Что такое ротация товара в магазине

Ротация товаров: за и против

Основные достоинства применения принципа ротации в торговле заключаются в контроле сохранности товара, уменьшении расходов на складские помещения и увеличении импульсных покупок. Грамотная, своевременная ротация в магазине также позволяет:

  • увеличить время пребывания покупателя в магазине и число увиденных им товарных групп;
  • активнее использовать работу консультанта, тем самым управляя спросом;
  • проводить сравнительный анализ эффективности торговых мест и рациональнее использовать площадь.

Чрезмерно активная ротация может иметь и негативные последствия в виде потери покупателей. Человек, которому каждый раз приходится искать, где же теперь стоит его любимый кетчуп, в следующий раз пойдет к более стабильному конкуренту. Особенно это значимо для консервативных потребителей, доля которых согласно статистике составляет от 12 до 18%.

Здесь вы найдете всю информацию по должностной инструкции продавца в магазине.

Как можно открыть секонд и что для этого делать? Читайте тут.

Как заработать на партнерских продажах различных товаров и услуг? Эта статья пошагово распишет, как что нужно делать для получения прибыли.

Основные виды

Так как ротация – это перемещение товара, то очень важно соблюдать принципы закупки товара. Идет от дистрибьютора ритейлеру и после этого в торговый зал

Тут очень важно обращать внимание на такие пункты, как:

  • Сроки поставки;
  • Минимальная партия продукции;
  • Срок исполнения заявки.

Из этого уже происходит планирование закупок в целом.

Количественная

Если расчет заказов сделан правильно, то обороты происходят быстрее, чем истекает срок. Это позволяет не только экономить на площадях для хранения продукции, но и средства, которые вкладываются в него.

Как происходит расчет заказа:

  • Расчет средних продаж за определенный период;
  • Запас на складе;
  • Запас в зале.

Итого формула для расчета заказа = продажи за определенный период + товар на выкладке – остаток товара.

При сокращении периодов заказа уменьшается и сам размер заказа, а значит, необходимость в складских помещениях исчезает.

Однако если дешевле сделать закупку большого объема, то следует поступить так, вместо траты денег на малые партии, которые обойдутся дороже.

Естественно, чем крупнее дистрибьютор, тем выгоднее у него закупать товар, это позволяет сэкономить.

В соответствии со сроками

Считается одной из самых важных и сложных. Дело в том, что в данном случае действует принцип FIFO. То есть что поступило в первую очередь первым и уходит в зал.

Если при выгрузке товара произошла путаница, и он смешался со старым поступлением, может оказаться так, что старый товар уйдет в просрок.

Про него просто забудут, так как будут стараться продавать свежий товар.

Эта путаница часто видна в программе, так как, продавая новый товар под штрих кодом старого, продажи начинают превосходить ожидания.

В это время при зачистке старых остатков обнаруживается просрок.

Поставщик может отказаться принимать товар обратно, если его срок истек, а значит выкупать просроченный или списывать его придется самому магазину

Это особенно важно при торговле продуктовыми товарами, лекарствами и другими, которые имеют ограниченные сроки реализации

Какой выход из положения:

  • Контроль продавцами и завскладом остатков;
  • Контроль над сроками годности продукции;
  • Сверка сроков по определенным периодам (например, раз в неделю).

В соответствии с ценой

Ротация с ценой довольно сложна в исполнении, так как цены меняются несколько раз за сезон, как в сторону повышения, так и понижения. Чтобы не было путаницы, новая цена устанавливается на новый приход, а старый продается по остаточной старой цене. В данном случае пересчет остатков просто бессмысленный. Новый отсчет по изменившимся ценам идет с новой партии, чтобы не было претензий со стороны покупателей.

Цели и функции

Поскольку перемещение товара служит главной цели торговли – увеличению продаж, оно является частью мерчендайзинга. Чтобы достигнуть своей цели, ротация должна создать у покупателей впечатление постоянной смены продукции, а соответственно её свежести.

Помимо перемещения товара, есть ещё правила, в соответствии с которыми продукция размещается на полках. Соблюдение этих правил, совместно с постоянным перемещением, позволяют добиться увеличения выручки магазина.

Ещё одной функцией, которую выполняет ротация, является повышение скорости обновления ассортимента. Любой, кто хоть раз сталкивался с торговлей, знает, как порой сложно избавиться от товаров, окончание сроков реализации уже приближается. Именно здесь на помощь приходит перемещение. Грамотная расстановка и размещение в торговом зале, вкупе с правильной ротацией, позволяют высвобождать площадь на складе, что также сокращает затраты.

Одним из самых эффективных и дешевых методов увеличения продаж является ротация товаров. Но что представляет собой эта процедура? Какие различают виды ротации? И о каких правилах должен помнить менеджер магазина? Ниже вы узнаете ответы на эти вопросы.

В каких сферах деятельности она используется

Ротация как термин применяется во многих сферах. Например, в полиграфии это принцип работы машины, печатающей рекламную и полиграфическую продукцию. Название идет от рабочего элемента, вала, который имеет форму цилиндра. Напоминаем, ротация — вращение.

В архитектуре – это особенность поворота корпуса вокруг его оси при построении скульптуры. Такое действие необходимо для более яркого восприятия образа в целом.

В географии – например в мореплавании под ротацией подразумевают движение судна по кругу, когда оно идет с грузом, не возвращаясь в порты, а по пути следования.

В сельскохозяйственных работах под ротацией подразумевают севооборот. То есть через 4 года, земля засевается другими культурами для повышения ее плодородия и урожайности.

В теле- и радиовещании – ротацией называют смену передачи, картинки. Клипы чередуются с фильмами, рекламой и другими роликами.

Бесплатная консультация юриста по телефону

По Москве и области
7 (495) 280-74-29

Санкт-Петербург и область
7 (812) 389-36-23

Федеральный номер
8 (800) 511-43-08

В медицине под ротацией понимают термин смещение. Например, ротация позвонков относительно друг друга. Кроме этого, бывает ротация головы, бедра, плеча.

В спорте ротацией называют смену игроков в команде или перераспределение роли: нападающий стал защитником или вратарем.

В трудовой деятельности персонала – ротация может быть заменой сотрудников из соседних отделов, перевод из одной должности в другую чаще с повышением. Может повыситься: круг обязанностей, ответственность, заработок. Также сотрудника могут направить в другой город по служебной необходимости, но все это в рамках одной структуры.

Ротация – это значит постоянное обновление состава, поэтому она так популярна. Идет постоянный поиск новых возможностей с перспективой роста.

В товароведении термин ротации используют в плане обновления ассортимента товара. Это необходимо делать обязательно, так как покупателю неинтересно ходить в магазин и видеть на полках одно и то же. Новые товары стимулируют покупательский интерес и подстегивают к приобретению.

Также ротация товара используется при приеме продукции, когда свежий товар ставится на полках на более дальний план, а старый выкладывается ближе, чтобы не уйти в просрок по дате реализации.

Цели и задачи

Какие цели она преследует:

  • Обновить ассортимент;
  • Увеличить продажи;
  • Заинтересовать покупателя новинками;
  • Быстрее распродать залежавшийся товар;
  • Освободить место на складе.

Основной целью ротации является обновление ассортимента продукции и снижение цен. Это помогает выжить в конкуренции с другими владельцами.

Естественно, чтобы обновлять ассортимент необходимо анализировать все факторы, как внешние, так и внутренние.

Анализируем, размещаем, сравниваем

Делается полный анализ того, что лучше продается и за какой срок. При хорошей продаже определенного ассортимента закупка его может быть увеличена. Если он не движется вообще, то его можно распродать дешево и вообще убрать из ассортимента или оставить минимум.

Кроме этого, большое значение имеет раскладка товара на полках

Иногда покупатель просто не видит определенную группу вещей, поэтому необходимо обратить на них его внимание.. Базу необходимо анализировать раз в полгода, чтобы видеть, что в ассортименте магазина пользуется популярностью, и делать закупки именно этого продукта

Клиенты привыкают видеть его на полках и приходят именно за ним

Базу необходимо анализировать раз в полгода, чтобы видеть, что в ассортименте магазина пользуется популярностью, и делать закупки именно этого продукта. Клиенты привыкают видеть его на полках и приходят именно за ним.

Когда продажи снижаются можно предложить на место данного продукта другой.

Задачи:

  • Введение и выведение позиций с целью увеличения продаж;
  • Постепенное повышение выручки с каждой позиции;
  • Составление плана продаж определенных групп;
  • Смена выкладки – как способ стимулирования покупки.

Данные задачи ставятся магазину или аптеке с целью увеличения прибыли с конкретной точки.

https://youtube.com/watch?v=7KWjduQcdfY

Преимущества и недостатки ротации

У грамотной ротации есть масса преимуществ.

Основные плюсы:

  • стимулирование покупательской активности, что приводит к росту итоговой выручки;
  • экономия свободного пространства. За счет экономии можно снизить затраты на содержание склада и хранение товаров;
  • увеличение общего времени пребывания человека на территории магазина. Чем больше человек проведет в магазине, тем больше вероятность, что он купит товар, который в обычной ситуации он бы не приобрел;
  • практически нулевая стоимость. Некоторые исследования показывают, что по эффективности ротация сравнима с рекламой, а ее проведение не требует никаких дополнительных расходов;
  • постоянное перемещение позволяет отслеживать качество товаров.

Однако у ротации есть и несколько недостатков. Основным минусом является то, что чрезмерная активность может уменьшать потребительские спрос — если человек привык покупать один и тот же товар в определенном месте, то постоянное перемещение может сбить его с толку.

Также ротация малоэффективна в некоторых сферах деятельности. Например, в случае изготовления мебели под заказ, размещение товаров в магазине слабо влияет на активность покупателя.

Разработка и построение планограмм

Для повышения покупательной способности и привлечения внимания при выкладке используется планограмма.

Планограмма – это таблица или фотография с расположением ассортиментных групп.

Разработка происходит в определенной последовательности:

  1. Формируется идея торговой точки, ее цели и задачи.
  2. На компьютере рисуются все витрины и стеллажи, примерно обозначаются ассортиментные группы.
  3. Согласование с руководством.
  4. Выкладка товарных позиций с учетом планограммы.
  5. Через равные промежутки времени (месяц, квартал, год) проводится анализ эффективности для дальнейшего совершенствования мерчендайзинга.

При составлении схемы учитывается:

  1. Площадь – при выделении места подсчитывается, какую прибыль приносить продукт. Чем она выше, тем больше отдается полок.
  2. Спонтанные покупки – рядом с продукцией повышенного спроса располагаются товарные единицы с потенциалом произвольной покупки.
  3. Повышенный спрос – «сильные» зоны (возле кассы, в начале ряда) отдаются под популярные позиции.
  4. Сопутствующая продукция – взаимодополняющие продукты выкладываются рядом.

Правильное размещение и выкладка товарных единиц напрямую влияет на эффективность и товарооборот магазина

При этом важно учитывать зависимость объема продаж от выделяемой площади. Применение планограммы увеличивает поток покупателей и пропускную способность, одновременно сократив время работы сотрудников

Рациональный подход к размещению ассортимента позволяет повысить качество обслуживания, составляя конкуренцию на рынке сбыта.

Ротация – это смена чего-либо. Само слово обозначает «вращение». Принцип ротации используется на различных поприщах, так как она позволяет обновить уже устоявшуюся обстановку и создать впечатление чего-то нового, а, значит, лучшего.

Ротация товаров – одна из составляющих успешного бизнеса. Это такой себе кругооборот продуктов в торговой сфере. Ее также можно рассматривать, как стратегию успешного размещения продукции в торговом зале.

Она подразумевает определенные принципы выкладки, миграцию по залу и демонстрацию продуктов для привлечения клиентов и увеличения продаж. Товарооборот — это постоянное обновление ассортимента и изменение расположения продукции в торговом зале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector