Малый бизнес

Введение

Малый бизнес России — вопрос не мелкий.

Нельзя давать «малышей» в обиду.

Актуальность темы исследованияобусловлена, прежде всего, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны.

Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

Но, несмотря на активную политику нашего государства, направленную на развитие малого бизнеса в России, малое предпринимательство в нашей стране продолжает испытывать серьезные трудности: несовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий; отсутствие развитой системы поддержки малого бизнеса на всех уровнях; недостаточность собственных финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения кредитов, высокое бремя налогов и др.

Теоретические основы предпринимательства были заложены и исследовались в трудах А. Смита, К. Маркса, Р. Кантильона, Ж.Б. Сэя, А. Маршалла, Й. Шумпетера, П. Друкера, Л. Мизеса и др.

Проблемы современного теоретического, методологического и практического характера связаны с работами целого ряда ученых России, в том числе в трудах А.В. Бусыгина, Г.Б. Блинова, Г.В. Горланова, Б.К. Злобина, Г.Б. Клейнера, Ю.М. Осипова, П.Д. Половинкина, В.В. Радаева, В.А. Рубе, В.Е. Савченко, Ю.В. Таранухи, В.Ю. Фадеева, Ф.И. Шамхалова, А.А. Шулуса, В.М. Якволева и др. Отдельные вопросы развития малого бизнеса в России в современный период подробно рассматриваются в работах В.Н. Архангельского, А.В. Громова, И.Б. Захарова, В.И. Кушлина, С.Н. Лобанова, Е.В. Омельченко, А.Н. Фоломьева, В.И. Чалова, Г.И. Шепеленко и др.

На основе этих и других работ, в рамках теоретической части курсовой работы, я бы хотела рассмотреть несколько вопросов:

раскрыть сущность малого бизнеса;

заглянуть в историю развития малого бизнеса в России;

дать экономическую характеристику малому бизнесу;

выделить особенности развития малого предпринимательства в современной России;

охарактеризовать основные проблемы малого предпринимательства в нашей стране;

рассмотреть перспективы развития малого бизнеса.

А вот в рамках практической части я бы хотела рассмотреть развитии сетевого маркетинга в России. Эта тема заинтересовала меня, так как в настоящее время в России работают сотни сетевых компаний, а количество людей, занятых в сетевом маркетинге, исчисляется миллионами. Но, тем не менее, многие имеют довольно расплывчатое представление о том, что же из себя представляет сетевой маркетинг. В практической части я постараюсь дать ответ на этот вопрос. А также выяснить, можно ли отнести сетевой маркетинг к малому бизнесу, и почему данный вид предпринимательской деятельности имеет столь незавидную репутацию. И в завершении рассмотрим истории самых успешных сетевых компаний и людей, добившихся успеха в сетевом маркетинге.

Преимущества и недостатки малого бизнеса

Любая форма организации бизнеса имеет свои положительные и отрицательные стороны. Необходимо упомянуть о них и с точки зрения малой компании:

3.1. Плюсы

Государственная поддержка малых компаний является, безусловно, важнейшим преимуществом, относительно прочих субъектов хозяйственной деятельности — это хорошо заметно в части льгот на налогообложение и упрощении правил при ведении бизнеса.

Такие факторы, как сравнительно маленькое число работников и достаточно высокий уровень автоматизации производств, позволяют использовать современные методы процесса управления сотрудниками.

Малая форма бизнеса, что логично, обладает свойствами мобильности и легкой приспосабливаемости к резким изменениям на рынке. Затраты на реорганизацию подобных компаний будут куда менее заметны для имеющегося собственного бюджета.

Упрощенная система документооборота и прозрачность структуры предприятий малого бизнеса позволяют в оперативном порядке реализовывать решения руководства. Здесь нет такой бюрократической задержки и постоянных длительных «совещаний», как в более крупных формах бизнеса.

Есть своя отдельная глава Трудового кодекса РФ, регулирующая вопросы охраны труда на малых предприятиях. Более просто предусмотреть наличие вредных и опасных факторов.

Отдельные категории организаций малого бизнеса имеют упрощенный кадровый документооборот. Также они освобождаются от обязанностей по разработке и принятию внутренних документов по трудовому распорядку, каких-либо положений о заработной плате и премированию, сменных графиков.

3.2. Минусы

Львиная доля организаций малого бизнеса встречается в пределах крупных населенных пунктов, что также понятно. Больше потребителей – больше доход. Одинаковые производственные компании могут приносить высокую прибыль в центральных районах, а, наоборот, в периферийных – могут стать убыточными.

Часто предприятия малых форм собственности отличаются слабой технической оснащенностью, которая делает их зависимыми от более крупных профильных организаций. Это происходит из-за желания руководства получить быстрый доход как можно менее затратным способом.

Малым компаниям достаточно сложно увеличить масштабы производственных мощностей, а также расширить ассортимент предлагаемой уникальной продукции. Этому способствует нехватка средств для установки более современных установок, технологических линий. Отсюда и показатель деятельности субъектов малого бизнеса может быть существенно ниже субъектов среднего и, тем более, крупного предпринимательства. И, как следствие, снижение доверия к ним от практически любой кредитной организации.

Непродуманные управленческие методы и низкая квалификация руководящего состава отнюдь не способствуют повышению итогов эффективной деятельности малых компаний.

По данным официальной статистической отчетности, 90% предприятий малого бизнеса испытывают проблемы с выживаемостью уже в первый год своего существования. И решается она далеко не всеми. Поэтому традиционными в этой сфере являются очень высокие уровни финансовых рисков.

1.2 История развития малого бизнеса в России

История малого предпринимательства в России связана с широким распространением кооперативов и трудовых артелей. На начало 1917 года действовало около 50 тысяч кооперативов, причем коллективная собственность распространялась на все этапы — от закупки средств и предметов труда до продажи изготовленного продукта. Артели обладали особой мобильностью, их состав постоянно менялся, сохранялось лишь ядро из четырех-пяти человек.

В период военного коммунизма предпринимательская деятельность переместилась в теневую сферу. В середине 1920-х годов в условиях НЭПа (1921-1928 гг.) 73% торговцев приобрели патенты на торговлю с лотков и киосков, на их долю приходилась треть всего частного товарооборота; 23% торговцев открыли магазины, где были заняты главным образом сами владельцы и члены их семей, доля наемного труда не превышала 25%; и лишь 4% торговых заведений основывались на наемном труде.

В 1930-е годы малый бизнес снова был вытеснен в теневую сферу. В российской экономической литературе утвердилась концепция, согласно которой крупное производство имело абсолютное преимущество перед мелким, а мелкие производители неизбежно расслаивались и превращались в наемных рабочих. Однако действительность не подтвердила этих выводов. Малый бизнес доказал свою конкурентоспособность в сфере мелкосерийного и индивидуального производства товаров и услуг, особенно инновационных, а также в качестве поставщика комплектующих изделий и услуг для крупного бизнеса.

Преимущества для СОНКО и СМП

Заказчик обязан закупать у СОНКО или СМП товары и услуги в размере не менее 15% от СГОЗ. В противном случае, заказчику грозит административная ответственность. Для того чтобы набрать положенный по закону объем закупок, заказчиками по 44-ФЗ проводятся специальные торги с преимуществами для СМП и СОНКО. В их числе:

  1. Закупки, которые проводятся исключительно среди субъектов малого бизнеса и НКО. Компании, не относящиеся к малому бизнесу, не вправе участвовать в таких закупках. Такие закупки могут проводиться в формате открытого или двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием, электронных аукционов, запросов предложений и котировок. При этом по вопросу НМЦК устанавливается определенное ограничение: минимальная цена не может быть более 20 млн р.
  2. Закупки, в которых организатор торгов может потребовать от победителя привлечения соисполнителей и субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (на основании ч. 5 ст. 30 44-ФЗ). При такой форме закупок заказчик может не учитывать лимит по закупкам среди СМП в 20 млн р.

Заказчик может распределить закупки среди СМП и СОНКО в произвольном порядке. Он также вправе обеспечить весь объем закупок за счет СМП и ничего не закупить у СОНКО. Главное, чтобы он соблюдал лимит по объему закупок в размере 15% от СГОЗ.

При закупках среди СМП и СОНКО данным участникам предоставляются и другие дополнительные преимущества:

  1. Более сжатые сроки для оплаты заказчиком поставленных товаров, проведенных работ и оказанных услуг (на основании ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Они должны получить денежные средства не позднее 15 рабочих дней после подписания приемочного акта с организатором торгов. В стандартной закупке (не среди СМП или СОНКО) эти сроки составляют 30 календарных дней. По таким контрактам не должны быть начислены штрафы и пени, а суммарная стоимость таких контрактов не может быть менее НМЦК по закупочному извещению (на основании ст. 96 44-ФЗ).
  2. Льготы при внесении обеспечения исполнения контракта. Такие компании вносят обеспечение исполнения контракта, которое рассчитывается на основании цены контракта, а не НМЦК. Они могут получить право на невнесение суммы обеспечения, если подтвердят свою добросовестность документально. В этих целях компании из числа СМП должны предъявить выписку из реестра контрактов, которая указывает на их опыт в реализации как минимум 3 подобных договоров за последние 3 года.
  3. Льготный размер платы за победу в электронной закупке в пользу ЭТП (не более 2000 р.).
  4. Сниженный размер штрафных санкций. Величина штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту устанавливается, как 1% от цены контракта или этапа, но в пределах 5 тыс. р. и не менее 1 тыс. р. (на основании Постановления Правительства №1042 от 2017 года). При проведении закупок на общих основаниях размер штрафных санкций значительно больше.

Заказчикам по ст. 7.30 КоАП грозит административная ответственность за несоблюдение положенных нормативов по объему закупок у СМП. На основании ч. 11 указанной статьи такое нарушение предусматривает штраф для должностных лиц в размере 50 тыс. р.

История

2020

Из банкомата СМП-банка в феврале 2020 г украли 4,5 млн рублей.
Инцидент произошел в Москве на улице Соколово-Мещерская, где расположен офис СМП-банка. Преступникам отжали двери и вскрыли банкомат с деньгами. Им удалось скрыться от полиции.

2018

Банк присутствует в 19 регионах, в которых открыто в общей сложности более 75 офисов. Количество сотрудников составляет около 2,7 тысяч человек. Банк входит в пятерку лидеров по объемам кредитования субъектов РФ и муниципальных образований. Среди корпоративных клиентов АО «СМП Банк» – крупнейшие государственные и частные предприятия страны. Высокая надежность Банка подтверждена рейтинговым агентством «Эксперт РА» на уровне ruА-.

2017

СМП Банк представлен в Латвии дочерним AS SMP Bank. Банкоматная сеть СМП Банка насчитывает около 400 устройств, кроме того, держатели карт Банка в зависимости от тарифного плана могут снимать бесплатно или с минимальной комиссией наличные в банкоматах, входящих в Объединённую расчётную систему (включает более 15 000 банкоматов). СМП Банк имеет рейтинги международного рейтингового агентства Moody’s Investors Service (финансовой надежности на уровне E+; рейтинг по депозитам – B3\Not prime; рейтинг кредитоспособности по национальной шкале – Baa3.ru; прогноз по всем рейтингам — «стабильный») и индивидуальный рейтинг кредитоспособности Национального рейтингового агентства на уровне АА-.

2014

Бенефициары Банковских холдингов Республиканская Финансовая Корпорация и ФИНХОЛКОМ-ГРУПП и Руководство СМП Банка в рамках достигнутых договоренностей о сотрудничестве приняли совместное решение о переходе банков холдингов под контроль СМП Банка. СМП Банк в рамках процедуры финансового оздоровления стал контролирующим акционером Мособлбанка, Инвестиционного республиканского банка и ФинансБизнесБанка. СМП Банк обеспечит полное выполнение указанными банками их финансовых обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Обслуживание карт Мособлбанка и бесперебойную работу его банкоматной и терминальной сети обеспечит Банк УРАЛСИБ, которому передан его карточный бизнес.

Преимущества для СМП и СОНО при проведении государственных закупок

Как уже было отмечено, благодаря законодательной поддержке, участники государственных закупок, относящиеся к СМП и СОНО, получают ряд преимуществ, а именно:

  1. Проведение закупок только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ на заказчиков возложена обязанность по проведению процедур исключительно для СМП и СОНО в размере не менее 15% от общего числа годовых расходов.
  2. Привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО в том случае, если победитель закупки к ним не относится. Право заказчика об установлении в документации данного требования предусмотрено ч. 5 ст. 30 закона.
  3. Сокращенные сроки оплаты товаров, работ, услуг заказчиком. Согласно ч. 8 ст. 30, в том случае, когда закупка проводится для СМП или СОНО, срок оплаты контракта не может превышать 15 рабочих дней с даты подписания приемочных документов, в то время как для остальных закупок период составляет не более 30 дней.

В других странах

В Японии и некоторых европейских странах используется термин «малое и среднее предпринимательство» для определения небольшого бизнеса. В уставе ОЭСР сказано, что предприятия, на которых работает не больше 19 человек, считаются весьма малыми, от 20 до 90 человек — малыми. Если на предприятии занято минимум 100, максимум 499 человек — это среднее предприятие. Крупным считается предприятие, если на нем работает больше 500 человек. В Евросоюзе микро-, малые и средние предприятия обозначаются термином «малое и среднее предпринимательство».

В начале 1970-х годов в ЕС стала развиваться национальная система поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса, а малое предпринимательство начало развиваться в 1980-х годах. Сейчас малые предприятия помогают увеличить рост занятости в Европе.

В Дании, Нидерландах, Чехии, Франции, Эстонии, Швейцарии, Австрии для малого бизнеса предоставляются специальные условия по гарантиям для стартапов, в Бельгии, Польше, Словакии, Финляндии, Италии, Германии, Нидерландах — гарантии по кредитам для малого и среднего бизнеса. Ряд стран осуществляет государственное софинансирование, налоговые льготы, отсрочку платежей, субсидирование процентных ставок. Работают банки, которые специализируются на кредитовании малого и среднего бизнеса.

Наблюдаются существенные различия между странами мира в определении критериев малого и среднего бизнеса, поэтому прямое сопоставление их роли в экономике ограничено.

Существует Европейская хартия для малых и средних предприятий, ее положения входят в Многолетнюю программу по малому и среднему бизнесу, благодаря которой были реализованы некоторые проекты. В Европе развитие малого и среднего бизнеса происходит на двух уровнях — национальном уровне и при помощи программ, которые реализуются под эгидой ЭС. Есть программа «Eureka», которая создана для поддержки инновационных проектов. В каждой стране, которая входит в состав ЕС, есть национальные системы поддержки развития малого инновационного предпринимательства.

Во Франции малое и среднее предпринимательство хорошо развито. В стране есть налоговый кредит на инновационную и исследовательскую деятельность, происходит стимулирование кредитования малого и среднего бизнеса. Государственная политика страны направлена на то, чтобы развивать малое предпринимательство и сокращать уровень безработицы.

В Швейцарии за разработку и воплощение в жизнь политики правительства по поддержке малого и среднего предпринимательства отвечает Дирекция по территориальному развитию, которая входит в состав Государственного секретариата экономики Швейцарии. Для финансирования малого и среднего предпринимательства в стране есть ипотечные кредиты, венчурные фонды и банки. Во многих регионах работают агентства по развитию, которые помогают развиваться малым и средним предприятиям. В Швейцарии может быть полное освобождение от налога на прибыль на 10 лет. Малый и средний бизнес может воспользоваться льготным кредитованием.

Китай

2013: В качестве меры по стимулированию экономики введены налоговые льготы для малого предпринимательства. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого предпринимательства, чей ежемесячный объём продаж не превышает 20 тысяч юаней (примерно 3,3 тыс. долл. США). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых и средних частных предприятий.

США

Структура малого и среднего бизнеса США:

Тип бизнеса Годовой оборот Количество компаний Занятость
Малый бизнес менее 10 млн долларов около 6 млн 35%
Средний бизнес от 10 млн до 1 млрд долларов 195 000 34%

Сегмент среднего рынка принято подразделять на три сегмента:

  • компании с наименьшим оборотом (они ближе к малому бизнесу);
  • компании, конкурирующие в среднем сегменте (годовой оборот от 20 до 500 млн долларов);
  • компании с наибольшим годовым оборотом (сближаются с крупным бизнесом).

В Соединенных Штатах Америки «малым бизнесом» могут называть и малые и средние предприятия.

Украина

Структура малого и среднего бизнеса на Украине:

Тип бизнеса Кол-во сотрудников Годовой доход Кол-во субъектов
Микробизнес до 10 не более экв. 2 млн евро 1910830
Малый бизнес 10-49 не более экв. 10 млн евро 47555
Средний бизнес 50-249 не более экв. 50 млн евро 15510
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector