Порядок смены председателя ликвидационной комиссии

Кто может быть ликвидатором юридического лица

3 ст. 61 ГК РФ; ликвидация вследствие признания юрлица банкротом — происходит при неспособности юридического лица рассчитаться по своим денежным обязательствам. Банкротство юридических лиц регулируется Федеральным Законом от 26.01.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ( далее — Закон №127-ФЗ).

Ликвидация юридического лица часто представляет собой длительный и достаточно сложный процесс, основным содержанием которого является выявление и последующее удовлетворение требований кредиторов, проще говоря, погашение долгов.

Естественно, суд оценивает доводы и самого предприятия, если оно (предприятие) против своей ликвидации. Введение в отношении предприятия в рамках процедуры банкротства конкурсного производства также является ликвидационной процедурой.

Однако, если в отношении предприятия введено конкурсное производство, то это обстоятельство не означает однозначной ликвидации.

Конкурсное производство – это, как правило, конец истории предприятия, но не однозначный.

Работа ликвидационной комиссии юридического лица

Законодательно могут быть предусмотрены некоторые нюансы, которые нужно учесть при определении состава комиссии. Так, если в число акционеров компании входит государство, то в составе ликвидаторов обязательно присутствуют представители органов местного самоуправления и комитета по имущественным вопросам.

На необходимость избрания руководителя (председателя) ликвидационной комиссии указывает законодательство.

Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО: какая бывает

— когда действия ликвидатора привели к причинению убытков кредиторам или участникам общества. Основные нормы для этого основания — статьи 53.1 и 64.1 ГК.

Они предусматривают, что к гражданской ответственности после требования учредителей или кредиторов компании привлекаются члены ликвидационной комиссии (единоличный ликвидатор) и на них возлагается обязанность возместить нанесенный имущественный ущерб.

https://youtube.com/watch?v=WzTizlnDRiA

При добровольной ликвидации данное решение принимается общим собранием участников (акционеров) общества. При этом если речь идет об ООО, то данное решение должно быть принято на общем собрании ООО всеми участниками единогласно; при ликвидации АО такое решение принимается 3/4 акционеров, принимающих участие в общем собрании.

Соответствующее уведомление направляется в налоговый орган в течение 3-х рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации.

Руководитель ликвидационной комиссии

На необходимость избрания руководителя (председателя) ликвидационной комиссии указывает законодательство. Такая проблема не стоит перед компаниями, в которых есть единственный учредитель, он и становится ликвидатором.

При этом закон не устанавливает, кто именно назначается руководителем ликвидационной комиссии. Это может быть:

  • коллегиальный орган, который принял решение о закрытии юрлица;
  • участник общества или его учредитель;
  • стороннее лицо, наделенное лицензией на этот вид деятельности (состоящий в СРО).

Если ликвидация производится через процедуру банкротства компании, то в качестве ликвидатора выступает арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом.

Кто может быть ликвидатором?

Законодательство обходит стороной вопрос о том, кто может являться ликвидатором организации (либо входит в состав комиссии). Положительным моментом можно считать то, что и запретов относительно выборы кандидатуры закон не устанавливает.

Чаще всего ликвидатором становится бывший единоличный исполнительный орган фирмы (директор, гендиректор, и т.д.). Это связано с тем, что он работал в организации и имеет представление о ее деятельности. Трудовой договор с ним при назначении ликвидатором расторгается (впрочем, директора увольняют при назначении любого лица ликвидатором).

Помимо директора ликвидатором может быть кто угодно (любое дееспособное лицо). Это и представители частных фирм, оказывающих услуги по ликвидации, и один из учредителей ликвидируемой организации. Предполагается, что ликвидатор должен иметь представление о том, как проходит процедура прекращения деятельности организации, чтобы ее осуществлять.

Полномочия

Начало процедуры является основанием для отстранения руководителя от управления предприятием. Полномочия топ-менеджера передаются ликвидатору. Обязанности и ответственность также переходят от директора к новому должностному лицу.

Специалист организует сбор сведений, оценивает имущественное состояние ликвидируемого предприятия, составляет реестры требований и проводит расчеты. В законе 14-ФЗ от 08.02.98 исчерпывающий перечень задач не приводится. Парламентарии ограничились общими формулировками.

Анализ статей –, – закона 14-ФЗ, а также , , , , 64.1 ГК РФ позволяет вычленить ключевые обязанности ликвидатора:

  1. Текущее управление фирмой. Специалист контролирует исполнение сделок, принимает решение о реализации оставшейся продукции, работает с контрагентами. При этом основной задачей становится сворачивание коммерческой деятельности с наименьшими потерями.
  2. Представительство. Ликвидатор выступает в суде от имени компании, подает документы в государственные структуры, отстаивает интересы фирмы в спорах. Оформление доверенности не требуется. Упоминания о дополнительном закреплении полномочий в пункте четвертом статьи 62 ГК РФ отсутствуют.
  3. Инвентаризация. Оценка финансового состояния компании становится основным этапом. По итогам комплексного мероприятия составляются реестры дебиторов и кредиторов, формируется отчет о стоимости остатков продукции, сырья, инструментов, основных средств. Учету подлежат наличные и безналичные средства, резервные фонды, ценные бумаги, инвестиции всех типов (ст. 63 ГК РФ).
  4. Извещение налогового органа. Именно ликвидатор является заявителем при государственной регистрации. Специалист сообщает территориальной инспекции о начале процесса ликвидации, а впоследствии уведомляет об утверждении ликвидационного баланса. Соответствующим статусом должностное лицо наделяет п. 3 ст. 20 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.01.
  5. Публикация сведений. В обязанности специалиста входит обнародование информации о порядке предъявления претензий к компании. В сообщениях указываются правила отправки требований, сроки их рассмотрения и проведения расчетов. Объявления размещают в «Вестнике государственной регистрации» (распоряжение ФНС РФ № САЭ-3-09/355@ от 16.06.06).
  6. Расчеты. По итогам инвентаризации и рассмотрения предъявленных требований ликвидатор формирует реестр кредиторов. Очередность удовлетворения определяется в соответствии со ст. 64 ГК РФ. Одновременно производится взыскание дебиторской задолженности. Если срок оплаты по договору с контрагентом не наступил, право требования продают по рыночной цене. Для этого заключают соглашения цессии (ст. 388 ГК РФ). В роли покупателей, обычно, выступают коллекторские агентства или иные заинтересованные лица. Если денег недостаточно, ликвидатор организует продажу имущества фирмы.

При обнаружении признаков несостоятельности специалист, ответственный за процедуру закрытия, обязан направить иск в арбитражный суд. На исполнение предписания отводится 10 дней (п. 4 ст. 63 ГК РФ, ст. 9 закона 127-ФЗ от 26.10.02). Если окончание деятельности сопровождается выездной налоговой проверкой, ликвидатор должен обеспечить взаимодействие с ревизорами.

Распределение

После ликвидации компании может остаться имущество, например, недвижимость, автотранспорт, акции, деньги, оборудование, средства труда, офисная мебель, компьютеры, канцелярские принадлежности. Часть может быть списана по причине неликвидности или невозможности эксплуатации. Делается это с составлением соответствующих актов списания и заверяется членами ликвидационной комиссии.

Другая часть, оставшаяся у предприятия после расчета по долгам, а также после истечения срока претензий, должна быть распределена между его участниками в соответствии со ст. 58 ФЗ № 14 от 08.02.1998 г. То есть деньги и права на имущество от юридического лица переходят физическим. Этим также занимается ликвидационная комиссия.

Примечание. Каждый собственник ООО может рассчитывать на получение части имущества в размере номинальной стоимости его доли в уставном капитале.

Законом определен порядок распределения оставшихся средств:

  • В первую очередь проводится выплата тем участникам, которым прибыль была распределена, но не выплачена.
  • После этого имущество делится между учредителями пропорционально их долям в уставном капитале.

Если денег для выплаты нераспределенной прибыли не хватает, то сразу переходят ко второму пункту. Владельцы могут решить получить имущество в денежном эквиваленте, тогда его продают, а деньги распределяют.

Документальное оформление

Независимо от того, сколько имущества досталось каждому участнику и существуют между ними разногласия или нет, следует оформить все документально, чтобы в дальнейшем избежать судебных разбирательств. Для этого протоколируются следующие действия:

  1. Решение того, как будут разделены оставшиеся активы принято собранием участником и оформлено в виде протокола.
  2. Факт передачи дольщика ООО распределенного имущества зафиксирован актом приема-передачи.

Акт составляется в свободной форме с соблюдением требований для оформления и указанием необходимых данных:

  • реквизитов ООО на день завершения деятельности;
  • даты составления документа;
  • состава ликвидационной комиссии;
  • перечня материальных ценностей, которые передаются согласно ликвидационному балансу;
  • размера имущества, передаваемого конкретно каждому дольщику.

Можно составить общий акт приема-передачи или оформить отдельный документ на каждого участника. В любом случае бумаги должны быть заверены подписями членов комиссии.

Нужно успеть до конца ликвидации

Процедура распределения активов и передачи их учредителям должна быть закончена до окончания процесса ликвидации, то есть до внесения записи в ЕГРЮЛ. Так как после этого все права общества на владение имуществом прекращаются.

К сведению. Если собственность фирмы не была распределена между ее участниками до момента полной ликвидации, то она становится бесхозной (ст. 225 ГК РФ). Получить ее в данном случае разрешено только через суд. Обратиться с иском можно в течение 5 лет с момента прекращения деятельности.

Право владения недвижимостью должно пройти госрегистрацию. Если начать оформлять его после ликвидации юрлица, то могут возникнуть проблемы, так как перехода права собственности в данном случае нет – общество не существует.

Налогообложение

Независимо от того, имущество или деньги передаются участнику при ликвидации, в пределах первоначального взноса в уставный капитал они налогом не облагаются согласно ст. 43 НК РФ.

Передача денег в любом размере не приводит у ликвидируемой организации к возникновению объекта обложения НДС. А вот с имуществом по-другому.

В пределах стоимости эквивалентной его первоначальному вкладу в уставный капитал не происходит реализации, поэтому НДС не начисляется (подп. 5 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). В случае, когда стоимость имущества превышает взнос участника, то сумма «сверху» облагается НДС. Налог следует рассчитать и внести в бюджет.

Налоговые обязательства также возникают у принимающей стороны. Если соучредитель – юридическое лицо, то ему придется заплатить налог на прибыль с той части, которая превышает размер его доли в уставном капитале, так как у него это будут внереализационные доходы. Если участник – физическое лицо, то сумма превышения над вложением считается дивидендами и облагается НДФЛ по ставке 15 %.

Например, если участниками были три лица, которые при распределении получили имущество:

  1. один – в виде автомобиля;
  2. другой – торгового оборудования;
  3. третий – компьютерной техники.

Во всех случаях та часть стоимости полученного имущества, которая превышает сумму первоначального долевого взноса каждого участника, будет облагаться налогом на прибыль.

Права и обязанности

Так как на председателя или руководителя ликвидационной комиссии возлагаются полномочия, которые, по своей сути, являются полномочиями руководителя организации, то с учетом этих особенностей формируются и права и обязанности данного должностного лица.

С учетом вышесказанного к правам председателя ликвидационной комиссии относятся:

  • формирование и дальнейшее осуществление плана ликвидационных мероприятий в отношении закрываемого юридического лица;
  • рассылка персонифицированных уведомлений имеющимся контрагентам о том, что планируется закрытие организации, с указанием сроков такой ликвидации. Рассылка должна осуществляться посредством использования сервисов деловой переписки;
  • оформление требований кредиторов в виде специального реестра в течение не менее двух месяцев с даты размещения сведений о ликвидации в специально аккредитованных средствах массовой информации (в частности, в «Вестнике государственной регистрации»);
  • определение тех ошибок, которые могут быть допущены при управлении юридическим лицом на этапе проведения ликвидационных процедур, в том числе при осуществлении оборота имеющегося имущества;
  • сообщение имеющимся сотрудникам организации о грядущих расторжениях трудовых правоотношений в связи с ликвидацией юридического лица;
  • одновременно с оповещением сотрудников необходимо также провести процедуру оповещения органов занятости населения с целью соблюдения предусмотренного законодательства;
  • проведение мероприятий по контролю за осуществлением расчетов и выплат компенсаций с увольняемыми сотрудниками вне зависимости от того, когда происходит расторжение трудового договора – в дату ликвидации организации или заблаговременно на основании принятого решения самого увольняющегося сотрудника;
  • проведение мероприятий, направленных на подготовку той документации, которая должна сопровождать всю ликвидационную процедуру;
  • проведение собственными силами или посредством привлечения сторонних специалистов оценки финансового состояния организации на этапе ее ликвидации;
  • оформление промежуточного и ликвидационного балансов (сам баланс формируется сотрудниками финансового подразделения, а руководитель организации знакомится с ним, подписывает его и предоставляет в налоговые органы для проведения необходимых проверочных мероприятий);
  • составление плана действий по погашению имеющихся задолженностей перед контрагентами и различными видами кредиторов;
  • осуществление мероприятий по взысканию задолженностей с тех контрагентов, которые еще не завершили процедуру взаиморасчетов с закрываемой организацией;
  • направление в контролирующие государственные органы документации, которая сопровождает все ликвидационные мероприятия;
  • подготовка заявления о прекращении регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц и его направление в органы Федеральной налоговой службы (направляется только с оригиналом квитанции об оплате государственной пошлины);
  • уничтожение печатей организации;
  • ликвидация имеющихся счетов в различных кредитно-финансовых организациях.

Если говорить об обязанностях руководителя ликвидационной комиссии, то к ним относятся:

  • контроль за соблюдением действующего законодательства при осуществлении ликвидационных мероприятий в отношении юридического лица;
  • контроль за деятельностью членов ликвидационной комиссии с целью исключения нарушения ими действующих норм права в сфере функционирования различных юридических лиц;
  • взаимодействие с государственными органами при решении спорных вопросов, возникающих в рамках ликвидации юридического лица;
  • в случае выявления признаков несостоятельности юридического лица в финансовом плане на руководителя ликвидационной комиссии ложится обязанность направить заявление в арбитражный суд о признании банкротом данной организации (если только процесс ликвидации не происходит во исполнение решения суда);
  • организация взаимодействия с кредиторами различных уровней с целью определения порядка возмещения имеющихся задолженностей;
  • исполнение решения суда по привлечению самого руководителя ликвидационной комиссии к субсидиарной ответственности, если судом были установлены факты приведения организации к финансовой несостоятельности в связи с неисполнением руководителем такой комиссии возложенных на него полномочий.

Какие предоставляются полномочия?

Каждый руководитель фирмы должен знать, каковы полномочия ликвидационной комиссии юридического лица. Алгоритм действий и перечень полномочий выглядит следующим образом:

  • оповещаются регистрационные органы о прекращении деятельности компании;
  • размещается информация в открытых печатных СМИ о планируемой ликвидации фирмы, причем обязательно указывается срок закрытия предприятия и порядок, на основании которого принимаются заявления от кредиторов;
  • в течение следующих двух месяцев принимаются заявки от кредиторов;
  • всем известным кредиторам уведомление вручается лично;
  • подготавливается в установленные законом сроки ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской задолженности, долгах фирмы, а также обо всех имеющихся активах и пассивах;
  • обозначаются решения, призванные минимизировать задолженность организации;
  • при необходимости продается имущество, принадлежащее компании, для чего проводятся открытые торги, что позволяет погасить имеющиеся долги;
  • формируется итоговый баланс, в котором отсутствуют долги предприятия, поэтому предварительно удовлетворяются все предъявленные требования;
  • в балансе содержится информация о финансовом состоянии компании на момент ликвидации;
  • производится сверка расчетов с контрагентами и ФНС;
  • после перечисления всех выплат распределяются оставшиеся средства и имущество между учредителями;
  • для прекращения процесса закрытия фирмы подается соответствующее заявление в ФНС.

После выполнения всех действий вносится в ЕГРЮЛ информация о ликвидации предприятия. На этом работа ликвидационной комиссии юридического лица считается законченной.

Что собой представляет ликвидационная комиссия, и каковы ее полномочия

Законодательство не содержит четкого определения ликвидационной комиссии. Ликвидационная комиссия – группа лиц, на которую возлагается ответственность за ликвидацию организации и совершение всех положенных действий в ходе данной процедуры. Это временный исполнительный орган в компании для решения специализированных задач.

Для целей ликвидации необязательно назначается комиссия, можно выбрать одно лицо – ликвидатора. Но независимо от того, кто будет проводить ликвидацию (ликвидатор или ликвидационная комиссия) полномочия данных органов будут одинаковы.

Полномочия ликвидационной комиссии (или ликвидатора) будут следующими:

  1. Она принимает на себя управление организацией: полномочия передаются ей действующим руководством компании.
  2. Она выступает от лица компании в судебной инстанции при подаче судебных исков в отношении такой компании.
  3. Она публикует обязательные информационные сообщения в «Вестнике госрегистрации» и СМИ о ликвидации компании, сроках и порядке передачи требований со стороны кредиторов.
  4. Комиссия уведомляет кредиторов о том, что компанию планируется в ближайшее время ликвидировать.
  5. Комиссия уведомляет ФНС о начале процедуры ликвидации.
  6. Компания готовит промежуточный ликвидационный баланс после истечения сроков для предъявления кредиторских требований. В нем отображается финансовое состояние организации, дебиторская и кредиторская задолженности, а также активы.
  7. Комиссия осуществляет расчеты с кредиторами за счет своих активов и принимает меры по взысканию дебиторской задолженности.
  8. При необходимости обеспечивается продажа имущества компании для погашения задолженности.
  9. По окончании расчетов комиссия готовит итоговый ликвидационный баланс.
  10. Если после расчетов у компании осталось имущество, то оно распределяется между участниками общества. Если же было выявлено, что активов компании недостаточно для полного удовлетворения требований кредиторов, то она должна инициировать процедуру банкротства и подать соответствующее заявление в арбитражный суд.
  11. Комиссия передает информацию в ФНС и заявление на регистрацию сведений об исключении компании из реестра.

Указанные полномочия не являются исчерпывающими и могут быть расширены на основании решения, принятого учредителями. Ликвидационная комиссия должна добросовестно выполнять свою работу, действовать разумно и добросовестно с соблюдением интересов ликвидируемой компании и ее кредиторов.

Стоит учитывать, что если компании пришлось инициировать процедуру банкротства, то процедура осуществляется, согласно 127-ФЗ «О несостоятельности». При этом все полномочия с ликвидационной комиссии слагаются и переходят к назначенному арбитражным судом конкурсному управляющему.

Состав ликвидаторов

Ни порядок избрания ликвидационной комиссии, ни требования к ее составу в законодательстве не прописаны. Решение о том, какие именно работники потребуются для закрытия компании по всем правилам, понимают сами собственники бизнеса. На практике чаще всего в состав комиссии входит директор, юрист, бухгалтер, экономист, непосредственно учредители и иные лица (как работающие в организации, так и не входящие в ее штат). Обычно вопросы ее численности также решаются собственниками.

После того как ее состав определен, издается соответствующий акт (приказ), с которым могут ознакомиться все избранные члены и руководство.

Порядок и причины смены председателя комиссии

Складывающаяся правоприменительная практика при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью ликвидационных комиссий, говорит о том, что нередко наблюдается картина со сменой председателя ликвидационной комиссии. Чаще всего к основным причинам относятся:

  • причины личного характера. Они могут быть использованы самим руководителем такой комиссии для расторжения заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора. К таким причинам относятся состояние здоровья, семейные обстоятельства и т. д. Если говорить о расторжении трудового договора, то в этом случае процедура достаточно простая, так как смена руководителя ликвидационной комиссии будет происходить на основании его заявления о необходимости увольнения по собственному желанию. Если же речь идет о специально заключенном договоре гражданско-правового характера, то его расторжение возможно только в том случае, если были соблюдены требования пункта 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая допускает возможность расторжения договора только в том случае, если исполнитель по договору полностью возместит все причиненные заказчику убытки, связанные со своим отказом от исполнения договора;
  • требование о смене руководителя ликвидационной комиссии, выставленное учредителями организации либо ее акционерами. В этом случае потребуется обосновать такое требование (например, путем предоставления доказательств некачественного исполнения руководителем возложенных на него полномочий);
  • вынесенное судебное решение о назначении в качестве руководителя ликвидационной комиссии или единоличного ликвидатора при проведении процедуры банкротства организации (в таком решении суд указывает на то лицо, которое будет исполнять обязанности арбитражного управляющего, и на которого будут возложены обязанности по проведению ликвидационных мероприятий в рамках проведения процедуры банкротства).

Если говорить об алгоритме смены руководителя или председателя ликвидационной комиссии, то выглядит он следующим образом для смены по причине расторжения трудового или гражданско-правового договоров:

  • руководитель ликвидационной комиссии подает заявление о расторжении трудовых правоотношений или о расторжении гражданско-правового договора;
  • данное заявление рассматривается собранием учредителей или акционеров на предмет возможности проведения такой процедуры;
  • если решение принято положительное (то есть о расторжении существующих правоотношений с заявителем), формируется протокол, в котором указывается дата смены руководителя ликвидационной комиссии. Если решение отрицательное, то в протоколе, кроме самого решения, потребуется также указать, по каким причинам оно выглядит именно таким образом;
  • созывается следующее собрание, на котором принимается решение о назначении нового руководителя комиссии. При этом если повестка собрания сформирована соответствующим образом, возможно оба этих вопроса отразить в одном собрании и в одном протоколе;
  • следующим шагом становится издание приказа об освобождении одного человека от должности руководителя комиссии и о назначении второго человека на эту должность.

После этого потребуется уведомить всех контрагентов о смене руководителя ликвидационной комиссии, так как он действует от имени всей организации и подписывает все документы. Контролирующие и уполномоченные государственные органы уведомлять нет необходимости.

Если речь идет о смене по причине вынесенного решения учредителей или акционеров, то алгоритм отличается на один шаг – не потребуется подачи заявления о расторжении существующих правоотношений трудового или гражданско-правового характеров. Однако в протоколе собрания необходимо будет отразить информацию о причинах смены, а также приведенные доказательства обоснованности таких причин. В этом же протоколе отражается формулировка принятого решения и результат голосования (если оно применялось по вопросу смены председателя ликвидационной комиссии). На основании такого протокола будет издан приказ о смене данного лица в составе комиссии.

В случае когда смена председателя ликвидационной комиссии происходит на основании специально вынесенного решения арбитражного суда, издается приказ о снятии полномочий с действовавшего ранее председателя ликвидационной комиссии. Для назначения нового председателя не потребуется издание каких-либо документов, так как такое назначение происходит на основании вынесенного судебного решения арбитражного суда в рамках рассмотрения дела о банкротстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector