Обжалование постановления об административном правонарушении: порядок действий
Содержание:
- Содержание постановления по делу об административном правонарушении
- Апелляционная жалоба в вышестоящий суд
- Специфика установления возрастных критериев
- Что представляет собой постановление об административном нарушении?
- Справка об отсутствии штрафов ГИБДД – оформление
- Статья 209. Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
- Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
Содержание постановления по делу об административном правонарушении
Сейчас каждый орган власти имеет “заготовку” постановления. Письменная форма, которую должностное лицо заполняет после рассмотрения материалов дела.
Закон предъявляет требования к содержанию постановления. Документ в обязательном порядке включает:
- дата и место рассмотрения дела
- должность, фамилия имя отчество должностного лица, суда, рассмотревшего дела
- сведения о лице, которое привлекается к ответственности
- обстоятельства дела (состав административного правонарушения, событие)
- статья Особенной части КоАП РФ (закона субъекта РФ, если дело рассматривает административная комиссия)
- итог – мотивированное решение по делу и вид административного наказания
- сроки и порядок обжалования
- подпись составителя постановления
В зависимости от вида назначенного наказания начинаются особенности. Если это административный штраф, то постановление содержит реквизиты для его оплаты. Когда суд назначает административное приостановление деятельности за нарушения в сфере противодействия легализации(отмывания) доходов, решается вопрос о мерах блокировки счетов. И еще ряд особенностей устанавливает ст. 29.10 КоАП РФ.
Скачать образец:
Апелляционная жалоба в вышестоящий суд
В предыдущих примерах оспаривание постановлений называлось жалобой. Апелляционной жалобой называется:
- оспаривание постановлений районного судьи по тем административным правонарушениям по тем статьям, где предусмотрен административный арест. К примеру, если полицией собран материал о нарушении гражданином общественного порядка (появление в нетрезвом виде в парке, распитие спиртного во дворе), постановление о признании виновным в совершении таких проступков выносится районными судьями. Жалоба на такие постановления будет называться апелляционной, что означает оспаривание не вступившего в законную силу решения, подается она в областной (краевой суд);
- обжалование постановлений мирового судьи по некоторым статьям КОАП РФ: к примеру, по вождению в пьяном виде. Апелляция будет рассматриваться районным судом;
- обжалование решений районного суда по результатам рассмотрения жалоб непосредственно на постановление об административном правонарушении или на решение вышестоящего должностного лица. Из вышеуказанного примера заявитель Вавилов, которому районный суд отказал в отмене решения начальника ГИБДД по городу Тамбов, может составить апелляционную жалобу в областной суд.
Порядок обжалования постановлений суда таков: апелляционная жалоба подается в течение 10 суток со дня получения копии через тот суд, решение которого обжалуется
В ней должно быть указано, по каким основаниям вы не согласны с доводами предыдущей инстанции, что не было принято во внимание, что следует учесть при принятии нового решения. Допускается ходатайствовать о личном участии в апелляционной инстанции:
В Тамбовский областной суд
Вавилова Петра Кузьмича,
проживающего в г. Тамбов, ул. Лесная, д. 50
Тел. 893939393
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 29.05.2019 в удовлетворении моей жалобы на решение начальника ГИБДД УМВД по городу Тамбов от 15.05.2019 было отказано.
Считаю, что районным судом не приняты во внимание смягчающие обстоятельства, указанные мною в заявлении. Судом не исследовались материалы в полном объеме и не были учтены процессуальные нарушения, указанные мною
Жалоба рассматривалась в мое отсутствие, тогда как я направлял ходатайство о проведении судебного заседания с моим участием.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КОАП РФ,
ПРОШУ:
Рассмотреть настоящую апелляционную жалобу в моем присутствии, известить меня о дне слушания по вышеуказанному адресу.
Отменить решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.05.2019 об отказе в удовлетворении жалобы на постановление начальника ГИБДД по городу Тамбов от 15.05.2019, материал об административном правонарушении по ст. 12.3 КОАП РФ в отношении меня прекратить за истечением срока давности привлечения к ответственности.
Вавилов П.К., число, подпись.
После того, как жалоба поступит в суд, решение которого оспаривается, ее направляют в течение 3-х суток в вышестоящую инстанцию.
О дате судебного заседания извещаются все заинтересованные лица. При их неявке, если нет данных о уважительной причине и участие не признано обязательным, судебное заседание все же будет проведено. Суд вправе по собственной инициативе запросить дополнительные материалы, характеризующие данные и т.д.
В течение одного месяца после поступления апелляционной жалобы (по делам с применением административного ареста – в течение 1 суток) суд второй инстанции принимает решение:
- оставить решение нижестоящего суда без изменения.
- изменить решение (без ухудшения положения заявителя – то есть, только смягчить, но не усилить наказание). К примеру, по делу Вавилова, о котором мы писали, судебное решение было изменено: жалоба была удовлетворена, наказание назначено в виде предупреждения;
- отменить решение и прекратить производство (в связи со смертью, малозначительностью, истечением сроков давности и т.д.).
Могут быть и другие варианты: к примеру, жалоба может быть оставлена без рассмотрения, если нет подписи заявителя или ее автором является ненадлежащее лицо (представитель без доверенности). Иногда жалобу могут удовлетворить и направить весь материал на новое рассмотрение в предыдущий суд.
Копия апелляционного решения, которое вступает в силу в день вынесения, вручается сторонам в течение 3-х дней после оглашения.
Специфика установления возрастных критериев
Законы на сегодняшний день регулируют различные возрастные рамки, при которых подросток будет отвечать за свои проступки. Возраст наступления юридической ответственности контролируется Налоговым кодексом аналогично КоАП. Исходя из второго пункта статьи 107 названного кодекса, физлицо привлекается к налоговой ответственности с возраста 16 лет.
КоАП регулирует ситуации, при которых может наступить АО, и на гражданина наложат санкции: момент совершения проступка, день совершения адм. нарушения или, если проступок длительный – дата его выявления.
Когда выявляется факт совершения административного правового нарушения, требуется найти признаки оконченного проступка. Если нарушение имеет завершенный состав, то существует его состав. Момент совершения правового нарушения связан со временными рамками, на основании которых выявляется сам факт проступка. Отметим, что существует тождество терминов «время совершения противоправного действия (бездействия)» и «момент совершения административного правонарушения». Время осуществления длительного административного правового нарушения – проступка, проходящего на постоянной основе уже достаточно долго, – касается его выявления вне зависимости от того, когда началось совершения конкретного проступка (или бездействия).
Физическое лицо привлекается к налоговой ответственности с 16 лет
Возрастные рамки, регламентированные статьей 2.3 КоАП, берутся во внимание лишь тогда, когда оформляются наказания административного плана, если деяние совершено физлицом. Однако иногда их учитывают и при вынесении штрафов относительно юридических лиц: если произошло налоговое правовое нарушение, то выявление вины юридического лица касается обнаружения признаков умысла либо неаккуратностью в действиях его подчиненных
Когда произошло правонарушение, важно выявить причинно-следственные связи между правовым нарушением юридического лица и нарушением со стороны его должностных лиц; привлечение юрлица к рассматриваемому нами виду ответственности в названных обстоятельствах не может быть использовано в качестве причины освобождения должностных лиц от наложения на них санкций административного плана (если на то есть свои причины). Применяются названные выше возрастные рамки привлечения к административной ответственности, но использование относительно гражданина административных наказаний имеет условием не только момент наступления гражданской правовой способности, но и существование у физлица должностных правомочий
Возрастные рамки учитываются и при наложении штрафов на юридических лиц
Когда рассматриваются дела об административных правовых нарушениях, публичные органы и их должностные лица обязаны учитывать, что совершенное деяние может быть опасным для общественности. Нельзя забывать и про причины, способные смягчить или наоборот отяготить ответственность, которую человек несет за нарушение административного плана. Если говорить о рассмотрении административных проступков относительно граждан, не достигших совершеннолетия, то их ответственность чаще всего смягчается.
Когда изучается проступок, совершенный несовершеннолетним, необходимо рассматривать субъективные особенности деяния, для начала показывающих отношение к содеянному со стороны подростка. Например, человек может негативно воспринимать то, что он совершил, может ощущать вину за проступок.
Определение специфики личности гражданина, не достигшего 18 лет, в ходе рассмотрения административного дела не символизирует об игнорировании принципа равенства граждан перед законом (часть первая статья 19 Конституции и статья 1.4. КоАП).
При определении наказания учитывается и отношение самого гражданина к его проступку
Человек будет отвечать перед законом на основании правил из части второй статьи 2.3 КоАП, для него используются административные меры наказания или способы влияния. В чем заключается равенство всех людей относительно закона? Суть заключается в том, что нельзя избежать административной ответственности.
Что представляет собой постановление об административном нарушении?
В действующем в РФ законодательстве четко регламентируется процесс вынесения решений по результатам рассмотрения дел о правонарушениях. Так, постановление об административном правонарушении (КоАП РФ) может быть вынесено должностным лицом или органом, которое управомочено на то в соответствии с законом. Примером таковых могут быть налоговые инспекторы, сотрудники ГИБДД, органы исполнительного комитета и другие лица, которые занимаются объектом правонарушения.
В том случае, если в процессе выясняется то, что за осуществленное деяние полагается не административное наказание, а уголовное, дело должно быть передано в органы, уполномоченные по уголовным делам (например, в прокуратуру).
В этом документе должны быть указаны:
- дата, место составления
- должность, орган, фамилия, имя, отчество лица, составлявшего протокол
- данные о личности правонарушителя (фамилия, имя, отчество, год, дата и месяц рождения, место рождения, место жительства и работы)
- место, время и фабула административного правонарушения
- указание правовой нормы, которая нарушена и которой предусмотрена административная ответственность
- фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются
- объяснение лица. совершившего правонарушение
- иные сведения. необходимые для разрешения дела
Этот документ имеет юридическую силу, т.е. нарушитель обязан исполнить его предписание и, например, оплатить штраф. Тем не менее, именно на этом этапе гражданин имеет право составить жалобу определенного образца, не согласившись с изложенными доводами по административному правонарушению.
Справка об отсутствии штрафов ГИБДД – оформление
В законодательстве отсутствует какая-либо информация о справке об отсутствии штрафов ГИБДД. В нормативно-правовых актах не закреплено определение понятия, форма документа и ситуации, в которых потребность в предоставлении справки появляется. Единственным законом, влияющим на особенность оформления бумаги, выступает ФЗ №59 от 2 мая 2006 года.
Представители госорганов часто требовали включить бумагу в перечень обязательной документации. Это привело к тому, что число жалоб увеличилось. Представители МВД вынуждены были откликнуться на них.
Работники Департамента обеспечения дорожной безопасности подготовили письмо № 13/5-77 от 20 апреля 2009 года. В нём говорилось, что представители Госавтоинспекции не имеют права требовать справку об отсутствии штрафов ГИБДД.
Граждане могут самостоятельно столкнуться с необходимостью в оформлении бумаги, если присутствует потребность подтвердить отсутствие штрафов. Разъяснения по этому поводу приведены на официальном сайте ГИБДД. Здесь говорится, что лицо имеет право самостоятельно запросить бумагу, если нуждается в ней.
Закон
Основная проблема с получением справки об отсутствии нарушений была заключена в том, что в российском законодательстве подобная процедура никак не регулировалась. Однако со стороны представителей ГИБДД и других госслужб часто выдвигалось требование представить бумагу, подтверждающую отсутствие задолженностей по неуплаченных автомобильным штрафам.
В ответ на многочисленные запросы граждан и их жалобы в МВД, ведомство направило в региональные отделения ГИБДД указания по поводу требования представить справку. Согласно письму Департамента обеспечения дорожной безопасности № 13/5-77 от 20.04.2009 года, сотрудники госавтоинспекции не вправе требовать от автовладельцев документа об отсутствии штрафов.
Как выглядит справка об отсутствии штрафов ГИБДД?
Получение справки об отсутствии штрафов производится в местных подразделениях ГИБДД. Она оформляется на официальном бланке ведомства. Документ удостоверяется печатью организации.
Руководитель учреждения в обязательном порядке проставляет подпись на бумаге.
Дополнительно указывается информация о гражданине, которому предоставляются документы, а также фиксируется информация о присутствии штрафов ГИБДД и нахождении в розыске.
Когда нужен документ об отсутствии штрафом ГИБДД?
Справка, свидетельствующая об отсутствии задолженностей по штрафам ГИБДД, требовалась в самых различных обстоятельствах:
- добавление категорий транспортных средств, развешенных к управлению водителем;
- изменение фамилии;
- переезд в другой регион и регистрация по новому адресу;
- повторная сдача экзаменационных испытаний по вождению;
- возврат водительского удостоверения после истечения срока лишения;
- возврат госномера на автомобиль;
- любые регистрационные действия в отношении транспортного средства гражданина.
Потребность в документе была связана с отсутствием проведения единой оперативной проверки информации самим ведомством ГИБДД.
Со вводом в действие новой базы, содержащей актуальную информацию по всей России, подобное требование стало выглядеть излишним и неправомерным. Инспекторы отделений теперь могут самостоятельно осуществлять проверку в течение короткого промежутка времени.
Таким образом, в настоящее время требование госинспектора предъявить справку об отсутствии штрафов ГИБДД является незаконным.
Другое дело, если водителю данная бумага необходима для разъяснения множества личных ситуаций:
- в ходе судебного разбирательства по поводу правонарушений на дороге;
- для благополучного выезда за рубеж, если неуплаченный штраф повлек за собой ограничение выезда со стороны судебного исполнителя.
Где можно получить справку об отсутствии штрафов ГИБДД?
Предоставление справок, в которых содержится личная информация граждан, выполняется в соответствии с нормами ФЗ №59 от 2 мая 2006 года. Справка об отсутствии штрафов ГИБДД может быть оформлена при помощи одного из следующих способов:
Разъяснения, касающиеся оформления справки об отсутствии штрафов, приводятся на официальном портале ГИБДД. Здесь говорится, что гражданин имеет право запросить справку, как и иную другую информацию, затрагивающую его интересы. Возможность возникает в силу положений ФЗ №152 от 27 июля 2006 года О персональных данных.
Статья 209. Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
1. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение;
2) название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
3) права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
4) требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.
2. К заявлению об оспаривании решения административного органа прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.
Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
1. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.
2. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
3. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться:
1) название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении;
2) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3) указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.
5. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
5.1. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.
5.2. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
6. Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.