Пример и правила написания объяснительной записки, образец для скачивания

Виды объяснительных записок

Существует два вида записок, которые могут выступать в качестве: 

  • объяснения поведения других лиц;
  • оправданий собственного поведения.

Первый вид применяется, если внештатная ситуация или нарушение дисциплины произошло по вине посторонних. В такой записке описываются обстоятельства, которые произошли без участия адресанта.

Для наглядности пример объяснительной записки кадровика, приложенной к графику отпусков:

Второй вид объяснительных записок – это изложение сотрудником обстоятельств какого-либо нарушения дисциплины или внештатной ситуации, произошедших по собственной вине. Так как государство у нас правовое, в каждом случае в отношении участника спорной ситуации должна действовать презумпция невиновности. А поэтому, нельзя безапелляционно признать сотрудника виновным, если он не участвовал в разборе ситуации.

Например, нельзя объявить выговор за опоздание на работу, если опоздавшему не предложено объяснить причину задержки.

Вместе с тем объяснительные записки должны оформляться таким образом, чтобы адресат смог понять причины нарушения дисциплины и саму суть ситуации, от чего напрямую зависит решение: казнить или помиловать.

Образцы, примеры на 2020 год

Объяснительная записка может потребоваться каждому работнику. Причины для ее написания могут быть самыми разными, но чаще всего приходится оправдываться за опоздание, прогул, невыполнение плана, ошибки в работе.

1 file(s) 130.50 KB

1 file(s) 13.00 KB

1 file(s) 90.50 KB

1 file(s) 125.50 KB

1 file(s) 86.00 KB

Объяснительная записка о невыполнении должностных обязанностей

1 file(s) 122.50 KB

Популярные вопросы по статье

Как писать объяснительную на имя директора

При написании объяснительной записки на имя директора необходимо указать его ФИО, должность, название фирмы. Затем представиться, указать дату написания объяснительной, дату инцидента и описать ситуацию. 

Как правильно написать объяснительную

Чтобы написать объяснительную записку на имя директора правильно, соблюдайте правила:

  • В правом верхнем углу: кому и от кого записка;
  • Ниже по центру «Объяснительная записка»;
  • Ниже описываете ситуацию, со слов: «Я (должность и ФИО)» и затем кратко объясняете почему не справились с должностными обязанностями или не выполнили «Правила организации работы на предприятии». 
  • Внизу дата и подпись. 

Объяснительную записку необходимо предоставить директору не позже, чем через 2 дня после инцидента. 

Пояснительная записка — что это и чем отличается от объяснительной?

Не нужно путать объяснительную записку с пояснительной. Первая необходима в ситуациях, когда имеются нарушения связанные с рабочим графиком, должностными обязанностями. 

Вторая, пояснительная записка — это документ, который сопровождает различную отчетность (к примеру, бухгалтерскую) и разъясняет термины, понятия, данные, которые могут вызвать вопросы. 

Когда можно не писать объяснительную записку?

Если в правилах предприятия не зафиксирована необходимость составлять объяснительную расписку при каком-либо проступке, можно лично объясниться с директором. Но лучше, написать записку, так как без нее согласно ТК РФ руководитель организации имеет право привлечь к дисциплинарной ответственности недобропорядочного сотрудника. 

Помните, что наказать сотрудника, если он не был под роспись ознакомлен с внутренними правилами работы на предприятии и распорядком, нельзя. 

Похожие

  • Как правильно написать ходатайство?
  • Как составить претензию на возврат денежных средств?
  • Какие документы обязательно нужны для продажи квартиры в 2020 году
  • Доверенности: виды, формы, образцы
  • Образец договора ГПХ с физическим лицом на выполнение работ
  • Как правильно написать гарантийное письмо?
  • Особенности и образец составления договора контрактации
  • Как писать заявление о приеме на работу
  • Как написать рекомендательное письмо?
  • Образец договора купли продажи с рассрочкой платежа

Затребование письменных объяснений

Итак, «до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение». Как видите, закон не указывает точно, должно ли требование объяснений происходить в устном или письменном виде. В особенно сложных случаях, когда и работник, и работодатель настроены очень серьезно и намерены идти, что называется, до победного конца, работодатель должен запросить у работника объяснения письменно, чтобы потом иметь возможность подтвердить соблюдение процедуры, предписанной для наложения дисциплинарных взысканий статьей 193 ТК РФ (Пример 1). Утвержденной формы этого кадрового документа никогда не существовало, потому в каждой организации его оформляют на свой лад. Даже вид документа для этого используют разный (уведомление, требование, письмо и др.), хотя корректнее называть его именно «требование», потому что в ч. 1 ст. 193 ТК РФ говорится о том, что нужно «затребовать» письменное объяснение. Уведомление по смыслу имеет другой оттенок – происходит информирование и нет требования что-либо сделать. Письмо – исходящий документ, который направляется в стороннюю организацию или физическому лицу, а работник не такой уж «чужой» человек.

Следует помнить, что «дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка» (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). Факт его обнаружения подтверждается актом, а не требованием. Поэтому от даты обнаружения (которая в идеале должна совпасть с датой составления акта) и следует отсчитывать этот месяц, а не от даты затребования письменных объяснений.

От даты требования отсчитывается другой срок – 2 дня для дачи письменного объяснения (см. Пример 3)

Поэтому важно не только оформить требование, но и доказать, что оно было вручено работнику либо он отказался от его получения. Для этого внизу листа можно сразу сделать соответствующие заготовки (помечены цифрами 1 и 2 в Примере 1): если не оформляется первая (подпись о получении требования), то оформляется вторая (свидетели подтверждают факт отказа работника получить этот документ, данная отметка избавляет от необходимости составлять отдельный акт по этому поводу)

Пример 1

Письменное требование объяснений у работника

Пример 2

Текст требования объяснений у работника о причинах отсутствия на работе и подпись

Пример 3

Расчет срока для дачи письменного объяснения причин дисциплинарного проступка

Допустим, рабочий по халатности повредил имущество работодателя в понедельник 01.09.2014, тому были свидетели и в тот же день был оформлен акт. 02.09.2014 рабочему предъявили требование о даче письменных объяснений. Срок начинаем отсчитывать со следующего дня:

  • 03.09.2014 – 1-й день,
  • 04.09.2014 – 2-й день (когда представление объяснительной еще будет считаться своевременным),
  • 05.09.2014 уже можно актировать факт непредоставления объяснений.

Если бы требование о даче письменных объяснений предъявили работнику в пятницу 05.09.2014, а суббота и воскресенье у него – выходные дни (т.е. в расчете 2-дневного периода не участвуют), то срок своевременного представления объяснительной записки истечет только во вторник 09.09.2014.

Чтобы добросовестный работник не запутался в расчете данного срока, лучше сразу указывать в требовании конкретную дату, до которой объяснительная записка должна быть предоставлена. Сюда можно добавить и конкретное подразделение / должностное лицо, которому она должна быть отдана (см. второй абзац текста требования из Примера 1). Адресат объяснительной записки (на чье имя она составляется, например, генеральный директор) и лицо, которому ее следует передать (например, секретарь или начальник кадровой службы), скорее всего, будут разными людьми.

Как составить объяснительную: 5 практических примеров

На практике объяснительную составляют в случае нарушения трудовой дисциплины или должностной инструкции (как по вине сотрудника, так и в силу не зависящих от него обстоятельств). Несколько распространенных примеров записок представлены ниже.

Отсутствие на рабочем месте или опоздании

Если отсутствие связано с заболеванием, это стандартная ситуация, которая не требует дополнительных разъяснений (при наличии больничного листа). Однако отсутствие может быть связано и с другими причинами. В любом случае их необходимо документировать.

случай подтверждающие документы
ДТП справка из ГИБДД и страховой компании
подтопление в квартире, поломка замка и блокирование двери справка от Управляющей компании, сотрудников полиции
чрезвычайные обстоятельства (грабеж, нападение) справка из полиции, медицинские справки

Однако в ряде случаев подтверждающих документов может и не быть (например, работник проспал из-за сильной усталости) – тогда можно полагаться только на понимание руководителя. Тем не менее, объяснительную записку в любом случае нужно предоставить. В ней следует честно изложить причину случившегося и дать обещание о том, что впредь подобные ситуации не повторятся.

Нарушение должностной инструкции

Это наиболее распространенная группа объяснительных записок. В документе сотрудник дает объяснение, почему он нарушил должностную инструкцию, есть ли его вина (можно как признать себя виновным, так и возложить ответственность на других лиц). Если вина признается, следует дать обещание о том, что работник предпримет все меры, чтобы исключить подобные ситуации в будущем.

Мнение эксперта

Соболев Дмитрий

Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта

Ранее мы так же приводили образец докладной записки о невыполнении сотрудником своих обязанностей, ознакомиться с ним можно тут.

Невыполнение плана и других показателей

Если по результатам месяца/квартала/года не был выполнен план (по продажам, производству, обучению и т.п.), руководитель вправе затребовать объяснений, в том числе в письменном виде. Сотрудник должен провести анализ причин невыполнения плана и дать соответствующие разъяснения.

Объяснительная от кассира

Кассир является материально ответственным лицом, что признается законодательством, а также прописано в должностных инструкциях и трудовом договоре. Поэтому при возникновении любого расхождения по кассе, в случае невыдачи чека, некорректной информации в кассовой книге, приходных или расходных документах работодатель вправе затребовать соответствующие письменные объяснения.

Объяснительная в налоговую службу

В этом случае к оформлению документа необходимо подойти особенно тщательно. Составляется объяснительная на имя инспектора, который затребовал ее. В тексте излагают причины допущенных неточностей и описывают приложенные документы с исправлениями.

Как грамотно написать объяснительную записку в 2020 г.

Бумага оформляется в рукописном, либо в печатном виде, подается добровольно или по запросу. Пишут на чистом листе формата А4.

Шаблон объяснительной используется для того, чтобы составить ее как положено. Например, стоит посмотреть образец объяснительной записки об ошибке в работе. К структуре подобных свидетельств предъявляются требования, принятые в делопроизводстве.

Шаг 1

Оформление объяснительной начинается с составления «шапки» документа, размещаемой сверху справа.

1. Вначале приводят данные лица-получателя. Подробно расписываются должность, фамилия, инициалы. Используется дательный падеж. 

Пример первой части шапки объяснительной директору: (кому?).

2. Указывают данные составителя, включая должность (социальный статус). ФИО расписываются полностью, ставятся в родительном падеже:

Шаг 2

Ниже «шапки» делают небольшое отступление (3-4 строки). В центре листа прописными буквами пишут «Объяснительная записка». В следующей строке указывают причину оформления бумаги: ввиду отсутствия ФИО и дата, о травме полученной в школе. Надпись ставят по центру.

Шаг 3

Если рассмотреть любой образец объяснительной записки, к примеру, об ошибке в работе, видно, что объяснительная часть условно делится на две.

Шаг 4

В конце объяснительной записки в одной строке ставят дату (по левому краю) ее составления и, сделав небольшой отступ вправо, — подпись, инициалы и фамилию автора.

образец объяснительной записки

Шаг 5

Подобные бумаги в некоторых случаях сопровождаются приложениями, подтверждающими достоверность вышеуказанных сведений. Прикладывают:

  • заверенные медицинские бланки;
  • справки о посещении государственных учреждений (из суда, ГИБДД);
  • акты (об авариях, ремонтах дорог);
  • выдержки из статей СМИ, подтверждающие события, и прочее.

Желательно отдавать заверенные у секретаря копии документов. Оригиналы могут потребоваться для защиты в суде.

Объяснительная записка по ТК РФ (обязан ли работник ее писать)

В сказано, что перед принятием решения о дисциплинарном взыскании (ДВ) руководитель должен потребовать у сотрудника объяснительную записку, но в какой форме требовать там не указано. Поэтому, в случае значительного нарушения, особенно доведения дела до судебного разбирательства, рекомендуется изложить запрос письменно.

Это послужит доказательством в соблюдении порядка ТК и в том, что объяснения руководителем были действительно затребованы. Если на предприятии не принято унифицированных форм делопроизводства, то требование объяснения излагается в свободной форме.

ДВ должно примениться к сотруднику на протяжении месяца с момента происшествия и не должно применяться по истечении полугода от этой даты. Причем, период отсутствия работника по болезни или по причине очередного отпуска исключается из этих сроков.

Любое негативное событие на предприятии должно актироваться, дата оформления акта и будет считаться моментом происшествия. Если нарушение было выявлено в результате инвентаризации или какой-либо другой проверки, на применение ДВ отводится до двух лет от даты его совершения.

К любому нарушению допустимо применить взыскание только один раз.

Не согласившись с решением о наказании, подчиненный наделен правами его обжаловать, обратившись в комиссию по разрешению трудовых споров или в гос. инспекцию труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector