Зона свободной торговли

Зоны свободной торговли в России

В РФ ЗСТ функционируют в виде таможенных складов и территорий. Режим складов устанавливается для содержания ввезенной продукции без взимания пошлин, а также экспортируемых изделий с возвратом или освобождением от сборов. Максимальный срок, в течение которого может храниться товар, — три года. В течение этого периода продукция может пройти сортировку, упаковку, дробление партий, маркировку и так далее. По факту владелец таможенного склада предоставляет клиентам налоговые, в том числе и долгосрочные, кредиты. Более льготные условия имеют свободные таможенные зоны. Кроме кредитования, здесь предоставляется возможность вести любую коммерческую, кроме розничной продажи, и производственную деятельность. На свободном складе отсутствуют ограничения по времени содержания товаров. Первая ЗСТ в РФ была создана в Находке. Лицензия была вручена АО «Дальинтермет». Это предприятие осуществляет разделку списанных рыболовецких и торговых судов, а также кораблей ВМФ на металлолом. АО обладает правом беспошлинного ввоза иностранного технологического оборудования и экспорта продукции.

Структура экспорта изменится

Полностью заменить поставки в Рoссию другими рынкaми Украина не сможет даже в аграрной отрасли, считают эксперты. Eсли в EС Укрaинa прoдaeт зeрнo, кaк прaвилo кукурузу, тo в Рoссию oнa поставляла гoтoвыe прoдукты питaния: твeрдыe сыры, кoлбaсныe и кoндитeрскиe издeлия, твoрoг и смeтaну.

Пeрeстроить молочную и кондитерскую промышленность под вкусы ЕС или Китая и других стран Азии, где во многом другие пищевые традиции, будет непросто, полагают эксперты. А значит, придется закрыть ряд пищевых предприятий и сконцентрироваться на экспорте сухого молока, казеина, масла, увеличивать продажу зерна и мяса птицы.

Нормативное закрепление

Нормативные акты, регулирующие правила ведения беспошлинной торговли:

  • Таможенный кодекс, ст. 303, 302.
  • ФЗ «О таможенном регулировании…».
  • Налоговый Кодекс ст. 151.

Также следует знать о специальной ассоциации, которая объединяет крупные магазины по беспошлинной торговле и поставщиков продукции для данных торговых точек на территории Евразии. Эта организация имеет еще название Дьюти Фри. Основными целями данной ассоциации являются корректировки и усовершенствование законодательной практики в сфере беспошлинной торговли в Европе и Азии. Это только вспомогательный элемент, способствующий большим представлениям и информативности о таможенных торговых точках.

Потеря рынка РФ

Серьезным ударом по украинской экономике, по мнению экономистов, станет и потеря российского рынка. По подсчетам Украинского аналитического центра, прямой ущерб от этого составит порядка $10 млрд. И Брюссель не намерен компенсировать эти потери — об этом прямо заявил еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнес Хан во время визита в Киев.

По оценкам специалистов, товарооборот между Украиной и Россией в 2015 году из-за украинских санкций, а также разрыва производственных связей, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе, составит всего $12 млрд по сравнению с $40 млрд еще два года назад.

В связи с потерей российского рынка украинские предприятия может ожидать массовое банкротство, предупреждают аналитики. «Украина производит сельскохозяйственную продукцию в значительных объемах. Но Евросоюзу и свою сельхозпродукцию некуда девать», — отмечает эксперт по мировым финансовым рынкам Патрик Янг. «А бытовая техника украинского производства: холодильники, телевизоры — прямиком из советской эпохи, 60-х годов прошлого века. Потребителей во Франкфурте, Париже, Лондоне и во всем Евросоюзе такая продукция заинтересовать не может», — уверен он.

В результате, по прогнозам экономического аналитика Всеволода Степанюка, из-за потери российского рынка лишатся работы около 750 тыс. человек, а с учетом мультипликативного эффекта, в соответствии с которым каждое рабочее место дает занятость еще 4-5 человекам в смежных отраслях, материальное положение ухудшится у двух миллионов человек.

Ратификация

Договор о ЗСТ был ратифицирован Россией (1 апреля 2012 года), Белоруссией (26 мая 2012 года), Украиной (9 августа 2012 года). Осенью 2012 года договор ратифицировали Армения, Молдавия и Казахстан, в декабре 2013 года — Киргизия. Для России, Белоруссии и Украины договор вступил в силу 20 сентября 2012 года, для Армении — 17 октября, для Казахстана и Молдавии — 8 и 9 декабря 2012 года соответственно, для Киргизии — 12 января 2014 года.

4 июня 2012 года в Ташкенте президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Ислам Каримов подписали декларацию об углублении стратегического партнерства и меморандум о взаимопонимании. 31 мая 2013 года в Минске на заседании Совета глав правительств СНГ был подписан протокол о применении Договора о ЗСТ между сторонами и Республикой Узбекистан. Документ устанавливал особые условия присоединения Узбекистана к договору.

В частности, до 31 декабря 2020 года или до присоединения Узбекистана к ВТО (в зависимости от того, какая из этих дат наступит ранее), стороны договора освобождались от обязательств по предоставлению во взаимной торговле национального режима. Также сохраняется порядок разрешения спорных вопросов на основе двусторонних переговоров.

Таджикистан договор о ЗСТ не ратифицировал.

Магазины беспошлинной торговли

Товарный декларант, который помещается под таможенный режим продаж, не облагающихся пошлиной, исключительно владелец данного магазина. Владеть торговой точкой по беспошлинной торговле имеет право юридическое лицо.

Открытие и требования к ним

Торговая точка по беспошлинной торговле должна быть открыта в пункте пропуска через границу государства. Такие пропускные пункты — морской, речной порт и аэропорт, открытый для международного сотрудничества.

Помещение, являющееся магазином, который специализируется на товарах, со статусом таможенного контроля, может иметь такой вид:

  • Складское помещение;
  • Торговый зал;
  • Подсобное помещение.

Магазин должен быть построен и спроектирован так, чтобы была предотвращена возможность передачи продуктов или продажи по завышенным ценам или против установленных нормативных актов.

Данный магазин должен быть расположен в месте, где таможенным органом может производиться постоянная проверка деятельности. Торговая точка должна быть расположена за территорией где отсутствует движение транспорта.

У магазина по беспошлинной торговле имеется единственная цель – продажа товаров гражданину, который выезжает за таможенную территорию страны, и все деяния сотрудников данной организации должны поддерживать цель.

Реестр владельцев

Владеть такой точкой по беспошлинной продаже продукции может только юридический представитель государства, входящего в Таможенный союз. Такое предпринимательство должно включаться в реестр. Имеются для открытия магазина свои требования:

  • Пригодное оперативное, хозяйственное, собственное помещение.
  • Юридическое лицо не должно иметь административных штрафов по причине нарушений в сфере таможенных продаж на протяжении года со времени обращения за регистрацией.
  • Выплата налогов от 2,5 млн. рублей.

Чтобы владельца магазина дьюти-фри включили в такой реестр и дали разрешение на работу, он подает заявление. Бумага содержит такую информацию:

  • Обращение юридического лица в лице руководства с прошением включить его в реестр.
  • Название, организационная форма, счет в банке, расположение магазина, обеспечение выплаты по налогам, согласование открытия торговой точки, разрешительная и регистрационная документация.

Второй пункт является дополнением к заявлению. Владелец имеет дополнительные обязанности по учету товаров и предоставлению отчетности таможенной службе.

Виды

Разновидности магазинов по беспошлинной торговле:

  • Торговые точки для людей, осуществляющих въезд за территорию таможни.
  • Для иностранных дипломатических представителей с международными организациями, а также лиц, приравненных к ним: консулов и членов семьи.

В зависимости от разновидности магазина определяются требования к нему. Будут изменения в расположении, оборудовании и обустройстве.

Таможенная процедура БТ

Режим торговли беспошлинными товарами международная практика называет таможенной процедурой. Она предполагает реализацию продукции в торговых помещениях, подобранных по правилам, определенным гражданам:

  • Дипломатам других государств;
  • Другим лицам;
  • Консулам и их семьям.

