Франшиза 24 градуса
Есть или пить?
Александр Андреевич — владелец магазина разливного пива и алкомаркета на окраине Якутска. О своём бизнесе рассказывает с неохотой. Пять лет назад он открыл два продуктовых, а в прошлом году стал специализироваться на алкоголе. В результате одни жители окрестных домов стали его постоянными клиентами, а другие начали яростно ненавидеть.
— В продуктовых всё равно треть всего товара занимал алкоголь, — возмущается Александр Андреевич. — И ничего, никаких проблем не было. А как увидели, что алкомаркет появился, так чего только не было, даже стёкла били. А что делать? Я и раньше только и жил за счёт спиртного. Продукты что: срок хранения истёк — выбрасывай, а с поставщиками у нас в регионе проблемы. Все сейчас хотят с сетями работать. А алкоголь и хранить удобно, и не портится, и спрос стабильный. Поэтому у нас как в продуктовых продажу спиртного запретили, так и стали люди магазины перепрофилировать.
По словам Дробиза, бум алкомаркетов — это защитная реакция бизнеса на антиалкогольную политику последних лет. Ещё в 2012 году были приняты поправки в закон об обороте алкогольной продукции. Регионы получили полномочия устанавливать собственные ограничения на продажу спиртного. Вплоть до сухого закона. Этим правом и поспешили воспользоваться власти Якутии. Правда, сейчас даже в правительстве республики признают: закон о спецторговле дал обратный эффект, и теперь власти ищут новые способы, как остановить стремительный рост числа алкомаркетов. Пока безуспешно.
При этом депутаты уже всерьёз обсуждали не только введение спецторговли в целом по стране, но и госмонополию на продажу алкоголя. В результате бизнес вынужден был подстраховаться. О создании собственных алкомаркетов задумались даже те ретейлеры, которые и не собирались развивать специализированные сети. Например, «Пятёрочка» (принадлежит Х5 Retail Group). В конце прошлого года ретейлер начал развивать свою собственную сеть алкомаркетов «Пятьница».
Правда, проект носил экспериментальный характер. Открылось 15 магазинов, но уже этим летом развитие сети приостановили просто потому, что стали стихать разговоры о переводе алкоголя только в специализированную розницу
Законодатели всё-таки обратили внимание на результаты передового эксперимента Якутии
К тому же алкомаркеты действительно стали замещать продуктовую розницу. Они захватывают свободные торговые площади, пока стагнирует продуктовый ретейл. К тому же рост численности алкомаркетов бросается в глаза на фоне общего сокращения розничной торговли. Особенно в регионах. По данным консалтинговой компании CBRE, за этот год было введено в эксплуатацию только 30% ожидаемых торговых площадей.
— Сейчас и федеральные, и региональные сети так активно расширяются, что обычные небольшие продуктовые просто не могут с ними конкурировать, — объясняет директор аналитической группы «Алкоэксперт» Юрий Юдич. — Если где-то и освобождаются торговые площади, то туда заходят сети. В такой ситуации для небольших магазинов единственный путь выжить — это уходить в нишевые форматы. И самыми востребованными форматами оказались булочные и винно-водочные магазины.
Вышли в лидеры
В Екатеринбурге за первые полгода открылось 76 новых продовольственных магазинов, 40% из них — алкомаркеты. Такие цифры озвучила председатель комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Елена Чернышёва. В Москве алкомаркеты вошли в тройку лидеров по темпам открытия торговых точек. Таковы данные столичного департамента экономической политики.
Сеть «Красное & белое» вошла в топ-200 крупнейших частных предприятий по версии Forbes. Причём в этом году заняла в рейтинге 84-е место. Сеть увеличила прибыль почти на 30%, до 87,5 млрд рублей. В результате за год просто взлетела сразу на 32 позиции. В прошлом году торговая сеть «Красное & белое» попала в рейтинг впервые и сразу заняла 116-е место.
Собственные алкогольные сети активно открывают и сами производители. Так, сеть под брендом Chateau Erken собирается развивать «Концерн-ЗЭТ». Это крупнейший в Кабардино-Балкарии производитель вина из собственного винограда. До конца 2017 года планируется открыть не менее 50 алкомаркетов по всей стране. В том числе и в Москве. Продажи алкоголя в специализированном магазине будут выше, чем в обычном ретейле.
— Алкоголь никогда не был сопутствующим товаром, — отмечает Дробиз. — Шёл человек в магазин за батоном хлеба, увидел бутылку водки и купил — так не бывает. Наоборот бывает. Поэтому алкомаркеты сейчас востребованы. Особенно в крупных городах, где люди ценят своё время. В алкомаркете есть очевидные преимущества. Выбор больше, народу меньше. Нет суеты, как в обычных супермаркетах. Люди пришли за конкретным товаром, быстро взяли и ушли. Так что формат торговли очень удобный. Для мужиков особенно. Потому что основную долю крепкого алкоголя покупают всё-таки мужчины.
О том, что россияне оценили алкомаркеты, свидетельствует и статистика Infoline. Так, в прошлом году торговые обороты алкогольной сети «Бристоль» выросли на 109%. Сеть «Красное & белое» поднялась на 75,5%. Для сравнения: средний темп роста ретейла в целом по стране составил всего 13,6%. И это на фоне того, что потребление алкоголя в России продолжает снижаться. По крайней мере, по официальной статистике. По данным Росстата, в 2015 году в стране было продано на 9% меньше алкоголя, чем в 2009-м.
Эксперты считают алкомаркеты перспективным бизнесом, хотя темпов роста последних двух лет им уже не повторить.
— Рынок уже на грани насыщения, — добавляет Юдич. — Но сейчас есть основания ждать смягчающих поправок к ограничениям по торговле алкоголем. По крайней мере, об этом говорят в Минэкономразвитии. Просто потому, что действующие ограничения тоже иной раз доходят до абсурда. Например, алкоголь нельзя продавать в медучреждениях. И сейчас, если в здании торгового центра откроется, допустим, один кабинет стоматолога на одно кресло, то уже продавать алкоголь там будет нельзя. Соответственно, этот арендатор закроет путь алкогольному магазину, ведь формально они в одном здании. Если некоторые административные барьеры будут сняты, то можно ждать увеличения рынка на 10—15%.
Правда, скорее всего, этот рынок будет расти за счёт крупных игроков и компаний, у которых есть собственное производство.
— Делать ставку на алкомаркеты имеет смысл тем компаниям, у которых есть стратегический доступ к сырью или какие-то другие конкурентные преимущества, — поясняет бизнес-консультант по ретейлу Дмитрий Леонов. — И здесь показателен как раз пример компании «Бристоль», которая специализируется на продаже не только алкоголя, но и табака. Сеть аффилиирована с компанией «Мегаполис», которая занимает 75% рынка табачной дистрибуции.