Передача дел главному бухгалтеру: пошаговая инструкция

Содержание:

Определено понятие электронного документа

Понятие электронного документа не ново для нашего законодательства. Оно сформулировано в Законе об информациип. 11.1 ст. 2 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, когда-то было и в старом Законе об электронной цифровой подписист. 3 Закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ (утратил силу с 01.07.2013). Теперь это понятие наконец зафиксировано в ГКп. 2 ст. 434 ГК РФ.

Что касается возможности заключить письменный договор путем обмена электронными документами, то она была и раньше. Требования в целом остались прежними:

  • используемый канал связи должен позволять достоверно установить, что документ исходит от стороны по договоруп. 2 ст. 434 ГК РФ;
  • использование электронной подписи должно быть предусмотрено соглашением сторонп. 2 ст. 160 ГК РФ.

Правда, поправки ввели такое ограничение: закон или соглашение сторон могут требовать оформления договора как одного документа, подписанного сторонамип. 4 ст. 434 ГК РФ. Тогда заключать договор путем обмена сообщениями не стоит — письменная форма будет не соблюдена.

Новые акты ЦБ для кредитных организаций

С 1 января 2020 года вступают в силу следующие нормативные акты Банка России по бухгалтерскому учету в кредитных организациях:

  • положение ЦБ от 12.11.2018 № 659-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды кредитными организациями»;
  • указание ЦБ от 12.11.2018 № 4965-У с изменениями в План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения;
  • указание ЦБ от 09.07.2018 № 4858-У с изменениями в порядок определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций.

В своём информационном письме от 27.08.2019 № ИН-012-17/68 Банка России детально раскрыл для банков все нововведения и порядок их применения с 2020 года.

Если говорить в целом, то ЦБ дал банкам право не делать расчет показателя долговой нагрузки заемщика в случае наступления ипотечных каникул (это изменении условий договора кредита в виде приостановления исполнения заемщиком своих обязательств либо уменьшения размера платежей на срок, определенный заемщиком, в соответствии со ст. 6.1-1 Закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Кроме того:

  • скорректирован перечень активов, к которым применяют надбавки к коэффициентам риска (например, теперь кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по кредитам на потребительские цели не включают требования по образовательным кредитам с господдержкой, а по ипотечным кредитам – требования по кредитам, предоставленным в рублях на приобретение жилья с господдержкой, если показатель долговой нагрузки заемщика не превышает 60%);
  • уточнен срок вступления в силу и применения решения совета директоров ЦБ об увеличении размера надбавок для отдельных видов активов;
  • расширен перечень документов, подтверждающих доходы физлиц, зарегистрированных как ИП, используемых при определении величины среднемесячного дохода заемщика;
  • уточнен порядок расчета показателя долговой нагрузки заемщика (в т. ч. продолжительность расчетного периода при определении вмененного дохода заемщика увеличена с 12 до 24 календ. месяцев);
  • скорректированы перечень расшифровок кодов активов, матрица надбавок к коэффициентам риска.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

С 06.01.2019 действует приказ Минфина от 16.10.2018 № 208н, который утвердил ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». По общему правилу он обязателен с отчетности за 2022 год. Но его можно начать применять и ранее, прописав это в своей учетной политике и раскрыв такое решение в бухотчетности.

Также см. «Какие изменения в бухотчетности в 2020 году: обзор».

Планируемые изменения в «доходно-расходной» классификации

Доходы от аренды, лицензионные и дивидендные доходы предлагается всегда считать выручкой, а не прочими доходамип. 6 проекта ПБУ «Доходы организации». Напомним, что сейчас их можно отражать по-разному в зависимости от характера деятельности, вида и условий полученияпп. 4, 5 ПБУ 9/99.

Привычный уже термин «прочие доходы» предлагается заменить на более уместный — «внереализационные доходы»п. 27 проекта ПБУ «Доходы организации», как не относящиеся к обычной деятельности организации, для которой характерна продолжающаяся (регулярная) основа и стабильные поступления денег.

В классификации расходов нас ждут аналогичные изменения.

В отчетности несущественные внереализационные доходы и соответствующие им расходы предлагается сворачивать. Ведь развернутые данные о них не представляют интереса для пользователей.

В частности, в проекте ПБУ «Учет основных средств» устанавливается правило, согласно которому доходы от продажи основного средства признаются за вычетом расходов, связанных с такой продажейп. 52 проекта ПБУ «Учет основных средств».

Карта «МИР» для пособий станет обязательной

1 июля 2020 года завершится так называемый переходный период по зачислениям всех бюджетных выплат на карту национальной платежной системы «МИР».

С 01.07.2020 все поименованные в Постановлении № 1466 платежи следует отправлять только на «МИР».

Обязательность перечислений на карту «МИР» вызывает вопросы у бухгалтеров и юристов коммерческих организаций.

С одной стороны, в Постановлении № 1466 четко сказано, что необходимо переводить на карту «Мир» только бюджетные средства. Когда работодатель выплачивает пособие, которое затем возмещает из ФСС, он распоряжается своими деньгами. Следовательно, правило об обязательном переводе на карту «МИР» на него распространяться не должно.

С другой стороны, специалисты ФСС в один голос твердят о том, что пособие по беременности и родам (декретные), ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 года, а также пособие по временной нетрудоспособности – но только в отношении подвергшихся радиации (на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне) следует перечислять на карту «МИР» в любом случае.

В регионах, где действует пилотный проект ФСС “Прямые выплаты”, сотрудники Фонда соцстраха требуют указывать реквизиты карты «МИР» в реестрах на выплаты, подаваемые работодателями – коммерческими компаниями.

Как же быть бухгалтеру, у которого, к примеру, работница идет в декрет после 1 июля 2020 и у нее нет карты «МИР»?

Возможны варианты:

1. Первый, самый разумный. Убедить сотрудницу заранее оформить «МИР» (выпуском карты занимается уже много банков, кроме того, карта нужна и для получения пособий на ребенка в дальнейшем).

ВАЖНО!

Если получатель не успел получить карту «МИР», а беременность и роды или временная нетрудоспособность (у подвергшихся радиации) наступили один раз в 2 года, то для получения выплат можно использовать карту других платежных систем.

2. Второй вариант для тех, кто не входит в пилотный проект ФСС«Прямые выплаты»: вручить работнице деньги иным образом, без перечисления на банковский счет. Например, выдать наличными. По комментариям чиновников из ФСС, это допустимо и после 1 июля 2020.

Перечислять деньги не на карту «МИР» безналичным порядком не рекомендуем во избежание дальнейших споров с ФСС и проблем с получением денег работником (банки будут отслеживать такие переводы).

ВАЖНО!

Новый порядок учета госпомощи

С 2020 года действует приказ Минфина России от 04.12.2018 № 248н, который внёс изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утв. приказом Минфина от 16.10.2000 № 92н).

Их цель – привести правила бухучета госпомощи в соответствие с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Когда не надо применять ПБУ 13/2000

В силу новой редакции ПБУ об учёте госпомощи им не должны руководствоваться организации госсектора.

Кроме того, документ не применяют, если экономическая выгода связана:

  • с участием государства/муниципальных образований в уставных фондах ГУПов и МУПов;
  • возмещением недополученных доходов и/или финансовым обеспечением (возмещением) затрат на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг на договорной основе.

Как отражать бюджетные деньги на финансирование кап. затрат

Если организация приобретает внеоборотные активы, подлежащие амортизации, полученные деньги она списывает со счета 86 на счет 98 при вводе объектов в эксплуатацию. Суммы на счете 98 в течение срока полезного использования объектов зачисляют в фин. результаты по мере начисления амортизации.

Если капитальные затраты понесены в предыдущие отчетные периоды, то полученные бюджетные средства отражают так:

  • в размере начисленной амортизации по внеоборотным активам, созданным за счет финансирования – как увеличение финрезультата;
  • в оставшейся части – в качестве доходов будущих периодов.

Отметим, что до 2020 года такие бюджетные средства принимали как задолженность по ним и увеличение финансового результата (как прочие доходы).

Как отражать бюджетные деньги на финансирование текущих расходов

Полученные средства организация показывает на счете 98 в момент принятия к бухучету запасов и других активов.

При отпуске запасов в производство и других аналогичных расходах суммы относят на доходы отчетного периода.

Как показать в балансе информацию о госпомощи

С 2020 года в ПБУ 13/2000 введён новый состав показателей баланса, раскрывающих информацию о полученной госпомощи.

Здесь отдельными статьями с учетом существенности отражают:

  • неиспользованный остаток предоставленных бюджетных средств в составе целевого финансирования;
  • дебиторскую задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухучету;
  • кредиторскую задолженность по возврату бюджетных средств, признанную в бухучете;
  • доходы будущих периодов, которые организация при получении госпомощи на текущие расходы признала в составе краткосрочных обязательств.

Отметим, что до 2020 года остаток предоставленных бюджетных средств организация показывала по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

Как отразить в отчетности доходы будущих периодов в рамках финансирования капзатрат

В балансе и отчете о финрезультатах доходы будущих периодов можно отразить одним из двух способов:

Бухгалтерский баланс

Отчет о финансовых результатах

Доходы будущих периодов, признанные при получении средств на финансирование капитальных затрат Суммы, отнесенные в отчетном периоде на фин. результат
Способ № 1 Обособленная статья в составе долгосрочных обязательств Отдельная статья доходов
Способ № 2 Регулирующая величина, уменьшающая балансовую стоимость внеоборотных активов Величина, уменьшающая расходы по амортизации

Как отразить в отчете о финрезультатах средства на финансирование текущих расходов

Доходы, связанные с признанием бюджетных средств на финансирование текущих расходов, отражают одним из двух способов:

  1. в качестве отдельной статьи доходов (с учетом существенности);
  2. в качестве суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены средства.

Еще информация о госпомощи в бухотчетности

Также с 2020 года организация должна раскрывать выбранные способы представления информации о полученных бюджетных средствах.

Другие изменения в ПБУ 13/2000

С 2020 года отменена такая форма предоставления госпомощи, как субвенция.

Кроме того, из ПБУ исключены:

  • отсылки к порядку отражения в бухучете и отчетности условных обязательств и условных активов, которые связаны с признанными в учете бюджетными средствами;
  • упоминание пояснительной записки в составе бухотчетности;
  • указание на виды доходов и расходов, включаемых в финрезультат деятельности организации.

Указанные изменения нужно применять с отчетности за 2020 год, но можно и раньше, если отразить этот факт в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Доходы от продажи имущества будем признавать при переходе контроля над ним

Проект ПБУ «Доходы организации» предполагает отражение выручки в момент передачи контроля над экономическими выгодами и рисками, связанными с продукцией и товарамиподп. «в» п. 17 проекта ПБУ «Доходы организации».

Как правило, право собственности на имущество переходит к покупателю одновременно с контролем над экономическими выгодами и рисками по этому имуществу. Но бывают и исключения. К примеру, при купле-продаже товаров на внешнем рынке. В этом случае момент перехода рисков утраты и повреждения товара, как правило, привязывается к Инкотермс. И если он не совпадает с моментом перехода права собственности, экспортер по новым правилам должен будет отразить выручку в бухучете, не привязываясь к переходу права собственности на товар к покупателю.

Или другой пример: товар продается с особым условием, что право собственности переходит к покупателю только после погашения всего долга. Но все риски переходят к покупателю сразу после получения товара. В этом случае продавец должен показать выручку от продажи товара сразу после его передачи покупателю, не дожидаясь перехода права собственности.

Доходы по работам и услугам предложено отражать по мере их выполнения

Действующее в настоящее время ПБУ 9/99 «Доходы организации» позволяет при выполнении долгосрочных работ, услуг признавать доход (выручку) или по окончании договора, или по мере готовности. Причем выбор варианта учета не зависит от длительности договорап. 13 ПБУ 9/99.

Новый подход предполагает, что при выполнении долгосрочных работ (более 12 месяцев) или же более краткосрочных работ и услуг, но переходящих с одного календарного года на другой (к примеру, с декабря на январь), нет права выбора варианта признания выручки. Ее надо будет определять только исходя из степени завершенности работ и услуг на отчетную датупп. 19, 20 проекта ПБУ «Доходы организации».

НДС

Поправки, внесенные законом 63-ФЗ от 15.04.2019, оформили изменения НДС с 1 июля 2020 года. В третьем квартале затронут экспортеров:

  • входящий НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным вне территории РФ, теперь принимается к вычету;
  • в расчет для применения правила «5%» добавляется экспорт.

До третьего квартала, в соответствии с п. 1 , при реализации товаров, работ, услуг за границей входящий НДС можно было принимать как расход, уменьшая тем самым прибыль. Сейчас налог необходимо предъявить к вычету. Но если налогоплательщик применяет режим освобождения (), для него все остается по-старому.

Компаний и ИП, которые имеют некоторую долю экспортных операций в обороте, но кроме них использующих ЕНВД и(или) реализующих продукцию, не облагаемую НДС по ст. 149 НК, коснется изменение расчета НДС с 1 июля 2020. Чтобы взять весь входной налог к вычету в текущем квартале, нужно при расчете пропорции к облагаемым операциям прибавить экспорт. Таким образом, доля облагаемого оборота может существенно вырасти. Реализацию необлагаемых товаров, работ, услуг в расчет пропорции включать нельзя.

Наряду с поправками в НК РФ коррекции подвергся справочник ТН ВЭД, утв. Постановлением Правительства РФ № 466 от 18.04.2018. Из него убрали ряд сырьевых товаров.

Простую письменную доверенность организации нужно подтверждать

Если представитель контрагента после 1 июня 2015 г. придет с простой письменной доверенностью, вы вправе не выдавать ему товар (не исполнять другое обязательство) до тех пор, пока контрагент не подтвердит дополнительно его полномочияп. 2 ст. 312 ГК РФ. Как это можно сделать? ГК не ограничивает нас в способе, при этом предлагает три варианта.

ВАРИАНТ 1. Подписывать доверенность на представителя в присутствии вашего директора (иного уполномоченного лица). Это дает возможность проверить личность того, кто подписал доверенность (к примеру, посмотреть паспорт, протокол о назначении, если это руководитель контрагента), и сделать об этом отметку на документеп. 3 ст. 185 ГК РФ. Например, так.

Личность и полномочия С.И. Иванова, подписавшего доверенность, мною проверены.

ГенеральныйдиректорООО «Счастье»   А.С. Шанина

02.06.2015

Ваш работник, ответственный за отпуск товарно-материальных ценностей, увидев такую отметку, будет знать, что доверенность надежная. Ему останется только сверить паспортные данные самого представителя с данными, указанными в доверенности.

ВАРИАНТ 2. Прописывать полномочия представителя непосредственно в договоре с контрагентомп. 4 ст. 185 ГК РФ. К примеру, можно включить в текст договора следующую фразу.

5.1. Представителем Общества с ограниченной ответственностью «Дружба», уполномоченным получать в Обществе с ограниченной ответственностью «Радость» товары, названные в п. 2.4 настоящего договора, в период с 01.06.2015 по 31.12.2015 является Снегирев Алексей Аркадьевич, адрес регистрации: г. Москва, ул. Академика Бакулева, дом 14/2, кв. 126, паспорт 46 12 377382, выдан Отделом УФМС России по городу Москве по району Теплый Стан 23.12.2013.

Обращаем внимание, что такая фраза в договоре вообще заменяет доверенностьп. 4 ст. 185 ГК РФ. Вашему работнику понадобится только открыть текст вашего экземпляра договора и сверить паспортные данные

ВАРИАНТ 3. Попросить контрагента оформить представителю нотариальную доверенность. Но требовать ее вы не можете, если это не предусмотреноп. 2 ст. 163 ГК РФ:

  • <или>вашим договором;
  • <или>законом.

Нотариальное удостоверение требуется только для доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, а также для доверенностей на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о госрегистрации прав или сделок, на распоряжение зарегистрированными в госреестрах правамип. 1 ст. 185.1; п. 3 ст. 187 ГК РФ.

Организации вправе договориться и о любом другом способе подтверждения полномочий представителя.

Отметим: требовать доказательств того, что исполнение принимает «правильный» кредитор, можно было и раньше, просто норму конкретизировали. Сегодня проблема подтверждения полномочий действительно актуальна, учитывая разрешение не использовать печати для АО и ООО. Впрочем, обычная доверенность от организации не требует печати уже с 01.09.2013п. 4 ст. 185.1 ГК РФ.

Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация?

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо
обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

1) для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» — через «Личный кабинет налогоплательщика»;

2) для иных лиц: посредством личного обращения в любую налоговую инспекцию либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России». 

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы,
проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом
и т.п.). 

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): 

— сформирует уточненное налоговое уведомление и разместит его в Личном кабинете налогоплательщика; 

— в случае если Вы не являетесь пользователем Личного кабинета налогоплательщика, направит Вам уточненное новое налоговое уведомление в установленном порядке; 

— направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика), в  т.ч.  в случае отсутствия основания для перерасчета налога (налогов). 

Изменен подход к расчету процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами

Даже если в договоре не предусмотрены проценты за незаконное удержание контрагентом ваших денежных средств (задержка оплаты, просрочка в возврате займа и т. д.), организация всегда может требовать так называемую законную неустойку — проценты на сумму долгастатьи 332, 395 ГК РФ.

Изменение общих правил ее расчета с 1 июня 2015 г. вы можете видеть в таблице.

Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами Былоп. 1 ст. 395 ГК РФ (ред., действ. до 01.06.2015) Сталост. 395 ГК РФ
Ставка процента Ставка рефинансирования ЦБ Средняя ставка банковского процента по вкладам физлиц в месте нахождения организации-кредитора (месте жительства для физлиц), публикуемая Банком России
Порядок расчета
  • <если>должник платит сам — применяется ставка на день погашения долга (его части);
  • <если>взыскивает суд — применяется ставка на день предъявления иска/день вынесения решения суда
Применяются ставки, которые действовали в периоды наличия задолженности (если они менялись за это время, то к каждому периоду применяется своя ставка)

Таким образом, если вам придется считать такие проценты по задолженности, приходящейся на периоды как до 01.06.2015, так и после, то расчет будет таким:

  • в отношении периода до 31.05.2015 включительно применяйте ставку 8,25% годовых. Она действует с 14.09.2012Указание ЦБ от 13.09.2012 № 2873-У;
  • в отношении периодов, начинающихся с 01.06.2015, смотрите сайт Банка России и применяйте ставки, которые будут там публиковаться. Пока что такой информации там нет.

В отдельных случаях установлены иные размеры законной неустойки, например за просрочку внесения платежа участником долевого строительствап. 6 ст. 5 Закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

***

Обновление части первой ГК затрагивает и интересы обычных граждан

Поэтому позже мы обязательно познакомим вас с теми изменениями, о которых вам важно знать лично для себя

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

    Авторизоваться

  • я не подписчик, но хочу им стать

    Подписаться

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

2020 г.

  1. Торговый сбор в Москве: что нового, № 2

    Важные НДФЛ-поправки для граждан, № 2

  2. Налоговые перемены для IT-компаний: новогодний подарок, № 17

    Что ждет активно работающих упрощенцев в 2021 году, № 17

  3. ИП на ОСН теперь сами считают НДФЛ-авансы, № 1

    Страховые взносы — 2020: что ждет работодателей и ИП, № 1

    НДФЛ-2020: новшества для налоговых агентов, № 1

    НДФЛ-поправки для организаций с ОП, № 1

    Налог на недвижимость организаций: новшества 2020 года, № 1

    «Прибыльные» изменения — 2020, № 1

    Обновление инвестиционного налогового вычета, № 1

    НДС-добавки: нюансы восстановления и вычета, № 1

    Точечные поправки для УСН, № 1

    Новые запреты для плательщиков ЕНВД и ПСН, № 1

2019 г.

  1. Новшества главы 25 НК РФ для выбывающих участников, № 4
  2. Опоздание с уплатой НДФЛ: стало проще избежать штрафа, № 3
  3. Июльская памятка для бухгалтера, № 14
  4. Взносы-2019: что нового для работодателей и ИП, № 1

    Уточнение ошибочного платежа в ИФНС: новшества-2019, № 1

    Январские НДС-поправки, № 1

    Новые правила для расчета налоговых пеней, № 1

    Изменение кадастровой стоимости: как теперь влияет на налоги, № 1

    Поправки о налоговых расходах для ОСН и УСН, № 1

    Налог на имущество «обездвижили»!, № 1

    «Прибыльный» инвестиционный вычет обновили, № 1

    КБК-2019: приказ новый — коды старые, № 1

2018 г.

  1. Обзор изменений, влияющих на отчетность за I квартал, № 6
  2. Налоговая амнистия — 2018, № 3
  3. Поправки-2018 по страховым взносам для льготников на УСН, № 2

    Оформляем вклад в имущество общества, № 2

    Налог на прибыль — 2018: отдельные новшества, № 2

    Экспортные НДС-новости, № 2

  4. Осенние изменения в налоговом администрировании, № 17

    Что нового для северян в не облагаемых взносами выплатах, № 17

    Первая партия НДС-поправок, № 17

    НДС-поправки: бюджетные субсидии и инвестиции, № 17

  5. Новшества июля-2018, № 14
  6. Страховые взносы работодателей: новшества-2018, № 1

    НДС-поправки: к чему готовиться, № 1

    Точечные изменения по НДФЛ для работодателей, № 1

    «Кадастровые» поправки по имущественным налогам, № 1

    «Имущественные» льготы — 2018: решение за регионами, № 1

    Страховые взносы ИП за себя с 2018 года, № 1

    Инвестиционный вычет: первое знакомство, № 1

    Налог на прибыль — 2018: новое в списании просроченных долгов, № 1

    Упрощенка-2018: что меняется с нового года, № 1

    Изменения по транспортному налогу — 2018, № 1

    КБК в платежках-2018, № 1

Дисконтирование — новая задачка для бухгалтеров

Требования о дисконтировании длительной задолженности есть во многих новых ПБУсм., например, п. 10 проекта ПБУ «Доходы организации». Речь идет о задолженности сроком:

  • <или>более 12 месяцев — она дисконтируется «по умолчанию»;
  • <или>меньшего временного промежутка — она дисконтируется по желанию организации, и это должно быть зафиксировано в учетной политике. Так, кто-то может выбрать, что для него длительной является отсрочка на 6 месяцев.

Предлагаемые изменения заключаются в разделении суммы выручки на две составляющие: сумму, которую организация получила бы на условиях немедленной оплаты (приведенную стоимость), и сумму процентов — как отдельный доход.

Таким образом, проекты ПБУ предлагают такой порядок учета:

  • продал имущество со значительной отсрочкой платежа — признай процентный доход за отсрочку. А в выручку, соответственно, надо включить не всю сумму по договору, а за вычетом процентов. Сейчас ПБУ не регулируют этот вопрос. Поэтому при продажах на условиях коммерческого кредита организации обычно признают выручку в полной сумме дебиторской задолженности, указанной в договореп. 6.2 ПБУ 9/99;
  • купил имущество со значительной отсрочкой платежа — признай процентный расход за отсрочку. А стоимость приобретенного актива надо будет определять исходя из приведенной стоимостип. 10 проекта ПБУ 5/2012 «Учет запасов»; п. 17 проекта ПБУ «Учет основных средств»; п. 20 проекта ПБУ «Учет аренды».

Рассмотрим простой пример. Товар продается с отсрочкой на 12 месяцев. Цена по договору — 120 000 руб. При условии немедленной оплаты товар стоит 100 000 руб. По действующим сейчас правилам продавец включит в выручку 120 000 руб. А новые правила предполагают, что в выручку будет включено лишь 100 000 руб. Оставшиеся 20 000 руб. будут учтены как проценты за отсрочку.

Покупатель же в качестве цены приобретения должен будет учесть 100 000 руб., а проценты в сумме 20 000 руб. он учтет как самостоятельный расход.

С дисконтированием может быть довольно много сложностей. Если договором определена лишь конечная сумма задолженности и бухгалтер, исходя из других договоров, не может выявить приведенную стоимость, надо определиться со ставкой дисконтирования. И здесь бухгалтеру придется опираться только на свое профессиональное суждение. К примеру, можно ориентироваться на то, по какой процентной ставке организация могла бы взять/дать деньги в кредит на аналогичных условиях.

Формулы для дисконтирования приведены в самих проектах ПБУ. К примеру, в проекте ПБУ «Учет аренды» указаны и прямая формула дисконтирования арендного платежа, и обратная.

Новые стандарты для госсектора

С 2020 года бюджетники должны начать применять новые стандарты бухгалтерского учета.

Согласно письму Минздрава России от 25.12.2018 № 22-00-09/2499 с отчетности 2020 года начинают действовать новые федеральные стандарты бухучета и отчётности для организаций госсектора (государственных/муниципальных бюджетных и автономных учреждений).

Это следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее – СГС/ФСБУ):

Название стандарта

Каким документом утвержден

СГС «Информация о связанных сторонах» приказ Минфина России от 30.12.2017 № 277н
СГС «Непроизведенные активы» приказ Минфина России от 28.02.2018 № 34н
СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» приказ Минфина России от 28.02.2018 № 37н
СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах». приказ Минфина России от 30.05.2018 № 124н

Эти стандарты нужно применять с отчетности за 2020 год.

Также с отчетности 2020 года действует федеральный стандарт бухучета (ФСБУ) для организаций госсектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н). Методические рекомендации по его применению содержит письмо Минфина России от 28.10.2019 № 02-06-07/84752.

Ещё с 2020 года действует СГС «Концессионные соглашения» (утв. приказом Минфина от 29.06.2018 № 146н). Методические указания по первому применению его положений Министерство финансов привело в письме от 29.10.2019 № 02-06-07/84753.

Кроме того, с 2020 года для организаций госсектора действует стандарт «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н). Он устанавливает единые требования к отражению в бухучете и отчетности материальных запасов и незавершенного производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector