Что такое конкуренция? виды конкуренции. кто такие конкуренты и как с ними бороться?

В биологии

Конкуренция (биология) — взаимоотношения организмов одного и того же или разных видов при сравнении, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения.

Внутривидовая конкуренция — это борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточенная и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. В процессе этой борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, за пищу, за убежища, сексуального партнера, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.

Например:

  1. борьба за самок у парнокопытных: например, оленей
  2. борьба за пищу: у ворон более сильная заклюет слабую
  3. борьба за солнечный свет у растений: например, одуванчиков

Межвидовая конкуренция — это борьба между особями различных видов. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам:

  1. серая крыса вытесняет чёрную;
  2. дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда (в Шотландии);
  3. в России таракан прусак вытесняет чёрного;
  4. в Австралии ввезенная медоносная пчела вытесняет маленькую, лишенную жала, туземную пчелу.

Борьба с природными условиями жизни (конституциональная борьба) — постоянный отборный стресс, обостряющий внутривидовую и межвидовую борьбу.

  1. из-за низкой температуры зимой гибнут птицы;
  2. оптимальная температура для озимой совки 22,5°С; при температуре 30°С плодовитость этой бабочки снижается на 10%;
  3. гусеницы озимой совки зимуют в почве: в малоснежные зимы они гибнут даже при сравнительно невысоких температурах.

Абиотические факторы действуют не только прямо, но и косвенно. Например, путём снижения количества пищи.

Уровни

Рассматривая уровни соперничества, стоит выделить 4 основных:

  • общий. На этом уровне любая отдельная фирма воспринимает каждого производителя как конкурента, участвующего в соперничестве за привлечение покупателей;
  • формальный. Компания считает конкурентами только тех, деятельность которых направлена на удовлетворение аналогичных с ней потребностей;
  • отраслевой. Ее иначе еще называют видовой, а основывается она на том, что фирмами-соперниками являются только те, что производят одинаковую продукцию;
  • предметный. Ее еще называют маркетинговой, а основывается она на том, что фирма-конкурент соперничает с теми, кто выпускает не идентичную, но схожую продукцию при аналогичной цене. В качестве примера подойдут два успешно конкурирующих продукта – Кока-Кола и Пепси.

Совершенная конкуренция

Действия, которые входят в рассматриваемое понятие, подразделяются на два вида: конкуренция совершенная и несовершенная. Совершенная конкуренция – это действия на рынке, которые направлены на большое число покупателей, а также на многочисленных производителей или продавцов товаров. Каждый из участников рынка – небольшой по размеру, занимает малую долю в общем валовом продукте страны. Следовательно, никто их участников рынка не может диктовать условия продаж и не может влиять на общие процессы всего рынка.

Информация на таком рынке общедоступна, легко получаема. Всем участникам рыночных процессов предоставляются данные о конкурентных ценах, об их динамике, о продавцах, их способах и методах работы, о покупателях, их стандартных пристрастиях, фактах поведения. Причем, возможно получать информацию как по местному рынку, так и по региональному и всероссийскому. При совершенной конкуренции отсутствует господство производителя над рынком, невозможно его влияние на формирование цен. Рынок регулируется только спросом и предложением.

Надо отметить, что совершенной конкуренции в мире не бывает, присутствуют только лишь некоторые ее черты в тех или иных отраслях экономики. Любая конкуренция способна лишь приблизиться к полной модели совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция возможна лишь на идеальном рынке, который также в практике не существует. Но, повторимся, модель идеального рынка разработана, и ее отдельные черты воплощаются в жизнь с помощью многочисленных государственных и негосударственных решений и процессов.

Одним из признаков идеального рынка является отсутствие входных барьеров. Ими называют высокий уровень стартового капитала, сложность оформления бумаг и получения разрешительных документов, высокий уровень средних зарплат требуемых специалистов и пр. Чем легче организовать бизнес, тем меньше входных барьеров. Это же относится и к выходным барьерам. В каждой отрасли барьеры свои и сложность вхождения в рынок индивидуальная. К примеру, в парикмахерском деле она одна, а на рынке строительства космических кораблей – другая.

Второй признак идеального рынка – отсутствие ограничений по количеству компаний, на нем работающих. Для этого можно увеличивать емкость рынка, к примеру, за счет поиска заказчиков в интернете. А можно и создавать много мелких компаний на большом экономическом пространстве.

Следующий признак – не допускается разнообразие товаров на рынке. То есть если есть на прилавках зубная паста, то она 2-3 видов. Если есть колбаса, то только Докторская. Этот идеализм на рынке лишил бы покупателей выбора, но конкуренция стала бы максимально прозрачной. Кроме того, никто из участников рынка не мог бы оказать давление на какого-либо другого партнера, все действия совершались бы по всеобщему согласию. Согласитесь, что работа в таких условиях была бы совершенно безоблачной, бизнес бы достигал состояния процветания за очень короткое время и с вероятностью 99%.

Но в этом случае бы пропала бы необходимость обучения, самосовершенствования, стремления к развитию. Работа бы стала намного менее интересной, а количество не очень грамотных бизнесменов росло бы с геометрической прогрессией. Поэтому радует тот факт, что идеальный рынок и совершенная конкуренция не возможны по определению. Но отдельные черты их и составляющие надо воплощать в жизнь, чтобы сделать экономику цивилизованным и развивающимся процессом, стимулирующим рост и культуру производства. Кстати, аналитики утверждают, что максимально приближено к идеальному рынку в нашей стране сельское хозяйство.

Отличия от несовершенной конкуренции

Как мы видим, совершенная конкуренция — это абсолютно гипотетическая структура, которую невозможно достичь. Тем не менее, существуют рынки, которые могут соответствовать некоторым характеристикам совершенного конкурентного рынка, одновременно нарушая другие. Мы называем эти рынки рынками несовершенной конкуренции..

Поэтому первое существенное различие между этими рынками заключается в том, что термин «совершенный» является теоретическим, а несовершенный рынок — это то, что мы находим в реальной жизни. Различия, которые мы можем найти между ними, многочисленны:

Количество производителей и потребителей

В этом случае могут быть разные типы:

монополия

Это происходит, когда существует одна компания, предлагающая продукт, без какой-либо конкуренции и способная управлять предложением по своему вкусу. В этих случаях их деятельность обычно регулируется, чтобы избежать оскорбительного поведения.

олигополия

Олигополия существует, когда есть несколько компаний, которые производят определенный продукт или услугу. В этом случае эти компании могут создавать ассоциации, называемые картелями, чтобы вести себя как монополисты. Если это только две компании, эта цифра называется дуополия.

Монополистическая конкуренция

В этой ситуации многие производители конкурируют с аналогичным продуктом. Производство обходится компаниям дороже, чем в случае совершенной конкуренции, но потребители выигрывают от дифференциации продукции.

олигопсония

Рынок с несколькими потребителями для нескольких производителей.

Дифференциация продуктов

В то время как на рынке совершенной конкуренции все продукты были бы однородными и полностью замещаемыми, на несовершенном рынке может существовать дифференциация одного и того же продукта..

Это выгодно потребителям, которые могут выбирать между одним и другим продуктом в соответствии с их условиями..

Информация о рынке

Как мы видели в характеристиках совершенных рынков, в этих случаях все участники рынка отлично знают всю рыночную информацию.

Напротив, на несовершенном рынке этой совершенной информации не существует. Это, например, означает, что если компания хочет повысить цену продукта, потребители могут продолжать его потреблять из-за недостатка знаний или преданности ему, даже если могут быть заменители по более низкой цене..

Входные барьеры

На конкурентно совершенных рынках входные и выходные барьеры для компаний абсолютно бесплатны. Однако в случае несовершенных рынков существуют сильные барьеры для входа новых производителей..

Например, более высокая рыночная доля некоторых производителей означает, что новые участники должны инвестировать очень большой объем капитала, чтобы конкурировать с ними..

В то время как в совершенной конкуренции ни один производитель не имеет большей доли рынка и, следовательно, не может влиять на рынок, в несовершенной конкуренции происходит обратное. Производители с большей властью могут изменять цены на продукцию, влияя на остальную часть рынка..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector