5 лучших бизнес-школ москвы
Содержание:
- Почему бизнес-программы нужны именно управленцам
- #1. Международная программа MBA РАНХиГС/Kingston University London (ИОН).
- Что такое МВА
- Тренд 1. Высшего образования недостаточно
- Программы и центры бизнес-образования в Ростове-на-Дону
- Как определиться с идеей для бизнеса
- Тренд 5. Обучение специалистов старше 50 лет
- Бизнес идеи в образовании, получении знаний в году. Как заработать в интернете преподавателю или учителю?
- Государственное образование
- Тренды появляются и исчезают, а классика остается
- Хорошим подспорьем стала отмена налога на прибыль
- Кто будет сопровождать вас в Бизнес-школе SRC?
- Кыргызстан
Почему бизнес-программы нужны именно управленцам
Несмотря на то что образование сегодня стало крайне популярным, обучение на бизнес-программах подходит далеко не всем.
Портрет потенциального слушателя гораздо уже, чем говорят многие бизнес-школы.
Во-первых, получение диплома MBA не требуется линейным сотрудникам, которые не занимаются развитием бизнеса. Если менеджер не имеет никакого отношения к управленческой деятельности компании и не ожидает перехода на более высокую должность, ему негде применить знания.
Это подтверждает и второй критерий отбора на программы MBA — опыт работы на руководящей должности. Он разнится от программы к программе, но в среднем — от трёх лет.
Бизнес-программы нацелены на людей, которые точно знают свои слабые стороны в управлении и приходят улучшать навыки. Проходить обучение на MBA-программе просто, чтобы стать лучшим управленцем, априори неудачная идея.
На определение портрета студента влияет и финансовая сторона вопроса.
Если вы руководитель, но у вас небольшой бизнес, который не планируете расширять в ближайшие несколько лет, вам лучше вложиться не в диплом MBA, а в развитие персонала компании.
Во-первых, это будет дешевле, а во-вторых, принесёт быстрый и выгодный результат в моменте.
Бизнес-образование — про комплексный подход к обучению. Управленцы учатся смотреть на свои задачи под новым углом. На коротких сессиях у коучей за несколько часов можно узнать лишь о работе конкретного инструмента, а на бизнес-курсах даётся более глубокое представление о предпринимательском мире. Руководители должны мыслить более глобально. Их ключевые навыки: умение быстро принимать решения, просчёт рисков и отсутствие страха изменений.
Востребованным становится именно онлайн-формат обучения. В бизнес-школах уже давно запущены онлайн-MBA (Школа бизнеса Университета Уорвик в Великобритании, INSEAD, Стэнфордская и Оксфордская бизнес-школы). Само обучение по программам становится более дробным и фрагментированным, разбитым на небольшие модули. Это позволяет руководителям учиться без отрыва от операционной деятельности.
Отдельное место занимает blended-формат обучения, в котором сочетаются онлайн- и офлайн-компоненты. К примеру, INSEAD делает 12-месячную программу: это интенсивное погружение, но при этом студенту не обязательно постоянно находиться в кампусе. Он приезжает только для прохождения модулей, учится очно неделю, общается с одногруппниками, а потом на целый месяц возвращается домой — чтобы самостоятельно проработать кейсы.
#1. Международная программа MBA РАНХиГС/Kingston University London (ИОН).
Это настоящее британское MBA-образование, которое можно получить в Москве. Обучение ведется по программам Kingston University на базе факультета международным программ ИоН РАНХиГС – лидера бизнес-образования в России. После успешного завершения программы, выпускники получат диплом МВА университета Кингстона и диплом РАНХиГС при Президенте РФ о присвоении степени мастера делового администрирования(двойной диплом). Это образование является фундаментальным, условия подбираются специально для вас. Преподавательский состав из международной команды британских и российских профессионалов, топ-менеджеров глобальных корпораций и отечественных компаний, бизнес-консультантов и успешных предпринимателей-практиков.
Рекомендуем также обратить внимание:
Синергия работает в системе бизнес-школ России более 30 лет, вместе со страной проходя различные не самые простые этапы развития и становления современного бизнеса. Все эти годы Синергия следует своей изначальной миссии, и 47000 выпускников этой школы по достоинству оценили качество ее бизнес-образования. Синергия доказывает свой статус не только внутри России, но и на международной бизнес-арене. Школа по праву гордится разнообразием образовательных программ. Среди 495+ программ вы всегда сможете выбрать конкретно ту, которая поможет закрыть вашу текущую необходимость: от краткосрочного мастер-класса в формате интенсив до базового фундаментального образования. Какую бы программу вы ни выбрали, вы получите полноценную теоретическую и практическую подготовку от сильнейших российских и зарубежных ученых, а после окончания обучения наверняка разделите посыл Синергии, предлагающей своим выпускникам бизнес-образование как стиль жизни.
Синергия Бизнес школа
И это еще далеко не конец. Школ более полуста. И вы можете выбрать себе идеальную, подходящую под все условия. И все с радостью откроют свои двери для вас, а консультанты программ сделают все, чтобы удовлетворить все ваши предпочтения.
Главное – желание.
Что такое МВА
MBA (Master of Business Administration – «Магистр бизнес администрирования») – профессиональная квалификационная степень в сфере менеджмента. (Материал из Википедии)
Согласно термину, утвержденному Международной ассоциацией по оценке качества и аккредитации организаций в области бизнеса и управления образования (EQUAL),
МВА – универсальная программа, адаптированная для людей с опытом работы не менее 2-х лет, с выдачей диплома о получении высшего образования, в соответствии с интеллектуальными и академическими стандартами магистратуры.
Данные за прошедший год:
- Бизнес-школы в Азии показали за прошедший год до 90 процентов прироста популярности на двухгодичные программы по МБА. В Европе при этом наблюдается тенденция к более охотному посещению клиентами 12-ти месячных ускоренных курсов. Это объясняется возможностью сэкономить затраты ресурсов времени и денег, а также разделение групп студентов на
компактные подгруппы. - Финансирование от крупных компаний понемногу уступает место краудфандингу и взятые в долг у родственников или банков кредиты на обучение.
- Специализации становятся все более нишевыми.
- Учебные программы бизнес-школ отмечают тенденцию к увеличению интереса слушателей к таким дисциплинам как:
- люксовые товары;
- здоровье;
- образование;
- энергетика;
- мультикультурные коммуникации;
- анализ явлений с нескольких точек зрения;
- управление проектами, мотивация к действию.
Изучите темы, которые больше всего интересны потенциальному клиенту и подумайте, как может развиваться MBA. Кроме того, некоторые клиенты уже настолько хорошо овладели материалом, что готовы сами обучать новичков.
По итогам прошедшего года, покупательский спрос и покупательная способность пошли на спад. Корпоративный сегмент избрал тактику экономии, при этом соцопросы показали, что около 30 процентов работодателей крупных городов уверены в том, что дополнительное обучение и повышение квалификации поможет работнику достичь профессионального успеха и повысит его шансы получить более высокооплачиваемую должность.
Кризис, который имел место 8 лет назад, показал, что часть специалистов охотно повышают свои профессиональные навыки, чтобы стать более успешными и конкурентноспособными на рынке труда. После завершения кризиса работники, которые посвятили год-полтора обучению, легко справлялись с новыми поставленными перед ними работодателями задачей. Нынешний кризис качественно отличается от ситуации 2009 –го года, уверены эксперты.
Как отмечает Александр Минкевич, прошлый год был отмечен повышением интереса целевой аудитории к таким специальностям как:
- Работа с персоналом;
- совершение госзакупок;
- качественное управление бизнес-моделями и развитие организаций.
Среди топ-менеджеров основными пунктами, которым они желали обучиться в 2015-м году, стали:
- стратегический менеджмент/управление компанией,
- обучение отраслевым бизнес-процессам,
- программы личностного роста руководителей.
В текущем году основной упор возможно будет сделан на:
- фин. менеджмент,
- обучение технологии ведения переговоров, и тактику личностного роста.
По словам директора Уральской школы тренинга Ольги Катаевой, ключевыми становятся темы, которые раскрывают конфликт работодателя и соискателя на должность. Такие конфликты особо остро проявляются в период экономического спада.
Руководителям проектов нужны специалисты, которые компетентны на управленческих должностях и могут обладать навыками финансового менеджера. Ясно, что топ-менеджеры стремятся научиться не только этому, и разрыв в потребностях аудитории – шанс для бизнес тренеров проявить себя с новой стороны. Согласно рейтингам тематик, которые выбирали руководители по своему усмотрению, лидирующие места были заняты программами личностного роста и MBA.
Программы MBA отличаются дороговизной и сейчас в условиях кризиса стремятся сохранить свою репутацию. На протяжении четырех последних лет, когда бизнес-школы потеряли право выдавать дипломы государственного образца и при этом освободились от стандартов, принятых для программ типа MBA, появилось множество псевдо-обучающих программ.
Однако позитивной стороной отмены стандартов стало то, что появилась возможность делать программу более гибкой и приспосабливать ее к меняющимся внешним условиям.
Конечно, программа – ЭТО МВА – это не короткие курсы и тренинги – это гораздо более кропотливый труд.
Тренд 1. Высшего образования недостаточно
Высшее образование давно не является гарантией устройства на работу и залогом успешного карьерного роста. Согласно опросу Русской Школы Управления, 35% сотрудников российских компаний не работают по специальности, и это не мешает им строить карьеру. Для подавляющего числа работодателей куда важнее наличие нужных для работы компетенций: чем больше специфических точечных навыков у кандидата на вакансию, тем выше его шансы получить заветную должность. Компаниям нужны компетентные сотрудники, которые держат руку на пульсе и всегда знают, как использовать новые инструменты и технологии на своем месте. За такими работниками — будущее, и в такое развитие компания готова вкладывать.
К сожалению, высшее образование не направлено на отработку практических навыков. Обучение в вузах очень теоретизировано, там крайне мало преподавателей-практиков и очень редко используются форматы тренингов и деловых игр, в рамках которых можно отработать изученный материал.
Еще сложнее ситуация обстоит с управленческими компетенциями. Быть эффективным руководителям не научат в вузе и не расскажут, как ставить задачи, проводить совещания и мотивировать персонал. Всему этому приходится постоянно учиться самому.
Такие жесткие условия конкуренции и являются катализатором спроса на курсы повышения квалификации и тренинговые форматы. Они единственная возможность получить максимум практических знаний за короткий срок.
Программы и центры бизнес-образования в Ростове-на-Дону
Что касается Бизнес-школы ЮФУ, то здесь собираются люди, строящие свой собственный бизнес или управленческую карьеру преимущественно на Юге России, и желающие применять в своей деятельности самые современные подходы к различным аспектам бизнеса: финансы, hr, управление качеством, внешнеэкономическая деятельность, кросс-культурный менеджмент и маркетинг… Высказывание «think global, act local» достаточно точно отражает философию бизнес-школы ЮФУ.
В Институте экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ проводятся лекции приглашенных профессоров зарубежных бизнес-школ. Так, в мае этого года со слушателями МВА встречались декан факультета менеджмента Варшавского университета Аллозий Новак, преподающий на программах МВА в США, профессор Рагхаван (Директор Народного института исследований в области управления, Индия), Омар Росмини, заместитель декана по научно-исследовательской работе Международной школы бизнеса (Малайзия).
Единственный региональный центр в Ростовской области Международного института менеджмента ЛИНК, который в свою очередь является эксклюзивным представителем Открытого университета Великобритании в странах СНГ — компания Профессиональные образовательные технологии представляет уникальный продукт — курс первой ступени MBA «Менеджмент в действии». Этот первый этап программы МВА позволит уже в процессе обучения вносить качественные изменения в управленческую практику через активное использование концепций, теорий и инструментов. Курс поможет развить хорошую теоретическую и практическую базу в области управления и лидерства, позволит выстроить взаимосвязи между ключевыми функциями менеджмента.
В перспективе представителям российского рынка бизнес-образования уже недостаточно будет просто заявлять о практической направленности программ или приглашать отдельных «звезд», готовых делиться секретами своего успеха. Преимущество получат российские бизнес-школы, предлагающие четко сфокусированные продукты, нашедшие свою целевую аудиторию и максимально понимающие ее потребности, сформировавшие высокопрофессиональный преподавательский состав. Без грамотной маркетинговой стратегии – не обязательно основанной на сверхвысоких бюджетах – тоже не обойтись.
Говоря о средне- и краткосрочном бизнес-образовании в Ростове-на-Дону, наряду с ЮРШИБ и Институтом экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ, прежде всего стоит выделить такие учреждения, как Ростовский Государственный экономический университет (РИНХ) и Консалтинговая группа «Классный час», которые по числу слушателей дополнительных программ находятся близко к лидирующим позициям.
В Ростове-на-Дону открыты и филиалы многих федеральных образовательных учреждений, в том числе специализирующихся на бизнес-образовании. Так, Русская Школа Управления (с центром в Москве и 20 филиалами в городах Российской Федерации) предлагает в Ростове-на-Дону курс mini mba.
Среди крупнейших учреждений Ростова-на-Дону, предоставляющих услуги исключительно в сфере бизнес-образования, стоит выделить компанию Профессиональные образовательные технологии», учебно-тренинговый центр «Аякс» и НОУ ДПО «Тренинг центр». Данные организации проводят как открытые, так и корпоративные программы по дополнительному образованию, в основном среднесрочные и краткосрочные.
Как определиться с идеей для бизнеса
Многие люди, которые ранее не занимались бизнесом испытывают большие проблемы ещё на начальном этапе, когда нужно определиться с идеей. Если будущий предприниматель не имеет в своём активе средств на развитие бизнеса, рассматривать стоит те варианты, которые требует меньше всего вложений. Например, посредническое предпринимательство. Также стоит опереться на следующие факторы, которые помогут сделать правильный выбор:
- Индивидуальная склонность к определённой сфере предпринимательской деятельности. В первую очередь, следует рассматривать направления, в которых человек разбирается лучше всего.
- Размер капиталовложений на первых этапах. Иногда у людей появляются хорошие идеи, но денег на их реализацию не хватает. В таком случае, придётся их зарабатывать или найти инвесторов, которые поверят в прибыльность предлагаемого бизнеса.
- Уровень конкуренции. Оригинальная идея и качественная её реализация принесет гораздо больше прибыли. Чтобы конкурировать на рынке с более опытными игроками, придётся вложить немало денег на рекламу, производство и качество продукта. Чтобы не прогореть, цена также должна быть ниже, чем у конкурентов при лучшем качестве продукта. Но, если не продумать математическую модель бизнеса до мелочей, это может спровоцировать крах компании.
Опытные бизнесмены советуют составить список из нескольких идей. В конечном итоге, необходимо выбрать только одну из них, а про существование остальных на время забыть. По каждому варианту у будущего предпринимателя должны быть корректные сведения об особенностях такого бизнеса. Например, если человек собирается открыть свой ресторан, через своих знакомых следует постараться найти владельца данного бизнеса и пообщаться с ним, чтобы узнать всё до мельчайших нюансов, особенно тех, которые связаны с рисками финансовых потерь.
Тренд 5. Обучение специалистов старше 50 лет
В этом году в связи с пенсионной реформой остро встал вопрос профессионального развития старшего поколения сотрудников. Работать теперь они будут дольше, а значит заметно вырастет конкуренция на рынке труда
И здесь важно понимать, в чем специфика профессионального развития таких специалистов.
Специалисты в возрасте 50+ — это довольно опытные эксперты. Если они уже достигли высокого профессионального уровня, то наверняка давно сформировали привычку регулярно учиться и повышать квалификацию. И такие специалисты обычно учатся до самой пенсии.
Но есть немало тех, кто хочет усилить свой профессионализм, добиться новых карьерных высот или радикально изменить сферу деятельности. В этом случае сотрудники часто идут учиться управленческим компетенциям. Позиция руководителя предполагает, что он должен хорошо разбираться в управлении персоналом, финансах, маркетинге и других отраслях. Самостоятельно получить такие навыки довольно сложно.
Некоторые специалисты решают серьезно подтянуть свои soft skills (переговорные и презентационные навыки, тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект, управление командой). Такие навыки усиливают профессиональную базу специалиста и позволяют максимально реализовать свой потенциал.
Отдельным трендом является обучение бизнес-навыкам. В этом возрасте многие решаются на открытие собственного дела. И, как ни странно, шансы основать успешный стартап у них максимально высокие. Согласно исследованию Kellogg, у 50-летнего человека почти в три раза выше шансы создать успешный стартап, чем у 25-летнего. Содержательно здесь потребуется и полный спектр управленческих компетенций, и особые «стартаперские»: разработка и развитие продукта, поиск и развитие клиентской базы, управление проектом и привлечение финансирования.
Присоединяйтесь к нам в Telegram! Канал Русской Школы Управления о вопросах непрерывного развития, повышения квалификации и трендах бизнес-образования @rusuprav
Бизнес идеи в образовании, получении знаний в году. Как заработать в интернете преподавателю или учителю?
Бизнес идеи в сфере образования – это возможность начать свой бизнес без вложений в сети Интернет.
Чтобы заработать на обучении, важно определиться со сферой деятельности, которая получается у вас лучше всего, и начать предлагать частные уроки. Чтобы стартовать с личными тренингами, вебинарами и курсами, не нужно крупных вложений, особенно на старте – в кризис это особенно важно
Преподавательская деятельность онлайн не потребует аренды помещения, его обустройства и покупки расходных материалов.
Образовательные и информационные услуги – это возможность прокачать способности своих учеников и свои собственные, получив при этом хороший доход и занимаясь любимым делом.
Остаются актуальными ниши
- работа с детьми разного возраста;
- репетиторство, подготовка к ЕГЭ и обучение иностранным языкам;
- консалтинг;
- юридическая помощь;
- бизнес-образование.
Что касается последней ниши, стоит отметить, что в условиях кризиса существующие бизнес-школы должны доказать своим клиентам (потенциальным и существующим), что бизнес-образование важно и приносит свои дивиденды, – то есть клиент не просто так потратит свои деньги и время. Можно стать частным преподавателем – так не придется увеличивать статьи расходов
Основные игроки данной ниши сегодня стараются увеличить качество предложения и сохранить клиентов
Можно стать частным преподавателем – так не придется увеличивать статьи расходов. Основные игроки данной ниши сегодня стараются увеличить качество предложения и сохранить клиентов.
Рынок бизнес образования несколько видоизменился с прошлого кризиса. Так, наблюдаются все признаки демпинга
Если вы намерены выстрелить в этой нише, то необходимо обратить внимание не столько на ценовое предложение и способы удержания и привлечения клиента, сколько на саму суть предложения
MBA – Master of Business Administration
Государственное образование
Государственное бизнес-образование реализуется в четырех моделях:
- Традиционное высшее. Его получают в различных университетах, которые готовят специалистов в сферах предпринимательства, бизнеса и менеджмента. Среди достоинств можно назвать внушительную материально-техническую базу учебных заведений. В качестве минусов (хотя в некоторых случаях это может быть плюсом) нужно отметить узкую специализацию выпускников, вследствие чего могут отсутствовать навыки масштабного мышления.
- Профессиональная переподготовка. Целевая аудитория в этом случае – слушатели с определенным практическим опытом. Преподают не столько профессора с высоким уровнем знаний, сколько специалисты, имеющие помимо научной квалификации обширную практику. От первого высшего образования переподготовка отличается меньшей формальностью, более творческим характером курсов. Выпускники программ могут занимать управленческие должности среднего звена. В числе последних трендов можно отметить обучение без отрыва от работы, которое становится все более популярным, но большого распространения пока не получило.
- Повышение квалификации. Отличается более узкой профильной направленностью, глубоким изучением конкретных тем. Часто такие программы разрабатываются на основе запросов профессиональных сообществ или групп.
- MBA-программы.Они направлены непосредственно на формирование качеств профессионального менеджера, способного управлять на определенном уровне любой компании. Как правило, предназначены для людей, уже имеющих за плечами практический опыт. Их цель – достижение абсолютно нового уровня – квалификации управленца-профессионала высшего класса. К этим программам имеются четкие государственные требования. Сертифицированные курсы MBA могут реализовываться учебным заведением только при наличии у него госаккредитации. Все эти меры были призваны поднять область бизнес-образования на высокий уровень, что оказало глубокое положительное влияние как на экономику РФ и качество кадров административного ресурса.
Тренды появляются и исчезают, а классика остается
Уровень учреждений, центров разный: от местечковых до сетевых. Есть хорошие центры, где работают по авторским программам, которые доказали свою эффективность. В них правильно расставлены акценты: детей учат читать с трех лет зрительно-логическим методом, считать, думать, формируют мыслительные способности, закладывают основы понятийного мышления.
Об особенностях
Особенности есть в любом бизнесе. Все они похожи — это клиентоориентированность, знание законов бизнеса, четкая концепция, идея и большое количество работы.
Я понимала, что надо двигаться маленькими шагами. Открылась на небольшой площади в 40 квадратных метров. Сначала работала сама, вкладывая заработанное в развитие. В первый год зарегистрировала товарный знак, сделала сайт, к концу года наняла педагога и администратора.
О мировых трендах
Тренды появляются и исчезают, а классика остается. Был тренд на ментальную арифметику. Сегодня он снижается, потому что методика не оправдывает свою эффективность. Далеко не всем детям подходит этот способ.
Хороший тренд на альтернативные школы. Также на пике популярности робототехника. Главное, чтобы она не носила развлекательный характер, а имела обучающий эффект.
Я советую ориентироваться на то, по каким программам будут учить ребенка. Акцент смещается в сторону геймификации, забывается основная задача школы — научить ребенка мыслить, обучать с опережением, давать предметы в научном ключе, учить грамотно писать, работать с текстом.
Хорошим подспорьем стала отмена налога на прибыль
К примеру, детский сад, работающий по минимальной стоимости, сможет обеспечить только присмотр и уход за ребенком. При этом там могут работать душевные люди, любящие свое дело, и детям будет с ними комфортно.
Хорошим подспорьем стала отмена налога на прибыль. Это позволяет распределять освободившиеся средства на развитие бизнеса, повышение заработной платы сотрудников.
Об особенностях
Любой вид образовательной деятельности в Кыргызстане подлежит обязательному лицензированию. Получение первой лицензии затянулось на несколько месяцев. Пришлось долго заполнять и собирать бумаги. С последующими было гораздо проще.
В своей работе я руководствуюсь тремя важными вещами:
— работа должна приносить удовольствие. Заниматься нужно любимым делом, и оно даст плоды
— ориентироваться на клиентов, а не конкурентов. Делать работу нужно на «отлично» — тогда не придется бояться конкуренции
— необходимо расставлять приоритеты правильно. На первом месте всегда должна быть семья.
О мировых трендах
В мире популярны такие направления, как программирование, робототехника, иностранные языки, Steam. Steam-образование стало настоящим трендом. Оно объединяет теорию и практику.
Кто будет сопровождать вас в Бизнес-школе SRC?
Бизнес-тренинги организованы в удобном режиме и позволяют комфортно пройти обучение
И на всем его протяжении вам обеспечено профессиональное внимание со стороны специалистов своего дела. Наши клиенты отмечают душевность, организованность, доброжелательность, приветливость, клиентоориентированность наших менеджеров семинаров.
Выбирая курсы обучения в Москве, посетите страницу с подробным описанием любой программы, и вы «узнаете в лицо» ответственного за семинар сотрудника
Связаться с ним и узнать информацию о семинарах и тренингах в Москве можно удобным вам способом – телефон, электронная почта, скайп.
Или тут же, на сайте, оформите заявку на обучение (открытые тренинги и семинары, корпоративные программы). И тогда менеджер нашей business school непременно с вами свяжется.
Кыргызстан
Минара Кенжебаева, 39 лет, родной город — Бишкек, основатель и руководитель сети образовательных учреждений «Точка роста», @tochkarosta.kg, @kminara
О бизнесе
Я основатель и руководитель сети образовательных учреждений «Точка роста» — это центр развития, два детских сада и школа.
Как мама четверых детей, убеждена в том, что ребенок должен развиваться всесторонне. Занятия в «Точке роста» ориентированы на развитие креативности у детей. Креативное мышление — одно из основных качеств XXI века.
Сегодня важно не только иметь базовые знания — читать, писать, считать, но и уметь находить информацию, высказывать точку зрения, экспериментировать, искать лучшее решение, строить общение с другими детьми, достигать цели. Современные родители это понимают, поэтому наши учреждения так популярны.. Кроме того, важна преемственность
Родители приводят малышей на курсы в центр развития, убедившись в высоком качестве занятий и услуг в целом.
Кроме того, важна преемственность. Родители приводят малышей на курсы в центр развития, убедившись в высоком качестве занятий и услуг в целом.
О бизнесе в сфере образования в Кыргызстане
Частные образовательные организации в Кыргызстане пользуются высоким спросом. Один из ключевых факторов — высокая загруженность государственных садов и школ. Спрос рождает предложение.
В Бишкеке много частных школ и садов с разной ценовой политикой: от дешевых до международных представительств с высоким ценником. Разумеется, уровень знаний и качество услуг в этих организациях разный.