Дешевизна товаров объясняется отсутствием применения таможенных пошлин и налогов. Законодательство России таможенную процедуру по беспошлинной торговле определяет при помощи статей 302 и 303 ТК Таможенного союза.

В беспошлинной торговле, как и самой процедуре, предполагается реализация импортных товаров, которые находятся на таможенной территории государства. Продается товар частным лицам с целью личного пользования без налоговых выплат и таможенной пошлины. Но некоторые товары таможенным органом в результате проверки могут быть запрещены.

Товар, который продается в данном магазине, автоматически приобретает статус иностранного. Если на продукцию накладывается экономический запрет – она будет изъята из продаж. Это касается пробников, оборудования для обустройства магазина и т.д.

Ответственность и последствия нарушений

Юридические лица (руководители) торговых точек по продаже беспошлинных товаров должны придерживаться таких правил:

  • исключается возможность изъятия кроме контролирования продукции, поступающей в магазин и реализуемой им;
  • соблюдение лицензионных условий на учреждение торговой точки по осуществлению беспошлинной торговли и выполнение требований таможенной службы РФ;
  • ведение учета поступивших и реализованных товаров и представление таможенной государственной службой отчетности об условиях продаж в порядке, который определяется таможенным комитетом государства.

Нарушение этих правил будет проверено таможенным органом, и, в зависимости от вида противоправных действий. На практике, накладывается административный штраф, прекращается или приостанавливается работа беспошлинного предприятия.

Что такое беспошлинная торговля, расскажет видео ниже:

Критика районов свободной торговли

С конца 20-го века до настоящего времени распространилось множество ЗСТ в глобальном масштабе, в той степени, в которой их насчитывается более трети стран. Однако большинству из них не удалось ни привлечь инвесторов, либо нет ощутимых преимуществ для принимающих стран. Во-первых, стимулы, предлагаемые инвесторам, представляют собой доходы, утраченные правительствами принимающих стран. FTZ также создает недобросовестную конкуренцию, если компаниям в зонах разрешено производить товары для внутренних рынков. Кроме того, ЗСТ в развивающихся странах связаны с отмыванием денег. В общем, хорошо управляемые FTZ, такие как Шеннон в Ирландии и Шэньчжэне в Китае, могут стать стимулом для экономики, однако для этого необходимо эффективное управление.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру

В соответствии со ст. 303 Таможенного кодекса ТС под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, кроме:

  1. товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС, а также вывозу за пределы таможенной территории ТС;
  2. товаров, запрещенных к обороту на территориях государств — членов ТС;
  3. товаров, используемых для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли (торговое оборудование, холодильники и т.д.);
  4. товаров, которые не могут быть помещены под таможенную процедуру отказа в пользу государств в соответствии с решением Евразийской экономической комиссии.

Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли, установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур». В нем к товарам, которые нельзя поместить под таможенную процедуру беспошлинной торговли, отнесены:

  • продукция военного назначения, боеприпасы, военное снаряжение, наркотические и психотропные вещества;
  • товары производственного и военно-технического назначения;
  • тяжеловесные товары (весом более 20 кг) и громоздкие товары (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см);
  • спирт этиловый неденатурированный;
  • товары для розничной торговли, не расфасованные в потребительскую тару;
  • товары ТС, облагаемые вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения.

В отношении последней категории товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим беспошлинной торговли, необходимо сделать два уточнения.

Во-первых, Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами ТС в торговле с третьими странами, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования». К таким товарам отнесены, например, озоноразрушающие вещества, отдельные виды лесоматериалов, ядовитые вещества, некоторые виды лекарственных средств, товары, при экспорте которых установлено исключительное право (природный газ, минеральные или химические удобрения) и т.д.

Во-вторых, запрет на помещение под таможенную процедуру беспошлинной торговли товаров ТС, облагаемых вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения, не является безусловным. В том же решении Коллегии Евразийской экономической комиссии содержится Перечень товаров, относящихся к данной категории, но которые все же могут быть помещены под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Речь идет о таких товарах, как:

  • изделия из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных, икры и изделий из нее (кроме икры осетровых), упакованных для розничной продажи и готовых к непосредственному употреблению, весом нетто не более 0,5 кг;
  • икра осетровых видов рыб в упаковке весом нетто не более 0,25 кг, специально маркированная в соответствии с Конвенцией от 3 марта 1973 года о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
  • лекарственные препараты, применяемые в медицинских целях без рецепта врача и зарегистрированные в установленном порядке в государствах — членах ТС, в упаковках для розничной продажи (включая провитамины, витамины, гормоны и антибиотики);
  • сувениры или изделия народного промысла из бумажной массы, деревянных или металлических материалов.

Условиями помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли в соответствии с таможенным законодательством ТС (ст. 304 Таможенного кодекса ТС) являются следующие особенности порядка декларирования:

  • во-первых, декларантом товаров может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли, в котором будет осуществляться реализация этих товаров;
  • во-вторых, товары ТС помещаются под таможенную процедуру беспошлинной торговли только путем подачи таможенной декларации. Это касается той ситуации, когда товары Таможенного союза намерена реализовать в своем магазине российская организация — владелец магазина беспошлинной торговли. Помещение под процедуру беспошлинной торговли невозможно в такой ситуации через подачу ни транспортных документов, ни товарных (коммерческих) документов, но только через подачу в таможенный орган таможенной декларации на товары.

Специфика

Свободные зоны позволяют решить вопросы, касающиеся доступа государств к стратегическим рынкам. В этой связи географическая близость участников порой вовсе не обязательна. Этим такие территории отличаются от прочих, более сложных интеграционных форм, предполагающих наличие общей границы между партнерами. Договоренность в рамках ВТО предполагает формирование многосторонней системы основных требований к созданию и последующему функционированию зон. В первую очередь, допускается образование этих территорий в порядке исключения в режиме максимального благоприятствования (вместе с преференциями для развивающихся государств, введением приграничных рынков и так далее). В таких случаях стороны-участники будут действовать на льготных основаниях. Во-вторых, соглашения должны заключаться только с другими государствами-участниками. Вступление во взаимодействие с третьими сторонами должно осуществляться в порядке исключения. Надо здесь отметить, что соблюдение этого положения на практике довольно неоднозначно. Переход к свободному рынку должен оказывать стимулирующее влияние на торговлю между участниками, не создавая при этом препятствий для третьих стран. Региональные акты выступают в качестве дополнения принципов формирования многосторонней рыночной системы, но не как противопоставление им. Свободная торговля должна охватывать большую часть оборота продукции между участниками, в том числе основные отрасли экономической деятельности, и быть взаимной. Образование беспошлинных территорий предполагается осуществлять в разумный срок. Период может быть больше десяти лет только в исключительных случаях. Принято считать, что этого срока достаточно для полной адаптации большинства производителей к новым конкурентным условиям.

Зоны свободной торговли

  • НАФТА — экономическое объединение по свободному обмену товарами в Северной Америке, включающее США, Канаду и Мексику. ЗСТ создана в 1994 году с целью привлечения инвестиций, отмены таможенных блоков и формирования общего рынка с добросовестной конкуренцией.
  • ЗСТ стран СНГ участием Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана. Соглашение было заключено в 2011 году с целью фиксации импортных пошлин (в будущем планируется полная отмена) и создание транспортных коридоров.
  • ЕАСТ — объединение стран Европы, созданное в 1960 году с целью координирдинации таможенных пошлин. Сейчас большинство государств-членов вступило в Евросоюз.

Переориентация на Азию и Африку

Сторонники евроинтеграции утверждают, что потеря российского рынка будет компенсирована за счет переориентации на рынки других стран — в первую очередь Азии и Африки. Как отмечают в Ассоциации производителей молочной продукции, большинство экспортеров, ранее связанных с РФ, еще в прошлом году были вынуждены переориентировать свое производство на других покупателей. Как рассказали в группе компаний «Терра Фуд», российский рынок заменили экспортом в Китай, Грузию, Иорданию, США, Сингапур, Египет, Кувейт, Казахстан, Северную Корею и другие страны.

Заместитель министра экономического развития и торговли — торговый представитель Украины Наталья Микольская подчеркнула, что в следующем году Украина «планирует укрепить и активизировать торговое сотрудничество с наиболее выгодными для государства партнерами: Китаем, Турцией, странами Африки и Ближнего Востока». Микольская напомнила, что в этом году Украина завершила переговоры о создании зоны свободной торговли с Канадой.

Правда, экономический эксперт Андрей Блинов обращает внимание на то, что пока Украине удается наладить поставки лишь в самые бедные страны, и объемы торговли с ними несопоставимы с экспортом в РФ. «Украина, потеряв миллиардные и десятимиллиардные рынки, лихорадочно пытается нарастить экспорт, прежде всего продовольственный, в самые бедные страны Африки, Латинской Америки, Азии и Полинезии

Бурунди, Замбия, КНДР, Коста-Рика, Мадагаскар, Малави, Намибия, Южный Судан, Руанда. Это страны, в которые рост экспорта из Украины больше 300 процентов. Ни одной крупной страны, включая Турцию, Германию, Францию, страны СНГ, где есть хоть какой-то рост или сохранение объемов 2014 года», — отметил эксперт, подчеркнув, что новыми поставками удалось компенсировать потерю лишь нескольких десятков миллионов долларов

«Украина, потеряв миллиардные и десятимиллиардные рынки, лихорадочно пытается нарастить экспорт, прежде всего продовольственный, в самые бедные страны Африки, Латинской Америки, Азии и Полинезии. Бурунди, Замбия, КНДР, Коста-Рика, Мадагаскар, Малави, Намибия, Южный Судан, Руанда. Это страны, в которые рост экспорта из Украины больше 300 процентов. Ни одной крупной страны, включая Турцию, Германию, Францию, страны СНГ, где есть хоть какой-то рост или сохранение объемов 2014 года», — отметил эксперт, подчеркнув, что новыми поставками удалось компенсировать потерю лишь нескольких десятков миллионов долларов.

По мнению аналитика, ситуация может усугубиться и общей тенденцией сокращения мировой торговли с Европой. «Задача состоит в том, чтобы минимизировать проигрыш и получить сокращение внешней торговли в идеале на 25-30%, а не в несколько раз», — считает Блинов.

Снижение порога

Министерство финансов предлагает снижение порога беспошлинных интернет-покупок до 200 евро со следующего года. Это решение обозначается постановлении правительства, которое публикуется на Федеральном портале проектов законодательных актов.

Данный документ предполагает поэтапное что снижение порога. С лета по зиму текущего года беспошлинная интернет-покупка составляет 500 евро, если перевести в килограммы на месяц – 31. С начала 2019 года порог будет занижен до 200 евро, при условии, что сохраняется та же норма в килограммах.

Пояснение к постановлению имеет оговорки того, что порог будет снижен с целью обеспечения одинаковых импортных условий реализации товаров и поддержания марки производителя. Данные нормы действуют по всей территории Евразийского экономического союза.

На данный момент порог беспошлинного ввоза товаров из зарубежных магазинов составляет 1000 евро за один месяц. Если данный порог будет превышен, лицо оплачивает пошлину в размере 30 процентов.

Цели создания ЕАЭС

Среди основных целей интеграционного объединения – отмена любых таможенных платежей внутри союза, что позволит снизить цену производимых товаров и, следовательно, повысить их привлекательность для потребителя. Страны-члены считают одной из основных своих целей защиту внутренних рынков не только от конкурентов, но и от некачественной продукции – поэтому в рамках объединения установлены специальные стандарты на все перемещаемые товары.

Кроме того, таможенный союз поспособствует развитию экономических связей между государствами-членами, позволяя проводить любые финансовые операции в рамках союза гораздо быстрее, чем с третьими странами.

Цели создания

1. Завершение введения полномасштабного режима свободной торговли.
2. Либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств — участников СНГ.
3. Разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции.
4. Развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ.
5. Повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector