Что такое профессиональная переподготовка? программы профессиональной переподготовки

Виды

Существует несколько форматов обучения на курсах переподготовки:

  • Очная форма. Основная учебная нагрузка приходится на аудиторные занятия. Они проводятся несколько раз в неделю, обычно в вечернее время, или по выходным.
  • Очно-заочная форма. Нагрузка распределена между аудиторными и самостоятельными занятиями. Это может выглядеть так: сначала проводится установочная очная сессия, а затем слушатели отправляются на самостоятельную подготовку к аттестации. Другой вариант – несколько очных сессий, которые перемежаются самостоятельной работой.
  • Дистанционная форма. Учебные программы полностью реализуются в онлайн-формате. Слушатели самостоятельно изучают материал, доступ к которому открывается после зачисления. Это могут быть видеолекции, текстовые лекции, электронные учебники, онлайн-семинары и т. д. Часто за каждым слушателем закрепляется личный куратор, который отвечает на возникающие вопросы и помогает осваивать программу.

Дистанционная форма обучения стоит дешевле других и пользуется наибольшей популярностью. Однако не все специальности могут качественно преподаваться таким образом

К тому же очные курсы часто дают важное преимущество – многие учреждения ДПО взаимодействуют с работодателями и помогают своим выпускникам с трудоустройством после переподготовки

Кроме того, все программы профессиональной переподготовки можно разделить на две условные группы:

  • переподготовка для смены профиля деятельности в рамках уже имеющейся профессии (получение смежной специальности) – такие программы обычно не слишком превышают минимальное количество часов, установленное законом, – 250; 
  • профессиональная переподготовка для получения совершенно новой квалификации – такие курсы более объемны, от 700 до 1 000 и больше академических часов. Именно они по содержанию и качеству подготовки считаются аналогом второго высшего образования.

Понятие квалификации и профессионального стандарта

Компетенция сотрудника отражает его способность выполнять трудовые обязанности в рамках отдельной специальности, должности. Ст. 195.1 ТК РФ определяет квалификацию, как совокупность образования работника, его умений, навыков, опыта в профдеятельности.

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (ФЗ № 197)

Профессиональный стандарт выступает характеристикой квалификации, требуемой для выполнения трудовой деятельности в рамках конкретной должности (ФЗ № 236 от 03.12.2012). Он представляет собой список требований, предъявляемых к сотрудникам для осуществления ими качественной работы.

Таблица 1. Характеристики квалификации

Показатель Описание
Ступень квалификации Завершенный этап беспрерывного профессионального образования, что подтверждается соответствующей документацией
Уровень квалификации Степень профессиональных навыков в рамках определенной ступени квалификации. Характеризуется объемом и качеством умений, знаний, способностей кадров (к планированию, организации работы, адаптации к меняющимся условиям, развитию технологий и так далее)

Требования к различным уровням квалификации отдельных специальностей и профессий утверждаются локальной документацией в системе аттестации и тарификации.

Понятие квалификации и нормативное регулирование ее присвоения

Ежегодные курсы

Независимо от того, идет ли речь о формате обучения один на один или полномасштабных учебных сессиях, сотрудники всегда нуждаются в обучении и переподготовке для того, как наилучшим образом выполнять свою работу и способствовать достижению корпоративных целей. Получение непрерывного образования также означает, что они всегда находятся в курсе отраслевых разработок.

Предприятия сталкиваются с различными проблемами при управлении сотрудниками. С таким количеством разных личностей неизбежно возникнут конфликты и проблемы. Часто одним из лучших способов минимизации трения является обучение каждого работника надлежащему и безопасному поведению. Будь то решение проблемы безопасности или предотвращения дорогостоящего судебного процесса, инвестиции в обучение могут иметь большое значение.

Однако некоторые уроки заслуживают большего, чем однократное занятие. Краткий курс повышения квалификации каждый год может обеспечить безопасность работодателей, не требуя, чтобы сотрудники снова проходили полный курс обучения. Лучше всего то, что многие из этих классов теперь можно посещать онлайн, не выходя из кабинета сотрудника. Вот шесть курсов, которые заслуживают ежегодной переподготовки:

Безопасность на рабочем месте. Если ваш бизнес работает в опасных условиях, обучение технике безопасности является важным вложением. Посмотрите на онлайн-курсы, специфичные для вашей отрасли. Эти курсы могут быть хорошим началом. Работодатели могут снизить ответственность, внедрив процессы, которые включают регулярное обучение технике безопасности. Помимо того, что работники должны проходить эти курсы один раз в год, компаниям следует также рассмотреть вопрос о подготовке инструкторов, чтобы они могли обеспечить безопасность работников.

Поведение на рабочем месте. Когда работник создает враждебную рабочую среду, бизнес оказывается в опасности. Благодаря обучению поведению на рабочем месте бизнес снижает свою ответственность, обеспечивая надлежащую подготовку каждого сотрудника.

Социальные курсы. Есть несколько ресурсов, доступные для обучения менеджеров и сотрудников. Ежегодные тренинги не позволят работодателям выделять проблемных работников, поскольку все будут проходить одинаковую подготовку.

Кибербезопасность. Сотрудники должны пройти соответствующее обучение, чтобы обеспечить безопасность технологических систем бизнеса. Предприятия могут начать с базового обучения в Департаменте внутренней безопасности, а затем выбирать более конкретное обучение на ежегодной основе. Курс по обучению безопасности паролей может быть полезным в течение одного года, а в следующем году от сотрудников требуются курсы по безопасности мобильных устройств.

Соответствие нормативным требованиям. Различные предприятия имеют правила, специфичные для выполняемой ими работы. Независимо от того, регулируются ли они законами или отраслевыми стандартами, соблюдение требований часто требует обучения каждого сотрудника. Если вы собираете медицинскую информацию о пациентах, данные кредитных карт от клиентов или какой-либо другой конкретный тип регулируемых данных, вы, вероятно, найдете подходящий курс. После того как все пройдут начальное обучение, проконсультируйтесь с вашим руководящим органом, чтобы определить, доступны ли новые тренинги, чтобы информировать сотрудников о любых изменениях.

Навыки обслуживания клиентов

Независимо от того, работают ли ваши сотрудники с клиентами, способность элегантно проводить каждое взаимодействие имеет важное значение для роста вашего бизнеса. К счастью, существует множество вариантов обучения работе с клиентами

Это дает вам возможность предлагать различные курсы в зависимости от уникальных задач, стоящих перед вашим бизнесом в течение некоторого времени.

Обучение сотрудников — это удобный способ избежать конфликтов на рабочем месте и одновременно снизить ответственность. Имея так много возможностей онлайн-обучения, предприятия могут записать сотрудников на курс, который они могут взять, когда у них будет время.

Программы

Каталог программ переподготовки на базе высшего образования постоянно пополняется. Здесь следят за тенденциями рынка труда. На сегодняшний день основных направлений 9:

  • Индустрия гостеприимства.
  • Программирование.
  • Проектная деятельность.
  • Управление персоналом.
  • Реклама и PR.
  • Интернет и информационные технологии.
  • Менеджмент.
  • Налогообложение и бухгалтерия.
  • Производство.

Список программ переподготовки, которые можно прослушать уже сейчас, всегда можно найти на сайте. Или заполнить короткую заявку, чтобы получить квалифицированную помощь в выборе предпочтительного профиля (который вы хотите освоить).

Продакт-менеджмент

Один из самых востребованных сегодня профилей — продакт-менеджмент в сфере IT. Эффективное решение для действующих руководителей или начинающих менеджеров, маркетологов, управляющих проектами. 80% времени отдано работе с IT-технологиями и проектами.

Документационный менеджмент

Хотите быстро освоить еще одну прикладную профессию? Тогда дистанционное обучение делопроизводству — ваш беспроигрышный выбор. Программа изучает актуальные методики и решения в работе с документами, а также разбирает современную нормативную базу делопроизводства и технологии электронного документооборота.

Управление IT-проектами

Не хотите дорабатывать IT-проекты, но хотите ими управлять? Тогда освойте профессию проджект-менеджера. Это одно из тех направлений, которое сегодня принято называть профессией будущего.

Брендинг

Пока существуют покупатели и продавцы, будет и маркетинг. А в центре маркетинговой стратегии всегда находится грамотный брендинг. Научитесь создавать, продвигать бренд и управлять им. Таких специалистов всегда не хватает.

Изучение языков программирования

Владение языком программирования Python открывает многие двери далеко за пределами России (или Рунета). Выучите его всего за 2 месяца и моментально повысите свою востребованность в несколько раз.

Цели повышения квалификации для работодателя и персонала

Профессиональная подготовка подразумевает не только обучение на рабочем месте или в учебном заведении, но и обмен знаниями, самообразование, чтение специализированной литературы.

Цели повышения квалификации:

  • улучшение конкурентоспособности организации;
  • повышение способностей сотрудников адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка;
  • улучшение профессиональных навыков работников, их компетентности;
  • возможность для сотрудника построить карьеру;
  • улучшение взаимопонимания между сотрудниками и руководством организации;
  • повышение приверженности сотрудников своей компании, что позволяет снизить текучесть кадров.

Отличие второго высшего от профессиональной переподготовки

Цель

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», смысл второго высшего образования заключается в подготовке высококвалифицированных кадров, у которых уже есть профессия. У профессиональной переподготовки такой цели нет

Под ней подразумевается получение конкретных знаний, квалификации и навыков – самое важное, что пригодится специалисту в новой профессии

Согласно статистике, второе высшее склонны получать люди с большим количеством времени – то есть молодежь до 30 лет. Профпереподготовке отдают предпочтение работающие люди, многие из которых уже состоялись в основной профессии и занимают руководящие посты.

Место обучения

Второе высшее можно получить только в вузе, а вот выбор, где пройти профессиональную переподготовку, уже куда шире — отучиться можно как в частных, так и в государственных учебных центрах.

Итоговый документ

Самая большая путаница – между вторым дипломом о высшем образовании и дипломом о профессиональной переподготовке. Вуз вручает готовому специалисту, сдавшему итоговый экзамен, диплом государственного образца для бакалавра, магистра или специалиста.

Подразумевается, что диплом о втором высшем равен первому диплому и позволяет выпускнику заниматься новым видом деятельности.

В случае профессиональной переподготовки выдается диплом установленного образца. При этом по закону профпереподготовка приравнивается ко второму высшему, поэтому оба документа считаются равноценными.

При этом не возбраняется, если человек проходит профпереподготовку параллельно с получением основного образования. Согласно закону, диплом ему должны выдать одновременно с документом о высшем или среднем профессиональном образовании и присвоением квалификации.

Условия обучения

Получать второе высшее можно только на основе уже имеющегося высшего образования. К обучению допускаются обладатели диплома бакалавра, специалиста, либо магистры. Также возможно получить второе высшее после ординатуры, ассистентской стажировки или программы подготовки научно-педагогических кадров. При этом магистратура не считается вторым высшим образованием.

Профпереподготовку же можно проходить при наличии как высшего, так и среднего профессионального образования.

Виды

После того как в 2013 году был принят ФЗ № 273, в 2014-м утратило силу действовавшее с 1995 года Типовое положение об учреждении ДПО, согласно которому программы повышения квалификации подразделялись скорее по академическому объему, чем по содержанию, на три типа:

  1. Краткосрочное повышение квалификации кадров предприятия длительностью менее 72 часов. Это было тематическое обучение определенным вопросам профессиональной деятельности в рамках конкретного производства, его проходили по месту работы. Заканчивали участники учебной группы занятия защитой реферата или зачетом/экзаменом. По окончании такого типа курсов не было предусмотрено получения какого-либо документа о повышении квалификации.
  2. Семинары длительностью не более 100, но не менее 72 часов. Они посвящались изучению технологических, экономических, социальных и других проблемных вопросов отрасли, региона или отдельного предприятия. В конце курса его участники сдавали зачет/экзамен или писали и защищали реферат по прослушанному материалу. Тем, кто успешно прошел аттестацию, выдавали удостоверение о повышении квалификации.
  3. Длительное обучение по программам повышения квалификации сроком более 100 часов. Занятия проводились только в специализированных учреждениях дополнительного образования. На курсах сотрудники различных предприятий и организаций углубленно изучали актуальные вопросы и инновации в сферах своей профессиональной деятельности. Завершалась учеба аттестацией (зачетом/экзаменом или рефератом) и выдачей свидетельства о повышении квалификации.

Выпускники курсов дополнительного образования объемом свыше 500 академических часов получали диплом о профпереподготовке, а если программа была рассчитана на 1 000 и больше часов, выдавался диплом о присвоении квалификации. Сейчас все эти нормы устарели и больше не используются при определении вида повышения квалификации и, соответственно, типа документа, который получают слушатели курсов.

По окончании учебы по программам дополнительного образования выдаются документы только двух видов: удостоверение о повышении квалификации (для курсов от 16 часов) или диплом о профпереподготовке (от 250 часов). Их тип зависит не от продолжительности учебы, а от ее содержания, поэтому даже если занятия по повышению квалификации продолжались больше 500 часов, слушатель все равно получит удостоверение, но не диплом.

Кому нужно повышать квалификацию?

Как мы уже упомянули, это требуется делать каждому планово раз в пять лет. Однако бывают и другие ситуации, когда следует пройти повышение квалификации:

  1. Был серьезный перерыв в трудовой деятельности — например, по болезни или после рождения ребенка.

  2. Нужно освоить новые технологии в работе или научиться трудиться на новом современном оборудовании.

  3. Сотруднику предложили новый пост или повышение категории/разряда и ему требуются дополнительные знания и навыки.

  4. Работодатель обнаружил пробелы в профессиональной подготовке сотрудника.

  5. В компании участились случаи травматизма по вине работников.

Согласно ТК РФ, необходимость направления на повышение квалификации того или иного сотрудника определяет работодатель. Итогом обучения становится получение соответствующего свидетельства либо удостоверения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector