Могучий тор: территории развития оказались эффективнее оэз

Соглашение

Территория опережающего развития формируется на одном или нескольких муниципальных образованиях в пределах одного региона РФ. В тридцатидневный срок с даты принятия правительством соответствующего решения, уполномоченный орган, высшая исполнительная структура власти субъекта, а также распорядительные институты МО или местного самоуправления заключают соглашение о создании зоны. В этом документе могут определяться:

  1. Обязательства, которые принимает на себя высший исполнительный орган субъекта, распорядительная структура МО (одного или нескольких) по передаче полномочий управляющей компании. Последняя получает ограниченные права на землю, прочие недвижимые объекты, находящиеся в муниципальной и госсобственности и расположенные в пределах ТОР.
  2. Обязательства высшего исполнительного института госвласти субъекта, распорядительной структуры МО по предоставлению управляющей компании в аренду либо собственность участков и прочего имущества, законными владельцами которых выступает государство либо муниципальное образование. 
  3. Порядок, в соответствии с которым осуществляется финансирование строительства, эксплуатации, реконструкции, размещения инфраструктурных объектов в границах зоны за счет средств бюджетов соответствующих уровней, а также внебюджетных фондов.
  4. правила, по которым осуществляется пользование, владение, распоряжение имуществом, созданным за счет поступлений, указанных в предыдущем пункте, после того, как территория опережающего развития прекратит свое существование.
  5. Условия, в соответствии с которыми резидентам предоставляются налоговые льготы по уплате обязательных бюджетных отчислений, устанавливаются специальные сроки для погашения этих обязательств.
  6. Порядок эксплуатации инфраструктурных объектов, расположенных в границах ТОР и созданных за счет средств соответствующих бюджетов (регионального или федерального), а также внебюджетных фондов.
  7. Перечень земельных участков, расположенных в пределах зоны. В случае если они отсутствуют на территории, в соглашении определяются обязательства заинтересованной стороны по их образованию.

Создание ТОР

На создание территорий опережающего развития зарезервировано 3 млрд рублей.

Дальний Восток

В 2015 году правительство РФ одобрило создание территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» в Приморье. Ещё шесть ТОР планировалось к созданию: «Приамурская» и «Белогорск» в Амурской области, «Камчатка», «Михайловская» в Приморье, «Беринговский» на Чукотке и индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии.

В марте 2016 года стало известно о создании двух ТОР в Сахалинской области: «Южное» для производства продуктов питания и «Горный воздух» для развития туризма на острове; а также о территории «Большой камень» в Приморском крае на базе судостроительного комплекса «Звезда».

Ряд проектов в ТОР реализуются при участии Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ).

В созданные дальневосточные ТОРы собираются перенести свои предприятия частные и государственные компании Китая.

В Суйфыньхэ создаётся свободная экономическая зона (трансграничная ТОР), где будет беспошлинное перемещение товаров, свободное перемещение людей. Она будет включать 233 гектара с российской стороны, и 180 га с китайской; проект оценивается в 1.5 млрд долларов.

Курильские острова

В 2016 году на Курильских островах началась реализации новой федеральной целевой программы с объемом финансирования 68,9 млрд руб. Главным ее итогом должно стать создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов. Это возможно осуществить только на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала с применением современных технологий.

Основная цель создания ТОР — «улучшить качество жизни людей и оказать максимальное содействие тем, кто переезжает на Курилы».

Проект ТОР «Курилы» предусматривает выполнение 22 проектов общей стоимостью 19,3 млрд руб., из которых 7 млрд руб. составят государственные вложения. В ТОР «Курилы» построят 12 заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород. Гарантированный возврат составит около 40 тыс. тонн рыбы. В ТОР создадут марикультурный кластер, в который войдут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.

В ТОР «Курилы» войдут проекты по строительству горно-перерабатывающих комбинатов на острове Уруп. Важным направлением развития экономики Курил станут и проекты в области туризма, например строительство двух туристических комплексов на базе бальнеологических источников на островах Итуруп и Кунашир. Проект ТОР позволит создать более 1 тыс. рабочих мест.

Калининградская область

В 2015 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил внести изменения в законодательство по распространению льготного режима и на Калининградскую область. В разработанном Минэкономразвития законопроекте предполагается преобразовать существующую там Особую экономическую зону в Территорию опережающего развития.

Моногорода

Первыми из моногородов получили статус ТОР Юрга и Анжеро-Судженск в Кемеровской области. Власти региона и городов намерены привлечь инвесторов тепличного комплекса, деревообрабатывающего завода, транспортно-логистического центра и бумажного комбината в Юрге, и производство стеклопластиковых труб, плазмы крови, резиновых и пластмассовых изделий, а также завод по переработке кварцитов и производству листового стекла в Анжеро-Судженске.

В 2016 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Краснотурьинск» в (Свердловской области), в Тольятти (Самарской области). Также в 2016 году обсуждалось создание ТОР в Алтайском крае, в частности, в городах Алейск, Заринск и Новоалтайск, а также в шахтёрском городе Гуково (Ростовская область).

В 2017 году статус ТОР как моногород получил Димитровград (Ульяновская область) и ЗАТО Саров (Нижегородская область). В сентябре 2017 статус ТОСЭР получил город Сарапул (Удмуртская республика). В декабре 2017 статус территории социально-экономического развития получил моногород Невинномысск (Ставропольский край). Может получить Новокузнецк

Смоленская область

6 марта 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Дорогобуж».

16 марта 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Губкин».

ТОСЭР vs ОЭЗ

Чем же отличаются ТОСЭР и ОЭЗ? Во-первых, в них разные льготы. А во-вторых, это разная среда для ведения бизнеса.

В ТОСЭР есть льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и по налогу на землю. Также есть льготы по социальным платежам на зарплату (7,6% вместо обычных 30%). «Те, на кого будут платить взносы в 7,6% будут получать полноценное финансовое обеспечение. Разницу покроют Пенсионный фонд, Фонд страхования и федеральный бюджет», — уточнила на онлайн-конференции «Реального времени» Таркаева.

В ТОСЭР нет льгот по таможне, а в ОЭЗ они есть: «Поскольку ОЭЗ рассчитана на предприятия с иностранным капиталом, импортным оборудованием — там есть льготы по таможенным платежам, режим свободной таможенной зоны. Эти льготы принципиально отличают ОЭЗ от ТОСЭР».

Что касается среды, то ОЭЗ — это «чистое поле». Это территория вне города. Индустриальная зона, огороженная забором, с таможенным постом и КПП. ТОСЭР делается на территории всего города. Т. е. бизнес может разместиться на любой площадке в пределах установленных властями границ. Можно снять помещение из корпусов завода, можно построить свое здание — это уже каждая компания решает сама.

Кроме этого, предприятиям не нужно делать вахту: сотрудников до завода довезет общественный транспорт. Также не требуется думать о школах и развлечениях для сотрудников — в городе уже все есть.

Третья принципиальная разница — деньги и рабочие места, которые по договору должны предоставлять резиденты ТОСЭР и ОЭЗ. В особой зоне входной чек 120 млн рублей. А в ТОСЭР — 50 млн рублей на 10 лет: «Т. е. в первый год нужно создать 5 млн рублей капитальных вложений и еще 45 млн в течение 10 лет существования».

Таркаева привела в пример компанию «Акульчев». Она решила стать резидентом ТОСЭР, а не соседней ОЭЗ, посчитав условия более приемлемыми для себя.

Треть всех резидентов ТОСЭР России — у Челнов

ТОСЭРы тоже между собой конкурируют; ТОСЭР в Челнах даже конкурирует с ОЭЗ в Елабуге — это вопрос борьбы за резидента

Всего на челнинской территории находится девять резидентов. «Мы недавно считали, что на Набережные Челны приходится 36% всех резидентов ТОСЭР в стране. Их, если я не ошибаюсь, 17. И вот на все 17 территорий 36% — это наши.

Первыми резидентами стал мясоперерабатывающий завод АПК «Камский». Вторым — китайский Haier. Инвесторы, когда выбирают себе город с ТОСЭР, прежде всего выбирают город, в котором они будут жить и работать

«И для того же Hair важно, чтобы это был город рядом с аэропортом, у которого была бы нормальная дорога, были хорошие маршруты, федеральные сети транспорта, хорошие таможенные зоны, склады временного хранения и много всего другого»

Когда ТОСЭР в Челнах появилась, были определенные жалобы от глав других районов: что вы оставили нас без инвесторов (их и так было немного, а теперь совсем не будет). Нужно понимать, что налоговые льготы — не единственный способ заманить резидента на территорию. «ТОСЭРы тоже между собой конкурируют; ТОСЭР в Челнах даже конкурирует с ОЭЗ в Елабуге — это вопрос борьбы за резидента».

Территория опережающего развития по своей сути

Сама по себе идея создать особое место со специальными условиями для развития определенных отраслей народного хозяйства и крупных промышленных кластеров является на наш взгляд правильной. Невозможно внедрить никакие нововведения одновременно по всей стране, тем более их некий комплекс из разных отраслей. Как поведут себя эти решения в реальных условиях? Как всё это будет работать в комплекте с остальными отраслями? Где найти кадры для этих нововведений? Даже при наличии сильнейшего административного ресурса в современных условиях запустить крупное комплексное производство будет крайне затруднительно, если невозможно. Все эти вопросы может решить создание  ряда своего рода инкубаторов — пилотных площадок, на базе которых будет проходить апробация новых методов управления и законов, развитие убыточных отраслей (в условиях капитализма) народного хозяйства, внедрение новых технологий, при успешной реализации подготовки соответствующих кадров для дальнейшего распространения по всей стране.

Территории опережающего развития также могут стать полигонами, где проходит обкатка новых образовательных и управленческих технологий, где создаются тепличные условия для развития образовательных и культурных кластеров (при условии, если общество и государственность ставят такую цель). Только тогда в полной мере можно будет назвать эти территории — территориями опережающего развития.

А во вторую очередь уже должны быть решения для компенсации последствий неграмотного управления в прошлом в депрессивных регионах и средством для привлечения значительных инвестиций в народное хозяйство страны. Помня о том, что любые инвестиции будут работать прежде всего в интересах инвесторов, соответствуя их целеполаганию. В том же направлении будут двигаться и ресурсы, в том числе и формироваться кадры.

Для того чтобы ТОРы работали на государство, помимо прочего необходимо заменить неадекватные для развития страны контрольные показатели, по которым даётся оценка реализации площадок. Так, например, количество открытых предприятий, рабочих мест, сумма привлечённых инвестиций сами по себе ничего не дают для народного хозяйства и могут с таким же успехом характеризовать закабаление населения, пустую растрату бюджетных средств и сдачу управления территорий зарубежным бенефициарам.

В общем. концепция территории опережающего социально-экономического развития и закон о ТОСЭР, как и многие другие законы, являются инструментами. То, каким образом этот инструмент будет использован и в чьих интересах, зависит не только от федерального правительства, но и от целеполагания управляющих этими территориями, так и от самих резидентов площадок. Местное население также может и должно принимать активное участие в обсуждении и реализации ТОРов на своей территории, независимо от того, прислали ли им официальную открытку с приглашением или нет. По большому счёту даже на текущий момент в законодательстве имеется всё необходимое, чтобы использовать ТОРы во благо нашей страны.

Почему власть не слышит народ?

Практики сдачи в аренду земель, в частности для ведения сельскохозяйственной деятельности, в России имеют место, однако принятие и реализация нового закона коренным образом изменит социально-экономическую ситуацию в стране. Согласно Закону и ряду сопутствующих ему нормативных актов на выделенных территориях вводятся таможенные и иные налоговые послабления инвесторам, устанавливаются особые нормы рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, планируется передача на правах собственности или в аренду государственной и муниципальной собственности инвесторам, в том числе иностранным, допускается принудительное отчуждение земельных участков, привлечение иностранных специалистов к осуществлению медицинской и образовательной деятельности и др.

Учитывая серьёзность последствий данного нововведения, АНО «Независимый исследовательский Центр» сразу же после принятия данного закона провела опрос населения Забайкальского края с целью изучения отношения к Закону о ТОРах (территориях опережающего социально-экономического развития). Общее количество опрошенных — 400 респондентов, опрос поимённый. Выборка квотная, пропорциональная по полу, возрасту, городскому / сельскому населению. Статистическая погрешность не превышает 5%. Опрос проводился в декабре 2015 года.

Опрос жителей именно данного региона не случаен. В общественном дискурсе широко обсуждается вопрос о передачи территорий Забайкальского края в аренду Китаю на 49 лет. На уровне официальных структур проводятся заседания и обсуждения, в частности, «Забайкальский форум приграничного сотрудничества-2015» (18 ноября 2015 года) проходил с участием высокопоставленных чиновников, функционеров, бизнесменов и учёных из России, Китая, Монголии и Японии. Со стороны общественности — организовано движение «Защитим российскую землю», выступившее против передачи земель в аренду.

Результаты научного опроса жителей Забайкальского края показали, что более половины респондентов (57,5%) знают о принятии закона о ТОРах, согласно которому целые города вместе с государственным имуществом передаются в управление частным (управляющим) компаниям для извлечения максимальной прибыли на срок 70 лет с правом продления. При этом подавляющее большинство опрошенных (93%) уверены, что власть не имела права без согласия с населением страны решать вопрос о передачи земель и государственного имущества в собственность бизнесу.

Подавляющее большинство опрошенных (90,5%) ответили, что они не хотят жить на территории, управляемой не государственными органами и местным самоуправлением, а управляемыми компаниями (бизнесом), иностранным в том числе. Также подавляющее большинство респондентов (93,7%) разделяют мнение, что вопросы передачи территорий в собственность, в длительную аренду бизнесу и иностранцам должны решаться с учётом мнения коренного населения.

78,3% опрошенных жителей Забайкальского края считают, что следует отменить Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» как антинародный, антиконституционный, угрожающий территориальной целостности РФ.

Подавляющее большинство опрошенных не согласны с ключевыми пунктами данного закона — возможность получения разрешений на работу иностранцам без учёта квот, изъятие у местного населения, бизнеса земли, недвижимости и иного имущества, и выступает за отмену закона. Среди последствий реализации нововведения опрошенные видят больше негативных последствий — вероятность заселения иностранцами и сокращение численности коренного населения. Результаты опроса, действия общественных активистов свидетельствуют, что часто органы власти не прислушиваются к мнению россиян по важным вопросам функционирования государства.

В ноябре 2018 года согласно Указу президента Забайкалье передано в состав ДФО, где уже есть ТОРы. Облик Дальневосточного региона теперь напоминает контуры Дальневосточной республики — «красного буфера» между Советской Россией и Японией. Кстати, обе столицы Дальневосточной республики — Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) и Чита — находились как раз в Бурятии и Забайкалье, до последних дней формально неотносившихся к Дальнему Востоку. Если смотреть с Запада, со стороны Москвы, то всё, что находится за Байкалом, — теперь Дальний Восток. Что же дадут ТОРы стране? Логично возникает вопрос:а что же дальше? Или опять страна будет пожинать плоды принятия непрофессиональных управленческих решений нашей властью?

Текущая практика реализации ТОРов напоминают сказочное Поле Чудес из сказки А.Н.Толстого про Буратино.

Как стать резидентом?

Шаг 1. Убедиться в соответствии критериям резидента ТОСЭР:

  1. Минимальный объем капитальных вложений в инвестиционный проект – 500 тыс. рублей
  2. Соответствие инвестиционного проекта разрешенным видам экономической деятельности
  1. Регистрация юридического лица (или индивидуального предпринимателя) и осуществление деятельности на территории опережающего социально-экономического развития

Шаг 2. Подготовить необходимый пакет документов:

  1. Разработать бизнес-план инвестиционного проекта (примерная форма бизнес-плана устанавливается Минвостокразвития России)
  2. Определить потребность в земельном участке и инфраструктуре
  3. Подготовить заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности
  4. Подготовить документы к заявке:

— копии учредительных документов (для юридических лиц);

— бизнес-план по установленной форме;

— копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

— надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

Шаг 3. Подача заявки для получения статуса резидента ТОСЭР:

  1. Подать необходимый пакет документов в АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ) или ответственным лицам в Правительстве Хабаровского края
  1. Получить положительный ответ от АО «КРДВ»
  2. Заключить соглашение об осуществлении деятельности с АО «КРДВ»
  3. Получить свидетельство о регистрации резидента ТОСЭР в АО «КРДВ»

Увеличение числа резидентов ТОР

Будаев сообщил, что восемь компаний планируют получить статус резидента ТОР «Бурятия» до конца года.

В июле в Улан-Удэ прошло совещание с вице-премьером, полномочным представителем президента РФ на Дальнем Востоке Юрием Трутневым. Он высказался по поводу недостаточного количества резидентов ТОР «Бурятия», где сейчас зарегистрированы только две компании, и дал поручение активизировать работу по привлечению инвесторов.

«На сегодняшний день в работе восемь проектов с планируемыми сроками заключения соглашения — декабрь 2019 года», — сказал Будаев.

Он уточнил, что подготовлены четыре заявки на включение в ТОР: проект на 6 млрд рублей Селенгинского целлюлозно-картонного комбината, который планирует запустить производство мешочной крафт-бумаги, проект компании «Курорты Бурятии» по строительству и реконструкции курорта Горячинск с объемом инвестиций 373,4 млн рублей. Также речь идет о проекте местной компании «Бурятмяспром», он предусматривает создание линии производства консервных банок с объемом инвестиций 125 млн рублей. Еще один проект — по строительству тепличного комплекса в городе Гусиноозерск на сумму более 2,8 млрд рублей.

«Кроме того, планируется подготовка следующих проектов: создание круглогодичного детского спортивного центра стоимостью 500 млн рублей, строительство завода по производству технических газов — кислорода, аргона, азота и медицинского кислорода — тут размер инвестиций составляет 1 млрд рублей, — пояснил Будаев. — Следующий проект стоимостью 100 млн рублей — увеличение объемов производства фанеры на одном из местных предприятий. Еще один проект — производство экологически чистого биологического топлива, получаемого из древесных отходов (пеллетов) с привлечением иностранного капитала, размер инвестиций — 200 млн рублей». Будаев отметил, что в основном речь идет о российских инвесторах, но также присутствуют и инвесторы из Монголии.

Сказка ложь, да в ней намёк. «Золотой Ключик или Приключения Буратино» Алексея Толстого на современный лад.

Многие помнят известную сказку про Буратино А.Н.Толстого ( 10.01.1883 — 23.02.1945).

Поле Чудес в сказке А.Н.Толстого, иллюстрация А.Лебедева

В сказке (1936 год) есть эпизод, в котором Лиса Алиса и Кот Базилио уговаривают мальчика с деревянной головой — Буратино — закопать принадлежащие ему пять золотых монет на заброшенном пустыре, на Поле Чудес в Стране Дураков.

Дескать, на этом Поле Чудес из них вырастет денежное дерево, увешанное полновесными золотыми монетами, и достанется всё это богатство, конечно же, самому Буратино Карловичу. А Кот с Лисой будут искренне и так по-человечески счастливы от того, что смогли из альтруистических побуждений оказать услугу наивной деревяшке. Подвох здесь с первого взгляда умудряются обнаружить не только уважаемые товарищи взрослые, но и их дети.

Город в Стране Дураков представлен как антипод городу, в котором появился на свет Буратино, и написан Толстым с использованием вполне советских обертонов, как контрастная карикатура на капиталистическое общество. Здесь зевают от голода тощие собаки в отрепьях, козы с драной шерстью на боках жуют пыльную траву, шатаются от истощения куры с выдранными хвостами — и стоят навытяжку свирепые бульдоги-полицейские, охраняющие покой гуляющих сытых котов в золотых очках под руку с кошками в чепчиках.

Карикатура А.Петрова

И вот эта замечательная сцена с 5 золотыми монетами на Поле Чудес — отличная сатира на банковскую систему. Буратино не дождался баснословных процентов со своего депозита. Незадачливого вкладчика Буратино хватают полицейские, «которые никогда не спали, никому не верили, и даже самих себя подозревали в преступных намерениях», и, обвинив его в трёх ужасных преступлениях «беспризорный, беспаспортный и безработный», без суда топят в пруду за городом.

Бессмертная сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — великолепная иллюстрация к жизни современного общества, где каждый герой, где каждая ситуация — прекрасный прототип социально-экономических сфер реальной жизни.

Если переводить сказку Толстого на современный лад, то на данный момент ТОРы — это очередные Поля Чудес, в которые закапываются бюджетные средства, и от которых население данных территорий практически не получает какой-либо отдачи в части повышения уровня и качества жизни. Но чем в действительности они должны быть чтобы приносить пользу нашему государству?

На территории моногородов

ТОР «Гуково» будет содействовать привлечению инвестиций в моногород Гуково, а также созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. В рамках «Гуково» предварительно заявлено 22 инвестиционных проектов, реализация которых позволит к 2025 г. снизить зависимость города от градообразующих предприятий, повысить его инвестиционную привлекательность и создать до 5 тыс. постоянных рабочих мест.

«Набережные Челны» на территории одноименного города в Татарстане позволит организовать до 10 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия ПАО «КамАЗ».

ТОР «Усолье-Сибирское» (одноименный город в Иркутской области) обеспечит до 5,8 тыс. новых рабочих мест (не связанных с градообразующим предприятиями ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский Силикон»). Реализации инвестпроектов повысит количество малых предприятий, увеличит дополнительные налоговые поступления в бюджет муниципального образования.

В Челны заманят резидентов из IT и мусоропереработки

О потенциальных резидентах территории Таркаева прямо говорить не стала. Она отметила, что власти не зацикливаются на каких-то определенных отраслях. «Мы хотим расширить отрасли, которые прописаны сейчас в ОКВЭД. Хотим включить туда дополнительные, например, IT-сферу, мусоропереработку и логистику», — пояснила Таркаева. Пока что эти компании работать в ТОСЭР не могут, потому что они не указаны в постановлении о создании территории опережающего развития.

Мы очень признательны Наталье Александровне, что наши предложения были услышаны и власти стали об этом говорить, мы рассчитываем на внесение предложенных нами изменений

Компаниям, связанным с градообразующим предприятием и отраслью грузового автомобилестроения, попасть в челнинскую ТОСЭР не удастся. «Есть еще и отрасли, исключенные для всех ТОСЭР: работа с подакцизными товарами, работа на рынке недвижимости и с ценными бумагами», — уточнила замминистра.

«Резидентами территории опережающего развития могут стать как новые, так и уже действующие городские предприятия. Условия для новых производств: 50 млн инвестиций в капитальные вложения в течение первых 5 лет, причем в первый год они должны сделать 5 млн рублей. Действующие в свою очередь должны сделать эти вложения по новому инвестиционному проекту.

За полтора года работы резиденты ТОСЭР в Челнах сделали 3 млрд рублей капитальных вложений и создали 1,3 тыс. новых рабочих мест. Но это по самым крупным проектам. В общем это около 12 млрд рублей и 2,5 тыс. рабочих мест

Также новые резиденты должны за первый год создать 20 рабочих мест, а в течение 10 лет — еще 30. Действующие предприятия должны удвоить штат. Сложность в том, что у действующих производств достаточно большой штат. А среднее число сотрудников считается по показателям за три года. Так что уволить всех перед Новым годом, чтобы потом снова набрать штат, не получится», — говорит Таркаева.

Территория опережающего развития по своей сути

Сама по себе идея создать особое место со специальными условиями для развития определенных отраслей народного хозяйства и крупных промышленных кластеров является на наш взгляд правильной. Невозможно внедрить никакие нововведения одновременно по всей стране, тем более их некий комплекс из разных отраслей. Как поведут себя эти решения в реальных условиях? Как всё это будет работать в комплекте с остальными отраслями? Где найти кадры для этих нововведений? Даже при наличии сильнейшего административного ресурса в современных условиях запустить крупное комплексное производство будет крайне затруднительно, если невозможно. Все эти вопросы может решить создание  ряда своего рода инкубаторов — пилотных площадок, на базе которых будет проходить апробация новых методов управления и законов, развитие убыточных отраслей (в условиях капитализма) народного хозяйства, внедрение новых технологий, при успешной реализации подготовки соответствующих кадров для дальнейшего распространения по всей стране.

Территории опережающего развития также могут стать полигонами, где проходит обкатка новых образовательных и управленческих технологий, где создаются тепличные условия для развития образовательных и культурных кластеров (при условии, если общество и государственность ставят такую цель). Только тогда в полной мере можно будет назвать эти территории — территориями опережающего развития.

А во вторую очередь уже должны быть решения для компенсации последствий неграмотного управления в прошлом в депрессивных регионах и средством для привлечения значительных инвестиций в народное хозяйство страны. Помня о том, что любые инвестиции будут работать прежде всего в интересах инвесторов, соответствуя их целеполаганию. В том же направлении будут двигаться и ресурсы, в том числе и формироваться кадры.

Для того чтобы ТОРы работали на государство, помимо прочего необходимо заменить неадекватные для развития страны контрольные показатели, по которым даётся оценка реализации площадок. Так, например, количество открытых предприятий, рабочих мест, сумма привлечённых инвестиций сами по себе ничего не дают для народного хозяйства и могут с таким же успехом характеризовать закабаление населения, пустую растрату бюджетных средств и сдачу управления территорий зарубежным бенефициарам.

В общем. концепция территории опережающего социально-экономического развития и закон о ТОСЭР, как и многие другие законы, являются инструментами. То, каким образом этот инструмент будет использован и в чьих интересах, зависит не только от федерального правительства, но и от целеполагания управляющих этими территориями, так и от самих резидентов площадок. Местное население также может и должно принимать активное участие в обсуждении и реализации ТОРов на своей территории, независимо от того, прислали ли им официальную открытку с приглашением или нет. По большому счёту даже на текущий момент в законодательстве имеется всё необходимое, чтобы использовать ТОРы во благо нашей страны.

Заключение

Суть программы ТОРов пока сводится к тому, чтобы завлечь инвесторов на конкретную территорию условиями льготного налогообложения и предоставлением инфраструктуры, построенной за бюджетные деньги. Системная работа и единое  комплексное планирование отсутствует. Государство словно полило грядку золотым дождём и теперь сидит сложа руки. Ждёт, когда кто-нибудь придёт туда «сажать свои семена». Но желающих инвестировать средства в «глухие уголки» оказывается негусто. Бюрократия, коррупция и недоверие к местным органам власти не дают возможности работать на них добропорядочным предпринимателям. Территории опережающего  развития плохо изолированы от окружающих условий. Также стоит понимать, что целью современных «Карабасов» по-прежнему остаются власть и сверхприбыли и под свои задачи они будут выжимать эти территории до последнего. Глобальный межотраслевой кризис, изменение климата, участившиеся природные катаклизмы, масштабное загрязнение окружающей среды, политическая и экономическая нестабильность — всё это беспокоит и настораживает. В таких условиях «Карабасы» всех стран всё настойчивее ищут глобальный «золотой ключик» истории, а не какие-то невыгодные Поля Чудес.

Как видно, наша русская (советская) классика задолго спрогнозировала алгоритм развития разных цивилизаций, в том числе, какова суть как капиталистического общества, так и советского. Об этом читайте нашу статью «Незнайка на Луне — Час быка для детей и сбывшееся пророчество Николая Носова».

Некоторые предварительные выводы.

Теперь — к невесёлым размышлениям о смысле и последствиях введения в действие федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ.

1.Многими экспертами он воспринимается как Акт законодательно завуалированной Капитуляции перед Востоком, что допускается создание на территории России параллельных частных государств-корпораций, неконтролируемых регионов, где основной контроль будет только за Счётной Палатой.

  1. Принятие подобного закона органами высшей законодательной властью воспринимается как превышение ею должностных полномочий, как грубейшее нарушение Конституции в целом, а не каких-либо отдельных статей.
  2. Почему в пределах ТОР отменены существенные разделы российского законодательства, почему ФЗ-473 конкретно не определяет предельные пропорции земель по формам собственности, их целевому назначению, срокам аренды, не выдвигает ни качественных, ни количественных требований в сфере экологической безопасности, охраны флоры и фауны, интересов местных жителей?. На ТОРах проявляются источники законотворчества, которые не считаются с нашими представлениями о развитии страны, конституционных гарантиях, не содержат наших понятий Родины и права её защиты. Может сложиться впечатление, что авторы закона, когда они в ст.1 заявляют, что РФ имеет некое невысказанное право, а согласно ст.2  допускают резидентам и управляющим компаниям ТОР самим сформулировать требуемое по ходу дела, взводят капкан законодательных смыслосплетений, что даёт большие возможности резидентам ТОР. Большие возможности для развития территории в интересах страны и её жителей или большие возможности для контроля в корпоративных интересах(в лучшем случае)?
  3. В старой загадке лихие ковбои, пожелавшие выяснить, чья лошадь резвее, определяют линии старта и финиша, просят секунданта пальнуть из револьвера и вместо галопа вдруг … начинают плестись едва ли не шагом. Почему? Отгадка в том, что они поменялись лошадьми. Здесь случай сложнее. Наши ковбоям внушили, что под ними чужая лошадь, и они пропускают вперед «свою» — ТОР.

Также стоит отметить, что весь комплекс народного хозяйства России возможно сбалансированно развивать только при наличии соответствующей методологии и инструментов, в тесном межотраслевом взаимодействии — благо вычислительных мощностей и методов межрегиональных и межотраслевых балансов (далее — МОБ) достаточно (о МОБ читайте нашу статью «ЖЗЛ: В.С. Немчинов — разработчик балансового метода экономического развития СССР» https://inance.ru/2018/01/nemchinov/ ). ТОРы здесь должны выступать только как вспомогательный инструмент и как экспериментальные площадки.

Ещё возможно призвать на службу сохранившихся профессионалов в сфере плановой экономики и экономической безопасности, ввести режим мобилизационного управления, отстранив от власти капиталистическую, некомпетентную «элиту» и национализировав базовые отрасли. Но, главное, сформировать нам,  гражданам России — такое представление о будущем страны, которого мы желаем для себя и своих потомков и которое готовы защищать всем, что у нас есть, включая жизнь.

Предлагаем вашему просмотру видео на данную тему: https://ok.ru/group48298616946835/topic/68621337338003

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector