Производство бамперов из пластика своими руками
Содержание:
- Пайка пластикового бампера своими руками
- Завершающие работы
- Материалы, из которых изготавливаются бампера
- Процесс сваривания
- Пошаговая технология пайки бампера
- Цены на ремонт бампера и пластиковых деталей в АвтоТОТЕММ
- Армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения
- Индивидуальное производство
- Шлифовка, шпаклёвка и покраска
- Инструмент для сварки бамперов электродами своими руками
Пайка пластикового бампера своими руками
Поговорим немного о ремонте пластмассовых деталях автомобиля. Их ремонт немного отличается от металлических поверхностей и имеет свои нюансы, которые следует знать, дабы облегчить себе работу в будущем.
Наверное самая ремонтируемая деталь на авто это передний бампер, так как он находиться спереди автомобиля и постоянно случаются какие-то происшествия с ним. Вследствие чего ремонт и пайка пластиковых бамперов очень востребован и овладеть этим ремеслом будет очень полезно.
Сразу скажу, что мы будем разговаривать о профессиональной сварке пластика. Так как этот метод считается самым лучшим, надёжным и качественным ремонтом. Если Вам предлагают ремонт при помощи сеточек, склёпок, стекловолокном и т.д. это всё «Ерунда» этим занимаются перекупы и «недомастера». Пластик эластичный он «играет» и всё это начинает лопаться и отваливаться! Проверенно на собственном многолетнем опыте
Сварка пластмассы
Важно!
При механической обработке пластмассы имейте в виду, что частицы пластика, также опасны для глаз, как и металлические.
Перед началом работы первое что нужно сделать это определить тип пластика, который Вы намерены варить. На некоторых деталях обратной стороны есть расшифровка с кодом. Этот код соответствует законодательству об утилизации и он также позволяет определить тип пластмассы.
Далее приведены основные типы пластика:
- ABS — Акрилонитриловый бутадиеновый стирол.
- ASB/PC — Полимерный сплав вышеуказанного.
- PA — Полиамид (Нейлон).
- PBT — Полибутилен терефтолат.
- PC — Поликарбонат.
- PE — Полиэтилен.
- PP — Полипропилен.
- PVC — Поливинилхлорид.
- GRP/SMC — Стеклопластик (не вариться)
- PUR — Полиуретан (не все полиуретаны можно сваривать).
- PP/EPDM — Полипропилен/Этилендиеновый каучук.
Самые распространенные из них, которые используются на автомобилях сейчас, это пластики ABS, PP, PA, PE. Самый простой в пайке это PP — Полипропилен. Тяжело паяется PA — Полиамид, требует высокой температуры при работе. Практически не паяется PE — Полиэтилен, как с ним работать расскажу как-нибудь в другой раз.
Процесс пайки пластмасс несложен, особенно для того, кто имеет опыт газовой сварки. Но в нём есть особенности, о которых надо знать.
Важно заметить, что пластмассы делятся на пару групп: термореактивные и термопластичные. К первой группе относятся стеклопластики (и некоторые другие) — они не свариваются, потому что термореактивные пластмассы не размягчаются при нагревании
К счастью, большинство пластмасс, применяемых в автомобилях, относятся к группе термопластов. Если Вам надо отремонтировать деталь из стеклопластика, это уже другой вид работы, поговорим об этом позже.
Необходимый инструмент для пайки (сварки) пластика.
Для работы нам потребуется:
- Специальный фен для пайки и насадки к нему.
- Припой для пластика.
- Обычный паяльник с острым наконечником, желательно по мощнее.
- Шлифовальная машинка, с абразивными кругами.
Если Вы не можете найти прутков для пайки, их можно вырезать самому из схожего по составу старого не нужного пластика, бамперов и т.д.
Если же Вы приобретаете готовый припой, то каждая упаковка сварочных прутков имеет маркировку в соответствии с указанным выше кодом пластмассы. Таким образом, если Вам известна пластмасса, из которой изготовлена деталь, подлежащая ремонту, смело берите пруток с нужной маркировкой.
Если Вы не знаете тип своей пластмассы, выберите похожий по внешнему виду пруток и попробуйте его приварить на обратной стороне детали. Эксперимент может закончиться успешно или неуспешно!
Если сварка детали никак не удается (бывает и такое), то единственный возможный в этой ситуации вариант — химический способ восстановления. Об этом расскажу в другой статье.
Как спаять трещину на бампере (пример).
И так, приступим к ремонту пластикового бампера. Первое что необходимо сделать, это зачистить шлифовальной машинкой, до голого пластика место ремонта. Я использую Эксцентриковую шлиф машину. Далее удалить загрязнения, обезжирить растворителем. Затем паяльником разделать трещину по всей длине в виде V — образной канавки. Это нужно чтобы туда лёг припой, для качественной спайки.
Далее включаем фен выставляем нужную температуру. Температура для сварки бампера где-то от 300 до 600 градусов, в зависимости от типа пластика. Начинайте от начала трещины. Держите фен по углом и на расстоянии 0.5 — 1 см. от детали и припоя и ведите равномерно до края трещины, наблюдая за тем как ложиться припой. Не прислоняйте насадку фена слишком близко, так как можно легко продырявить деталь насквозь.
Важно!
Обязательно пропаивайте шов с обеих сторон. Причём сначала изнутри затем с лицевой стороны
https://youtube.com/watch?v=qgrftAAaqdg
Завершающие работы
После восстановления бампера, потребуется выполнить покраску элемента. Для этого нужно:
Осторожно удалить лезвием лишний пластик.
Шпателем нанести шпаклевку.
Тщательно отшлифовать и зашкурить поверхность бампера.
Нанести несколько слоев грунтовки. Понадобится время для высыхания каждого слоя (для ускорения процесса, можно использовать строительный фен).
С помощью пульверизатора нанести краску
Если окрашивается только восстановленный участок, рекомендуется использовать аэрозольный баллончик с краской.
В некоторых случаях, кузовной элемент, после обработки грунтовкой, покрывают яркой краской. После ее высыхания, поверхность вновь шлифуют до грунтового слоя. На поверхности могут оставаться следы краски, в тех местах надо нанести шпаклевку, после, вновь загрунтовать в несколько слоев, и покрасить.
Материалы, из которых изготавливаются бампера
Перед тем как рассказать о том, как убрать трещину на бампере, нужно разобраться в том, из каких материалов изготавливаются эти конструкции. Сразу нужно оговориться, что если деталь металлическая, то её ремонт придётся производить в специализированной мастерской, если у автолюбителя нет навыков профессионального сварщика.
Но на современных автомобилях эти детали делаются из двух видов пластика:
- термоактивный материал, заклеивание его трещин производится с помощью фена или паяльника, а также формирования специального металлического каркаса, его характерной особенностью является то, что он плавится под воздействием определённой температуры;
- термореактивный материал, заделывать трещины на нём, лучше используя специальное стекловолокно или армирующую пластиковую сетку, которая должна пропитываться эпоксидной смолой, так как при воздействии высокой температуры на этот пластик он не будет плавиться.
Маркировка термоактивного пластика обычно такая: РР, РРТV и другие аналоги. Обычно такие обозначения ставятся на внутренней части бампера.
Маркировка термореактивного пластика — это PUR, что относит его к классу полиуретановых материалов, а также PAG 6, GF, ABS — что относит его к классу твёрдых пластиковых масс.
Исходя из этих параметров, и нужно будет подбирать материалы для ремонта.
Важно понимать, что, если нет достоверной информации о материале, из которого изготовлен бампер, лучше её узнать, поскольку ремонт может превратиться в покупку нового. Это можно сделать на СТО или обратиться к технической документации на авто
Инструменты, которые понадобятся для ремонта бампера из термоактивного материала
Перед тем как заделать трещину на бампере, изготовленном из термоактивных материалов, нужно подготовить необходимые инструменты.
Перечень их следующий:
- мощный паяльник или специальный машинный фен, которые понадобятся для размягчения и спаивания пластика;
- грунтовка, которая нужна для обработки спаянных поверхностей;
- краска в специальном баллончике, для покраски отремонтированного места или всего бампера;
- шпаклёвка;
- сверло маленького диаметра для просверливания дырок по краям трещины;
- бензин для обезжиривания обрабатываемых поверхностей;
- металлическая мелкая сетка или скобы мебельного степлера;
- наждачная бумага желательно нулёвка, а также единица и двойка, для тщательного затирания и шлифования поверхностей.
Вот этот перечень инструментов понадобится для того, чтобы отремонтированный бампер был как новый.
Инструменты, которые понадобятся для ремонта бампера из термореактивного пластика
Перед тем как заклеить трещину на бампере, который изготовлен из термореактивного материала, нужно также подготовить необходимые материалы и инструменты:
- сверло маленького диаметра, чтобы можно было просверлить отверстия по краям трещины;
- клей, необходимый для склеивания стыков, или простой скотч;
- эпоксидная смола;
- наждачная бумага нулёвка, единица и двойка;
- шпаклёвка.
Этот перечень материалов и инструментов поможет отремонтировать треснувший бампер из термореактивных материалов.
Процесс сваривания
После того, как канавка проделана вдоль всей трещины, можно приступить к процессу сварки. Для этого используется специальный технический фен с насадкой и присадочные прутки.
Прутки для сварки можно приготовить самостоятельно, вырезав их ножницами из пластмассового листа, по составу аналогичного материалу бампера.
Включив фен, необходимо установить требуемую температуру. Профессиональный аппарат должен быть снабжен для этого регулятором.
Уровень температуры сварки зависит от материала бампера, и обычно составляет от 300 °C до 600 °C. Можно предварительно определить требуемую температуру опытным путём, поэкспериментировав с куском пластика.
Конец прутка располагается в начале трещины, сам пруток при этом изгибается, а второй конец удерживается рукой. Насадка фена ориентируется вдоль трещины и начинается прогрев небольшого участка, где укладывается пруток.
Фен нужно плавно перемещать вдоль шва, совершая возвратно-поступательные движения. Следует правильно выбрать расстояние между феном и поверхностью.
Если расположить фен слишком близко, пластик бампера может расплавиться насквозь. При увеличенном расстоянии, кромки шва и присадка недостаточно прогреются, и качество сварки не будет высоким.
В процессе сварки необходимо постоянно контролировать плавление кромок шва и присадки, выбирая нужную скорость перемещения сопла насадки фена.
После окончания сварки по всей длине трещины, весь процесс можно повторить с обратной стороны трещины. Для усиления шва с внутренней стороны бампера рекомендуется с некоторым шагом приваривать к трещине кусочки присадочного прута, располагая их поперек шва.
Пошаговая технология пайки бампера
Пайка бамперов своими руками выполняется по следующей технологии:
Нужно надежно зафиксировать обвес
Можно использовать струбцину, или же два верстака (в этом случае, важно не передавить крепление, в противном случае, пластик деформируется).
Обрабатываемую деталь с обеих сторон нужно тщательно вымыть. Это существенно облегчит процесс восстановления элемента.
Отшлифовать или зашкурить края поврежденной области
Обезжирить рабочую поверхность.
Раскаленным паяльником. Под углом в 45 градусов, потребуется сделать «зазубрины» на краях соединяемых частей (жало прибора углубляют практически на половину толщины спаиваемых элементов). После края разглаживаются, и запаиваются.
Проводится армирование. При помощи фена, прогревается рабочая поверхность с внутренней стороны, далее по всему шву, впаиваются металлические элементы: скобы от строительного пистолета или латунная сеточка. Если пропустить этот шаг, трещина вновь разойдется.
Увеличение прочности соединения. Осуществляется благодаря использованию пластмассового припоя, он должен иметь идентичный обвесу тип пластика.
После завершения восстановительных работ, потребуется придать обвесу приемлемый внешний вид.
Цены на ремонт бампера и пластиковых деталей в АвтоТОТЕММ
Высококвалифицированные специалисты, работающие в наших сервисных центрах, знают, как отремонтировать бампер, они способны быстро, качественно и недорого произвести ремонт пластмассовых деталей, устранив повреждения любой сложности и восстановив недостающие фрагменты. Стоимость такого ремонта намного меньше, чем цена новой детали и ее покраски целиком. Наши специалисты выполняют работы оперативно и на профессиональном уровне.
Виды работ | Цена, руб. |
Сварка трещины до 3 см | от 1000 |
Сварка трещины до 6 см | от 1500 |
Сварка трещины с исправлением геометрии до 10 см | от 2000 |
Сварка трещины с исправлением геометрии до 14 см | от 2500 |
Сварка трещины с исправлением геометрии до 20 см | от 3000 |
Сварка трещины с исправлением геометрии до 30 см | от 4000 |
Сварка трещины с исправлением геометрии до 40 см | от 5000 |
Сварка трещины с исправлением геометрии до 50 см | от 6000 |
Ремонт кронштейнов фар, бамперов 1 элемент | от 1500 |
Ремонт трещины корпуса фар (за 1 см) | 300 |
Восстановление отсутствующих элементов креплений бамперов, фар, других пластиковых деталей (за шт.) | 500-5000 |
ВАЖНО: вместо замены поврежденных деталей из пластика, сегодня компания АвтоТОТЕММ предлагает их ремонт методом сварки. Это существенно сэкономит Ваши затраты, т
к. такой способ позволяет отремонтировать повреждения бамперов и пластиковых деталей, при которых раньше приговор был один — только замена.
Не торопитесь выбрасывать и менять даже серьезно поврежденные бамперы, фары и детали из пластика. Вы сможете продлить им «жизнь» и существенно сэкономить денежные средства, обратившись в компанию АвтоТОТЕММ в Москве.
Важно знать, что все пластмассы делятся на несколько видов:
- Искусственные органические вещества, которые не размягчаются при нагревании, называются термореактивными пластмассами или реактопластами (в иностранной литературе — дуропластами). Детали из этих материалов ремонту не подлежат.
- Термопласты — полимерные материалы, способные переходить при нагревании в высокоэластичное либо вязкотекучее состояние. При обычной температуре термопласты находятся в твёрдом состоянии и подлежат сварке.
На всех деталях автомобиля из пластика есть маркировка, указывающая на его вид.
Рассмотрим основные повреждения, которым чаще всего подвергаются пластиковые бамперы в процессе эксплуатации:
- Царапины. Такие повреждения затрагивают только слой лакокрасочного покрытия.
- Вмятины. Представляют собой локальные деформации бампера, к которым приводят механические удары, воздействие природных явлений.
- Трещины. Повреждения сквозного характера, при которых происходит разрыв пластика автомобильного бампера. Чаще возникают в зимний период при пониженной температуре воздуха. После возникновения, под воздействием вибрации, трещины могут увеличиваться, поэтому ремонтировать их нужно как можно быстрее.
- Проломы. В результате сильных ударов, ДТП образуются сквозные отверстия, так как от бампера отваливаются отдельные фрагменты.
- Повреждения бампера в местах креплений к кузову (проушины). Ранее при таких повреждениях обычным методом провести ремонтные работы было невозможно. И бампер нужно было менять.
Армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения
Армирование сеткой
Существует такой метод ремонта автомобильного пластика, в частности бамперов, с помощью впаивания стальной сетки в место трещины или излома. Место ремонта нужно предварительно подготовить. Нужно счистить лакокрасочное покрытие бампера, а также немного сам пластик, сделав небольшое углубление, засверлить трещину на краях, чтобы она дальше не распространялась, всё обезжирить. Далее вырезаете сетку по месту ремонта. Размер сетки должен с запасом заходить дальше краёв трещины или излома в пределах сантиметра. Далее впаиваете сетку.
набор для ремонта пластика steinel с применением армирующей сетки
Сетка должна быть из нержавеющей стали, чтобы попадание влаги не вызывало коррозии. Также желательно, чтобы сетка не была слишком толстой, так как она должна легко разогреваться и впаиваться. Для впаивания используют промышленный фен со специальной насадкой-утюжком или паяльник со специально расплющенным наконечником. Важно, чтобы сетка полностью покрылась пластмассой. После этого сверху можно ещё наплавить пластик и разгладить, чтобы ремонтная зона была на одном уровне со всей поверхностью. Сверху наплавлять пластик и разглаживать желательно с помощью промышленного фена с регулировкой температуры и силы выдуваемого воздуха с надетой на него специальной насадкой. Можно использовать и паяльник, но важно не пережечь пластик, чтобы он не потерял свои свойства.
Мастера кузовного ремонта часто применяют такую технологию. Но есть и её противники. Они считают, что такой ремонт не достаточно надёжен и, что ремонтировать повторно бампер, восстановленный по такой технологии сложнее, чем, к примеру, отремонтированный методом сваривания. Насчёт надёжности такого соединения можно сказать то, что данный метод имеет место быть в арсенале известной фирмы STEINEL (производитель термоинструментов). STEINEL производит и продаёт наборы для ремонта бамперов, в состав которых входит стальная сетка, прутки из пластика и фен со специальными насадками. Перед тем, как внедрять данную технологию, этот метод прошёл испытания. Таким образом, если всё делать правильно и соблюдать все рекомендации, то данный способ ремонта имеет право на существование. Но стоит согласиться, что если вдруг придётся ремонтировать бампер, восстановленный по такой технологии повторно, то при необходимости придётся выплавлять и вытаскивать сетку, чего не скажешь о бамперах, отремонтированных свариванием.
Применение специальных скоб при ремонте автомобильного пластика
Данный метод ремонта трещин и разрывов автомобильного пластика предполагает использование специального аппарата называемого HotStapler (переводится как горячий степплер). Производится разными известными производителями. Это устройство используется вместе со специальными скобами разной формы. Устройство состоит из генератора тока, на котором находятся регулятор режимов и индикаторов температуры, и рукоятки в которую вставляются скобы для дальнейшего нагрева и применения.
HotStapler
Регулятор температуры имеет три режима, выставляемые в зависимости от толщины пластика. Скобы идут в комплекте и по необходимости докупаются. Они бывают разных форм, чтобы удобно было применять в разных изгибах автомобильных деталей.
Скобы для HotStappler’а
Скобы сделаны из нержавеющей стали. Ими можно ремонтировать крепления фар, бампера, решётки, то есть все термопластичные пластики.
При ремонте скобу впаивают в пластик и немного поворачивают, после охлаждения торчащие усики обрезают. Скобы можно использовать в качестве прихваток, для придания формы бамперу, разлетевшемуся на несколько сегментов. Главная функция скоб держать шов, а оставшиеся части трещины и неровности нужно разглаживать с помощью фена со специальной насадкой или паяльником.
Индивидуальное производство
Практика показала, что изготовление бамперов, выполненное из пластика ручным способом, можно осуществлять даже в одиночку. Для этого не нужно специальное оборудование для производства бамперов и отдельное помещение – работу можно выполнять в собственном гараже, обходясь подручными средствами. Как правило, тот, кто занимается подобной деятельностью, сочетает её с предоставлением услуг по разным видам ремонта авто.
Работа по изготовлению бампера состоит из нескольких этапов:
Разработка проекта – на этом этапе вычерчивают эскизы, определяются с формой и габаритами будущего изделия. В идеале, если речь идёт о постоянных заказах, несколько наиболее часто повторяющихся конструкций можно выполнить в цифровых 3-D-редакторах на компьютере. Если вы не знаете, как это сделать – обратитесь к профессиональному дизайнеру, предоставив ему чертежи и аксонометрические проекции. Обсудите проект с заказчиком, выслушайте все его пожелания и внесите необходимые изменения в проект.
Создание 3D модели будущего бампера
Изготовление матрицы – это наиболее важная процедура, от которой будет зависеть успех всей операции. Матрица – это форма для отливки будущего изделия. Для часто повторяющихся вариантов держите постоянные многоразовые матрицы, однако для выполнения индивидуального проекта понадобится изготовить специальную матрицу. Для одноразового употребления матрицу изготавливают обычно из технического пластилина, который хорошо держит высокую температуру и не разрушается под воздействием полиэфирной смолы. Для многоразовых матриц понадобится более прочный и надёжный материал. После того, как вылеплена основа, полиэфирную смолу разводят аэросилом и наносят на пластилиновую поверхность. Потом кладут стекломат «трёхсотку», а на него «шестисотку». В результате получаете изделие со стенками, толщина которых составляет 4 мм. В качестве разделяющей прослойки используют тефлоновую полироль – она нужна, чтобы можно было легко разъять матрицу и заготовку. Доводят изделие при помощи наждачной бумаги с разным размером зерна.
Матрица для изготовления автомобильного бампера
Если речь идёт о сложной конфигурации обвеса, его изготавливают частями, которые потом склеивают между собой:
- После изготовления матрицы приступают к изготовлению обвеса. Сначала обработайте матрицу воском и сверху – гелькоатом, который нанесите из распылителя или при помощи кисточки. Он нужен для того, чтобы придать будущему изделию влагоустойчивость. Потом, используя кисть или валик, положите прослойку полиэфирной смолы с отвердителем, на которую уложите стеклоткань. Сверху положите конечный слой, состоящий из смолы и алюминиевой пудры – вместо неё можете использовать аэросил. Достаньте изделие и дождитесь высыхания.
- В случае необходимости отшлифуйте поверхность, чтобы убрать неровности рельефа.
- Конечным этапом идёт покраска – используйте эмали для пластиковых поверхностей. Выбор тона зависит от того, какой краской покрашен автомобиль, для которого вы делаете бампер.
Этот метод вы можете самостоятельно применить в собственном гараже – вам для этого не понадобится специальное оборудование, лишь подручные средства
При ручном методе изготовления обвеса необходимы навыки обращения с материалами, а также внимание и аккуратность. Это процедура трудозатратная, требующая большого количества времени и сил
https://youtube.com/watch?v=uBSBN-GYzBw
Шлифовка, шпаклёвка и покраска
После того, как бампер остынет, необходимо нанести слой специальной шпаклёвки по пластику на проблемные места — это можно сделать шпателем либо любым другим сподручным инструментом.
Когда шпаклёвка затвердеет, весь бампер можно начать обрабатывать шлифовальной машинкой. Шлифовку стоит осуществлять максимально аккуратно, дабы не испортить сам бампер. Особенно внимательно следует зачищать и заглаживать уголки, сколы, и сам шов. Там, где не удастся пройтись машинкой, можно работать вручную (наждачной бумагой).
Нанести ещё один слой шпаклёвки на бампер будет необходимо после обработки детали грунтовкой. Причём для этой цели должна быть использована нитрошпаклёвка. И после нанесения данного состава поверхность необходимо обезжирить и просушить.
Покраска запаянного бампера происходит в самом конце – это завершающий этап. Сейчас существует большой ассортимент красок специально для пластмассы – подобрать нужный цвет и текстуру не составит труда
Важно лишь помнить, что для покраски пластика не подходят масляные краски и краски из акрила
Для равномерного нанесения слоёв краски лучше всего использовать пульверизатор или баллончик. А если производится окрашивание бампера, уже установленного обратно на место, то другие части автомобиля, находящиеся поблизости, следует закрыть плёнкой или другим предохраняющим материалом. И ещё один совет: осуществлять покраску следует в сухом и тёплом помещении при температуре не ниже +12 градусов.
Инструмент для сварки бамперов электродами своими руками
Технология сваривания пластиковых деталей на данный момент позволяет в домашних условиях добиться отличного качества ремонта. Для ремонта потребуются:
- паяльная станция либо строительный фен со специальной насадкой для пайки бамперов автомобилей. Профессиональная паяльная станция в комплекте с паяльником будет стоить около 100$, но паяльный фен можно купить отдельно. Недостаток строительных фенов лишь в том, что насадки для пайки приводят к перегреву нагревательного элемента и быстрому выходу фена из строя. Если вы планируете заниматься ремонтом бамперов и других пластиковых элементов, то покупка паяльной станции будет лучшим решением.
- Электроды. К сожалению, стоимость готовых прутиков для пайки немаленькая. Поэтому лучше изготовить их самостоятельно из подручных средств. В качестве электродов может быть использован только совместимый тип пластика. Большинство автомобильных бамперов изготавливаются из полипропиленовых сплавов (PP, PP-EDM) либо ABS. Без особого труда схожий тип пластика можно среди корпусов фар, подкрылков, коих на свалках гаражных кооперативов, СТО по кузовному ремонту великое множество.
Для расшлифовки и зачистки области ремонта удобнее всего использовать гравировальную машинку.
Технология ремонта
Каждый тип пластика имеет пороговую температуру плавления, значительное превышение которой приводит к потере эластичности и прочности.
Как своими руками произвести сварку бампера:
расшлифуйте старое ЛКП в точке ремонта абразивом Р80-Р120;
для образования крепкого Y-образного шва стенки трещины нужно немного расширить;
соблюдая температурный режим, разогрейте сначала пластик, а потом сам электрод
При правильной укладке опускающемуся прутику должен предшествовать шарик расплавленной пластмассы.
Для надежной сварки важно, чтобы зона укладки электрода также была прогрета.
Соблюдая технологию, уложите электроды не только вдоль трещины, но и в нескольких точках поперек линии разлома.