Развитие предпринимательства
Содержание:
- Планы на будущее
- Первые изменения
- История предпринимательства в современной России
- Краткая справка
- Трансформация делового климата (ТДК)
- ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
- Принципы развития предпринимательства в России
- ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
- Последние изменения
- Льготы
- Статистика
Планы на будущее
Не секрет, что именно сектор малого предпринимательства обеспечивает большую часть ВВП любого развитого государства. Поэтому такой стратегически важный вид бизнеса просто необходимо тщательно оберегать и поддерживать.
Правительство РФ предлагает в данном направлении решить стратегические проблемы развития бизнеса путем использования инструментов государственной поддержки, к которым относятся:
- внедрение инвестиционных проектов и программ;
- совершенствование методов кредитной и налоговой политики.
Министерство экономического развития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны. В соответствии с положениями данного документа, запланировано, что к 2020 году субъекты малого и среднего предпринимательства достигнут следующих показателей:
- В ВВП России удельный вес малого бизнеса будет занимать 30%, а суммарный удельный вес малого и среднего предпринимательства будут занимать половину от общей суммы ВВП страны.
- Доля малых предприятий среди всех субъектов предпринимательства будет составлять 80%.
- Число занятых в сфере малого бизнеса возрастет до 60% населения страны.
- Произойдет качественное изменение структуры отрасли и т. д.
Расстановка приоритетов
За последующие 5 лет планируется, что показатели отечественных субъектов малого бизнеса достигнут уровня предприятий западных стран, а возможно, и превысят их. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России полностью зависят от государства и оказываемой ему поддержки.
Поэтому для того чтобы достичь поставленных целей, необходимо в ближайшие годы осуществить следующее:
оказать посильное содействие реализации мер по созданию необходимых объектов инфраструктуры рынка, которые будут ориентированы на создание и совершенствование все большего количества субъектов малого предпринимательства;
реализовать специальные программы поддержания перспективных конкурентоспособных компаний;
внедрить современные наиболее эффективные финансовые инструменты развития бизнеса;
поддерживать существующие институты микрофинансирования, создать наиболее благоприятные условия для их существования;
сформировать институциональные условия для работы кредитных учреждений;
развивать старые и создавать новые элементы бизнес-инкубаторов, обратить особое внимание таких структур на инновационные предприятия сектора малого бизнеса;
усовершенствовать нормативную правовую базу для того, чтобы устранить имеющиеся административные и иные барьеры для перспективного развития малого бизнеса в России в 2015 году и предотвратить появление новых трудностей в данном направлении;
реализовать нормы законодательства, которые определяют возможность участия малых и средних субъектов предпринимательства в государственных тендерах;
повысить возможность доступа отечественного производителя к недвижимости, относящейся к государственной либо муниципальной собственности.
Также основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:
- гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн руб.;
- муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;
- фонда инвестирования в малые и средние предприятия.
Чтобы создать вышеуказанные механизмы, правительству РФ необходимо использовать специальные инструменты в виде субсидирования проектов поддержания малого бизнеса страны.
Первые изменения
По данным аналитических служб, результаты некоторых из перечисленных пунктов уже проявились. Так, некоторые субъекты кредитных структур совершили переориентацию на небольшие и краткосрочные кредиты, которыми зачастую пользуются представители малого или среднего бизнеса.
По мнению большинства экспертов, перспективы развития малого бизнеса в России в 2019 году достаточно высоки, так как из-за множества факторов, повлиявших на падение курса рубля и цен на нефть, основные надежды возлагаются не на сильных мира сего, а на малые или средние предприятия.
Возлагаются большие надежды не только на подпитывание легальных предприятий, но и на выведение из «тени» незаконных коммерческих формирований. По данным Росстата, такие «нелегалы» составляют 20% от всех работающих на территории страны предприятий.
Государством были созданы специальные условия для скорейшего налаживания сотрудничества с такими структурами. Однако большинство из них так и не научилось своевременно платить налоги, что негативно сказывается на экономике страны.
История предпринимательства в современной России
С конца 1920-х годов и до начала перестройки в 1986 году в Советском Союзе предпринимательская деятельность относилась к незаконным или нежелательным видам деятельности и часто подлежала административному или уголовному наказанию.
19 ноября 1986 году Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», призванный поставить под контроль государственных органов развивавшийся в стране «подпольный» частный бизнес. Данный закон разрешал вести предпринимательскую деятельность в области кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также других видах деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Наемный труд по- прежнему был запрещен.
Дальнейший этапом легализации частного бизнеса было принятие 26 марта 1988 года закона «О кооперации в СССР», который стал законодательной базой для развития малого предпринимательства в стране.
Краткая справка
ООО «Редут» зарегистрирована 10 августа 2015 г. регистратором ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г.КУРСКУ. Руководитель организации: директор Иванова Наталья Юрьевна. Юридический адрес ООО «Редут» — 305001, Курская область, город Курск, улица Красной Армии, дом 12.
Основным видом деятельности является «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом», зарегистрировано 11 дополнительных видов деятельности. Организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РЕДУТ» присвоены ИНН 2715619348, ОГРН 1271776219115, ОКПО 22592427.
Трансформация делового климата (ТДК)
Проект Минэкономразвития РФ, направленный на снятие нормативных ограничений и устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, которые содержатся в нормативных правовых актах.
Механизм позволит власти облегчить деятельность предпринимателя, оперативно реагируя на запросы бизнес-сообщества. В рамках проекта выявляются существующие проблемы ведения бизнеса в различных отраслях, формируются пути их решения и проходит оценка качества работы власти.
План ТДК предполагает улучшение инвестиционного климата по 12 направлениям, включая таможенное администрирование, международную торговлю и экспорт, доступ субъектов МСП к закупкам, человеческий капитал и производительность труда, а также налоговое администрирование и контрольно-надзорную деятельность. Перечень будет обновляться на постоянной основе в соответствии с запросами бизнеса.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2. Государственная поддержка малого предпринимательства
Вклад малых предприятий в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и отсутствием государственной поддержки малых предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
В нашей стране существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий, Федерация развития иподдержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:
1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
2) создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
3) установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и другое.
Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. До 90% заемного капитала кредиторов обеспечивается предоставляемыми государством гарантированными займами. Таким образом государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.
В Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированы следующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства:
1) оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства;
2) совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;
3) развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
4) совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства;
5) совершенствование информационной поддержки;
6) укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;
7) активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;
8) совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства.
Развитие малых предпринимательских форм происходит у нас сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений — в торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается
С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. Это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере
Принципы развития предпринимательства в России
1. Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды
Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды. Можно выделить ряд направлений, которые могут реально обеспечить развитие предпринимательства, сделав его действенным фактором хозяйственной жизни 1. Большие индустриальные предприятия могли бы выступать в качестве организаторов малого промышленного предпринимательства путем предоставления последнему производственных мощностей, оборудования, технологий, кадров и т.д. 2. Усиление инвестиционной активности.
Сейчас инвестиции осуществляются по нескольким направлениям государственное финансирование в рамках целевых федеральных программ, финансирование из местных бюджетов, кредитование зарубежными организациями, амортизационные отчисления.
При наличии столь большого числа каналов финансирования, инвестиционный климат нельзя назвать благоприятным. Причин этому много.
Некоторые 1 каждый из каналов действует самостоятельно, и они в совокупности представляют единую, скоординированную систему 2 имеются большие сложности как при формировании источников капиталовложений, так и при практической реализации последних и т.д. 3. Составной частью политики протекционизма является налоговая система. Налоги отражают суть отношения государства и предпринимателя. Несовершенство налоговой системы становится все более очевидным.
Она должна быть подчинена развитию производства. Необходимо дифференцированное налогообложение предпринимательства в зависимости от регионов. С экономической точки зрения в науке выделяются четыре группы регионов 1 регионы с достаточно высоким уровнем социально-экономического развития 2 депрессивные регионы 3 регионы с преобладающей добычей и переработкой первичных природных ресурсов 4 регионы аграрного типа. Очевидно, для регионов первой группы дифференциация налогов должна исходить из приоритетности конкретного вида производства, тогда как для депрессивных регионов возможны максимально выгодные налоги, вплоть до их отмены на определенный период.
Для регионов четвертой группы налоговая политика должна состоять в создании максимального протекционизма сельскохозяйственному производству, преследую конечную цель обеспечение продовольственной безопасности страны. Как отрицательный фактор в развитии предпринимательства следует признать нестабильность принятия законов и подзаконных актов по налогообложению.
Их частая смена вызывает у предпринимателей неуверенность, лишает возможности вести дело с перспективой, нарушает планы. Поэтому следовало бы установить, что существующий на период регистрации предприятия порядок налогообложения не может быть изменен в течение ряда лет, если вновь вводимый порядок ухудшает прежние условия производственной деятельности. Исходя из зарубежного опыта стимулирования предпринимательства, имело бы смысл установить в России категорию пионерных предприятий с предоставлением им налоговых каникул сроком на 5 лет. Статус пионерных следует предоставить предприятиям, выпускающим продукцию ранее не производимую в стране и чрезвычайно дефицитную. 4. Следующая проблема, с которой сталкиваются предприниматели, это произвол чиновников.
С ней сталкивается предприниматель с самого начала деятельности. С момента регистрации. В настоящее время процесс регистрации малых предприятий неоправданно усложнен, требует оформления многочисленных бумаг и значительных затрат.
Еще до начала работы предприятия, получения прибыли, предприниматель уже обязан потратить большие суммы внести часть уставного капитала, оплатить услуги регистрирующего органа, органов статистики и др. Очень много вопросов касающихся несовершенства системы лицензирования. Четкий порядок отсутствует, что приводит к необоснованному расширению сферы лицензионных видов деятельности. Сейчас их в России 210 Для сравнения Франция 9 видов, Германия 16 видов.
Поэтому важно придерживаться концепции, согласно которой государственная власть должна максимально упростить взаимоотношения предпринимателя с разрешительной системой
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1. Основные проблемы развития предпринимательства в России
В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:
1) отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
2) пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
3) нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
4) сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
5) неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
6) отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;
7) нестабильность экономической ситуации в стране;
8) недобросовестность крупного бизнеса;
9) доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);
10) правовая неграмотность самих предпринимателей;
11) отсутствие явного развития производства;
12) высокая планка единого социального налога (26%);
13) недостаточность кадрового потенциала;
14) длительное оформление документации, особенно на землю.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки по обслуживанию малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.
Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.
Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и так далее. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».
Последние изменения
10.07.2020
Новое судебное дело
№А35-5218/2020 от 10.07.2020 в роли ответчика, сумма исковых требований 3 098 759 089 руб.
29.06.2020
Удалены сведения о лицензии № 46РПО0000270 лицензия от 29.06.2019, вид деятельности: Розничная продажа алкогольной продукции, лицензируемая субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с предоставленными законом полномочиями
15.04.2020
Новая лицензия № 46РПО0000270 от 29.06.2018, вид деятельности: Розничная продажа алкогольной продукции, лицензируемая субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с предоставленными законом полномочиями. Срок действия 29.06.2021
29.06.2019
Новая лицензия № 46РПО0000270 лицензия от 29.06.2019, вид деятельности: Розничная продажа алкогольной продукции, лицензируемая субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с предоставленными законом полномочиями. Срок действия 29.06.2020
Удалены сведения о лицензии № 46РПО0000270 от 29.06.2018, вид деятельности: Розничная продажа алкогольной продукции, лицензируемая субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с предоставленными законом полномочиями
Удалены сведения о лицензии № 46РПО0000270 лицензия от 07.06.2019, вид деятельности: Розничная продажа алкогольной продукции, лицензируемая субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с предоставленными законом полномочиями
17.06.2019
Новая лицензия № 46РПО0000270 лицензия от 07.06.2019, вид деятельности: Розничная продажа алкогольной продукции, лицензируемая субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с предоставленными законом полномочиями. Срок действия 29.06.2019
Удалены сведения о лицензии № 46АА001661 46РПО0000270 от 09.08.2018, вид деятельности: Розничная продажа алкогольной продукции, лицензируемая субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с предоставленными законом полномочиями
Льготы
Малые предприятия в России пользуются государственной поддержкой в виде налоговых и административных льгот.
Для субъектов малого бизнеса существуют четыре специальные схемы по уплате налогов: упрощенная налоговая система (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), патентная система налогообложения (ПСН) и единый сельхозналог (ЕСХН). Если общая схема налогообложения подразумевает, что с доходов взимается налог в 20%, то по УСН — 5-15%, по ЕСХН — 6%. Патентная система подразумевает покупку патента, стоимость и условия которого устанавливаются региональными властями.
Часть субъектов малого предпринимательства (в зависимости от выручки, рода деятельности и численности персонала) могут заключать только срочные трудовые договоры, проводить наличные расчеты без кассового аппарата, получать различные государственные субсидии.
При этом у всего малого бизнеса есть несколько общих льгот:
- право вести бухгалтерский учет в упрощенной форме;
- доля в 15% в госзакупках;
- право на получение государственной гарантии;
- защита от избыточных проверок со стороны государственного и муниципального контроля.
Статистика
По состоянию на март 2018 года, в России работают 2 млн 847 тыс. 854 малых предприятия (включая микропредприятия). В них работают 11 млн 743 тыс. человек. Учет этих компаний содержится в Едином реестре малого и среднего предпринимательства, составляемым Федеральной налоговой службой.
Совокупный оборот малых предприятий в 2016 году (более новые данные Росстатом не публиковались) составил 16 трлн 338 млрд рублей, то есть 19,7% от общего валового внутреннего продукта РФ (82 трлн 918 млрд рублей). 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заявил, что к 2025 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России должна увеличиться до 40%.
Также по данным Росстата, в 2016 г. из действовавших 2 млн 770 тыс. малых предприятий 24,5% (681 тыс.) были заняты в области оптовой торговли; 21,5% (600 тыс.) — в сфере операций с недвижимым имуществом; 12% (336 тыс.) — в строительстве; 9% (255 тыс.) — в розничной торговле.