Модные и интересные арт-пространства в санкт-петербурге
Содержание:
- Основные особенности
- Особенности
- Freedom
- Короткий век кластеров
- Кто все эти люди?!
- Дешево, но сердито
- «Но мы же договорились!»
- Центр дизайна Artplay
- Кластеры выживут
- Концерты
- Contour
- Полезные советы от арт-пространства
- Примечания
- Мультиплейс 17/26
- Как выказать свое пространство?
- Модная история
- «В Башне»
- Ткачи
- Становление формата
- В нежели проблема?
Основные особенности
Бульон и главное предназначение творческого пространства – предоставить территорию получай которой свободно могут действовать представители творческих профессий, которых становится свыше год от года. Взамен эти пространства получают сбыточность транслировать или популяризировать рожденный на их территории концентрат. Плюс ко всему, новое креативное пространство – сие новые рабочие места в городе или пригороде.
Если бы есть какие-то нестандартные особенности организации работы, ведь такая территория может служить самым настоящим офисным центром. Как-то, если члены организации занимаются оформлением интерьеров другими словами ландшафтным дизайном, то собственно, почему и нет. Держи такой территории намного приятнее подписывать контракты. Тогда здесь обычно присутствует несколько рекреационных зон, отлично и общение будет более неформальным.
Также творческие пространства могут совершать рекреационную и образовательную функцию, быть местом проведения разного рода культурных мероприятий.
Особенности
Основное предназначение креативного пространства — предоставление площадок для деятельности представителям творческих профессий (так называемого креативного класса), численность которых в постиндустриальном обществе возрастает. Креативные пространства могут заниматься трансляцией и популяризацией рождённых на их территории продуктов и услуг (в сфере информационных технологий, науки, искусства и т. д.). В городах или городских районах, где расположены креативные пространства, они создают новые рабочие места, способствуя улучшению социально-экономической обстановки.
Креативное пространство может также служить офисным центром, имея при этом какие-либо нестандартные особенности организации работы — к примеру, оформление интерьера, более высокое количество рекреационных зон и территорий неформального общения, или подразумевать работу в формате open space — такие особенности, по мнению ряда исследователей, помогают офисным сотрудникам преодолеть рутинный характер своей работы.
Помимо экономической функции (офисы и магазины), креативные пространства могут исполнять и рекреационную и образовательную функции, выступая площадками для различных культурных мероприятий: выставок, лекций, кинопоказов. Функции также могут совмещаться под одной крышей. Основными видами креативных пространств являются коворкинги и арт-центры, Арт-кварталы, центры современного искусства .
Креативные пространства, как правило, размещаются в зданиях, утративших своё первоначальное предназначение, но впоследствии ревитализированных. Чаще всего это — бывшие промышленные здания, получающие новую функцию при сохранении архитектурного облика.
Проблемы креативных пространств
Росту числа креативных пространств мешают как недостаток финансов для их организации, так и низкая инвестиционная привлекательность. В результате креативное пространство, если и создаётся, то служит лишь временным этапом использования той или иной территории, призванным повысить интерес к ней, за чем может последовать новое изменение её функций. Основной источник дохода креативных пространств — платежи арендаторов, в связи с чем небогатые культурные организации не могут составлять среди них большинство. Помимо этого, многие креативные пространства размещаются в бывших промышленных зданиях в момент, когда стоимость аренды неизвестного места ещё невысока, но вынуждены с ростом платежей искать новое место. Инвесторы, как правило, предоставляют территории под креативные пространства ровно до момента, когда появится более выгодное применение, что создаёт потенциальный конфликт интересов между резидентами креативного пространства и владельцами территории. К примеру, по этой причине в 2013 году в Санкт-Петербурге скандально закрылось пространство «Четверть», размещавшееся в особняке Пирогова.
Freedom
Если после прогулки среди брежневских бетонных плит хочется проветрить голову и взглянуть на то, какой может быть свободная творческая зона, непременно стоит зайти в арт-пространство «Freedom» на Казанской улице, 7.
Находясь в ухоженном и отреставрированном особняке, каких немало в историческом центре, Freedom представляет собой шесть или семь больших и светлых залов, которые идеально подходят для презентаций, мастер-классов, бизнес-тренингов или крупных фестивалей, которые там регулярно проходят.
В залах для этого есть все необходимое оборудование, свежий воздух, раритетная пышная мебель, игровая зона, бар и тайм-кафе, которые входят в стоимость аренды на мероприятие. Из постоянных резидентов «Freedom»: студия прически «HairFucker» и магазин настольных игр «Игровед». Это пространство отличается от других своей «разовостью» и аккуратностью, что сразу же ставит его на абсолютно другой уровень.
Короткий век кластеров
Уже после скандала с особняком в переулке Пирогова команда «Четверти» основала кластер на проспекте КИМа в здании бывшего завода «Сигнал». Проект не протянул и полугода и закрылся из-за проблем с документацией. Оказалось, администрация завода вообще не имела права сдавать помещения.
В 2014 году, просуществовав год, закрылся кластер «Архитектор» на Миллионной улице 10, в котором располагались многочисленные бары, а также клуб Stakenshneider. На его месте открылся фешенебельный ресторан, также названный в честь известного архитектора.
Уже в этом году город услышал об истории с еще одним кластером, очень напоминавшей скандал с «Четвертью». Утром 6 мая в здание кластера «Цархитектор» на Большой Конюшенной улице ворвались 40 человек. Как рассказывают арендаторы, эти люди заставили всех немедленно покинуть помещение, даже не дав забрать личные вещи. Резидентам «Цархитектора» рассказали, что договоры субаренды уже недействительны, добавив, что здание принадлежит компании «Транспортные системы».
Кто все эти люди?!
Удивление резидентов арт-пространств, сталкивающихся с выселением, понять нетрудно. Они, как правило, заключают договоры субаренды и не знают о том, что происходит между собственниками здания и арендаторами. В случае с кластером на проспекте КИМа речь, судя по всему, и вовсе шла о двойной субаренде. Как рассказывали резиденты, администрация завода «Сигнал» сдавала помещение «Максимуму», «Максимум» сдавал его команде «Четверти», а та, в свою очередь, уже отдельным субарендаторам.
Резиденты «Цархитектора» заключали договоры субаренды с двумя компаниями — ИП «Коновалов» и ООО «Добрый кот», связанными с Александром Басалыгиным, который в свое время организовал «Архитектор» на Миллионной улице, 10. О субаренде речь шла и в случае с пространством «Четверть».
Дешево, но сердито
Камнем преткновения в отношениях собственников здания и арендаторов часто становится цена здания и его состояние. Первые часто сдают неприглядные помещения по низким ценам, надеясь впоследствии привести его в порядок и повысить арендную ставку.
«Лофты создаются в старых зданиях, часто находящихся в непотребном состоянии, что требует больших вложений для их приспособления к современным стандартам. Годным к использованию часто оказывается только скелет здания, нужно менять все — от окон до коммуникаций. Собственники часто сдают по низким ценам невзрачное помещение и предлагают арендаторам привести его в порядок с зачетом части затрат арендаторов в платежи по аренде помещений за первые несколько месяцев. Потом арендодатели смотрят на получившуюся конфетку и понимают, что теперь могут сдавать помещение дороже, а арендаторы, рассчитывавшие как раз на низкую арендную ставку, уже не готовы платить такие деньги», — поясняет заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский.
Руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St Petersburg Марина Пузанова добавляет, что креативные пространства часто арендуют очень недорогие помещения, ждут существенного дисконта от обычной цены. В таких случаях собственники, в свою очередь, не готовы брать на себя долгосрочные обязательства. «Для собственника это чаще всего временные отношения, поэтому они быстро заканчиваются, если находится более платежеспособный интересант», — говорит она.
«Но мы же договорились!»
Источником проблем и причиной конфликтов может также стать финансовая и юридическая безграмотность основателей креативных кластеров и субарендаторов. Например, в случае с «Четвертью» выяснилось, что ряд необходимых документов между несколькими арендаторами так и не был подписан, а финансовые отношения часто оформлялись на основании расписок. Команда разогнанного кластера позже ссылалась не на конкретные документы, а на устные договоренности. Резиденты кластера на проспекте КИМа на Васильевском острове сами признавались, что заключали договоры на свой страх и риск, а цепочка управления зданием многим вообще не была ясна.
«Естественно, стартово низкие цены привлекают тех, кто не готов оплачивать более добротные помещения. Часто это молодые ребята, у которых нет соответствующего опыта, которые не слишком подкованы юридически, те, кто не будет особо вчитываться в договоры, будут верить в добрую волю арендодателя, но это девиантная добродетель в этом сегменте рынка», — объясняет Алексей Шаскольский.
Центр дизайна Artplay
Креативная индустрия Москвы сосредоточена в творческих пространствах. В основном они расположены в цехах бывших заводов и фабрик. Такая практика распространена во всем мире. Открытый в 2003 году центр дизайна Artplay стал первой подобной площадкой. С 2008 года он размещается в цехах бывшего завода «Манометр». Специализации этого творческого пространства — архитектура, дизайн и искусство.
Сегодня Artplay — это более чем 400 компаний, в том числе свыше 300 шоурумов, 60 архитектурных бюро и строительных компаний, 40 дизайн-студий и 20 рекламных агентств.
На базе пространства работает университет креативных индустрий Universal University, включающий Британскую высшую школу дизайна, Московскую школу кино, школу компьютерных технологий Scream School, архитектурную школу «МАРШ», Московскую школу продвинутых коммуникаций (MACS) и Московскую школу музыки.
Архитектурная школа «МАРШ» занимается не только образовательными программами, но и принимает участие в реализации крупных городских проектов.
В центре дизайна Artplay действует школа бизнеса и галерейного менеджмента RMA и центр цифрового искусства Artplay Media, где проходят мультимедийные выставки, кинопоказы, спектакли, концерты, лекции по искусству и литературные чтения. Посетителям центра дизайна доступны два коворкинга, 14 кафе и ресторанов, книжные магазины, типографии, салоны красоты и языковые курсы.
Всего в центре дизайна Artplay работают 3457 человек. В планах — расширить деятельность и создать креативный технопарк.
Кластеры выживут
Эксперты и сами представители творческих пространств сходятся в том, что этот вид бизнеса обладает хорошей антикризисной устойчивостью.
«Преимущество креативных кластеров перед другими объектами недвижимости при подобного рода кризисах заключается в высокой диверсификации состава арендаторов. На территории Artplay в Москве, например, располагаются офисы, шоурумы для архитекторов и в области дизайна интерьера, образовательные учреждения, заведения общепита и другие предприятия. Среди резидентов есть не только архитектурные и дизайнерские бюро, но и, например, компании, специализирующиеся в сфере IT и зарабатывающие в интернете. В долгосрочной перспективе кто-то от кризиса потеряет, а кто-то выиграет», — рассказали в компании.
Куратор «Севкабеля» Алексей Онацко, в свою очередь, считает, что, если обстоятельства с коронавирусом сложатся удачно и не будут введены новые ограничения, у этого рынка есть все шансы на довольно быстрое восстановление. Сам карантин в среднесрочной перспективе не окажет значительного влияния на дальнейшее развитие общественных пространств и современной городской среды.
Никита Рябинин, глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group, обратил внимание, что творческие пространства обычно занимают представители малого бизнеса, которые оказались в самом уязвимом положении в кризис, так как у них просто нет достаточной ресурсной базы, чтобы его пережить. «Соответственно, можно ожидать ухода многих подобных игроков с рынка — не только в Петербурге, но и по всей России
Конечно, многое также зависит от собственников помещений: если они предоставляют отсрочки и льготы по арендной плате, шансы сохранить бизнес у арендаторов выше. При этом сами по себе творческие пространства вряд ли куда-то исчезнут: скорее всего, после полного снятия карантинных мер они снова откроются во всех городах, но многие уже с другими участниками, так как порог входа в эту сферу невысокий. Определённый удар по этому сегменту, конечно, нанесён, но у него хорошие шансы быстро восстановиться», — уверен эксперт
«Соответственно, можно ожидать ухода многих подобных игроков с рынка — не только в Петербурге, но и по всей России. Конечно, многое также зависит от собственников помещений: если они предоставляют отсрочки и льготы по арендной плате, шансы сохранить бизнес у арендаторов выше. При этом сами по себе творческие пространства вряд ли куда-то исчезнут: скорее всего, после полного снятия карантинных мер они снова откроются во всех городах, но многие уже с другими участниками, так как порог входа в эту сферу невысокий. Определённый удар по этому сегменту, конечно, нанесён, но у него хорошие шансы быстро восстановиться», — уверен эксперт.
Концерты
Концерт
Трио Никиты Арефьева
30 августа 2020г. Начало в 20:00 Никита Арефьев – рояль; Роман Салмасов – контрабас; Семён Федотов…
Концерт
The Milestones
29 августа 2020 г. Начало в 20:00 Это проект, в котором задействованы музыканты арт-группы…
Концерт
FreeMi
28 августа 2020 г. Начало в 20:00 Талант и огромный опыт работы на сцене музыканты решили…
Концерт
Трио Влада Колчина
21 августа 2020 г., пятница 20:00 «Влад Колчин project»! Коллектив был создан в момент, когда стиля…
Концерт
Juniper
22 августа 2020 г., суббота 20:00 Активно выступая, группа обрела известность в Петербурге. JUNIPER…
Contour
Кураторы пространства «Contour» арендовали помещение целого советского завода «Сигнал» вместе со всей прилегающей территорией, а это значительно больше площадей остальных петербургских креативных проектов. Один из этажей завода выделен под жилую зону (помещение площадью 20 метров можно снять за 15 тысяч рублей, ремонт придется делать самому), другой — под мастерские, третий — под коммерческую зону с барами и кафе.
Проект только набирает обороты, но уже сейчас можно посетить патриотический бар «Победа», бар «Штаб», вегетарианское кафе «PerpetuumOmletum», кафе-бар «horosho», заглянуть в мастерские «SmithWorkshop», «Samodelki» и «H2», а также в арт-студию «Redroom» и музыкальную школу «Jame`scool». Во внутреннем дворике установлена сцена, там проводятся концерты, фестивали и другие мероприятия.
Открытие лофта состоялось около месяца назад, и за это время он сильно изменился: резиденты навели порядок в помещениях и коридорах, ощущение бомжовой антисанитарии постепенно исчезло, а бывший завод приобрел интеллигентный вид. Из нерешенных проблем: контрольно-пропускная система завода, которая продолжает функционировать и не пускает гостей внутрь, а резидентов выгоняет после восьми, и коммуникации, проложить которые в каждую из жилых зон крайне проблематично.
Если первая проблема, по замыслу кураторов, должна самоустраниться, то вторую придется решать своими силами. А своих сил у кураторов хватило только на то, чтобы косметически привести в порядок помещения: команду «Четверти» опять выгнали из-за финансовых и бюрократических вопросов, они судорожно ищут новый завод, который отремонтирует дешевая хипстерская сила, а судьба «Сигнала» на КИМа, 6, уже почищенного, аккуратненького и пропиаренного, решается прямо сейчас.
Но мы очень надеемся, что новые кураторы «Сигнала» доведут дело до ума, и мы увидим не только отремонтированный, облагороженный и весь сданный в субаренду модникам советский завод, но и первый в России фаланстер, который больше похож на фурьевский коммунистический улей, чем все остальные. А остальных — очень много, и, чтобы отделить мух от говна, необходимо снова спуститься по ленте времени.
Полезные советы от арт-пространства
Аренда помещений для мероприятий
В нашем музее вы найдете помещение для проведение любого события: корпоративы, тренинги, семинары, фотосессии, торжества и дни рождения — вы останетесь довольны. Мы предлагаем 9 залов на выбор. Каждый зал можно декорировать и зонировать под ваши задачи.
Организация и проведение мероприятий
Мы уже провели более 500 мероприятий. Именно у нас вы сможете выбрать отличную программу мероприятия и провести его в уникальном месте. Музей современного искусства Артмуза – это 4 этажа галерей, а также двор более 5 000м2 для проведения мероприятий летом.
Куда сходить, что посетить?
Приглашаем вас посетить музей современного искусства АРТМУЗА в Санкт-Петербурге — 4 этажа галерей, экспозиций и выставок в самом центре культурной столицы. А так же концерты, выступления, семинары, выставки живописи и многое другое. Мы рады вам всегда в нашем творческом арт кластере. Вход свободный!
Романтический ужин в картинных галереях
Эксклюзивная услуга рестобара «Artist» — организация романтического ужина в галерейных залах музея современного искусства АРТМУЗА. Загляните к нам, чтобы совместить незабываемые впечатления от произведений современных мастеров с шедеврами авторской кухни!
Примечания
- ↑ Суховская, Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 650-652.
- Наталья Бухтиярова. . Квадрум.Медиа (24 июня 2016). Дата обращения 14 апреля 2017.
- Литвинцева, Г. Ю. Креативные пространства — аудитории нового типа // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 10-2 (52). — С. 201-202.
- Татьяна Баренцева. (недоступная ссылка). Magazine Realty. Дата обращения 14 апреля 2017.
- . РБК (25 февраля 2013). Дата обращения 14 апреля 2017.
- Виктория Взятышева. . Интернет-газета «Бумага» (18 февраля 2014). Дата обращения 14 апреля 2017.
- Александр Тупеко. . Карповка (11 октября 2013). Дата обращения 14 апреля 2017.
- Виктория Взятышева. . Интернет-газета «Бумага» (30 декабря 2013). Дата обращения 14 апреля 2017.
- ↑ Валентина Быкова. . Mediahubble (24 марта 2014). Дата обращения 14 апреля 2017.
- . Портал недвижимости domik.ua (19 апреля 2012). Дата обращения 14 апреля 2017.
- Ирина Иноземцева, Оксана Самборская. . Дом.Lenta.ru (12 февраля 2015). Дата обращения 14 апреля 2017.
- Алексей Крижевский, Александр Кудрявцев, Андрей Панфилов. . Газета.Ru (15 февраля 2017). Дата обращения 14 апреля 2017.
- Анастасия Сыропятова. . Типичная Москва (13 ноября 2015). Дата обращения 14 апреля 2017.
- Марат Селезнев. . Lenta.ru (2 августа 2014). Дата обращения 14 апреля 2017.
- ↑ Артем Костюковский, Максим Шер. . Ъ-Огонёк (19 марта 2012). Дата обращения 14 апреля 2017.
- . Visit Petersburg. Дата обращения 14 апреля 2017.
- . Агентство «Мой Петербург». Дата обращения 14 апреля 2017.
- . JazzPeople. Дата обращения 14 апреля 2017.
- Юля Галкина. . The Village (3 апреля 2015). Дата обращения 14 апреля 2017.
- . GeneralExpo. Дата обращения 14 апреля 2017.
- . The Voronezh room (28 апреля 2015). Дата обращения 14 апреля 2017.
- Мария Шипулина. . Большая Деревня (12 августа 2016). Дата обращения 14 апреля 2017.
- Динара Валеева. . Inkazan (26 марта 2015). Дата обращения 14 апреля 2017.
- Ольга Гоголадзе. . Kazanfirst (25 марта 2015). Дата обращения 14 апреля 2017.
- . ПОнедельник (15 мая 2014). Дата обращения 14 апреля 2017.
Мультиплейс 17/26
Но и на этом BSgroup не останавливаются: напротив метро Чернышевская в ближайшее время откроется четвертый их проект «Мультиплейс 17/26», расположившейся в историческом пятиэтажном здании 1864 года постройки. Аренда помещений, по обещаниям BS, не должна превышать 14 тысяч рублей, будут предоставлены зоны от 10 до 25 квадратных метров.
Что ж, увидим, что получится из «Мультиплейса». Что еще преподнесет нам команда BSgroup, остается только догадываться — в любом случае, количество молодых людей, желающих начать зарабатывать на своих творческих порывах, растет с каждым днем, а особняков, нуждающихся в реставрации в Петербурге, великое множество. Свою миссию риэлтерская команда определяет как «изменение инфраструктуры города путем создания «очагов» активности и движения», а это, несомненно, благое начинание. Выходит, BSgroup совмещает приятное с полезным, с чем мы их и поздравляем.
Как выказать свое пространство?
Чтобы открыть собственное творческое участок, кроме финансов нужны еще и минимальные знания. Гляди основные вещи, которые нужно знать об этом деле:
Бревно
Важно понимать, что потребность в таких организациях – сие большой вопрос. Взять, к примеру, художников
Они без- любят смешиваться с толпой, но им важно слышать отзыв о своих работах. Так что нужно соблюдать эквилибр: люди, которые приходят в пространство, не должны читать в душе себя частью безликой массы, но и чувство общности сам черт не отменял.
Интерьер. На него вообще (бог) велел махнуть рукой. В Европе больше всего ценят аутентичные пространства безо дизайна и лоска, поэтому неплохо будет, если сохранится неповторимая условия андеграунда.
Финансы. Рано или поздно инвестор не кошелек с деньгами, если только пространство будет продвигать интересные и уникальные идеи.
Мимика и государство. При возможности лучше заручиться поддержкой местных властей.
Рекламное объявление. Себя нужно пиарить, люди не могут подоспеть в то место, о котором ничего не знают.
- Продовольствие. Творчество творчеством, а голод не тетка, стоит поберечь хотя бы о кулере и стаканчиках.
- Название. И последнее, словно назвать творческое пространство? Лучше всего выбрать слово, которое будет ассоциироваться с местом расположения (к примеру, еще упомянутый «Символ») или основным направлением деятельности («Арт-лайф»). Кончен бал, можно выбрать и что-то глубокомысленно-нейтральное, (языко «Икра». Главное, чтобы название было звучным и запоминающимся.
Фольклор – это свой особенный мир и циничным прагматикам в нем места никак не найдется.
Поделитесь ссылкой и ваши авоська и нахренаська узнают, что здоровье для вас самое фундамент. Спасибо ツ
Модная история
Экономика арт–пространств очень сильно зависит от расположения, от объектов, которые находятся рядом, от специализации и репутации арендаторов, даже от моды. Отчасти из–за рискованности серьезно вкладываются в ремонт обычно либо собственники помещений (почти всегда это производственные компании, у которых освободились площади), либо управляющие компании с долгосрочной арендой. Подавляющая часть петербургских креативных пространств работают в неотремонтированных помещениях, достраивая только туалеты, а нужное оборудование устанавливают субарендаторы: магазины, бары и др. Такие кластеры часто переезжают, и на этапе становления рынка это привело к закреплению за всеми арт–пространствами репутации нестабильных и экономически невыгодных. Самая распространенная причина закрытия креативных пространств — смена планов собственника помещения или его конфликт с управляющей компанией. Так закрылись «Тайга», «Четверть», «Архитектор» и другие.
Некоторые арт–пространства как будто пытаются предоставить посетителям все необходимое, чтобы они вообще не уходили: хостел для сна, коворкинг для работы, бар и выставку для досуга.
Моде на креативные пространства следуют даже государственные учреждения. К примеру, библиотека им. Гоголя (ЦБСК Красногвардейского района) превратилась в многофункциональное общественное пространство в 2013 году. «Состав старой библиотеки сменился на 95%, теперь здесь проходят циклы лекций, экскурсии для школьников, разговорные клубы, кинопоказы», — комментируют сотрудники.
И многие компании из других сфер перенимают отдельные составляющие формата: магазины и рынки принимают на своей территории спектакли и конференции, проводят лекции и др. Иногда даже предоставляют свои площадки бесплатно, рассчитывая, что чем больше времени посетители проведут в их помещении, тем выше вероятность, что они что–то купят. Так, Музей советских игровых автоматов регулярно устраивает утренние «лекции–завтраки» с известными спикерами, «Долгоозерный рынок» планирует еженедельно проводить мастер–классы для родителей с детьми.
«В Башне»
Это пространство находится бери территории Санкт-Петербурга (ул. Солдата Корзуна д. 1/2).
Творческое окно «В Башне» несколько отличается от «Символа». Его позволяется считать таким себе домом творчества с различными кружками. Коренной упор сделан на танцевальное и театральное искусство. Так, что интересно, «В Башне» обучают даже цирковому искусству и акробатике, особенно эта изюминка и манит к себе жителей и гостей города.
Тогда есть такие секции, как:
- Профтехшкола танцев для детей и взрослых.
- Театральная студия.
- Из-студия.
- Английский язык.
- Школа мюзикла.
- Восточные поп-танцы.
- Брейк-данс.
- Акробатика и цирковая студия и т. д.
Вот и все здесь могут организовать любой праздник, а желающие могут порваться несколько мастер-классов, чтобы постичь искусство создания веселья с ничего.
Ткачи
Ну а вершину бизнеса в сфере креативных кластеров, вне всяких сомнений, занимает пространство «Ткачи». Сумасшедшая арендная плата, интерьеры лофт-молла и большой поток клиентов («Ткачи» находятся на набережной Обводного канала, в трех минутах от одноименного метро) приманивают сюда разный контингент.
Попробуем разобраться. Костяк арендаторов — это различные школы и иные образовательные проекты: курсы рекламы и маркетинга «ИКРа», музыкальная школа классической музыки «Виртуозы», курсы кройки и шитья «GRASSER», школа моды «BLANCHENOIR», танцевальная академия «ЖИНГА», мастерская-курсы аэрографии Ксении Елисеевой, творческие мастерские «Цыпленок и Огурец» и студия классического вокала венецианской школы Михаила Мангасарова.
Помимо этого, в «Ткачах» находятся офисы медиа-компаний и компаний-организаторов: «Geometria.ru», «Peterburg2.ru», «videofabrika.ru», маркетинговое агентство «STEM», event-проект «PandaProject», бюро путешествий «JeanneBarret» и студия частных праздников «LaFamilia».
Одеться, к сожалению, в «Ткачах» практически негде: шоурум «Amilu» торгует женскими платьями а-ля офисный планктон на корпоративе и дома, «osome2some» — какими-то непонятными провинциальными тенденциями, воплощенными в разноцветных тканях, а «RussianRoom» — самой обыкновенной одеждой типа «GAP» и «OGGI» (теперь почему-то «Oodji»).
Из достойных представителей фэшн-индустрии в «Ткачах» можно встретить только, пожалуй, уличный бренд «МЕЧ Store», шоурум «Lounger», мультибрендовый магазин «GoodLocal»и шоурум «Banya».
В «Ткачах» есть целых три музыкальных магазина: «DJStore», который нереально завышает цены (дороже, наверное, только в «Музторге», а в той же «BAZA» весь ассортимент гораздо дешевле), гитарная лавка «ГитарСиб» и магазин подарков и сувениров для музыкантов «Muzbutik».
Обзавестись новым гаджетом можно в «Apple-zone» и «WiBuy», правда абсолютно непонятно, зачем идти туда и переплачивать, если есть «Юлмарт».
Домашний интерьер предлагает обставить своей продукцией шоурум «FunkyHome», купить велосипед — магазин «Electra», приобрести винтажные вещи — магазин-салон «OFF», а комиксы, книги и журналы — книжная лавка «Двадцать восьмой».
Помимо этого, в «Ткачах» работает рекламная типография «Помидор», которая все печатает не хуже и не лучше миллиона других городских типографий. Есть в этом молле и место для вечеринок — «13N», туда редко кого привозят, да и тусовки там практически нет, зато проходят выставки и показы.
Из всего перечисленного можно сделать вывод о том, что «Ткачи» в данный момент находится на полпути от креативного пространства к самому обыкновенному торгово-развлекательному центру с этажом под офисы и корпоративы. Очевидно, именно в этом и заключался замысел создателей.
Итоги
Следует отметить всеобщую полезность креативных кластеров и благородность их кураторов. Так, старые здания реставрируются и начинают жить новой жизнью, стоимость земли поблизости возрастает, молодые творческие предприниматели получают возможность стартовать за счет относительно дешевой аренды, кураторы — заиметь славы и денег, а мы с вами, простые мещане-потребители, получаем новые зоны для удовлетворения самых разных потребительских потребностей.
В кластерах можно и поесть, и выпить, и поработать, и потанцевать, и пообщаться, и поучаствовать в самых разных мероприятиях — короче, подписывайтесь и вписывайтесь, пока не сдохли. Vivalacluster!
Становление формата
Урбанист Саймон Эванс определяет креативные пространства как «сообщества творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории». В РФ закрепленного законом определения креативного пространства нет, но петербургские депутаты, принимая закон об арендных льготах для таких проектов, составили список профильных для этого формата видов деятельности. Это компании по пошиву одежды и обуви, изготовлению гравюр, обработке стекла, галереи, музеи, студии дизайна и звукозаписи и пр.
По сути, в креативных пространствах бизнес старается создать места, где люди могут проводить как можно больше времени вне дома. Эту задачу первыми в Петербурге сформулировали создатели коворкинга «Третье место». Они привели объяснение социолога Рэя Ольденбурга: третье место — это пространство между работой и домом, которое нужно для развлечения, образования, досуга, отдыха, общественной активности и др. По мнению Ольденбурга, эта часть городского пространства играет роль в развитии гражданского общества и демократии.
Среди первых игроков зарождающегося рынка в Петербурге были лофт–проект «Этажи», который работает до сих пор, тайм–кафе «Циферблат», «Четверть» и др. Сейчас, по данным Knight Frank SPb, в городе около 60 креативных пространств. Среди тех, кто на слуху, — «Голицын Лофт» (специализируется на общепите), «Ткачи» (в основном сдают помещения под магазины дизайнерских вещей и офисы), «Артмуза» (здесь есть театральный зал и более 130 творческих мастерских), «ОхтаLab» (организует платные и бесплатные образовательные лекции) и другие. За последний год открылась «Среда» в Гостином Дворе, в несколько раз увеличил площадь «Порт Севкабель», готовится к открытию обсерватория Yota Lab на крыше в здании на набережной Обводного канала.
В нежели проблема?
Формирование пространства для творческой молодежи в библиотеке – сие относительно новое направление деятельности, целью которого является приковывание молодых и креативных посетителей. Креативные пространства обычно функционируют в больших городах, да в маленьких поселках творческие ребята собираются в местной библиотеке. В основном, сие связано с отсутствием финансирования, да и такие идеи имеют низкую инвестиционную притягательность.
Поэтому если и создается креативное гаммада, то оно, скорее всего, является временным этапным порядком использования определенной территории. Так, повышается интерес к какому-в таком случае сооружению, а после оно вновь меняет свои функции.