляться и вводиться в действие.

Документ должен быть максимально детализирован, чтобы новые работники бухгалтерии и счетной сферы могли быстро войти в курс дела. Учетная политика может быть составлена как единым документом, так и комплектом. Ввод в действие производится приказом.

В учетной политике должны быть рассмотрены следующие моменты:

  • Действующий план счетов — в нем нужно указать те счета, которые действительно используются в организации. Сюда же вносятся и те, какие были введены для собственных нужд.
  • По каким методам выполняется оценка имущества и обязательств;
  • Описание процесса проведения инвентаризации имущества и имеющихся обязательств;
  • Каким образом в отчетах отражаются события, произошедшие после отчетной даты;
  • Документы и регистры, используемые в организации, для которых не существует стандартных форм;
  • Описание процесса выполнения внутреннего финансового контроля;
  • Описание резервов, которые нужно создавать в организации;
  • Иные процессы, которые необходимо выполнять, чтобы вести бухучет.

Построение бюджетного бухучета обуславливает существенное различие бюджетной учетной политики от коммерческой. Если во второй обычно существует стандартный набор приложений (план счетов, документооборот и т. д.), то в бюджетной этим обычно не ограничивается.

Организация сама для себя определяет:

  • Состав приложений;
  • Степень раскрытия в них информации;
  • Процесс внесения изменений в приложения.

Так, приложения могут содержать:

  • Список форм для документов, которые были разработаны в организации;
  • По каким методам оценивать определенное имущество и обязательства;
  • Номера, которые присвоены журналам операций;
  • Список лиц, которым дано право подписи первичных документов;
  • Графики инвентаризации;
  • Процесс отправки в служебные командировки и их оформление;
  • Как происходит принятие обязательств и денежных средств;
  • Как организуется учет расчетов с подотчетными лицами

Влияние учетной политики организации на оценку показателей финансовой отчетности

Учетная политика на сегодня является одним из главных инструментов ведения бухгалтерского учета. Поэтому сейчас всё больше внимания уделяется на ее формирование и раскрытие

Она призвана уделять внимание всем аспектам учета, не зависимо от характера деятельности предприятия. Её полное отсутствие или важных элементов является грубым нарушением

Финансовый результат определяется показателями прибыли и убытка в течение отчетного периода. Формирование их итогов осуществляется на счёте 99 «Прибыли и убытки». Он представляется разницей доходов и расходов. Превышение доходов- прибыль, а расходов — убыток. Соответственно полученная прибыль или убыток ведет к увеличению или уменьшения капитала организации. Прибыль — это субъективный показатель, который создает именно бухгалтер. Именно от него зависит как оценить поступившие денежные средства и как представить данную информацию заинтересованным лицам. Поэтому прибыль зависит от момента демонстрации в учёте.

Полученная прибыль зависит от методов учета, т.е. способ его ведения, которые и прописаны в учетной политики. У каждой организации свои способы. И даже, если характер деятельности одинаков,это не значит, что методы будут использовать одни и те же.

Вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что от выбора элементов учетной политики зависит величина формируемого финансового результата. Любое решение, принятое руководством предприятия, по созданию учетной политики или внесению каких-либо изменений сказывается на деятельности предприятия. Правильно созданная учетная политика принесет своей организации большую прибыль, а неправильная — убыток.

Просмотров 31 202

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector