Господдержка малого бизнеса
Содержание:
Как узнать
Официальная информация о мерах господдержки в РФ для преодоления последствий пандемии содержится на двух основных сайтах:
- Министерства экономического развития РФ в спецразделе по ситуации с COVID-19.
- ФНС — меры поддержки сформированы по регионам запроса.
Федеральная и региональная поддержка малого бизнеса в Москве описана на сайте «Малый бизнес Москвы».
Все ведомства предоставляют навигацию по вариантам поддержки в зависимости от региона, запроса и вида МСП. Необходимо ввести ИНН, ОГРН (ОГРНИП) и пройти короткое анкетирование.
Шаг 1. Укажите организационную форму, количество занятых, доход и предоставьте сведения о структуре уставного капитала МСП.
Шаг 2. Выберите отраслевую принадлежность вашего малого или среднего предприятия (ИП) по основному выполняемому виду деятельности.
Шаг 3. Система обработает введенные данные и подтвердит принадлежность вашей организации к малому и среднему предпринимательству. Откроется страница, на которой размещены все действующие меры господдержки.
Обратите внимание: с мерами поддержки вы можете ознакомиться и у себя в регионе. Для этого найдите местный Центр поддержки бизнеса (его сайт) или тематический раздел на портале министерства (департамента) экономического развития
Федеральные ресурсы в период пандемии обновляются быстрее, и информация там, как правило, актуальнее.
Почему могут отказать
Отказать в предоставлении финансовой поддержки могут по разным причинам:
-
Бизнес-план не соответствует требованиям: отсутствуют подробности, завышены показатели рентабельности, не учтены риски, есть ошибки в расчётах — всё это может стать основанием для отказа в выделении финансирования.
-
Нет внятной схемы, как и куда будет направлена субсидия.
-
Выбранный вид деятельности не поддерживается государством.
-
Подаётся повторная заявка на предоставление финансовой поддержки: если предприниматель ранее уже воспользовался такой субсидией, получить средства опять ему вряд ли удастся.
-
Допущены недочеты в оформлении документов или в самой заявке на поддержку.
Отказ не всегда является окончательным. Так, если обнаруживаются недостатки в содержании бизнес-плана или документах, можно устранить их и подавать запрос заново. Но лучше избегать таких ситуаций и тщательно проверить содержание своего проекта.
Прежде чем подавать запрос, можно изучить опыт других людей: найти отзывы легко на специализированных форумах, развлекательных порталах и в соцсетях.
Эталонные стратегии
Директор организации, кроме вышеописанных стратегий, для развития компании может выбирать из базисных (эталонных) стратегий, которые уже доказали свою способность зарабатывать деньги:
- Концентрированный рост. Предполагает, что директор и компания работают с целью укрепления позиций на рынке. В этом случае запрос «ищу партнера» или «ищу инвесторов» позволит обзавестись полезными связями и закрепиться на требуемом уровне;
- Интегрированный рост. Стратегия позволяет компании расшириться за счет добавления в работу других структур. Также предполагает укрепление контроля над различными службами (например, службой снабжения);
- Диверсифицированный рост. Используется, когда директор и компания достигли своего пика в данном сегменте рынка (когда не получается зарабатывать деньги еще больше из-за удовлетворения спроса). Здесь необходимо заручаться поддержкой партнера;
- Сокращение. Такую стратегию выбирает директор, если его структура демонстрирует нестабильность, стагнацию или спад.
В обязанности директора входит оценка правильности и полезности выбора той или иной стратегии. Также часть функций директор может переложить на менеджера.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1. Приостановлены проверки
До 30 июня включительно:
- не открываются новые выездные и повторные выездные налоговые проверки;
- приостановлены уже назначенные выездные и повторные выездные налоговые проверки;
- приостанавливается проверка расчета и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами;
- не проводятся или приостанавливаются проверки соблюдения валютного законодательства — кроме случаев, когда нарушения уже выявлены и если срок давности для привлечения к административной ответственности — до 01.06.2020.
- приостанавливается течение срока для представления возражений на акты выездных налоговых проверок.
2. Продлены сроки сдачи отчетности
Вид отчетности |
На сколько продлен срок представления |
Налоговые декларации по НДС за 1 квартал 2020 года |
до 15 мая 2020 |
Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур |
до 15 мая 2020 |
Расчеты по страховым взносам за 1 квартал 2020 года |
до 15 мая 2020 |
Отчетность, которая должна быть сдана с марта по май 2020 года:
|
на 3 месяца |
на 3 месяца |
|
на 3 месяца |
ЗагрузитьПодробная таблица изменений сроков представления деклараций и уплаты налогов (взносов) в соответствии с Постановлением Правительства РФ №409 от 02.04.2020
3. Продлены сроки представления документов по требованию
Документы или информация по требованиям, полученным с 1 марта до 31 мая 2020 года |
по требованиям по НДС — срок продлен на 10 рабочих дней по другим требованиям — срок продлен на 20 рабочих дней |
Если налогоплательщик представит с нарушением сроков документы или сведения, срок представления которых приходится на период с 1 марта по 31 мая 2020 года, его не оштрафуют по статье 126 НК РФ.
4. Приостановлены меры взыскания
До 1 июля 2020 года для бизнеса не будут применяться меры взыскания задолженности. Это значит, что ИП или организациям не пришлют требование с начисленными пенями и штрафами, не спишут задолженность и не заблокируют расходные операции по расчетному счету.
5. Не принимаются решения о банкротстве
С 16 марта по 1 мая ФНС России не принимала решения о банкротстве во исполнение решений оперативного совещания Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина. Действие моратория на возбуждение дел о банкротстве для налогоплательщиков из наиболее пострадавших отраслей сохраняется.
Что должно быть в бизнес-плане
Самостоятельно составить грамотный бизнес-план сложно. Но стоит заняться проектом самому — это как минимум позволит разобраться с особенностями будущего бизнеса и точно пригодится при защите проекта.
Стандартный вариант предполагает примерно такую структуру:
-
Титульный лист; резюме с основными тезисами бизнес-идеи; описание основных задач и целей плана, а также особенностей продукта или услуги.
-
Анализ рынка: текущая ситуация, конкурентные возможности, оценки потребления реализуемых товаров и услуг.
-
План производства: нужно описать организационные особенности производства — методы приобретения расходников и оборудования, условия сотрудничества с поставщиками, схему формирования рабочих мест.
-
Маркетинговый план: анализ целевой аудитории, ценовая и маркетинговая политика, стратегия привлечения клиентов.
-
Организационный план: иерархия сотрудников, нормативные и законодательные нюансы, связанные с планируемым видом деятельности. Здесь же уточняется необходимость в лицензии, проведении сертификации продукции.
-
Финансовый план — затраты и предполагаемая прибыль. Рассчитывается, какая сумма потребуется для открытия и развития проекта, по каждой статье в отдельности. После этого описывается, как и на что пойдёт субсидия. Наконец, указывается предполагаемая прибыль, рентабельность и сроки окупаемости.
-
Анализ рисков. Потенциальные сложности — от требований законодательства, ограничивающих деятельность бизнеса, до стихийных бедствий, которые могут повлиять на урожайность. Здесь же стоит упомянуть и инструменты управления рисками.
Завершающий, хотя и не всегда обязательный раздел — приложения: схемы помещений, образцы соглашений, прайсы поставщиков, изображения готовой продукции, фотографии офиса или мастерских.
Какие меры поддержки государства есть для организаций и ИП
Свободный и честный бизнес — это основа государственной экономики: бизнес организует денежные потоки, производит блага, дает рабочие места — роль его сложно переоценить. Все государства, и Россия в том числе, стараются разрабатывать системы стимулирования бизнеса и поддержки предпринимателей.
Выделяются следующие виды мер поддержки:
- финансовые — выплата различных денежных сумм на развитие бизнеса или, наоборот, предоставление льгот по обязательным платежам, например, по налогам;
- имущественные — предоставление льготных возможностей получения недвижимости или земли, например, в аренду;
- информационные и образовательные — по всей стране создаются центры поддержки предпринимательства, которые консультируют по вопросам ведения бизнеса, обучают или позволяют обменяться опытом с другими предпринимателями, работающими в том же субъекте.
Особенное значение система поддержки предпринимательства приобрела в условиях пандемии коронавируса и нарастающего экономического кризиса.
Поддержка предпринимателей работает одновременно на несколько целей:
- стимулирование граждан к созданию собственных бизнесов и, соответственно, повышению экономической активности;
- поощрению малого и среднего бизнеса как экономической основы государственной экономики;
- направление средств и сил в наиболее приоритетные сферы — существуют отдельные программы поддержки, например, инновационных направлений бизнеса.
Чтобы, будучи предпринимателем, рассчитывать на государственную поддержку, важно понимать, какому бизнесу помогает государство — госпомощь ориентирована прежде всего на малый и средний бизнес
- среднесписочная численность работников: до ста человек для малого бизнеса и от 101 до 200 — для среднего;
- уровень дохода за календарный год: до 120 млн рублей — микропредприятие, до 800 млн рублей — малое, до 2 млрд — среднее.
В соответствии со ст. 4.1 209-ФЗ ведется единый реестр субъектов МСП. Реестр находится в ведении налоговой службы и содержит информацию обо всех организациях, подходящих под критерии МСП.
Менеджер и его работа
Стоит отметить, что обязанности стратег-менеджера могут достаточно сильно отличаться в той или иной компании. Все зависит от профессионализма специалиста, переданных ему полномочий, а также направленности деятельности самого предприятия.
Однако примерный перечень обязанностей стратег-менеджера включает в себя следующее:
- ведение маркетингового анализа;
- разработка тематических тренингов с целью обучения сотрудников организации и повышения эффективности их работы;
- определение оптимальных и перспективных путей/стратегий развития компании;
- оценка правильности и необходимости организации обучения имеющегося в штате организации персонала;
- разработка, подготовка/адаптация тренингов в соответствии с выбранным вектором работы предприятия;
- мониторинг результатов, как собственной деятельности, так и компании в целом;
- ведение учета и предоставление начальству отчетности по выполнению тех или иных своих обязательств.
Для всего этого менеджер обязательно должен обладать глубокими познаниями в области маркетинга, экономики, финансов, права, социологии, психологии и педагогики.