Ростендер

Содержание банковской гарантии

Согласно части 2 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ БГ должна быть безотзывной и должна содержать:

  1. сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 44-ФЗ случаях (Примечание: это уклонение или отказ участника закупки заключить контракт, а также непредоставление или предоставление с нарушением обеспечения исполнения контракта), или сумму БГ, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 44-ФЗ;
  2. обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается БГ;
  3. обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  4. условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по БГ является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  5. срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 44-ФЗ (Примечание: Согласно части 3 статьи 44 44-ФЗ срок действия БГ, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок. Согласно части 3 статьи 96 44-ФЗ срок действия БГ, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц).
  6. отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления БГ по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления БГ в качестве обеспечения исполнения контракта;
  7. установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по БГ. (См. Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 г. №1005 “О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”).

В том случае, если это предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в БГ включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5-ть рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по БГ, направленное до окончания срока действия БГ.

Можно ли оформить за один день

К сожалению, получить срочно банковскую гарантию невозможно. В идеальном случае на это уходит 2-3 рабочих дня.

Будьте внимательны и осторожны, мгновенные способы обещают только мошенники, поэтому не стоит доверять соблазнительным рекламным объявлениям. Ошибка может обернуться не только потерянными временем и деньгами, но и упущенным контрактом. Советуем тщательно выбирать кредитную организацию, внимательно проверять полученную доверенность на соответствие всем требованиям 44 ФЗ, а при перечислении денег за оформление сверять реквизиты с опубликованными на сайте банка.

Каким требованиям должен соответствовать принципал для получения банковской гарантии – 4 главных требования

Главная причина отказа банка в оформлении БГ – неуверенность в платёжеспособности исполнителя. Чтобы минимизировать риск отрицательного ответа, кандидатам нужно заранее позаботиться о репутации своей фирмы или хотя бы привести в порядок бухгалтерскую документацию.

Рассмотрим основные требования к принципалу.

Требование 1. Длительное время деятельности компании

Банки отдают преимущество компаниям, которые успешно работают на рынке уже несколько лет. В разных финансовых учреждениях свои требования к возрасту кандидатов. Одним достаточно 3 месяцев, другие работают только с теми организациями, которым больше года.

Если вы только что зарегистрировали фирму, получить БГ будет проблематично. Единственный вариант – помощь брокеров, а лучше просто подождать несколько месяцев и уже потом участвовать в тендерах и конкурсах.

Требование 2. Стабильное финансовое положение

Никто не хочет иметь дело с предприятиями, погрязшими в кредитных и налоговых долгах. Банки обязательно проверят финансовое состояние вашей фирмы и бухгалтерские отчёты.

Кроме того, желательно, чтобы оборотный капитал компании был выше гарантийной суммы. Организации с небольшим уставным капиталом не стоит браться за контракт стоимостью в сотни миллионов. Начните с малого.

Требование 3. Возможность предоставления залогового имущества

Если у компании есть недвижимость, техника или иное имущество, для банков это будет дополнительным плюсом. Наличие залога уменьшает размер комиссии

Но при этом важно грамотно оценить свои активы, чтобы в случае форс-мажора они не ушли за долги за бесценок

Требование 4. Опыт участия в торгах и выполнения контрактов

Прекрасно, если ваше предприятие уже участвовало в тендерах. Опыт – не обязательное, но желательное условие гаранта. Если вы – новичок в госзакупках, будьте готовы предоставить банку дополнительные доказательства своей компетентности, платежеспособности, лояльности. Именно в таких ситуациях помощь брокеров особенно полезна.

В целом гарантия – это своеобразный способ провести чистку компаний-претендентов на первых этапах размещения государственных тендеров. Слабые и сомнительные фирмы сразу отпадают, поскольку не способны удовлетворить ключевым требованиям гаранта. Срок предоставления гарантии заказчику ограничен, поэтому действовать нужно оперативно и грамотно.

Вот так выглядит образец банковской гарантии.

Предъявляемые требования

На основании 223-ФЗ требования к банковской гарантии по большей части находятся в компетенции заказчика. Сам закон устанавливает лишь рамочные условия в части внесения обеспечения. Но требования, которые устанавливает заказчик к банковской гарантии, должны соответствовать положениям Гражданского кодекса и прочих нормативно-правовых актов. Обеспечение исполнения обязательств в виде банковской гарантии производится по правилам параграфа 6 Главы 23 ГК.

В 223-ФЗ банковской гарантии посвящена ч. 25 ст. 3.2. Здесь сказано, что заказчик может предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявки на участие в закупках. Обеспечение заявок по объективным причинам предусмотрено только в конкурентных закупках. В Положении о закупках заказчику необходимо детально прописать порядок внесения обеспечения, в какие сроки производится возврат, и на каких основаниях допускается возврат.

На то, что Положение о закупках в рамках 223-ФЗ имеет приоритет при осуществлении закупочной деятельности для заказчика, прямо говориться в ч. 2 ст. 2 223-ФЗ. При разработке Положения о закупке в части предоставления банковских гарантий заказчик вправе ориентироваться на нормы 44-ФЗ, в частности, на ст. 45 44-ФЗ, где весьма подробно регламентированы требования к гарантиям. При формировании требований к гарантии заказчики также могут опираться на положения Постановления Правительства №1005 от 2013 года.

В извещении о проведении закупки и закупочной документации заказчик должен указать размер обеспечения, а также прочие требования к обеспечению (в частности, условия банковской гарантии).

Такие требования, как размер обеспечения, гарантийные случаи, сроки действия гарантии, требования к банкам-гарантам и ее дополнительные условия определяются заказчиком.

Также банковская гарантия обязательно должна иметь сроки действия. Заказчик в Положении о закупках должен прописать сроки, в течение которого он должен одобрить или отвергнуть гарантию. В гарантии прописываются все обязательства участников  закупки.

Срок гарантии и ее сумма

Срок действия гарантии и ее сумма определяется по усмотрению заказчика. При определении сроков гарантии нужно учитывать, что они не могут быть меньше срока исполнения обязательств поставщика. Обычно сроки действия гарантии устанавливаются по аналогии с 44-ФЗ, и они как минимум на месяц должны превышать сроки приема заявок на участие в закупке или на 1-2 месяца – срока исполнения контракта.

Заказчики не устанавливают требование о внесении обеспечения заявки на участие в закупке и контракта при НМЦК до 5 млн р. Если же цена контракта превышает 5 млн р., то заказчик может установить требование о внесении обеспечения. При внесении обеспечения заявки его размер не должен превышать 5%.

В рамках 44-ФЗ заказчик обязан при стоимости контракта более 50 млн р. требовать внесения обеспечения исполнения контракта. Его сумма должна составлять 10-30% от НМЦК. В рамках 223-ФЗ заказчик не имеет обязанности обосновывать начальную цену контракта, но обычно сумма гарантии так же устанавливается, как 10-30% цены договора или приравнивается к авансу.

Сумма гарантии для каждой компании-поставщика определяется индивидуально и зависит от цены договора. Банк-гарант определяет размер одобренной гарантии поставщику самостоятельно, но ее предельное значение не может по нормативам превышать 10% от величины капитала.

Перечень банков

На основании 44-ФЗ банковская гарантия не может быть получена в любом банке. Так, гарант должен входить в перечень банков от Минфина, соответствующий требованиям законодательства.

В рамках 223-ФЗ к банку-гаранту не предъявляются требования о нахождении в официальном перечне от Минфина. Но заказчики по 223-ФЗ часто требуют, чтобы банк-гарант находился в перечне от Минфина (в нем представлено около 300 организаций), а также предъявляют иные требования по аналогии с 44-ФЗ. К таким требованиям относятся:

  • наличие у банка-гаранта собственных средств в размере не менее 1 млрд р.;
  • наличие лицензии на ведение банковской деятельности;
  • срок работы – не менее 5 лет.

Заказчики вправе предъявлять дополнительные требования. Например, участие в системе страхования, удовлетворительный уровень кредитоспособности, наличие долгосрочного рейтинга международных компаний, проведение верификации гарантий и пр.

Реестр банковских гарантий

БГ, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (ЕИС).

Исключение составляют БГ, предоставляемые в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну. Сведения о таких гарантиях включаются в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в ЕИС.

При выдаче БГ банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Банк, выдавший БГ, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия БГ включает необходимые информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра БГ информацию для включения в закрытый реестр БГ.

Ведение реестра и размещение его в единой информационной системе в сфере закупок осуществляет Федеральное казначейство.

В реестр БГ и закрытый реестр БГ включаются следующие информация и документы:

  1. наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог ИНН;
  2. наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог ИНН;
  3. денежная сумма, указанная в БГ и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований 44-ФЗ;
  4. срок действия БГ;
  5. копия БГ, за исключением БГ, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр БГ;
  6. иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством РФ.

Возможные изменения

21.10.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтранс опубликовал проект Федерального закона, который изменяет ст. 96 44-ФЗ об обеспечении исполнения госконтракта.

Собрали в таблицу нововведения.

Что меняется Содержание изменений
Дополнили статью 96 частями 3.1 и 3.2

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе потребовать обеспечить выполнение госконтракта поэтапно.

Поставщик предоставляет обеспечение исполнения госконтракта по отдельным этапам, если обеспечивает его исполнение банковской гарантией. Срок действия банковской гарантии превышает не менее чем на один месяц срок выполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом по выполнению его отдельного этапа.

Размер обеспечения отдельного этапа исполнения госконтракта определяется ч. 6 ст. 96 закона о контрактной системе.

А вот КБК для перечисления обеспечения контракта по 44-ФЗ для отдельного этапа не изменится — 00000000000000000510.

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе установить требование обеспечения исполнения гарантийных обязательств по годам их исполнения.

Подрядчик вправе предоставить обеспечение исполнения гарантийных обязательств контракта по годам их исполнения, если обеспечивает их банковской гарантией.

Стороны госконтракта подписывают акт приемки объекта капстроительства, который предусмотрен п. 4 ч. 3 ст. 55 ГрК, после предоставления подрядчиком банковской гарантии на срок ее действия не меньше года. Банковская гарантия, которая обеспечивает гарантийные обязательства следующих лет, предоставляется не позже чем за один месяц до истечения срока действия банковской гарантии, которая обеспечивает гарантийные обязательства по госконтракту на предшествующий период.

Изложили ч. 4 ст. 96 в новой редакции

Контракт заключается после предоставления участником закупки ОИК с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 закона о контрактной системе.

Если госконтрактом предусмотрены этапы и установлено требование обеспечения выполнения гарантийных обязательств с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.2 ст. 96 44-ФЗ, размер обеспечения гарантийных обязательств не превышает 10% от стоимости отдельного этапа, обязательства по которому обеспечиваются.

Дополнили ст. 96 частью 6.1 По ходу выполнения условий контракта, если госконтрактом предусмотрены отдельные этапы и установлено требование обеспечения исполнения контракта с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 44-ФЗ, банковская гарантия для отдельного этапа на срок, который увеличен не меньше чем на 1 месяц срока выполнения таких обязательств, в т. ч. с учетом изменения срока госконтракта по ст. 95 44-ФЗ. предоставляется не позже чем за 2 месяца до истечения срока окончания ранее предоставленной банковской гарантии обеспечения исполнения отдельного этапа.

Замена обеспечения

В ряде случаев предусмотрена замена банковской гарантии:

  • Ввиду продления срока соглашения – документ считается годным еще в течение 1 календарного месяца после окончания контракта, однако если сделка продлевается, то гарантия должна покрыть увеличившийся срок.

  • Документ недействителен, то есть не прошел регистрацию в реестре.

  • Банк, выдавший гарантию, впоследствии лишился права на предоставление обеспечения. Например, в связи с отзывом лицензии или проводимой санацией.

Второй случай характерен при работе заказчика с недобросовестными брокерами, которые выдают нелегитимные гарантии. Поэтому при необходимости заказа услуги обращайтесь только к профессионалам с проверенной репутацией

Оформленные документы всегда можно найти в едином реестре, поэтому такая мера предосторожности поможет проверить компанию на честность.

Банковская гарантия по 223-ФЗ: особенности

Гарантия подтверждает серьезность намерений участника, его финансовую состоятельность и позволяет заказчику покрыть возникшие убытки при срыве контракта.

Порядок получения банковской гарантии по 223-ФЗ имеет определенные отличия от процедуры ее оформления по 44-ФЗ. Можно сказать, что главной отличительной чертой гарантии по 223-ФЗ является большее число полномочий, которое передается заказчику при установке требований к предъявляемой гарантии.

Законодательство в данном случае лишь определяет общие условия государственной закупки. Тогда как в рамках 44-ФЗ закон устанавливает жесткие требования к форме документа, а также к банкам, которые могут выпускать такую гарантию.

Важными отличительными чертами оформления банковской гарантии по 223-ФЗ являются:

  1. Требование об обязательном нахождении банковской гарантии в едином реестре ЕРБГ не является обязательным. Законодательство не обязывает исполнителя вносить полученную им гарантию в единый реестр. Тогда как без наличия банковской гарантии в реестре при 44-ФЗ заказчик может отказать подрядчику в заключении контракта. За ведение реестра банковских гарантий по 44-ФЗ отвечает Федеральное казначейство. Если гарантии при закупках по 44-ФЗ нет в этом реестре, то значит, она не является подлинной.
  2. Законодательство не содержит указание на список банков, которые могут оформить гарантию. Требования к банкам формируются самими заказчиками. Гарантии по 44-ФЗ выдаются только финансовыми учреждениями, которые представлены в реестре: их капитал не может быть менее 300 млн. р., им должен быть присвоен рейтинг Эксперт или АКРА.
  3. Закон 223 не регламентирует размер обеспечения. Тогда как по ФЗ-44 при сумме контракта свыше 50 млн. р. обеспечение устанавливается в размере 10-30%.

ФЗ-223 содержит указание на несколько разновидностей банковских гарантий. Они включают:

  • гарантии для исполнения государственного контракта (они обязывают выплатить определенную сумму заказчику банком при условии нарушения исполнителем условий договора или при отказе от заключения контракта в принципе);
  • гарантии под обеспечение поступившей заявки от подрядчика, который собрался принять участие в аукционе или конкурсе (они подтверждают серьезность намерений подрядчика подписать в дальнейшем контракт);
  • гарантии возврата аванса, полученного в рамках госконтракта (если заключенный контракт подразумевал перечисления авансового платежа, то гарантия подтвердит, что он собирается исполнить обязательства по договору).

Стоит отметить, что многие заказчики по 223-ФЗ прописывают условие об обязательном наличии банковской гарантии для обеспечения контракта. Такая форма обеспечения имеет немало преимуществ и для самого исполнителя. Так, ему выгоднее оформить гарантию, чем получать в банке кредит для внесения обеспечения в денежной форме.

При наличии банковской гарантии исполнитель также может рассчитывать на авансовый платеж, что является неоспоримым плюсом.

Обзор документа

Закреплены требования к форме банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Банковская гарантия оформляется на бумажном носителе или в электронном виде с учетом требований, установленных законодательством.

Перечислены документы, представляемые заказчиком банку одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии (приведена его форма).

Бенефициар направляет гаранту следующие документы. Это платежное поручение, свидетельствующее о перечислении аванса принципалу. Документы, подтверждающие факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта, а также полномочия единоличного исполнительного органа, подписавшего требование по банковской гарантии.

Прописаны правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий.

Реестр ведет и размещает Федеральное казначейство.

Перечислены данные, которые включаются в него. Это наименование, местонахождение заказчика — бенефициара, ИНН; копия документа о внесении изменений в условия банковской гарантии; идентификационный код закупки; сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии.

При этом банк одновременно с выдачей банковской гарантии (внесением изменений в ее условия) формирует и отражает необходимые информацию и документы в реестре.

Кроме того, заказчики по итогам рассмотрения поступившей в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии в случае отказа в ее принятии формируют и включают соответствующие данные в реестр.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок реестр банковских гарантий размещается на сайте www.zakupki.gov.ru.

При формировании сведений и документов для включения в реестр до 31 декабря 2015 г. указывается номер извещения об осуществлении закупки, размещенного на названном сайте, или уникальный номер контракта, в обеспечение которого выдана банковская гарантия, из реестра контрактов. С 1 января 2016 г. — идентификационный код закупки.

Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за некоторым исключением.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Условия выдачи гарантии и перечень документов

Требования банков, которые они предъявляют к поставщикам для получения гарантии, варьируются в зависимости от типа кредитного учреждения. В частности, банки предлагают разные сроки выдачи гарантий, размеры комиссионных, перечень документов и пр.

Проще всего оформить гарантию в банке, в котором у поставщика открыт расчетный счет. Некоторые банки даже предъявляют требование к поставщику об обязательном открытии счета для получения гарантийного обеспечения.

Для получения банковской гарантии банками учитывается репутация компании, ее опыт работы (в том числе в реализации государственных контрактов аналогичного уровня), финансовая устойчивость.

Обычно банкам предоставляются такие документы:

  1. Учредительная документация (ОГРН, Устав, ИНН).
  2. Финансовая отчетность за последний год.
  3. Бухгалтерская и налоговая отчетность за год.
  4. Предварительная заявка.
  5. Ссылка на закупку.

Сроки оформления гарантии составляют 1-5 дней (стандартные сроки составляют 3 рабочих дня).

Обычно для подписания договора и предоставления гарантии поставщику отводятся весьма сжатые временные рамки. Поэтому достаточно часто поставщики стремятся позаботиться об одобрении суммы гарантии в банке заблаговременно. Для этого они проходят процедуру по установлению лимита банковских гарантий. Это позволяет поставщикам понять, могут ли они рассчитывать на получение гарантии в принципе либо им придется искать денежные средства для внесения обеспечения.

Также получение предварительного одобрения от банка ускоряет процесс выдачи гарантии. Процедура состоит в следующем: банком запрашиваются копии документов (стандартный пакет сведений, которые проверяются при получении гарантии), и устанавливается определенный лимит.

При этом поставщику следует учесть, что в некоторых случаях услуги по лимитированию гарантий в банках платные, а при ухудшении финансового положения в финальном предоставлении гарантийных обязательств могут отказать.

Возможности экономии

Чтобы запросить гарантию у максимального количества банков, иногда целесообразно обратиться к услугам агентов. Они в курсе всех тарифов и могут подобрать наиболее выгодные предложения. Минус в том, что агенту придется платить, к тому же есть шанс наткнуться на недобросовестное лицо. Как вариант, можно разбираться во всем самостоятельно, но на это может уйти немало времени.

Однако не стоит зацикливаться только на цене, ведь погнавшись за дешевизной, можно упустить другие важные параметры. А именно сроки, условия, форма гарантии и так далее. В итоге стоит остановиться на оптимальном соотношении цены банковской гарантии и ее качества.

Еще одна возможность сэкономить — попросить банк снизить комиссию из-за того, что срок банковской гарантии уменьшается. Дело в том, что при предварительном обращении за гарантией срок отсчитывается, как правило, от одной из даты:

  • даты проведения аукциона;
  • даты обращения за гарантией.

Если между обращением в банк и заключением контракта пройдет довольно много времени, то этот срок исключается из гарантии. Соответственно, комиссионные могут быть уменьшены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector