Обоюдная вина при дтп

Как доказать обоюдную вину в суде

Суд, рассматривая такие дела, принимает решение на основании совокупности обстоятельств. Каждый процесс сугубо индивидуален и предсказать, какое будет принято решение, невозможно.

При разборе обстоятельств дела суд может принять или не принять к рассмотрению какие-либо документы или доказательства. Это касается даже протоколов и справок, выданных сотрудниками госавтоинспекции. Такое может случиться, если есть другие доказательства, опровергающие изложенную сотрудниками полиции информацию.

Следует учитывать, что при определении степени виновности водитель может сослаться на погодные условия, способствовавшие столкновению

Суд примет данный факт во внимание, если предоставлены подтверждающие документы от сотрудников гидрометеорологии

Доказывая обоюдную вину, следует использовать все доступные способы. Допустимо провести экспертизу в независимой компании и предоставить суду ее заключение или вызвать эксперта в качестве свидетеля.

Пригодятся также данные регистратора, фото и видеоматериалы, если на них запечатлены положения машин и другие важные для рассмотрения дела обстоятельства.

Любые документы или свидетели, подтверждающие обоюдную вину, могут быть использованы при рассмотрении вопроса.

Оформление ДТП при выявленной обоюдке

При возникновении сложной аварийной ситуации водители должны предпринять такие последовательные действия:

Автомобили нужно оставить так, как они встали после аварии. Не стоит уходить с места ДТП до того, как пребудут инспекторы ГИБДД и приглашенный аварийный комиссар.
Самостоятельно нужно зафиксировать как можно больше доказательств вины по каждому участнику

Необходимо сделать фото, взять показания рядом находящихся свидетелей, позаботиться о наличии записи видеорегистратора.
Вызываются сотрудники ГИБДД и специалисты из страховой.
Важно следить за тем, что инспектор прописывает в оформляемом официальном протоколе.
Не нужно брать всю вину только на себя
Необходимо четко проговаривать собственную позицию в ДТП и добиваться, чтобы положения по ней были включены в протокол.
Очень важно обращать пристальное внимание на сложившиеся факторы, что подтверждают вину иной стороны. Есть вероятность, что при изучении особенностей аварийной ситуации одного человека не признают виноватым.

Если есть полная уверенность и доказательства, что вина иного человека больше, следует сразу обратиться с иском в суд, чтобы добиться установления справедливой степени виновности.

В противном случае фирма заплатит водителям по 50% от общей назначенной суммы. Если вред ТС был причинен незначительный, если отсутствуют споры и жертвы, следует пригласить специального аварийного комиссара. Он оформит специальный Европроткол и заполнит нужные для страховой фирмы документы.

Данный вариант действия позволяет получить на руки не более 50 тысяч рублей. То есть каждому водителю будет выдано на руки по 25 тысяч.

Если аварийное происшествие оформляет и фиксирует инспектор, важно проследить за тем, чтобы были грамотно составлены такие бумаги:

  1. Справка об аварийной ситуации, что выдается отдельно каждому человеку.
  2. Протокол по аварии.
  3. Официальное постановление о зафиксированном нарушении с обязательной привязкой к положениям КоАП РФ.

Особого внимания заслуживает именно протокол. В нем должны присутствовать такие данные:

  • Схема расположения авто после аварии;
  • Результаты проведенных замеров по расстоянию от ТС до предварительно обозначенных контрольных точек;
  • Подробное описание всех причиненных ТС повреждений;
  • Письменные объяснения виновников ДТП.

Как определяется размер компенсации

Нарушение ПДД обеими сторонами еще не доказывает их обоюдной виновности. Например, если один из них нарушил п.2.1.2 правил, не пристегнув ремень безопасности, в то время как второй участник не соблюдая п. 13.9 и не уступил дорогу, тогда правонарушение второй стороны очевидно, и об “обоюдке” речь не ведется.

Попав в ДТП, многие считают, что они обязаны самостоятельно восстановить свое транспортное средство. Это не совсем так. Большую роль в этом вопросе играет процентное отношение степени ущерба, нанесенного каждой из сторон. К примеру, если один из автомобилей (ВАЗ) получил ущерб на 20 тыс. рублей, а второй (Мерседес) — на 150 тыс. рублей, то каждый может рассчитывать на компенсацию, исходя из установленного судом процентного соотношения. Если для шофёра ВАЗа установлено значение в 20%, а для хозяина Мерседеса — 60%, в итоге страховая компания первого должна возместить 80% от 20 тыс. руб, а второго — 40% от 150 тыс. рублей соответственно.

Процесс получения выплат начинается с подачи заявления в страховую компанию. Многие отказывают потерпевшим, аргументируя это невозможностью установления степени виновности каждого из водителей. Тогда для установления правоты стороны обращаются в суды. Степень ущерба участников аварии определяется в судебном порядке, основываясь на п. 2 ст. 1083 Гражданского Кодекса РФ:

Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается

П. 2 ст. 1083 Гражданского Кодекса РФ

Судебная практика показывает, что чаще всего выплата по ОСАГО при обоюдной вине водителей распределяется в равных частях между обоими сторонами процесса. Суды опираются на вышеуказанную статью ГК РФ, которая гласит, когда невозможно установить вину, она автоматически оценивается как равная. Доказать обратное порой бывает очень сложно, особенно без участия в деле опытного автоюриста. В случае судебного решения о распределении выплат 50/50, компании могут предложить водителям половинчатую компенсацию ущерба.

Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО имеет множество “подводных камней” и юридических тонкостей, поэтому рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным правоведам, имеющим опыт в делах о взыскании материального ущерба в “обоюдке” при ДТП.

Определение – скрытие с места ДТП

Скрытием с места ДТП не будут являться случаи:

– доставления пострадавшего в больницу на собственном автомобиле.

При этом данное требование в ПДД имеет четкое предписание, обязывающее водителя после этих действий вернуться на место совершения ДТП; – если водители транспортных средств — участников ДТП, оценив обстоятельства произошедшего и предварительно составив схему ДТП, подписав ее и уехав с места ДТП, следуют на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в орган милиции для оформления ДТП. То же самое касается упрощенного оформления ДТП без вызова ГИБДД в соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД.

Формально оставлением места ДТП, является отсутствие человека на месте в момент оформления происшествия сотрудниками ГИБДД. Если участника ДТП нет в этот конкретный момент, то фактически образуется состав правонарушения.

Если водитель уехал или ушел с места ДТП, но явился к моменту оформления, это не будет являться нарушением: никто не ограничивает гражданина в праве свободного перемещения.

Но, все же как, расценивать поведение водителя, который уехал с места ДТП, но затем вернулся? Скрытием этот факт назвать нельзя, и действия такого водителя не подпадают под квалификацию по ч. 2 ст. 12.27 КоАП, а могут квалифицироваться исключительно по ч. 1 ст. 12.27, то есть именно как невыполнение требований, предъявляемых к участнику ДТП.

Если с места ДТП уехал второй участник, то даже в случае вашей явной вины в совершении правонарушения это не означает, что вы также можете или должны покинуть место ДТП. Запишите номера второго участника и постарайтесь найти свидетелей, после чего вызывайте сотрудников ДПС.

Если же второй участник предпочел не вызывать ГАИ и рассчитался с вами на месте, все равно не спешите уезжать. Обменяйтесь расписками и дождитесь, пока второй участник уедет.

Для отсутствия возможности дальнейших разбирательств расписки должны содержать следующий текст: «В результате того, что таким-то водителям показалось, что автомобили получили повреждения в результате возможного ДТП, водители осмотрели свои автомобили и не обнаружили на них следы, указывающие на факт произошедшего ДТП, в связи с чем продолжили движение. Необходимости в вызове ДПС не имелось. Стороны претензий друг к другу не имеют». Иными словами, не должно быть прямого указания на то, что факт ДТП был установлен, но стороны решили вопрос на месте.

Существует одно заблуждение, в которое сами себя вводят участники ДТП, скрывшиеся с места происшествия. Итак, в результате дорожно-транспортного происшествия водитель скрылся с его места. Допустим, на парковке был зацеплен стоящий рядом автомобиль и водитель, понадеявшись на то, что данного события никто не видел, уехал.

Когда же органы ГИБДД по свидетельским показаниям нашли и вызвали данного водителя, он договорился о добровольной компенсации лицу, которому его действиями был причинен ущерб. Таким образом, исчерпан только конфликт между двумя гражданами, ведь дело об административном правонарушении уже возбуждено и забрать свое заявление о совершении ДТП гражданин не может.

В суде добровольную компенсацию признают, и она будет являться исключительно смягчающим обстоятельством, но не основанием для прекращения производства по делу. Напомним, гражданина привлекли за факт административного правонарушения, выраженного в скрытии с места ДТП. А ДТП признается факт причинения любого материального ущерба.

Таким же образом потребуйте провести эксперимент с целью установления обстоятельства, подтверждающего, что подобное действительно могло иметь место с участием конкретных автомобилей, в том числе учитывая их габариты. Получив копию протокола и готовясь к судебному заседанию, изучите суть правонарушения: при каких обстоятельствах, где и с чем оно связано.

Если вам предлагается подписать схему или иные материалы, никогда не отказывайтесь от этого. Укажите, что не согласны, и поставьте свою подпись.

Обязательно сделайте копию или сфотографируйте материалы, ведь в любой документ, копию которого гражданин не получает, можно в дальнейшем внести различные удобные для одной из сторон изменения.

Тяжело предугадать реакцию владельца пострадавшего транспортного средства, но последствия этого могут быть различными.. Из описанных обстоятельств видно, что все действия в нарушение ПДД так или иначе могут подпадать под квалификацию как ч. 1, так и ч. 2 статьи 12.27 КоАП.

При этом в случае построения правильной линии защиты можно добиться переквалификации правонарушения с ч. 2 на ч. 1, более либеральную и ограничиться уплатой штрафа.

Пример расчета возмещения при ДТП с обоюдной виной

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге

Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств

Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Реальные разбирательства с ДТП показывают, что существует большое количество совсем противоположных случаев, но суд их рассматривает согласно регламенту законодательства, что позволяет делать правильные выводы, потерпевшим назначать нужный размер денежной компенсации.

Стороны договорились между собой, что виновником определяют первого водителя, выехавшего не на свою полосу, но при этом, второй машинист отказывается от компенсации для лечения, потому что ушибов не было бы, если он воспользовался бы средствами безопасности. Суд согласился с обоюдным и добровольным решением автомобилистов.

Произошло столкновение двух автомобилей: сын владельца одного авто врезался в другое авто, которое поворачивало без включенных поворотных сигналов.

Страховщик далее отказывается от выплат, объясняя свои действия алкогольным опьянением первого водителя, потому страховщик требовал от своего клиента оспаривать судебное решение, что позволяет приостановить процесс денежной выплаты.

Большая часть случаев с ДТП заканчивается скрытием виновника с места аварии. Столкновение произошло по обоюдной вине автомобилистов, которые невнимательно отнеслись к сигналам светофора.

Одна из сторон происшествия сразу же покинула место столкновения. Выплата приостановлена, пока не найдут второго виновника, не докажут обоюдную вину.

Знание всех нюансов процесса убережет каждую из сторон от непредвиденных обстоятельств, от недобросовестного отношения страховщиков.

Поэтому все владельцы транспортных средств обязаны изучать не только ПДД, но и нормативно-правовую базу, которая связанная с процессом страхования автомобилей.

Обоюдная вина в ДТП не всегда гарантирует компенсационные выплаты от страховщиков всем сторонам, не всегда они могут быть в одинаковых размерах каждому, потому что все зависит от обстоятельств конкретного случая.

Как подать в суд

Получив на руки отказ страховщика в выплатах по ОСАГО, водитель должен подать заявление в суд. Для этого нужно подготовить следующий комплект документов:

  • исковое заявление;
  • правоустанавливающие документы на автотранспорт (свидетельство о регистрации ТС, ПТС);
  • действующий полис ОСАГО истца;
  • процессуальные документы о ДТП – протокол ГИБДД, акт или справки об аварии, извещение о ДТП по программе Европротокола, схемы с места происшествия;
  • копия переписки со страховой компанией, в том числе письменный отказ в выплате компенсации;
  • экспертное заключение с результатами осмотра автомобилей;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление пошлины;
  • иные письменные доказательства.

Вести дела в суде граждане могут не только лично, но и через представителя (юриста, адвоката и т.д.). Для этого нужно оформить доверенность через нотариальную контору.

Содержание иска будет зависеть от особенностей ситуации. Выделим перечень обязательных пунктов, которые нужно учесть при подготовке заявления:

  1. наименование судебного учреждения;
  2. подробные данные сторон – об автовладельцах, страховых компаниях;
  3. сведения обо всех обстоятельствах ДТП, в том числе о потенциальной вине обоих автовладельцев;
  4. информация о соблюдении порядка обращения в страховую компанию, причины отказа в выплатах;
  5. указание на степень вины каждого водителя и обоснование таких доводов;
  6. исковые требования – установление степени вины истца и ответчика в ДТП, взыскание выплат со страховщика;
  7. дата и личная подпись.

Чтобы соблюсти все процессуальные правила подачи иска, целесообразно осуществлять действия при поддержке .

Если по итогам аварии были составлены протоколы о нарушении ПДД, суд может приостановить судебное разбирательство до рассмотрения административного дела. Постановление о наложении штрафа или иной меры наказания будет являться одним из доказательств в гражданском процессе. Однако привлечение к ответственности за нарушение ПДД не обязательно влечет признание вины водителя, так как суд должен установить причинно-следственную связь.

Установление причинно-следственной связи позволяет сделать выводы, чьи действия повлекли негативные последствия (имущественный ущерб, вред здоровью). В частности, суд должен оценить следующие обстоятельства:

  • насколько факт нарушения ПДД повлиял на причины столкновения и наступившие последствия – например, наложение административного штрафа за непристегнутый ремень не может рассматриваться как причина аварии, если в действиях водителя отсутствуют иные нарушения;
  • в каких конкретных действиях или бездействии проявляется вина автовладельца – например, превышение скоростного режима, проезд на красный свет и т.д.;
  • влияние виновных действий или бездействий на последствия от аварии.

Для разграничения вины может потребоваться назначение судебной экспертизы. Например, если схема ДТП не позволяет сделать однозначный вывод о траектории движения машин перед аварией, может проводиться трасологическая или иная экспертиза. Экспертное заключение будет содержать оценку действий водителей, их поведение на дороге и т.д.

Для определения вины каждого из автовладельцев суд должен указать процентное отношение – например, 30% вины одного из граждан и 70% вины второго участника спора. Именно этот показатель будет применяться страховой компанией для расчета компенсации и выплаты водителю. Суд вправе возложить всю вину только на истца или ответчика, если это следует из представленных доказательств.

При несогласии с выводами суда, граждане могут оспорить решение в вышестоящих инстанциях. Это повлияет на сроки получения выплат, так как страховая компания должна получить судебный акт, вступивший в силу.

Что говорится в законодательстве

Автомобилистов зачастую волнует момент: при обоюдном ДТП кому выплачивает страховая компания. Эти случае регулирует законодательство государственного уровня.

Она регламентирует следующие важные нюансы:

  1. Все виновники ДТП, которые также являются и потерпевшими, обязаны через свои страховые компании провести компенсационные выплаты в той величине, которая будет соответствовать размеру их вины в ситуации.
  2. Когда авария в результате имеет нескольких виновников и одного потерпевшего, то страховая сумма разделяется в пропорциональных частях между всеми виновными участниками ДТП.
  3. Страховщик, осуществивший выплату потерпевшим лицам, может с законным правом осуществить регресс со своего клиента в определенных случаях (их также определяет данный закон и статут компании).
  4. Если вина не установлена, не определен ее размер, то размер компенсации потерпевшему или сразу же нескольким потерпевшим делится в равных долях между виновниками.

Мы показали основные и важные пункты закона «Об ОСАГО», но в процессе получения страховых компенсаций учитываются и другие аспекты, которые следует ранее изучить.

ДТП с обоюдной виной не является нестандартным случаем, ведь статистика показывает, что причиной аварийности зачастую становится пренебрежение правилами дорожного движения, а также невнимательность водителей. Но при наличии усложнения следует обращаться в судебные инстанции.

Автомобилистам следует ориентироваться на опыт суда в таких вопросах, изучи реальные примеры.

По какому принципу определяется степень вины участников обоюдного ДТП

Для принятия решения о степени вины участников ДТП судья изучает ряд устных и письменных доказательств, имеющих отношение к делу. Это может быть все, что позволит пролить свет на истинное положение вещей:

  • материалы административного дела;

  • пояснения, отзывы и доводы участников дела;

  • заключения медицинской экспертизы;

  • заключения сотрудников ГИБДД и др.

На основании изученных материалов судья принимает решение. Из судебной практики видно, что часто степень вины распределяется между обеими сторонами поровну — 50 на 50. Данный вердикт позволено принимать в случае, если решение о том, чья вина преобладает, принять затруднительно. В таком случае судья руководствуется п.2 ст.1081 Гражданского кодекса Российской Федерации:

Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда. При невозможности определить степень вины доли признаются равными.

п.2 ст.1081 Гражданского кодекса Российской Федерации

Однако случаи, когда за одним из виновников обоюдного ДТП закрепляется преобладающая доля вины, тоже нередки. Например признание вины в соотношении 70 на 30, или 80 на 20. В такой ситуации выплата страховой компенсации тоже будет происходить в соответствующих пропорциях. После того, как суд утвердил размер компенсационных выплат, потерпевшие могут получить возмещение ущерба от страховой компании.

Несмотря на то, что доступ к законодательной базе Российской Федерации является открытым и любой гражданин может ознакомиться со своими правами и обязанностями, все же для решения судебных дел мы настоятельно рекомендуем обращаться за консультацией к специалисту. Помните, что скупой платит дважды, а профессиональный консультант поможет сберечь драгоценное время и финансы!

Что такое обоюдное ДТП?

Случай когда обе стороны участвующие в ДТП являются виновниками.

Возместит ли ущерб страховая компания?

Да, Вам нужно обратиться в суд. Так как потерпевший имеет право на возмещение ущерба, даже если в возникновении этого ущерба виноват он сам.
Закон не отменяет выплаты, а только регулирует сумму выплаты в зависимости от вины.

Как определяется степень вины?

Для этого судья изучает ряд доказательств, таких как:

  • материалы административного дела;

  • пояснения, отзывы и доводы участников дела;

  • заключения медицинской экспертизы;

  • заключения сотрудников ГИБДД и др.

Возмещение ущерба при обоюдной вине

Чтобы получить выплаты при ДТП с обоюдной виной, необходимо правильно оформить произошедшее

С первых мгновений после столкновения важно соблюдать все правила поведения, предписанные в данной ситуации

Первые действия при ДТП

Алгоритм действий обоих водителей после аварии стандартный.

Прежде всего необходимо заглушить двигатель автомобиля и поставить его на ручник, чтобы исключить незапланированное движение и столкновение с другими машинами. Ни в коем случае не следует покидать место аварии или пытаться изменить картину происшествия.
С обеих сторон столкнувшихся машин водители должны установить знаки аварийной остановки.
Необходимо воздержаться от перемещения автомобилей или деталей, оставшихся на дороге после аварии.
Нужно убедиться, что никто из водителей столкнувшихся машин или их пассажиров серьезно не пострадал. При обнаружении травм следует тут же вызвать скорую медицинскую помощь.
Не нужно вступать в конфликт с водителем второго автомобиля. По возможности лучше постараться успокоить его и вместе приступить к оформлению ДТП.
Обязательно вызвать на место аварии сотрудника дорожной полиции. До его приезда следует снять на камеру положение машин, имеющиеся знаки, дорожную разметку, полученные повреждения. Также при наличии видеорегистратора лучше сохранить запись аварии и предоставить ее инспектору ГИБДД.
После приезда ГИБДД нужно подробно описать обстоятельства аварии, какие действия водителей привели к столкновению

Обратить внимание инспектора на доказательства вины второго водителя и проследить, чтобы показания были занесены в протокол.
Признавать свою вину на данном этапе нет необходимости. Возможно, после изучения материалов работники дорожной полиции придут к выводу, что в столкновении виноват один человек

Соответственно, второй водитель получит компенсацию в полном объеме.

Более подробно о том, что делать при ДТП в 2019 году, читайте здесь: случилась авария – что делать в 2019г.

Какие документы необходимы

После окончания процедуры фиксации ДТП у каждого из водителей должен остаться комплект документов, выданный работниками дорожной полиции. В него входят:

  • документ, подтверждающий факт аварии;
  • протокол;
  • постановление о совершенном нарушении.

В протокол должны быть внесены:

  • схема аварии;
  • результаты измерений, проведенных полицией;
  • объяснения каждого из участников аварии;
  • описание полученных автомобилями повреждений, выявленных при осмотре работником ГИБДД.

Как рассчитываются выплаты

Чаще всего компенсация выплачивается равными частями обоим виновникам столкновения. Так поступают в случаях, когда:

  • установить степень вины не представляется возможным;
  • при отсутствии судебных разбирательств.

Если в суде все же определили, насколько виноват каждый водитель, то распределяют выплаты соразмерно с установленной степенью вины. Чем больше доля вины автовладельца, тем меньше его часть выплат.

Например, когда первый водитель способствовал столкновению на 80%, а второй только на 20%, первому выплачивают 20% от общего размера компенсации, а остальная часть (80%) достается менее виновному.

Поведение в суде

Судебный процесс играет крайне важную роль в определении истинного виновника ДТП. В этом случае определяющим фактором может стать ваше поведение. Не стоит вести себя пассивно в надежде на то, что суд сам разберется в том, кто же действительно виновен в аварии. Займите активную позицию – предоставьте суду все доказательства по делу, которые у вас только есть. Даже если ваши действия были сомнительными, при правильном обосновании они могут стать полностью правомерными. Если вы плохо знакомы с законами и многими пунктами ПДД – не лишним будет рассмотреть вариант с привлечением опытного юриста.

Если вас записали одним из виновников аварии, но вы уверенны в том, что не виновны, тогда тщательно подготовьтесь к судебному процессу. В ходе судебного разбирательства вам помогут любые доказательства:

  • записи с видеорегистраторов;
  • записи с дорожных камер или с камер магазинов/ресторанов рядом с местом ДТП;
  • показания свидетелей – водителей или прохожих, которые четко видели аварию;
  • данные дополнительных экспертиз, вроде автотехнической или трасологической.

При надлежащем поведении и плане действий можно не волноваться о том, какое решение примет судья. Достаточное количество материалов по делу обычно помогает суду определить истинных виновников аварии, а в случае, если это не вы – назначить в вашу пользу надлежащие выплаты.

Неумышленное оставление места ДТП

Например, к такому действию можно отнести случай, когда водитель уезжает с территории ДТП, потому что не заметил, что оно произошло. Причинами такой ситуации могут быть:

  • плохая видимость, связанная с погодными условиями;
  • ухудшение слышимости, например, из-за громкой музыки в автомобиле;
  • отсутствие какого-либо звука, свидетельствовавшего о наезде.

Согласно закону, покидать место совершения ДТП – запрещено, об этом указано в ст. 12.27 Кодекса об Административных правонарушениях. Санкции за данное нарушение могут быть следующие:

  • лишение водительских прав на срок до 1 года;
  • административный арест на срок до 15 суток.

В действующем законе понятие «неумышленный наезд» отсутствует, поскольку изначально предполагается, что водитель обязан всегда контролировать ситуацию на дороге, а также всегда проверять состояние транспортного средства перед тем, как начать движение. Поэтому и наказание в данном случае рассматривается как за совершение «побега» с места аварии. Но, тем не менее, из любого правила всегда есть исключения. Давайте разберем подробнее, в каких случаях бывает, возможно, избежать наказания.

Оставление места аварии по причине невнимательности

О том, что действие водителя было непредумышленным можно говорить лишь тогда, когда происшествие было совсем незначительным. При этом не имеет значения место, где все случилось, например, парковка или дорога. Для вынесения решения необходимо, чтобы как минимум один автомобиль находился в движении в момент ДТП.

Существуют условия, когда ответственность за такое происшествие не наступает:

  • Подтверждена незначительность произошедшей аварии.
  • Автомобиль лица, который покинул место ДТП не получил видимых повреждений, в связи с чем у водителя не было оснований полагать о произошедшем ДТП. Такой случай очень трудно доказать, но, тем не менее, это возможно.
  • Автомобиль был поврежден не во время движения, например, можно задеть соседний автомобиль при открывании двери – в таком случае это не будет считаться ДТП.

Споры об оставлении водителем места аварии рассматриваются мировыми судами. В обязанность сотрудника Госавтоинспекции входит обязательная подготовка всех документов, установление факта ДТП, идентификация водителей, сбор информации о характеристике транспортных средств. После того, как будет установлен водитель, покинувший место ДТП, ему направляется уведомление о вызове в суд в качестве ответчика.

У виновного лица, безусловно, есть право подтверждать свою невиновность, предъявлять доказательства, ходатайствовать о вызове свидетелей и др. За преждевременное оставление места ДТП несут ответственность все участники дорожного движения, поскольку каждый обязан соблюдать правила дорожного движения и нормы законодательства.

Что делать, если покинули место ДТП при незначительном происшествии?

Если в ходе ДТП вашему автомобилю причинили незначительный ущерб (не более 50 тысяч рублей), а виновное лицо покинуло место ДТП, не стоит пытаться догнать виновника.

Необходимо действовать следующим образом:

  • остановите автомобиль и включите аварийный сигнал, установите аварийный знак;
  • вызовите сотрудников Госавтоинспекции;
  • попробуйте самостоятельно установить виновное лицо (можно опросить свидетелей, посмотреть запись видеорегистратора, уточнить есть ли поблизости камеры, которые могли заснять момент ДТП и др.);
  • если на дороге остались следы или части другого транспортного средства – обеспечьте их сохранность до приезда сотрудников ГИБДД (нельзя собирать остатки, протирать место удара, поскольку на нем мог остаться след от автомобиля виновника, например, следы краски).

Если в дальнейшем виновника ДТП найти не найдется, дело может рассматриваться судом до 3 месяцев. Когда данным вопросом занимается ГИБДД, мероприятие продлится не более 2х месяцев.

Учитывая тот факт, что состав правонарушения будет формальным, а ущерб второму автомобилю не будет учитываться, без необходимой грамотной защиты ответчик сразу будет признан виновным и будет лишен водительских прав. Наказание может быть смягчено, если ДТП признано незначительным, а также в случае, если никто из участников не был травмирован.

Не смотря на существующий срок давности, виновному лицу все же следует самостоятельно прийти в ГИБДД с целью дачи объяснений. После оценки причиненного убытка его необходимо возместить. В таком случае суд может смягчить наказание и вынести строгое предупреждение виновному лицу. Суд всегда будет на стороне пострадавшего лица, но если виновник самостоятельно предпринял попытки для урегулирования спора, это обязательно будет учитываться.

Оформление происшествия

Если все участники аварии признают свою вину и не предъявляют претензий к остальным, можно обойтись Европротоколом

Но важно помнить, что максимальная сумма выплаты при таком оформлении – 100 тыс. рублей

Это значит, что каждый водитель может получить по 50 тыс. от страховщика. Если размер ущерба значительный, стоит потратить время и дождаться сотрудников ГИБДД.

В последнем случае будут подготовлены документы, которые нужно предоставить страховщику или суду. Это:

  • справка о ДТП – оба водителя получают по одному экземпляру;
  • протокол;
  • постановление о правонарушении – по одному экземпляру на каждого водителя (на их основании будет распределяться вина).

Протокол также используется для определения степени вины каждого автовладельца, так как в нем указано:

  • расположение автомобилей после аварии (также в виде схемы);
  • показатели замеров;
  • повреждения, которые можно определить визуально;
  • показания каждого водителя.

Обратите внимание! Даже если участники аварии не имеют претензий друг к другу и признают обоюдную вину, лучше оформлять ДТП с сотрудниками ГИБДД, потому что не всегда можно «на глаз» определить объем ущерба.

Выплаты при ДТП

Итак, согласно Федеральному закону «Об ОСАГО» обоюдная вина при ДТП может быть определена в двух видах:

  1. выплата будет производиться поровну между всеми участниками, если никто не обращался в суд,
  2. компенсацию выплатят соответственно степени виновности каждого из участников, установленной судом.

В примере выше мы рассмотрели нарушение обоими участниками ДТП пунктов Правил: первый не уступил дорогу, второй существенно превышал скорость движения. На место ДТП приехали сотрудники ГИБДД для его оформления и вынесли постановления или выписали протоколы, назначив разбор в ГИБДД, обоим водителям.

Если никто не обращался в суд

В этом случае каждому из них не придётся ремонтировать свой автомобиль за свой же счёт. Вовсе нет! Если никто из них не обратиться в суд для установления степени обоюдной вины, то выплата по ОСАГО будет произведена в долях 50%/50%. То есть каждому будет посчитана ровно половина нанесённого ущерба, установленного осмотром автомобилей страховщиком или экспертизой.

Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

Соответственно, если участников с обоюдной виной трое, то выплата по ОСАГО будет в долях по 33,(3)%, если 4, то по 25% и так далее.

Если участники обжаловали постановление в суде

А вот если один или оба участника ДТП обжаловали свои штрафы в суде (жалобу на постановление можно подавать сразу в суд — ч.3 ст. 30.2 КоАП), то суд уже устанавливает степень вины каждого участник в процентном соотношении.

В нашем примере, согласно судебной практике 2019 года, учитывается скорость автомобиля A. От неё и зависит степень вины и, вместе с ней, выплата при обоюдной вине по ОСАГО. Если такая скорость очень высокая, то вполне возможно признание судом вины только водителя машины A, а вот если превышение незначительное, то могут признать виновным только водителя авто B без какой бы то ни было «обоюдки».

Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

В нашем примере вина могла быть установлена в долях:

  • 70% обоюдной вины водителя автомобиля A,
  • 30% обоюдной вины водителя автомобиля B.

В этом случае водитель машины A получит 30% от выплаты по стоимости ущерба своего автомобиля, а водитель B — 70% (конечно же, не наоборот).

Что, если два участника ДТП виноваты, а третий — невиновен?

Ещё один интересный пример, усложняющий наш пример: допустим был ещё водитель автомобиля C, который ехал навстречу автомобилю A, и при столкновении первых двух машин одну из них отбросило на этот автомобиль C, как показано на схеме ниже.

И уже в этом случае, водитель жёлтого и красного автомобиля вовсе получает выплату по ОСАГО в долях, обратно пропорционально их степени обоюдной вины. И ещё выплату в размере 100% получит водитель синего авто.

При этом, оба виновных водителя получат увеличение коэффициента бонус-малус (КБМ, скидки за безаварийность), и страховой полис ОСАГО для них обоих будет стоить дороже в следующем периоде страхования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector